это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4196674
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Согласно статистическим данным, депрессия является одной из самых распространенных форм эмоциональных нарушений, и их число продолжает расти. Под депрессивностью понимается склонность человека испытывать депрессивные переживания в различных жизненных ситуациях. В процессе своего развития, подростки могут оказаться в сложных психотравмирующих ситуациях. Подростковый возраст обусловлен и несовпадением биологического и паспортного возраста, известно, что различия в таком случае могут превышать 1 год. При этом именно биологический фактор определяет поведенческие и психические реакции. Подростковый возраст иногда называют также пубертатным (или периодом полового созревания). Именно в данный период могут возникать негативные мозговые процессы и проявляться нежелательное поведение. В исследованиях российских ученых дифференцируется предподросткового кризис и собственно подростковый возраст, что характеризует взгляды Л. С. Выготского. Одновременно, мы не можем отрицать, что на протяжении всего подросткового периода у детей могут наблюдаться кризисы взросления. Разъясним характерные черты подростков:подростку важно, чтобы его взросление окружающие и близкие замечали;важность определённой работы для подростка возрастает, если он проделывает ее, как «взрослый», чтобы соответствовать своему пониманию взросления; у подростка любимым становится герой (персонаж), который способен преодолеть любые преграды на своем пути, победитель, достигающий своей цели. мечты и фантазии одновременно со склонностью рассказать о своих качествах, в том числе, и придуманных; возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества).Если ещё несколько десятилетий назад данная тема была слабо изучена (Р. Эйслер, 1958 г., М. Оффер, 1969 г., М. Раттер, 1976 г., М. Ковач, 1984 г), то уже в конце прошлого века и по сегодняшний день она окружена пристальным вниманием, как в отечественной, так и в мировой практике. В целом, стоит отметить, что подростковые депрессии являются угрожающими при их развитии и могут вести к нарушению адаптации и серьёзным последствиям для жизни и здоровья. Характеристика депрессииТермин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Данный термин свободно используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям, оно является обычной реакцией на стресс. Грусть - эмоция, которая дает возможность выразить разочарование, горечь потери, и она необходима для того, чтобы полнее ощущать счастье. Только в сравнении с грустью можно по-настоящему оценить радость [3].Ш. Трикетт полагал, что депрессия нередко проявляется из-за тревожного состояния. Так как тревога заставляет человека быть постоянно в состоянии напряжения, то депрессия, возникшая в результате такого состояния, воспринимается организмом как необходимый отдых после стрессовой обстановки [5].Кроме того, Ш. Трикетт считает, что депрессия, оказывая воздействие на человека, ведет к изменению всей структурной организации, как мыслительных процессов, так и поведенческих реакций. Однако, данные явления, хоть и могут быть нерезкими, всё равно, личность с депрессией отличается от той, которой она была прежде. Эти изменения могут вести к полным переменам [5].Чувство подавленности, одиночества, пустоты в душе приято считать основными признаками депрессий, обнаруженных у большинства больных. Кроме того, человек может описывать своё состояние как печаль или даже тяжелые душевные страдания. В тоже время, не всегда печаль может проявляться как характерный признак депрессии. Так, дети и подростки в состоянии депрессии проявляют не подавленное настроение, а бывают раздражительны. Подросткам свойственны капризы, они легко поддаются раздражению, в их речи могут звучать слова о собственной «никчемности», «уродстве», «тупости», «бесполезности». Впрочем, и для взрослых это тоже иногда оказывается верным, так в депрессивном состоянии они также подвержены ворчанию, гневу или даже агрессивному настроению. Курпатов А.В. склонен полагать, что депрессия способствует отдалению человека от других людей, они могут замыкаться в себе. В этот период человек смотрит на себя сквозь призму негативного восприятия, что приводит его к мысли о собственной ненужности, глупости, полном одиночестве и беспомощности. Человек может обвинять себя в проступках, каких-либо качествах, которые являются обычными для людей. Происходит потеря интереса к тому, что раньше радовало и приносило удовольствие, появляется чувство отчужденности от происходящего вокруг [6].Ю.В. Ковалев, характеризуя депрессивное состояние, говорит о преобладании у человека негативных, панических мыслях о своей жизни, в том числе и о будущем. Нередко данные размышления перемешиваются с мыслями о смерти и суициде. Человек, будучи в депрессии, испытывает острое чувство одиночества, неполноценности, собственной ненужности и бесполезности. Всё это, в более чем 75 % случаев ведет к появлению мыслей о попытке суицида [7].