Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Начало российского парламентаризма. Создание и деятельность Государственной думы (1906-1917 гг.)

Тип Реферат
Предмет История

ID (номер) заказа
4184297

200 руб.

Просмотров
1113
Размер файла
49.26 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Становление парламентаризма в России и эволюция Федерального Собрания проходит в контексте крупных трансформационных преобразований 90-х гг. XX – начала XXI вв., что акцентирует проблему места и роли парламентаризма в современном развитии посткоммунистических политических систем. Представляется, что оптимальное развитие современного российского парламентаризма невозможно без обращения к прошлому, к опыту работы Государственной Думы начала XX в. Востребованность исследований данной проблематики очевидно и потому, что в условиях переходного периода роль парламента в социально-политических преобразованиях возрастает многократно, поскольку именно представительные учреждения, выполняя законодательные и представительные функции, становятся одновременно центром конфликта и сотрудничества различных политических сил, мобилизуют политические элиты, формируют групповые интересы и способствуют рационализации политических решений. Политическая обостренность данных проблем актуализирует необходимость обращения к историческому опыту функционирования российского парламента. Таким образом, обращение к истории процесса формирования и функционирования Государственной Думы начала XX в. представляет значительный интерес не только и не столько с точки зрения изучения истории формирования парламентаризма в России, сколько с точки зрения современного государственного строительства, в плане выбора оптимальных форм организации представительной власти, имеющей ключевое значение для оценки государственного строя, уровня взаимодействия власти и народа. Цель настоящей работы – рассмотреть историю начала становления российского парламентаризма, создание и деятельность Государственной думы (1906-1917 гг.)Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить особенности революции 1905-1907 гг. и возникновения парламентаризма.- проанализировать функционирование I и II Государственных Дум: в конфликте с самодержавием;- дать характеристику III и IV Государственным Думам, существовавшим в системе третьеиюньской монархии;- рассмотреть особенности российского парламентаризма.Структура работы соответствует цели и задачам исследований и включает введение, четыре параграфа, заключение и список литературы.1. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ.: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМАСоциально‑политические процессы, происходившие в стране, привели к возникновению революционной ситуации. Неограниченность власти проявлялась во всевластии чиновников и полиции, в гражданском и политическом бесправии народных масс. Россия оставалась абсолютной монархией и была единственной из крупных стран Европы, не знавшей элементов парламентаризма. Усиливался политический террор, престиж самодержавия стремительно падал.Причины революции:- противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти (самодержавие являлось одним из важнейших пережитков феодализма, опиралось на помещиков и бюрократию, стояло на страже деспотических порядков);- нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей;- ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом;- кризис имперской системы отношений между метрополией и национальными окраинами (рост национально‑освободительного движения).Предпосылки революции:- поражение русской армии в войне, которое способствовало углублению кризиса монархического строя и ускорило начало революции 1905-1907 гг.;- социальная напряженность как следствие экономического кризиса 1900-1903 гг.;- особенности личности Николая II (нерешительность в сочетании с жестокостью и упрямством);- активность радикальных и либеральных политических объединений накануне революции.Характер и движущие силы революцииПо своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно‑демократическая. По средствам и формам борьбы — пролетарская.Основными задачами были:- ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;- свержение самодержавия;- установление в стране демократического строя;- предоставление политических прав и свобод;- установление восьмичасового рабочего дня;- признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов.Движущие силы революции: буржуазия (непоследовательная позиция в борьбе с самодержавием), крестьянство; главной движущей силой был пролетариат. Аграрный вопрос стал основным социально‑экономическим вопросом революции [10].