это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4197849
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе правоохранительных органов имеется определенный набор задач, которые, в зависимости от области деятельности правоохранительного органа, отличаются спецификой, которая формирует ряд условий, диктующих требования для выполнения определенных действия, а также обуславливая различные трудности психологического и объективного характера. Общее и специфическое проявляются в требованиях к психофизиологическим и психологическим особенностям личности сотрудников разных правоохранительных органов, их способностям и профессионализму.Игнорирование подобных и других важных аспектов психологической реальности решения служебных задач существенно снижает эффективность их психологического обеспечения. Решение этой проблемы лежит в плоскости осуществления модельного подхода к служебной деятельности и системе ее психологического обеспечения.Основной задачей профессионально-психологического отбора к любой профессиональной деятельности, и особенно к деятельности в правоохранительных органах, является определение предрасположенности кандидата к профессиональной деятельности, которая будет способствовать развитию вышеназванных качеств. Это в полной мере относится к формированию квалифицированной команды, где, учитывая специфику службы, правильный подбор персонала особенно важен.Объектом работы выступает профессионально-психологический отбор, предмет – отбор кандидатов на службу в правоохранительных органах.Цель работы – рассмотреть составляющие профессионально-психологического отбора на примере правоохранительных органов.Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:1. Рассмотреть понятие и сущность профессионально-психологического отбора.2. Проанализировать процесс и особенности профессионально-психологического отбора в правоохранительные органы.Теоретической базой работы послужили труды известных исследователей по данной тематике, таких как: Бодрова В.А., Беребина М.А., Кобозева И.Ю. и пр.Структура работы. Реферат состоит из введения, двух параграфов по теме работы, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем работы – 12 страниц.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРАОбеспечить максимальную эффективность и безопасность в работе возможно лишь при соответствующих профессиональных компетенциях и психологических возможностях человека. Оптимальный вариант трудовой деятельности возникает тогда, когда человек и профессия подходят друг другу.Профессионально-психологический отбор осуществляется для определения способности кандидата по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника правоохранительных органов Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения [1, с. 91].Стоит отметить, что в процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов.Определение категорий профессионально-психологической пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований, тестирований, медицинских, в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий. Основными критериями определения категорий профессиональной пригодности являются [4]:уровень развития личных и деловых качеств кандидатов;наличие или отсутствие факторов риска.Определение профессионально-психологической пригодности производится путем тестирования не только при нормальном течении соответствующего технологического процесса, но и при действии внешних возмущений, вызывающих экстремальные параметры процесса. То есть должна оцениваться также способность к экстремальному действию. На практике такая сложная взаимосвязь параметров для профотбора обычно решается в три этапа (Рис. 1).Рисунок 1 – Основные этапы профессионально-психологического отбора [2, с. 81]Первый этап – отбор по медицинским показателям. Он проводится на уровне медицинских учреждений.Второй этап – отбор по степени пригодности. Основной его целью является оценка в направлениях профотбора, повышения квалификации и профессиональной аттестации. В этом случае возможно формирование контингента трех групп: безусловно пригоден, условно пригоден и непригоден.Третий этап – контрольный. На этом этапе решаются вопросы планового контроля, проводимого с целью оценки изменений индивида в процессе обучения или работы и его соответствия в данных условиях, а также подтверждается правильность решения вопросов на первых двух этапах.Таким образом, прохождение разнообразных психодиагностических обследований на всех этапах жизненного пути и профессиональной карьеры человека является привычной и обязательной процедурой при поступлении на учебу, при приеме на работу или на государственную службу, в том числе и в правоохранительные органы, при конкурсном порядке выдвижения на вышестоящую должность и т.п. Данные, полученные в ходе обследования сопровождают специалиста в качестве существенного элемента его профессиональной пригодности, деловой репутации.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫДля сотрудников правоохранительных органов существует определённый ряд личностных качеств, которые являются профессионально значимыми в правоохранительной деятельности. Такими качествами являются: ответственность сотрудника, повышенная мотивация к деятельности, профессиональная самооценка и самоконтроль, а также несколько более специфические, характерные для деятельности сотрудников правоохранительных служб в экстремальных условиях качества: надежность, эмоциональная устойчивость, пониженный уровень лабильности и напряженности, оптимальный уровень тревожности, разумное отношение к риску, а также высокий уровень экстравертированности и пр. [6] Таким образом, профессионально-психологический отбор в правоохранительные органы РФ осуществляется в целях обеспечения качественного комплектования, профилактики профессиональной деформации, утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся норм поведения у сотрудников и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей интеллекта и психофизического развития кандидатов.Основными задачами профессионального психологического отбора в правоохранительных органах являются [5]:выявление среди кандидатов на службу, сотрудников при перемещении лиц с нервно-психической неустойчивостью, находящихся в состоянии дезадаптации, с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества;оценка психологической пригодности к тем или иным видам профессиональной деятельности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении и прогноз успешности профессиональной деятельности кандидатов;оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу, сотрудников при перемещении после прохождения испытательного срока.