Ш. Трикетт также упоминает, что в депрессии человеку сложно сосредоточиться, человек затрудняется при принятии решений. При неблагоприятном течении, в итоге люди становятся не способными мыслить последовательно, что проявляется в хаотичности. Депрессия также характеризуется излишней тревожностью и страхом перед предстоящими событиями, около 70 % людей также испытывают большую тревогу, у них имеются нарушения в режиме сна и бодрствования, отмечается нарушения аппетита. Склонность к апатии, неспособность качественно провести работу, трудности в обучении также имеют место быть при депрессии. Человек в депрессии, по его описанию, может быть как подавленным, так и проявлять нервозность [5].Особенности развития депрессии у подростковДепрессию на сегодняшний момент принято считать наиболее часто встречаемым аффективным расстройством. Однако, долгое время считалось, что детям и подросткам она не свойственна, а имеющиеся признаки расстройства являются временными проявлениями тех или иных стадий взросления. Однако, для подростков депрессия также является проблемой. Многие ученые склонны полагать, что депрессия у подростков характеризуется более выраженным и сложным протяжением. Аффективные расстройства у подростков сейчас активно изучаются, так как происходит «омоложение» депрессий, сопряженных с увеличением частоты встречаемости [16]. Депрессия, возникшая у подростка, в дальнейшем, может вести к возрастанию риска депрессий и других аффективных расстройств уже во взрослом периоде. Кроме того, депрессия у подростков является фактором высокого риска самоубийства. Депрессия - часто встречающееся заболевание. У разных людей депрессия проявляется по-разному. Вот некоторые из наиболее распространенных симптомов:- грусть, безразличие, низкая мотивация или ее отсутствие, усталость;- нарушение сна;- нарушение аппетита;- апатия, потеря вкуса к жизни;- повышенная чувствительность к критике или пренебрежению;- обостренное чувство обиды;- низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство неадекватности;- раздражительность, чувство разочарования и безысходности;- чувство безнадежности и/или беспомощности;- мысли о смерти или самоубийстве, попытки самоубийства [3].Возникающие у подростка депрессивные реакции и признаки располагают сходственные черты с депрессиями в более старшем возрасте. Одиночество, уныние и ощущение беспомощности, в последующем, могут принуждать к повышенной возможности осуществления самоубийства. Пребывая во время депрессии в подавленном состоянии, подростки могут пристраститься к алкоголю или наркотикам. Развитие депрессии в подростковом периоде приводит к потере энтузиазма в обучении, они могут начать прогуливать уроки, не посещать школьные мероприятия. Остановимся на еще одном существенном факторе развития депрессии, с психоаналитической точки зрения – сниженная самооценка. Развитие депрессии, чаще всего, происходит у индивида, который не имеет внешней поддержки, требуемой для сохранения стабильного «я». Было доказано, что если человек оценивал собственную деятельность более низко, чем в действительности, то это является фактором развития депрессивных расстройств. Г.К. Ушаков полагает, что имеется прямая взаимосвязь между развитием депрессий и уровнем самооценки в подростковом возрасте. К тому же, развитию депрессии способствуют постепенное занижение подростком оценки самого себя, своей нужности, своих умений и знаний, чему способствуют негативные мысли о себе [16].Основные причины проявления депрессии у подростковОсновными причинами проявления депрессии может быть следующие факторы: Неблагоприятный семейный климат, конфликты в семье, неполная семья, отсутствие заботы и хорошее воспитание со стороны родителей. Нередко подростки не имеют возможности рассказать родителю об имеющихся проблемах. В таких семьях подростки замыкаются в себе, весь груз проблем несут самостоятельно, и иногда они с этим багажом не справляются. Частые инциденты приводят к мыслям у подростка, что он является обузой для родителей, что в его отсутствие им бы жилось заметно легче. В случае наличия гиперопеки со стороны матери, подростки не способны адаптироваться к окружающей сфере и обществу, они становятся абсолютно беспомощными [12]. Подростковый возраст - это период интенсивного общения и самоутверждения. Часто в подростковых компаниях возникают лидеры, которые устанавливают тот или иной образ жизни. Если подросток не соответствует данному образу, он не может попасть в группу общения, а значит, оказывается за бортом общественной жизни. Это все способствует изоляции и отчуждению подростка. Частая смена места жительства (или школы) тоже может негативно повлиять на эмоциональное состояние подростка. При частой перемене места жительства или школы подросток не имеет возможности завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами [2]. Проблемы в учебе – ещё один из важных факторов. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый подросток способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует подростка от его одноклассников, делая его очень чувствительным в психическом плане. Чрезмерно активное использование компьютера и Интернета. Преимущества интернет-технологий позволили соединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это может плохо отразиться на способности подростков к общению. У подростков сужается круг интересов, они становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова. Депрессия у подростка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов, смерти или тяжелой болезни близких, распада семьи, ссор с близкими людьми, конфликтов со сверстниками. Но следует учитывать, что депрессия может начаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Существуют так называемые сезонные депрессии, происхождение которых связано с специализированной чувствительностью организма к климатическим условиям. Такие депрессии часто выявляется у подростков, имеющих в анамнезе гипоксию или травмы в родах [16]. У подростков выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю депрессию (старше 16 лет). Наличие депрессии выявляется триадой признаков: сниженное настроение, повышенная тревожность и сниженное познание. Эмоциональное состояние подростка с депрессией в течение дня неритмично. Чаще всего в утренние моменты настроение более приподнятое. В течение дня настроение снижается, особенно к вечеру. Подростка ничего не интересует, возможно появление болевых ощущений и повышение температуры. Подростки жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные трудности в школе, инциденты с учителями и учениками [16]. Иногда подростки с депрессией шутят, веселятся, но такой период краткосрочен по времени, а впоследствии сменяется ухудшением состояния. Также у подростков с депрессией может наблюдаться снижение активности, которое проявляется в нежелании двигаться - подростки либо безостановочно лежат, либо сидят в одной позе. Физическая активность не активизирует у них никакого энтузиазма. Интеллектуальные процессы у подростков замедлены, реакция отсроченная. На вопросы они отвечают после продолжительной паузы, односложно. У подростка с депрессией преобладает негативное настроение: «меня никто не любит», «у меня всегда всё плохо», «я никчёмный». У подростков при депрессии значительно снижается аппетит, временами они могут не потреблять полноценную пищу несколько дней. Их беспокоит бессонница, сон поверхностный, беспокойный [12]. Таким образом, проявления депрессии у подростков затрагивают и эмоциональное, психологическое состояние и физическое самочувствие. Очень важно вовремя диагностировать наличие депрессии у подростков, назначить эффективное лечение, а также методы психокоррекции. Только комплексный подход в решение данной проблемы будет эффективен.
Заключение
Подростковый возраст можно охарактеризовать как сложный переход от детства к взрослой жизни: в начале полового созревания происходит существенный биологический рост и развитие, но биохимические и психологические изменения более сложны и менее заметны. Эти изменения могут негативно повлиять на восприятие подростком своего места в мире. Возникающее в результате поведение и непредсказуемые эмоциональные реакции могут дестабилизировать эмоциональную сферу подростка, в том числе, приводя к развитию депрессивных состояний. На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и развития.Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избегания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.Эффективным является комплексный подход к коррекции депрессивных состояний – медикаментозное лечение и психокоррекционное воздействие.
Список литературы
1.Безруких, М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Теоретические основы изучения физиологии развития ребенка // Физиология развития ребенка / Под ред. Безруких М.М., Фарбер Д.А. М.: Академия, 2008.- 412 с.2.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Акад. пед. наук РСФСР / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 2016. - 360 с.3.Депрессия / Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. М., Мир, 2000. - 215 с.4.Покрасс, М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2021. - 320 с.5.Трикетт, Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. М.: ЭКСМО, 2002. - 160 с. 6.Курпатов, А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. СПб.: Питер, 2002. - 256 с.7.Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект / Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. - N 2. 8.Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.: Питер, 2004. - 202 с.9.Антропов, Ю. Ф., Бунькова К. М., Быков Ю. В. Невротическая депрессия у детей и подростков (клиника, типология, динамика и дифференцированная терапия). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 382 с. 10.Лебединская, К.С., Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Трикста, 2011. - С. 155–168.11.Дубровинская, Н. В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. 2015. - Т. 41.- N 2. С. 113-122.12.Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982. - 216 с.13.Лоуэн, А. Депрессия и тело. М.: Просвещение, 2017. - 384 с.14.Холмогорова, А. Б., Воликова, С. В., Калина, О. Г. Методические рекомендации: применение опросника детской депрессии. М. Ковак (CDI). М.: ФГБУ «МНИИП», 2013. - 24 с.15.Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) / Диагностика эмоционально-нравственного развития // Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. - 171 с.16.Мафсон, Л., Моро Д. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.17.Подольский, А.И., Карабанова, О.А., Идобаева, О.А., Хейманс, П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Национальный психологический журнал. 2007. - № 1 (2).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!