Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Промышленность г. Самара в период ВОВ

Тип Курсовая
Предмет История

ID (номер) заказа
4206252

500 руб.

Просмотров
744
Размер файла
4.89 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение……………………………………………………………………...

1. Основные исторические события формирования промышленности в городе Самаре в довоенный период………………………………………...

2. Модернизация промышленности города Самара в условиях Великой Отечественной войны………………………………………………………

3. Состояние промышленности в городе Самаре в довоенное и военное время…………………………………………………………………………Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………Приложение………………………………………………………………….

 

Введение

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что город Самара – считается одним из наиболее развитых промышленных городов Российской Федерации. Основную долю промышленной специализации Самары и Самарской области составляют автомобилестроительная, авиационно-космическая и нефтехимическая отрасли промышленности.Наш город занимает лидирующее место в России по изготовлению множества важных товаров промышленности. Так, например, Самара занимает первое место по выпуску легковых автомобилей, синтетического аммиака, подшипников качения, линолеума, второе место по выпуску синтетических каучуков, третье место по первичной переработке нефти.Становление и развитие города Самара (Куйбышев), в большой степени связано с историей развития промышленности. Ведь именно предприятия промышленного типа являлись важными структурообразующими элементами городского плана, которые активно влияли на формирование планировочной структуры города, а именно размещение жилья, объектов общегородского центра, трассировку транспортных и инженерных коммуникаций.Процесс освоения городских территорий под промышленные нужды проходил особенно интенсивно в течение второй половины XIX – начале XX в. Самара обладала огромной перспективой на будущее экономическое развитие в течение всего XX века. Но, Великая Отечественная война разрушила надежду на успешное развитие хозяйства города и всей губернии, на увеличение благосостояния ее населения. Несмотря на все трудности военного времени, Куйбышев военных лет и по темпам, и по объему производства оставил позади себя все областные центры огромного региона. Его доминирующее положение было связано с развитием авиапромышленности, резким возрастанием нефтедобычи и нефтепереработки, стратегическим положением и превращением города в первый период войны во вторую столицу страны. Хронологические рамки исследования охватывают довоенный период и период Великой Отечественной войны, когда в Самаре из-за изменившихся условий, вызванных войной, произошли значительные перемены во всех областях жизни, что несомненно повлияло на последующее развитие города и всего региона. Территориальными рамками исследования является территория города Самара.Объект исследования: промышленность города Самара.Предмет исследования: процесс развития промышленности в городе Самаре в военных условиях. Цель исследования: изучить развития промышленности в городе Самаре в период Великой Отечественной войны.Задачи исследования: Охарактеризовать основные исторические события формирования промышленности в городе Самаре в довоенный период.Рассмотреть модернизацию промышленности в городе Самаре в период Великой Отечественной войны.Провести сравнительный анализ промышленности в довоенное и военное время. Степень разработанности проблемы. Специальных историографических работ по исследуемой теме нет. Но отдельные аспекты истории и историографии города военных лет освещались в сводных, обобщающих и региональных трудах по истории Великой Отечественной войны. Историография и источники: отечественная литература, а также интернет-источники. Рассматриваемая тема широко представлена в небольших работах статейного характера и учебных пособиях. Основополагающими исследованиями для рассмотрения темы курсовой работы являются: Демидов А., Демидова И. «Мелодии старой Самары» [1], Ильина И.А. «Исследование формирования и трансформации общегородского центра крупного поволжского города в его историческом развитии» [2], Каркарьян В. Г. «Самара, Куйбышев, Самара, или Три портрета одного города: 1586, 1935, 1991» [6], Котенко И. А. «Развитие общегородского центра Самары» [8], Парамоно В. Н. «Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.» [11], Ребайн Т. Я. «Концепция пространственного развития города Самары» [13], Репинецкий А. И., Щелков А.