Этапы и ход революцииI этап. Январь — сентябрь 1905 г.1) «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. — шествие питерских рабочих с петицией к Зимнему дворцу. «Кровавое воскресенье» серьезно подорвало монархические настроения масс, стало началом революции 1905-1907 гг., рабочие перешли от мирной демонстрации к вооруженной борьбе.2) Весенне‑летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку.3) Стачка рабочих в Иваново‑Вознесенске (май — июнь 1905 г.) и возникновение первого совета рабочих уполномоченных.4) Массовое движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов Центральной России, в Грузии и Латвии.5) В мае — июне 1905 г. проходят съезды земских представителей и Всероссийский крестьянский съезд, на котором выдвинуто требование конституционных реформ.6) Восстание моряков на броненосце «Князь Потемкин Таврический» (июнь 1905). Непосредственными же причинами их выступлений были тяжелые условия военной службы. К тому же армия по своему составу преимущественно была крестьянской, и волнения, происходившие в деревнях, сказывались на настроении солдат. Броненосец «Георгий Победоносец», направленный для расправы с восставшими моряками, перешел на их сторону. Восстание имело историческое значение: впервые военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа; армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться.7) Революционные рабочие профсоюзы появлялись во многих городах и районах страны. Возникла перспектива общероссийского профсоюзного объединения.Реакция правительства18 февраля Николай II подписал рескрипт с обещаниями реформ.6 августа 1905 г. вышел Указ об учреждении Государственной Думы (так называемой Булыгинской) [16].Использование правительственных войск для подавления выступлений рабочих, крестьян, матросов и солдат.II этап. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции1) Всероссийская политическая стачка (сентябрь — октябрь). Важнейшую роль в подготовке Октябрьской всероссийской политической стачки 1905 г. сыграли большевики. Она охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя введения демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководившие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание. Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Николаю II пришлось пойти на уступки: он подписал Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Он провозгласил гражданские свободы и выборы в Государственную Думу, знаменуя собой серьезную победу революционного движения, и в то же время внес в него раскол. Либеральные деятели после Манифеста стали действовать значительно активней, призывая прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу. Революционное движение постепенно стало терять свою широту и массовость. Формально Манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно‑монархический. Многие провозглашенные свободы носили декларативный характер: свобода слова была минимизирована Законом от 13 февраля 1906 г. (любое лицо могло быть подвергнуто преследованию за «антиправительственную пропаганду»), свобода забастовок была резко сужена Законом от 2 декабря 1905 г. (запрещалось бастовать государственным служащим и рабочим предприятий, имеющих жизненно важное для экономики страны значение) [11].Значение Манифеста: в стране возникают и легализуются политические партии, складывается парламентаризм, ограничивается самодержавная власть царя.Консервативно‑охранительные партии: «Союз русского народа» (В. Пуришкевич); «Партия русского собрания» (Н. Марков), «Союз Михаила Архангела» (А. Дубровин). Их социальной опорой были мещане, мелкие лавочники, дворянство, часть интеллигенции. В основе их программ лежали незыблемость самодержавия, привилегированное положение православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемитизм. Для привлечения на свою сторону рабочих и крестьян они выступали за государственное страхование рабочих, сокращение рабочего дня, дешевый кредит, помощь крестьянам‑переселенцам.Черносотенцы выступали за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, дополняли карательный аппарат царизма. Социальную основу этих организаций составляли помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, мещане, ремесленники, несознательные рабочие, а также деклассированные элементы. Цель их деятельности — борьба с революционным движением. Агитация черносотенцев способствовала разжиганию антисемитизма и монархического угара и приводила к волне погромов и террористических актов против революционеров и прогрессивных общественных деятелей.Либерально‑оппозиционные партии: конституционно‑демократическая (кадеты), социальная база — интеллигенция, либеральное дворянство, часть рабочих и крестьян. Их политическим идеалом была парламентская монархия. Они провозгласили идею разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Кадеты требовали реформы местного самоуправления, признавали право на создание профсоюза, свободу стачек, собраний. Главный метод борьбы — легальная борьба за политические свободы и реформы через Думу.Революционно‑демократические партии: партия социалистов‑революционеров (эсеры, лидеры: М. Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов); РСДРП — российская социал‑демократическая рабочая партия.