Также стоит отметить, что выполнение перечисленных задач основывается на изучении когнитивных способностей и индивидуально-психологических особенностей личности.Кроме первичного и вторичного видов профессионального психологического отбора в правоохранительных органах выделяют предварительный, основной и заключительный этапы отбора.На предварительном этапе психологами кадровых подразделений посредством собеседований проводится изучение интеллектуальных и социально-психологических характеристик кандидатов. По итогам собеседования готовится заключение с выводом «рекомендован» или «не рекомендован». Основанием для прекращения дальнейшего изучения кандидата на данном этапе являются его выраженные негативные социально-психологические параметры.На основном этапе профессионально-психологического отбора проводится экспертиза профессиональной пригодности кандидата на службу, в том числе в экстремальных условиях, сотрудников при перемещении на вышестоящую должность, психологами центров психологической диагностики (ЦПД). Экспертиза осуществляется путем проведения комплексного психодиагностического обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств претендентов, и экспертной оценки его результатов.Для этого используется набор основных методов и методик: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) или методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), краткий отборочный тест (КОТ), 8-цветовой тест М. Люшера. При этом использование дополнительных методик не ограничено [3, с. 132].Заключительный этап профессионального психологического отбора проводится психологами кадровых аппаратов. На данном этапе выявляется возможность прохождения службы кандидатами в конкретном подразделении правоохранительных органов, по конкретной специальности, должности и определяется длительность испытательного срока, который кандидат на службу проходит в качестве стажера.Целесообразно выделить основные категории профессиональной пригодности на службу в правоохранительных органах [7]:1) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; высокий уровень развития личных и деловых качеств;2) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; средний уровень развития личных и деловых качеств;3) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; уровень развития личных и деловых качеств – ниже среднего;К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.4) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника правоохранительных органов Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности): у кандидата выявлен фактор риска; низкий уровень развития личных и деловых качеств.Если кандидат, принятый на службу в качестве стажера, рекомендован условно, то психолог на период стажировки ставит его на особый контроль и осуществляет за ним мониторинг. После завершения испытательного срока стажеры проходят повторное профессиональное психологическое обследование.Подытожив, стоит отметить, что современную организацию профессионально-психологического отбора в правоохранительных органах следует рассматривать с учетом социально-демографических, экономических, медико-психологических и морально-нравственных тенденций в обществе, социально-политической и криминогенной обстановки. Эти факторы обусловливают не только текущий количественный и качественный состав пополнения, по и предопределяют ближайшие перспективы совершенствования комплектования правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы, необходимо отметить, что комплексный подход к формированию кадрового состава правоохранительных органов основывается на использовании преимуществ профессионально-психологического отбора при приеме на службу и зачислении в резерв.Психологический отбор, направлен на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретных профессий или специальностей и способствуют успешному их овладению и последующей эффективной рабочей деятельности.Отбор лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы, с точки зрения профессиональной пригодности предполагает четкое описание требований, предъявляемых их служебной деятельностью к личности сотрудника.Подытожив, стоит отметить, что, профессионально-психологический отбор в правоохранительных органах осуществляется в целях обеспечения качественного комплектования, профилактики профессиональной деформации, утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся норм поведения у сотрудников и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей интеллекта и психофизического развития кандидатов на службу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. – 2015. – Т.6 № 2 – С. 85-94.Кобозев И.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности: Учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2015. – 192 с.Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. – 243 с.Беребин М.А., Григорьева И.Ю. Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // [Электронный ресурс] Психология. Психофизиология. – 2011. - №29 (246). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihodiagnosticheskie-osnovaniya-otsenki-i-prognoza-riska-narusheniy-psihicheskoy-adaptatsii-i-professionalnoy-nadezhnosti (дата обращения: 24.06.2022).Беребин М.А., Кондратенков С.Н. Клинические (экспертные) методы психологической диагностики в профессиональном отборе сотрудников правоохранительных органов (на примере решения задач подразделений специального назначения) // [Электронный ресурс] Психология. Психофизиология. – 2012. - №19 (278). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskie-ekspertnye-metody-psihologicheskoy-diagnostiki-v-professionalnom-otbore-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-na (дата обращения: 24.06.2022).Бородина Т.И. Диагностика личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников правоохранительных органов // [Электронный ресурс] Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. - №2 (77). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-lichnostno-professionalnoy-predraspolozhennosti-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov (дата обращения: 24.06.2022).Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://48.xn--b1aew.xn--p1ai/document/8243354 (дата обращения: 25.06.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!