Б. «Годы, опаленные войной: Куйбышевская область в годы войны 1941–1945 гг.» [14], Синицына Т. В. «Легкая промышленность Куйбышева и Куйбышевской области в 1943 - первой половине 1945 гг.» [18] и др. Научно-практическая значимость работы состоит в том, что она содержит фактический материал о развитии промышленной индустрии г. Самара в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Результаты исследовательской работы позволяют расширить знания о патриотическом подвиге и экономическом подъеме г. Самары в указанные периоды.Курсовая работа имеет следующую структуру введение, основная часть, состоящая из трёх глав, заключение и список использованных источников.1. Основные исторические события формирования промышленности в городе Самаре в довоенный периодРоссийское государство в XIX – XX веках становиться на путь промышленного развития. Необходимо было за короткий промежуток времени устранить отставание в промышленном развитии от стран Запада и превзойти их уровень экономического развития. Следует отметить, что с поставленной задачей многие города России справились успешно, в том числе и Самара. В письменных источниках город Самара впервые упоминается в XIV в., под 1361 годом. Город возник далеко от столицы России в центре степи Самарского края. Особенностью города Самары было то, что он растянулся по левому берегу одноименной реки на 40 км. 1 января 1851 г. по указу Николая I о создании Самарской губернии, городу Самаре был присвоен статус губернской столицы.В рассматриваемый в курсовой работе период времени, город Самара фактически являлся столицей СССР, так как здесь располагались многие административные здания, присутствовала выраженная монументальность в архитектуре. На территории Самары располагались множество представительств различных государств [3]. С 1935 г. город Смамара будет переименован в город Куйбышев. Данное наименование он получит по фамилии советского государственного и партийного деятеля В. В. Куйбышева и просуществует такое название до 1991 г. В курсовой работе, в период с 1935 г. по 1991 г. город будет называться Куйбышев. В конце XIX – начале XX вв. город был достаточно крупным торгово-промышленным центром. Этому подтверждением являлось большое число промышленных объектов на его территории. В 1901 году в разных промышленных областях их насчитывалось 1533. Среди них были 60 цеховых предприятий, в том числе 10 паровых мельниц, 7 металлообрабатывающих заводов, дрожжевинокуренный завод, два пивоваренных завода и другие предприятия. Общая численность работников составляла 5000 человек. Чуть позже появились ещё 7 металлообрабатывающих, 11 кирпичных, 11 винокуренных, 17 лесопильных заводов, 15 паровых машин, 3 кондитерские фабрики, электростанция, крупная скотобойня с салотопенным заводом, канатный завод, фабрика искусственных минеральных вод, макаронная фабрика Кеницер, спичечная фабрика «Волга» Л. Зелихмана. В городе работали крупные железнодорожные мастерские и депо, где было занято более 2000 рабочих, 11 типографий, предприятия водного транспорта, мелкие мастерские (портновские, сапожные, слесарные, экипажные и др.), на которых трудилось свыше 13000 рабочих. В 1911 г. открылся государственный Трубочный завод (будущий им. Масленникова). На данном заводе в период войны выпускали боеприпасы, которые использовались для реактивных установок «Катюш». В 1916 г. в бухте на финансирование Госбанка построили мощнейший элеватор по проекту инженера В.Г. Петрова. В 1913 г. в городе Самаре было выдано 463 свидетельства на промпредприятия [1, с. 28].Кроме того, в городе были сезонные работы, на которых трудились грузчики, строители, а также приказчики – общей численностью около 4000 человек [2, с. 34]. Промышленность города Самары в данный период была представлена разным отраслевым спектром. Это значит, что в городе развивалась как лёгкая промышленность, так и тяжёлая. Мелкие промышленные объекты, к которым относились кондитерские фабрики, типографии и другие, размещались в сложившихся на данный период времени исторических кварталах города [2, с. 28; 12, с. 18]. Всё необходимое для населения города производилось на территории самого города. Население было обеспечено рабочими местами. Все перечисленные показатели говорят об успешном экономическом развитии города Самары. Важную роль для промышленного развития города Самары сыграло появление в 1876 – 1878 гг. линии Самаро-Златоустовской железной дороги. Эта железнодорожная линия связывала Центр страны с Уралом и Сибирью, что способствовало наращиванию промышленного производства. В основном промышленные объекты располагались на юге города, вдоль рек Волга и Самара, что хорошо видно на рисунке 1. Рисунок 1 – Карта Самары 1887 г. по О.С. Струкову [16]На сайте Г.