Центристские партии: «Союз 17 октября» (октябристы, А. И. Гучков), «Демократический союз конституционалистов» (Н. Н. Львов), «Прогрессивная экономическая партия» (П. П. и В. П. Рябушинские) — представляли интересы торгово‑промышленных кругов. Октябристы были сторонниками медленных преобразований, их политическая программа носила консервативный характер. Выступая против парламентаризма, отстаивали принцип наследственной конституционной монархии с законосовещательной Государственной Думой, были сторонниками единой и неделимой России (за исключением Финляндии), сохранения имущественного, образовательного ценза, оседлости для участия в выборах в Государственную Думу, местное самоуправление, суд.2) Бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей.3) Выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта).4) Образование Советов рабочих депутатов в Москве и Петербурге (ноябрь — декабрь).5) Декабрьское вооруженное восстание в Москве — высшая точка в развитии революции 1905-1907 гг. После ряда столкновений с полицией и войсками рабочие стали строить баррикады по Садовому кольцу, блокировав к 11 декабря городские власти в центре Москвы. Московский Совет рабочих депутатов взял под контроль значительную часть города. Однако ни Совет, ни местные комитеты революционных партий не смогли наладить четкого руководства уличными боями, не сумели вступить в контакт ни с московским гарнизоном, ни с окрестными крестьянами. В результате московским властям во главе с генерал‑губернатором Ф. В. Дубасовым удалось, мобилизовав свои силы, перейти в наступление. С 13 декабря центр вооруженной борьбы переместился в один из рабочих районов Москвы — на Пресню. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, вооруженный артиллерией. 19 декабря восстание было подавлено [13].Причины поражения восстания: недостаточная подготовленность, оборонительный характер и разрозненность действий, предательская позиция меньшевиков, выступавших против восстания; отсутствие поддержки питерского пролетариата, превосходство правительственных войск (в вооружении, подготовке, организации). Начинается спад революционного движения.III этап. Январь 1906 г. — июнь 1907 г.Революционное движение в это время напоминало арьергардные бои отступающей армии.1) Восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге.2) Национально‑освободительное движение (Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина).3) Новый размах крестьянского движения [10].11 декабря 1905 г. был издан закон о выборах в I Государственную Думу. По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические. И все же данный закон расширил избирательные права путем установления четвертой курии — рабочей. Была сохранена цензовая система и сословный принцип (женщины, военнослужащие, «бродячие инородцы» лишались права избирать и быть избранными). Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам.2. I И II ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ: В КОНФЛИКТЕ С САМОДЕРЖАВИЕМ В марте — апреле 1906 г. в стране прошли выборы в I Государственную думу. Существенных успехов на них добились кадеты, получившие более Уз всех мандатов (153). Упиравшие на возможность решения наболевших проблем российской действительности мирным, парламентским путем кадеты смогли добиться гегемонии (правда, временной и непрочной) в массовом движении благодаря тем надеждам, которые широкие слои населения связывали с Государственной думой. Значительную по численности фракцию в Думе (107 человек) образовали трудовики, в рядах которых оказались преимущественно крестьянские депутаты, выступившие в ходе выборов с позиций «левее кадетов». Социал-демократы (на IV съезде РСДРП в апреле 1906 г. произошло объединение большевиков и меньшевиков) бойкотировали выборы в Думу. Эта тактика, однако, успехом не увенчалась, и сорвать созыв Государственной думы не удалось. Крайне правые партии в Думе мест не получили. Октябристам же удалось провести только 13 депутатов. В целом итоги выборов, давших леволиберальную по составу Думу, вызвали беспокойство в верхах. Накануне созыва Думы С. Ю. Витте и большая часть членов его правительства подали в отставку. Новый кабинет возглавил И. Л. Горемыкин, пользовавшийся репутацией консерватора. Такую же репутацию имели и некоторые другие новые министры.Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. Ужиться с ней самодержавие, однако, не смогло. Попытки кадетов убедить правящие круги пойти на превращение Российской империи в «обычную» конституционную монархию, в частности, сделать министров ответственными перед Государственной думой, успехом не увенчались. Расценив действия депутатов как посягательство на прерогативы короны, правительство Горемыкина вступило в конфронтацию с Государственной думой. Последняя, в свою очередь, не была настроена на сотрудничество с властью. Многие депутаты видели в Думе чуть ли не Учредительное собрание. Некоторые представители придворно-бюрократических сфер выступали, впрочем, за соглашение с кадетами. Влиятельнейший неофициальный советник Николая II дворцовый комендант Д. Ф. Трепов высказывался даже за формирование кадетского правительства и вел на этот счет переговоры с П. Н. Милюковым. Некоторые сановники считали целесообразным создание коалиционного (полукадетского, полубюрократического) кабинета. Вокруг всех этих планов в июне 1906 г. разыгрывались хитроумные политические интриги [16].Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользования ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.В конечном счете после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Часть депутатов, переехав в Выборг, обратилась к народу с Манифестом, который призывал население ответить на роспуск Думы отказом платить налоги, давать новобранцев на службу в армию. Роспуск I Государственной думы прошел сравнительно спокойно. Одновременно в отставку ушел и И. Л. Горемыкин. Новым главой правительства Николай II назначил П. А. Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. пост министра внутренних дел [8].Столыпин в отличие от своего предшественника, бесспорно, обладал качествами крупного государственного деятеля. Он понимал необходимость проведения серьезных реформ, призванных ввести развитие страны в нормальную колею. Широкая программа соответствующих преобразований была изложена им уже в августе 1906 г. в правительственной декларации, сопровождавшей закон о введении военно-полевых судов.Революционное движение в стране между тем продолжалось, хотя в целом по масштабам и не достигало уровня 1905 г. Летом 1906 г. вспыхнуло военное восстание в Кронштадте и Свеаборге. В сельских местностях Урала, Прибалтики, Польши, Кавказа шла настоящая партизанская война Широкого размаха достиг эсеровский террор. В августе 1906 г. эсеры-максималисты (Союз социалистов-революционеров — максималистов; объединял наиболее экстремистски настроенных членов партии) устроили взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. В результате были убиты 32 и ранены 22 человека. Эсеры, социал-демократы и анархисты активно «экспроприировали» денежные средства, бывшие собственностью государства и частных лиц. При этом среди боевиков, принадлежавших к левым (равно как и к правым) организациям, было немало чисто уголовных элементов, использовавших те или иные политические лозунги для придания своей «деятельности» идейной окраски или просто «ловивших рыбу в мутной воде». В этих условиях 19 августа 1906 г. Николай II утвердил закон о военно-полевых судах, которым отныне могли предаваться те или иные лица в случае, если «учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». В 1906–1907 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены 1102 человека [14].20 февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная дума. По своему составу она была в целом левее первой. Кадеты, чья деятельность в I Думе разочаровала широкие слои населения, потерпели на выборах тяжелое поражение, потеряв 80 мандатов. Значительно усилились правый и левый фланги. Довольно большую фракцию (65 человек) образовали социал-демократы, отказавшиеся от бойкота, 37 мест завоевали эсеры, 104 — трудовики. Правые партии и октябристы получили 54 мандата. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905–1907 гг. [7].3. III И IV ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ В СИСТЕМЕ ТРЕТЬЕИЮНЬСКОЙ МОНАРХИИПосле разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии». Дума была сохранена как видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избирательный закон. Один голос помещика, дворянина приравнивался к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, составлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.III Государственная дума, самая «угодная» самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее председателем стал кадет Хомяков, а с 1910 г. - октябрист А.И. Гучков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам правительство ставило Думу перед свершившимся фактом [8].За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п. Занималась Дума и важными вопросами, поставленными революцией 1905 - 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», регулировавшее работу землеустроительных комиссий.В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств [5].В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.Столыпин и третья Дума «провалились» в главном, - не успокоили страну, которая совсем приблизилась, подошла вплотную к революции. Надо иметь в виду то, что III Дума с самого начала не рассматривалась Столыпиным как средство, окончательно ликвидирующее корни революции, - для этого, по его мнению, нужно было значительно больше времени, чем отпущенные Думе 5 лет.На первый взгляд III Дума - самая благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно «скончались» по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и сподобилась вызвать не только критические перуны в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. Но трагизм этого обнаружился спустя несколько лет после завершения ее работы: только тогда то небольшое, в пору III Думы, «облачко» обратилось в революционную грозу «семнадцатого года» [7].В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны [12].Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков [8].Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу [14].Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.4. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМАКак уже говорилось, в составе Государственной Думы были образованы общее собрание, избиравшее председателя, и отделы. По указу от 20 февраля 1906 г. для предварительной разработки вопросов кроме отделов могли создаваться и комиссии, образуемые из числа депутатов парламента и составляющие основу внутренней организации любого демократического представительского учреждения.Число комиссий и комитетов в дореволюционной Думе постоянно менялось. Например, Наказом 1906 г. число комиссий было ограничено 7, с 1909 года 8 комиссиями, после принятия Наказа 1914 года их число увеличилось до 16. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек [7].Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками [12].Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.Идеология парламентаризма в России с самого начала своего возникновения испытывает в отношении себя две усиливающихся крайности. Одну из них можно выразить как желание исполнительной власти в идеале свести роль парламентского учреждения к «говорильне», превратить его в орган полезный, но реально не участвующий в законотворческой деятельности, а другая крайность связана со стремлением исполнительной власти создать у общества иллюзию в восприятии парламента как главного органа государственной власти, если не исключительно единственного властного центра.Серьезной проблемой для развития парламентаризма в России является и отсутствие доверия к нему со стороны общества. Несмотря на то, что институты парламентаризма формируются и функционируют в соответствии с реально действующими нормативно-правовыми актами, общество всерьез не рассматривает их в качестве выразителя общенациональных интересов. Во-первых, в общественном восприятии складывающийся образ парламента и депутатов явно несамостоятелен, парламент рассматривается лишь как инструмент в руках исполнительной власти для выполнения ее воли. Во-вторых, отношение к парламенту и депутатскому корпусу по совокупности содержательных оценок весьма противоречиво. В-третьих, в обществе бытует мнение о невозможности создания полноценного органа народного представительства [4].Российскую модель парламентаризма можно отнести к авторитарной, построенной на ограничении власти парламента и одновременном усилении власти главы государства. В треугольнике «парламент – глава государства – правительство» парламенту и правительству отводятся второстепенные роли, и порой они превращаются в технические органы, принимающие к утверждению и исполнению решения президента. В России в условиях деспотической/авторитарной власти и существования общины процесс развития парламентаризма шел крайне медленно, иногда в его развитии наступали периоды стагнации. Тяжелые социально-экономические условия не позволяли народу следовать принципам свободы, в результате чего в стране сложились отличные от западноевропейских обществ особый менталитет, система представлений о народовластии, социальной справедливости. В отличие от западноевропейских парламентов российский парламент не обладает достаточными полномочиями по контролю над исполнительной властью. При сложившейся биполярной системе в исполнительной власти глава правительства хотя и несет юридическую ответственность перед парламентом, но фактически его политическая судьба зависит от личной благосклонности к нему президента. Таким образом, парламент лишен возможности оказать воздействие на исполнительную власть [14].Действующее избирательное законодательство практически не оставляет шансов на образование закрытой парламентской оппозиции. Парламент не располагает возможностью смены курса правительства. Такое положение не стимулирует процесс создания сильной партийной системы. В результате выборы в парламент приобретают личностный характер, подменяя собой столь необходимую для развития парламентаризма конкуренцию политических партий на основе борьбы системы представлений и ценностей.Не менее важная особенность российского парламентаризма выражается в специфике процесса его институциализации. По формальным признакам этот процесс происходит на легитимной основе в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Однако взаимоотношения внутри политической системы построены таким образом, что парламент, политические партии лишены возможности оказания на этот процесс решающего влияния. Еще одна особенность российского парламентаризма определяется господствующим в парламенте эмоционально-психологическим климатом, на который влияет конституционный дисбаланс в полномочиях между законодательной и исполнительной властями. Отсутствие необходимого равновесия в балансе прав и полномочий создает неблагоприятный эмоциональный фон, что не может не отразиться на деятельности депутатов, которые опасаются досрочного роспуска парламента, что обусловливает их склонность к компромиссам, воздержанию от резких шагов во взаимоотношениях с исполнительной властью. Парламентская активность, не согласованная с исполнительной властью, воспринимается с недоверием и наталкивается на серьезное противодействие со стороны исполнительной власти [13].Последняя, располагая внушительными рычагами влияния через контролируемые ею СМИ, создает в массовом сознании искаженный образ парламента как бесполезного и обременительного органа, являющегося лишь дополнительным источником социально-политической напряженности. В таких случаях возрастает угроза роспуска парламента.Парламентаризм предполагает доминирующую роль парламента в системе государственного управления жизнью общества. Следовательно, о наличии полноценного парламентаризма правомерно говорить лишь в том случае, если парламент наделен правом законотворчества, формирования правительства и контроля над ним; формирование системы высшей власти зиждется на принципе разделения властей, четком распределении законодательных и исполнительных функций, наличии системы сдержек и противовесов. Однако российская практика показывает, что из вышеперечисленных основных парламентских функций реализуется одна - законотворческая, а контрольная функция выполняется только в рамках, дозволенных исполнительной властью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения. Россия превратилась в конституционную монархию. В некоторых вопросах государственной жизни неограниченность прав царя исчезла. Это относилось в первую очередь к прежним его исключительным прерогативам в области законодательства и расходовании государственных финансов.Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью под влиянием развития капитализма и в результате роста революционного движения, для борьбы с которым царизм вынужден был организовать союз поместного дворянства и верхов буржуазии.Очевидно, что назвать Основные законы 1906 г. конституцией в полной мере невозможно, для этого они чересчур консервативны. Но в то же время нельзя отрицать и тот факт, что определенные, очень узкие, конституционные ограничения самодержавной власти монарха были установлены. Царизм вынужден был сохранять открыто действующее представительное учреждение парламентского типа и считаться с некоторыми ограничениями своей власти.Изменения, происшедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии. Дума, равно как различные представительские организации буржуазии, органы государственно-монополистического регулирования экономикой, представляла собой хорошо налаженный аппарат воздействия на правительственную политику. Однако правовое регулирование деятельности представительных органов государственной власти в период 1905-1917 гг. нельзя назвать удовлетворительным. Относительно широкие полномочия de jure, не подкрепленные механизмом их реализации, в отсутствие политической воли консервативной верхушки власти, стремление дать как можно меньше прав как можно меньшему количеству населения сыграли свою роль. Заложенных правовых основ представительной демократии было вполне достаточно для развития в стране конституционной монархии с гарантированными правами и свободами личности, с действующим принципом разделения властей, со стабильной юридической основой экономики. Но для этого были необходимы благоприятное стечение политических, экономических и международных факторов и развитие этих основ в реально действующие механизмы и процедуры, закрепленные в нормативных актах. Необходимо было сотрудничество Государственной Думы и самодержавия, задекларированной не только в норме п. 3 Манифеста от 17 октября 1905 г., постепенное расширение народного представительства, учет национальных интересов, более серьезное и внимательное отношение к инициативам Думы. На мой взгляд в целом можно заключить, что в ходе становления российского парламентаризма начала XX в., несмотря на множество противоречий этого процесса, был накоплен ценный опыт законотворчества, который во многом лег в основу формирования современной представительной власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономов А. С. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) [Текст] / А. С. Автономов. – М.: ООО Фирма Инфограф, 2018. – 124 с.2. Адарчева Л. С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы [Текст] / Л. С. Адарчева // Журнал российского права. - 2019. – №3. – С. 47.3. Дмитриев Ю.А. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания [Текст] / Ю.А. Дмитриев, Е.Ю. Черкашин. – М: «Манускрипт», 2005. – 124 с.4. Злотникова Т. Основные этапы законодательного процесса в РФ [Текст] / Т. Злотникова // Нефть, газ и право. – 2018. – №1. – С.45-485. История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2009. – 212 с.6. Козлов А. Е. Политические партии в парламентском процессе [Текст] / А. Е. Козлов // Конституционный строй России. – М.: БЕК, 2017. – 184 с.7. Коргунюк Ю. Г. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие) [Текст] / Ю. Г. Коргунюк, С. Е. Заславский. – М.: БЕК, 2017. – 125 с.8. Макаренко Б. Партийная система в России: эволюция, нынешнее состояние и перспективы [Текст] / Б. Макаренко. – М.: Московский Центр Карнеги, 2017. – 127 с.9. Петрова М. Г. Регулирование парламентской деятельности политических партий (российский и зарубежный опыт) [Текст] / М. Г. Петрова. – М.: РАГС, 2020. – 116 с.10. Пясковский А. В. Революция 1905-1907 гг. в России [Текст] / А.В. Пясковский. – М.: ООО Фирма Инфограф, 2016. – 76 с 11. Размустов В. Становление российского парламентаризма: политико-правовой аспект [Текст] / В. Размустанов // Проблемы парламентского права России. – М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2016. – 123 с.12. Селунская Н.Б. Становление российского парламентаризма начала ХХ века [Текст] / Н.Б. Селунская, О.И. Бородин. – М: «Мосгосархив», 2017. – 111 с.13. Становление российской государственности. Политическое управление: теория и практика [Тест] // под ред. 3. М. Зотовой. – М.: РАГС, 2018. – 356 с.14. Степанов И. М. Парламентская демократия и выбор формы правления [Текст] / И. М. Степанов // Конституционный строй России. – М., 2019. – 165 с.15. Степанов И. М. Российское парламентское право: сущностные регулятивно-целевые ориентиры формирования [Текст] / И.М. Степанов // Государство и право. – 2009. – №11. – С 67-7116. Шацилло К.Ф. Первая Государственная дума [Текст] / К.Ф. Шацилло // Отечественная история. - 2008. – №4. – С.60-72


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.