это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4192627
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика речи, как психического процесса 5
1.2 Методика развития речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 14
2.1 Диагностические методики по выявлению уровня развития речи у детей раннего возраста 14
2.2 Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Вместе с тем овладение речью существенно перестраивает всю его психическую деятельность. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь - важнейшее средство передачи ребенку социального опыта, руководства его поведением.В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а, как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова). Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.Объект: дети раннего возраста.Предмет: речевое развитие детей в раннем возрасте.Цель: изучить особенности речевого развития детей в раннем возрасте.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.2. Рассмотреть психические особенности речевого развития детей раннего возраста.3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ1.1. Психолого-педагогическая характеристика речи, как психического процессаСлово «речь», прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.Существует множество определений этого понятия. В педагогической энциклопедии речь определяется как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Язык и речь взаимодополняют друг друга, различия между ними не контрастные. Если язык – это система средств общения, то речь – это реализация этой системы. Речь создается по правилам языка.По определению В.А. Крутецкого, речь – это «процесс использования языка в целях общения людей».Определяя речь как вторую сигнальную систему действительности, И.П. Павлов отмечал, что только речь дает возможность отвлечения от действительности и общения, что и составляет человеческое высшее мышление.М.Н. Дьяченко определяет речь как исторически сложившаяся в процессе деятельности людей фора их общения, опосредованная языком. Е.И. Горохова считает, что речь – это «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка».Слово «речь» многозначно, имеет три значения:а) речь как процесс, деятельность,б) речь как результат, продукт речевой деятельностив) речь как жанр устного, ораторского выступления.Рассмотрим подробнее каждое значение. «Речь» в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт.Механизмы речи – так говорят о действии произносительных органов.Именно к этому значению слова относятся определения речи, которое дают психологи:Речь – это общение, контакт между людьми, обмен мыслями, чувствами и информацией;Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонации, жестов, мимики [8]. Второе значение термина «речь» – «речь как результат» имеет синоним «текст». Мы привыкли к тому, что текст – это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменным, но и устным и даже мысленным (когда имеется в виду внутренняя речь).Третье значение термина «речь» – это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении. Это понятие связано с риторикой и литературоведением.Речь тесно связана с мышлением, поскольку является средством выражения мыслей, следовательно, основным механизмом мышления человека. А абстрактное высшее мышление невозможно без речи. К.Д. Ушинский говорил, что, если развивать в детях дар речи слова – значит, развивать в них логическое мышление, но «развивать речь отдельно от мысли невозможно».Нередко говорят, что речь и мышление – две стороны одного явления.Речь произвольна – мысль может быть и непроизвольной. Мышление, опираясь на средства языка, имеет и другие возможности. В этом смысле онтогенетическое развитие мышления человека опирается не только на речь, но и на деятельную сферу, на наблюдения, ощущения, восприятия.Языкознание также проявляет интерес к мышлению, оно исследует соотношение слова и понятия, предложения и суждения, роль языковых средств в передаче смысла, содержания мысли.Теория речевой деятельности также исследует мышление – те его аспекты, которые направлены на оперирование значениями, смыслом, мыслями и переходом одного аспекта к другому.Если слова и их значения не наполнятся в сознании говорящего или слушающего, это приведет к отрыву речи от мышления (или мышления от речи), к неточности взаимопонимания, к пустословью, к искажению понимания, что и наблюдается в жизни достаточно часто. Назовем некоторые из причин такого явления:а) акустические помехи, неточное почтение;б) плохое знание языка – неродного и даже родного;в) неудачное построение речи говорящего (пишущего);г) понимание глубинного, скрытого смысла речи.М.Р. Львов и В.Г. Горецкий отмечали, что речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.Речь связана и с языком. В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. Язык обогащается через речь, в него входят новые слова, новые оттенки уже известных слов, их значения, новые варианты сочетаемости, новая фразеология.Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания дошкольника порождаются определенными побуждениями. Л.В. Занков утверждал, что «наличие мотивации означает, что у дошкольника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение высказывать свои мысли и чувства».В детском саду применяется искусственная форма диалога – беседа. Обычно это диалог между воспитателем и ребенком. В отличие от «стихийного» диалога здесь, как правило, употребляются полные предложения. В процессе беседы дети обучаются правильному построению предложений, высказываний, приобщаются к литературной речи.Значительно труднее развивать монологическую речь, т.е. речь одного человека, - рассказ, сообщение, пересказ, выступление, сочинение.В отличие от диалога, монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда - значительной подготовительной работы. Так, рассказ по наблюдениям (сообщение) подготавливается ребенком иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организована. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как единое целое, составляет его план (устно или письменно), говорит отдельные фрагменты, используют определенные языковые средства.Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.Таким образом, развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста этому направлению посвящены одноимённые разделы.Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой и т.д., поэтому необходимо позаботиться о создании определённой ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в неё, о появлении у них мотива речи.Иначе говоря, развивать речь – значит формировать определённые речевые умения, а именно:- умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чём буду говорить;- умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;- умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;- умение осуществлять контроль за речью.Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.1.2 Методика развития речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игрМоторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [7]. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Восточные медики утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка [18].Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э. Франус различает три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. Повторение собственных движений выражается в том, что ребёнок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т.д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребёнок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их [14]. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками.Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА2.1 Диагностические методики по выявлению уровня развития речи у детей раннего возраста Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 - 300-400, к 3 годам - более 1500 слов Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым.Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Для выявления уровня развития речи детей в раннем возрасте, мы использовали следующие методики.Методика 1. "Изучение понимания речи"Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.Формулировка задания повторяется несколько раз.Обработка данных.Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:1 раз - 2 балла2 раза - 1 балл0 баллов - задание не выполнилВыводы об уровне понимания речиот 11 - до 14 баллов - высокий уровень понимания речи.от 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи,от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.Методика 2. "Найди игрушку"Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.Обработка данных.5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность.3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи.0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.Выводы об уровне развития речи.5 баллов - высокий уровень.3-4 - средний уровень.0-2 - низкий уровень.Методика 3. "Кто это"Цель: выявить объем активного словаря.Материал: предметные картинки.Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.Обработка данных.1 балл - наличие правильного ответа.0 баллов - неправильный ответ.Выводы об уровне объема словаря.10 баллов - высокий уровень объема словаря,5-9 баллов - средний уровень,0-4 балла - низкий уровень.Методика 4. "Назови, что ты видишь"Цель: Выявить состояние звукопроизношения.Материал: предметные картинки.Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова.Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.Обработка данных.Фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и конце слова, также отмечали сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.Оценка результатов.Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: "р".5-9 баллов - не произносит звуки "р" смычные, щелевые.0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.Выводы об уровне развития.13-10 баллов - высокий уровень.5-9 баллов - средний уровень.0-4 балла - низкий уровень.Методика 5. "Расскажи по картинке"Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.Материал: серия сюжетных картинок.Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:1. "Мальчик вскапывает землю".2. "Мальчик сеет".3. "Мальчик поливает цветы".4. "Мальчик собирает цветы".Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.Обработка данных:Фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.Оценка результатов.10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи.4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.Выводы об уровне развития.10-8 баллов - высокий уровень,4-7 баллов - средний уровень.0-3 балла - низкий уровень.Существуют и другие методики, которые может использовать в своей практики педагог, мы привели лишь часть из самых распространенных и часто используемых. 2.2 Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаКак мы уже отмечали в первой главе, развитие речи детей раннего возраста эффективнее проходит при развитии мелкой моторики рук. Нами была подобрана картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста, которую в своей практики могут использовать педагоги для развития речи детей.Таблица 1 – Картотека пальчиковых игр1. «Наши ручки»Где же наши ручки?Где же наши ручки?Где же, где же наши ручки?Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки.Вытягивают ручки впередПоказывают ручки. Спрятали ручки за спинуОпять показывают ручки.left0002. «Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.3left000 . «Очки»Бабушка очки наделаИ детишек разглядела.И детишки очки наделиБабушку разглядели.Колечки подносят к глазамДети повторяют действия за воспитателем.4. «Дождик, дождик»Дождик, дождик,Кап да кап, кап…Мокрые дорожки.Все ровно пойду гулять,Пусть промокнут ножки..Дети повернули ладошку кверху иУказательным пальцем имитируютКапельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»left0005. «Пароход»Пароход плывет по речке,И пыхтит он словно печка:Пых, пых…Дети обе сложенные ладониповорачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»6. «Надоели нам дожди»Дождик, дождик! Подожди!