В. Бичурова «Старая Самара в открытках и фотографиях» представлен обзор промышленных объектов конца XIX – начала XX веков [16]. Здесь мы можем увидеть на карте Самары 1898 г. множество ветряных мельниц на северо-востоке, поближе к реке Самаре. Также большое число нефтескладов, хлебных амбаров, парк конной железной дороги. Большие территории лесного массива, которые распростёрлись вдоль Волги, позволяли работать лесопильным заводам и обеспечивать город древесиной.В начале XX века большинство ветряных мельниц разорились. И им на смену были построены более передовые и усовершенствованные паровые мельницы. Уже к 1913 г. таких мельниц на территории губернии насчитывалось 13 [1, с. 24]. Паровые двигатели были более мощными, компактными, универсальными, поэтому получили широкое применение на мыловаренных производствах, кирпичных заводах. Преобразования 1920 – 1930-х гг. были связаны с проведением в СССР сталинских реформ. С середины 1920-х гг. стартовала индустриализация, которая способствовала созданию крупного машинного производства и внедрение машинной техники на предприятия. Чуть позже была проведена коллективизация, потому как не хватало средств на проведение индустриализации. Культурная революция также внесла свои коррективы. Благодаря форсированной модернизации, которой удалось достичь посредством проводимых реформ, город Самара состоялся как индустриальный цент. Наблюдался рост промышленных мощностей предприятий, развивалась энергетика, промышленность по добыче нефти. Особую роль в экономическом развитии города сыграла пищевая промышленность. Город Самара являлся крупным центром по переработке зерна из Самарской и соседних губерний. Город снабжал хлебом Поволжья и его статус в этом регионе определился как «хлебная столица». Готовую продукцию пищевых производств, так и в виде муки и круп экспортировали в разные уголки страны. В советское время пищевая промышленность не утратила своей позиции в обеспечении продуктами питания населения Самарского региона и территории страны. Среди промышленных обектов пищевой направленности были известны хлебозаводы № 2, 4, 5, 9; БКК, молокозавод (современный ОАО «Сипралакто»); мясокомбинат; жирокомбинат и др. Промышленные места в советское время были сохранены, менялась их спецификация. На месте Трубочного завода появился завод Масленникова, на месте механического завода Бенке – завод клапанов, на месте мельницы Зворыкина – завод Кинап, на дальней тогдашней окраине построили завод КАТЭК (1929-1936 гг.). Особо важным событием для населения города стало строительство в 1936 г. многопричального речного вокзала. Недалеко от железной дороги появился толерубероидный завод. В предвоенное время был также сделан промышленный рывок. Появлялись новые заводы. Примером могут служить: завод грузовиков, железнодорожно-ремонтный завод рядом со станцией Безымянка. Начали возводить механические мастерские в пос. Мехзавод, док в Коптевом овраге, пос. Управленческий [17, с. 451]. Появление новых предприятий немного изменило Генеральный план города1936 года. Появился новый промышленный центр в районе станции Безымянка [13, с.65]. Был реконструирован завод «Сажерез», который находился недалеко от станции, здесь появились новые корпуса. Чуть позже, в 1935 году данный завод был переименован в Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева. Район станции Безымянка как крупный промышленный узел получил дальнейшее развитие. Продолжилось строительство на данной территории заводов, крупных предприятий. В 1940 г. здесь началось строительство авиационные заводов и Безымянской ТЭЦ. Рядом со станцией появилось Управление Особого строительства НКВД СССР и Безымянлаг. Заключённые Безымянлага участвовали в строительстве новых промышленных и жилых объектов. Данный лагерь существовал с 1940 по 1946 гг. Были планы строительства в 3 км от станции Безымянка самолётостроительных заводов. Но планы пришлось корректировать из-за начало Великой Отечественной войны в 1941 г. Таким образом в довоенный период времени город Самара – это крупный промышленный центр СССР. Особенность промышленного развития данного города заключалась в том, что развивалась как лёгкая промышленность, так и тяжёлая. Этому способствовали такие факторы как географическое положение города и наличие железнодорожных путей. 2. Модернизация промышленности города Самара в условиях Великой Отечественной войныВеликая Отечественная война привела к тому, что необходимо было переводить промышленность на военные рельсы, другими словами, милитаризировать. На сегодняшний день большинство историков придерживаются мнения о том, что предвоенная подготовка в этом плане была слабой, так как между представителями СССР и Германии был подписан план Молотова-Риббентропа. По данному плану было прописано о 10-летнем не нападении, а в секретном протоколе данного плана было указано о разграничении сфер влияния между СССР и Германией. В таких условиях И.В.Сталин был очень предусмотрителен в плане укрепления границ государства, чтобы не вызвать у врага подозрения и что бы побольше выкроить времени для подготовки к войне. Порой модернизировать промышленность уже приходилась в условиях войны, которая началась 22 июня 1941 г.Военные действия развивались скоропостижно, решения нужно было принимать быстро. Одним из таких важных решений было связано с эвакуацией людей и промышленных объектов с западных регионов страны на восток. В октябре 1941 г. ввиду негативной ситуации, сложившейся в Москве, принимается постановление об эвакуации столицы СССР в город Куйбышев под грифом «совершенно секретно»: «Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, ГКО постановил: 1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев… 2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке). 3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба – в г. Арзамас. 4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД – т. Берия и т. Щербакову – произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию). Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин» [21, с. 108].За период эвакуации с Украины, Беларуси, из Москвы, Ленинграда, Воронежа и некоторых других городов в Куйбышев было перевезено 123 предприятия, из них 80 крупных заводов и фабрик. Вот поэтому в дальнейшем Самару он же город Куйбышев будут называть второй столицей либо «запасной столицей» СССР. В начале войны город Куйбышев, как и большинство городов России столкнулся со множеством проблем. В частности, многие проблемы были связаны с увеличением здесь численности населения с 390 тыс. человек до 529 тыс. человек. Такое огромное количество населения необходимо было обеспечить жильём, питанием, теплом. Несмотря на все тяжбы военного времени промышленный потенциал города удалось нарастить. Это происходило из-за того, что многие заводы и фабрики были эвакуированы именно в город Куйбышев. В любом случае, в условиях Великой Отечественной войны, все предприятия работали на нужды фронта. Оборонная промышленность была представлена тремя авиационными гигантами: авиационный завод №1 им. Сталина (ныне – РКЦ «Прогрес»); авиационный завод № 18 им. Ворошилова (ныне – ОАО «Авиакор»); моторный завод № 24 им. Фрунзе (ныне – ПАО Кузнецов). ¾ самолётов Ил-2 были выпушены на данных заводах [10]. За 1941 г. был достроены заводы N 145 и 454, производящие вооружение для самолетов; завод № 35, выпускавший пропеллерные винты; заводы № 1 Оргавиапрома, № 305, механический завод по изготовлению бронекорпусов для самолетов и танков. Куйбышевский авиационный завод выпустил первый самолет через две недели после прибытия первых эшелонов с оборудованием на новое место. Оборудование завода «Кузтекстильмаш» было смонтировано за 15 дней, а через месяц были организованы все цеха и налажено производство оборонной продукции. Уже в сентябре 1941 г. он выпустил первые 50 изделий. С 21 ноября 1941 г. был начат выпуск подшипников на Куйбышевском ГПЗ [9, с. 125]. В 1942 г. начал свою работу Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК). В этом же году стал выпускать свою продукцию завод «Весна» ранее №377 «Красный химик», который был эвакуирован в город Куйбышев. Данный завод, выпускал продукцию, которая нужна была для фронта и тыла: химически осаждённый мел, известь, зубной порошок, одеколон, мыло. В 1943 г. в город Куйбышев была эвакуирована из Москвы табачная фабрика. На сегодняшний день в библиотеке Конгресса США сохранилась карта города Куйбышева, которая была создана немецкой разведкой в 1944 г. Эта карта привлекательна тем, что на ней можно увидеть количество заводов в 1944 г. в городе Куйбышеве и их подробный список. На карте можно насчитать в центре города около 40 заводов: часовое производство ЗиМ, завод тракторного оборудования, завод ремонта грузовиков, скотобойня, авиационный завод, моторостроительный завод, кислородный завод). Кроме этого, отмечены нефтебаза и завод секретной оптики. Пожалуй, не отмечено лишь одно из четырёх мест эвакуированного в сентябре 1941 г. московского подшипникового завода, будущего 4 ГПЗ [8, с. 48].