Надоели нам дожди!Ты по крышам зачастил,Ребятишек разбудил. Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» 7. «Ладушки, ладушки»Ладушки, ладушки,Пекла мама оладушки,Маслом поливала,Деткам давала:«На-на-на»left000Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»left000 8. «Рыбки»Рыбки весело резвятсяВ чистой тепленькой воде.То сожмутся, Разожмутся,То зароются в песке.Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым словатекста. 9. «Ноги ходят по дороге»Большие ногиШли по дороге.Топ- топ- топ..Маленькие ножкиПобежали по дорожкеТоп- топ- топ.Чleft000 етыре пальца правой руки постукивают по левой руке,дети повторяют текстза взрослыми. 1left000 0. «Еду к деду, еду к бабе»Еду, еду к бабе, к дедуНа лошадкеВ красной шапке,По ровненькой дорожке,На одной ножкеГоп- гоп- гоп…Дети катают карандаш между ладонямии повторяют слова за взрослыми:«Гоп-гоп-гоп»11. «Катя гуляет»Раз, два, три, четыре, пять.Собираемся гулять.Завязали КатенькеШарфик полосатенький.Катя по дорожке идетТоп- топ- топ..Дleft000 ети катают карандашмежду ладонямии повторяют слова:«Топ- топ- топ».left00012. «Белка»Я – белка в шубке меховой,Пушистый хвост –Помощник мой,Он помогает мне скакатьВезде успею побывать.Прыг-скок, прыг-скок.Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:«Прыг-скок, прыг-скок»13. «Пришла весна»Как на лугу, лугу,По зеленому лугуРазливается вода,Расстилается трава,Расстилается трава,Трава шелковая.Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.1left000 4. «Капустка»Мы капустку рубим, рубим,Мы капустку солим, солимМы капустку трем, тремМы капустку жмем, жмем.Движения ладонями вверх, вниз.поглаживание подушечек пальцев.потираем кулачок о кулачок.сжимаем и разжимаем кулачки.15. «Лошадки»По дороге белой, гладкойСкачут пальцы как лошадкиЧок-чок-чок.Чок- чок-чок.Скачет резвый табунокПальцы скачут по столу,повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок»16. «Хоровод среди цветов»Хоровод среди цветов,Вокруг розовых кустов.Среди трав и цветовВодим, водим хоровод.У ребенка в ладошках грецкий орех,круговыми движениями кистейребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.Пальчиковая гимнастика обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, основных психических процессов, а также речи детей раннего возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕРаннее детство - это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребёнок за первые три года, очень значительны.Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным для развития именно этой психической функции. Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни ребёнка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.Речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой Рече порождающей ситуации, активизирующей речь детей способствует пальчиковая гимнастика - эта специальная психолого-педагогическая задача должна решаться педагогом.При изучении психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности, является важнейшем фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Божович, Т.А. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Т.А. Божович. - М., 1968. - 168 с..Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зимченко. М.: - СПб. - 672 с.3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.4.Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим [Текст] / А.Е. Войкунский. - М.: Просвещение, 1989. - 200 с..Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю., Куров, В.Н. Куров, М., 2003. - 180 с.6.Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет [Текст]: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с..Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет [Текст]: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 143 с.8.Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб: КАРО, 2005.-126 с..Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: 2 том / А.В. Запорожец. - М. Просвещение, 1986. - 458 с.10.Земцова, О.Н. Тесты для детей 3-4 лет [Текст]: Учебное пособие / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2007. - 112 с.: ил..Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.-М.: Просвещение, 1989. - 286 с.: ил.12.Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде [Текст] / Е.И. Исенина // Докт. дисс. - М., 1986.13.Калмыкова, И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях [Текст] / И.Г. Калмыкова. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 140 с.14.Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова. - М., 1967. - 94 с.15.Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов-на-Дону, 1987. - 158 с.16.Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. - 76-78.17.Кузина, Т.О. Занимательная педагогика народов России [Текст] / Т.О. Кузина, И. Батурина. - М., 1998. - 340 с..Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи [Текст] / М.М. Кольцова. - М., 2000.-210 с..Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М.М. Кольцова.М.: Педагогика, 1973. - 144 с.20.Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. - М.: Издательский дом. Литера. - 2005. - 32 с. - ISBN 5-94455-333-2.21.Кудрявцева, Е. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду [Текст] / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С. 2-14.22.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 462 с.23.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.24.Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М., 1986. - 206 с.25.Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №4. - С. 33-35.26.Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №5 - С. 24-28.27.Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №6. - С. 11-19.28.Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений [Текст] / Е. Маркова // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 76-79.29.Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.30.Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. - М.:ООО АСТ, 1999. - 220 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!