Проблемы укомплектования кадрами важнейших промышленных объектов не было, квалифицированных кадров хватало. Приток рабочей силы в восточные области был постоянным. Важнейшей проблемой, которая стаяла перед экономикой страны это энергообеспеченность промышленности. Данная проблема стала проявляться с первых дней войны, так как началось ускоренное развитие военного производства. Решение данной проблемы было взято на строгий государственный контроль. Фиксировалось распределение электроэнергии и перераспределение её в пользу военных отраслей промышленности [19, с. 84-85]. Особую роль в период войны сыграла Безымянка – крупный промышленный и жилой регион в юго-восточной части города Самара. Здесь же находилась одноименная железнодорожная станция. Именно заводы данного региона в 1945 г. производили 70 % промышленной продукции, производимой в данном городе. На блага фронта работали не только эвакуированные крупные оборонные заводы, но и небольшие местные предприятия. Например, толерубероидный завод. Продукция данного предприятия в основном использовалась для мирных целей, в частности шла на восстановление народного хозяйства, для кровельных работ. В стенах данного завода работали и на нужды фронта. Примером могут быть коробки, которые изготавливались для упаковки боеприпасов. В запущенном здесь же на толерубероидном заводе цеху бумажного литья, производили посуду для военных Красной Армии. Завод существует и сегодня. Называется завод АО «Мягкая кровля». Ассортимент продукции продолжает расширятся. На Безымянке ещё в 1938 г. было заложено строительство ТЭЦ, так необходимой для обеспечения электричеством Куйбышевского гидроузла, который должен был быть построен. В 1940 г. проект по строительству гидроузла был закрыт, так как на Безымянке планировали построить несколько авиазаводов. А обеспечивать 2 проекта одновременно не хватало финансирования. Но, в планы вмешалась война… Множество заводов, эвакуированных в город Куйбышев, испытывали недостаток электроэнергии. Очередным решением продолжилась деятельность по завершению строительства ТЭЦ. Люди сделали невозможное, так как уже 15 октября 1941 года под нагрузку поставили первый турбоагрегат, а 18 октября после положенных по нормативам 72-часовых испытаний госкомиссия подписала акт о приеме станции в эксплуатацию [4, с. 76].На предприятия оборонного значения были переведены тысячи рабочих местной промышленности, коммунального хозяйства, 9 тысяч учащихся старших классов, студентов и домашних хозяек. За годы войны было мобилизовано для работы в промышленности, строительстве и на транспорте 128,5 тысячи человек. В 1945 году удельный вес женщин в промышленности области составлял 54,3 процента, на железнодорожном транспорте – 48, на водном транспорте – 40 процентов.Всего за годы войны Куйбышев выпустил 70 тысяч миномётов, 500 тысяч снарядов, 44,3 миллиона подшипников, 10467 тысяч станков, 400 локомобилей, множество другой стратегически важной продукции. Почти все крупные операции Великой Отечественной войны проходили с использованием боевой техники, которую рабочие создавали на Куйбышевских заводах. В период войны появилась и газовая индустрия, как эквивалент углю. В 1942-1943 годах по решению правительства был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Бугуруслан-Куйбышев. С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубических метров газа. Особо медленным, на начальном этапе войны, было развитие лёгкой промышленности. Сырье для работы предприятий лёгкой промышленности в основном шло с сельского хозяйства, а оно в период войны находилось в упадке. Новый рывок в лёгкой промышленности произошёл только в 1943 г., когда уже все предприятия перестроились на военный лад. В этом же году в городе Куйбышеве было создано Городское управление легкой промышленности. Ему были подотчетны швейные фабрики №№ 2, 3, 6, швейные мастерские индивидуальных заказов №№ 7, 11, 12, 13, 15, обувная мастерская, две фабрики по производству обуви, трикотажный комбинат и механический завод № 8 [5, с. 64]. Таким образом, с 1943 г. предприятия легкой промышленности Куйбышева и Куйбышевской области находились в разном подчинении. В 1944 г. лёгкой промышленности работали хуже, чем в 1943 г. Это объясняется тем, что был недостаток сырья и топливных ресурсов, неправильное перераспределение сырья. Сырьё в основном отправляли в город Куйбышев, в то время как фабрики области его недополучали. Поэтому швейные фабрики Куйбышева в 1945 г. улучшили свою работу. В 1-м квартале 1945 г. выпуск продукции возрос по сравнению с тем же периодом 1944 г. на 48,4%, что хорошо видно из таблицы 1. Таблица 1 – Результаты работы предприятий легкой промышленности Куйбышева в январе-апреле 1945 г. [18, с. 977]Швейные предприятияВыполнение планового задания по выпуску продукции (%)январь февральмартапрельФабрика №2109,1110,2110,1111,2Фабрика №3нет сведений 130,8111,1127,1Фабрика №6115,5 109,2108,6109,6Пищевая промышленность города Куйбышева в начале войны была представлена 21 предприятием. Наиболее крупными из них были Жигулёвский пивоваренный завод, трест «Росглавхлеб», макаронная фабрика, кондитерская фабрика и Куйбышевский ликёро-водочный завод.В послевоенной экономике города в рассматриваемый период важную роль играли предприятия военно-промышленного комплекса. Но, тем не менее быстрыми темпами развивались нефтехимический и энергетический комплексы, предприятия стройиндустрии, автомобилестроение [20, с. 13].Таким образом, за годы войны Куйбышевская область стала одним из крупных индустриальных центров СССР. Как бы это не звучало, но модернизирована промышленность была значительно. Появились некоторые новые отрасли промышленности, получили развитие старые. Примером успешного развития могут служить такие промышленные отрасли как: нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, авиационная, оборонная. Объём промышленного производства в городе Куйбышеве вырос в 11 раз, всего по Куйбышевской области в 7 раз. В 1943 г. было принято решение о том, что не нужно возвращать ранее эвакуированные заводы в город Куйбышев промышленные объекты. 3. Состояние промышленности в городе Самаре в довоенное и военное времяЭкономическое развитие города Самары происходит после того, как в конце XIX в. Самара становится губернским центром. Новым этапом экономических преобразований станет приход к власти советов в 1917 г. после революции и Гражданской войны. Но этот период для развития экономики был очень сложным и губительным, особенно мероприятия «военного коммунизма». Итогом данной политики стал голод, разразившийся в 1921 г. Для подъёма уровня экономического развития, советской властью был дан старт на проведение Новой экономической политики. Экономическую ситуацию в Самаре удалось выровнять. В 1922 г. отмечается рост торговых отношений, что соответственно приводит к небольшому экономическому подъёму. Однако, несмотря на некоторые экономические успехи, только к 1928 г. городу Самаре удалось восстановить лишь довоенный уровень развития промышленности 1913 года. Для централизованного управления и планового развития экономики, советская власть принимает решения о начале проведения «пятилеток». Первая пятилетка должна была состояться с 1928 г. по 1932 г. На неё были возложены огромные надежды. Задача первой пятилетки для города Самары звучала как – «увеличить объём продукции на 270 %». С 1928 г. по 1941 г. отмечается рост в изготовлении промышленной продукции. Сталинские реформы 1930-х гг. вносят свои коррективы в экономическое развитие города. Самара является городом примером по реализации форсированной модернизации в промышленности, благодаря успешно проведённой индустриализации. С 1930-х гг. город Самара сохраняет за собой статус хлебной столицы и становится индустриальным центром. Предпринятые усилия обеспечивают колоссальный рост ВВП Самарской области в целом (за период с 1928 по 1940 годы – более чем в 14 раз), а также резкое увеличение количества новых предприятий. Основными проектами Самары являются Карбюраторный завод (Завод им. Тарасова, 1934 г.), Куйбышевский толерубероидный завод (40% общесоюзной мягкой кровли, 1935 г.), 9 ГПЗ (1935 г.), расширение Железнодорожного узла [3].Таким образом в довоенный период времени город Самара – это крупный промышленный центр СССР. Особенность промышленного развития данного города заключалась в том, что развивалась как лёгкая промышленность, так и тяжёлая. Этому способствовали такие факторы как географическое положение города и наличие железнодорожных путей. Город был сосредоточен на колоссальном росте производственных мощностей предприятий, развитии энергетики, нефтедобывающей промышленности, а также на росте жилого, общественного и культурно-бытового фонда. В военный период времени с 1941 – по 1945 гг. в городе Куйбышеве быстрыми темпами происходила переориентация промышленности на военные рельсы. Большинство предприятий переходили на выпуск военной продукции. Придание Куйбышеву статуса «запасной столицы» обеспечило за годы войны рост населения с 400 до 600 тысяч человек и увеличение численности предприятий, за счёт эвакуации с западных рубежей государства. Для работы большого числа предприятий, заводов необходимы были энергоресурсы, которых уже не хватало к концу 1942 г. Первая воздушная тревога над Куйбышевом прозвучала 8 июля 1942 г. Это было связано с тем, что на южных подступах к городу нависла немецкая авиация. Город был очень хорошо укреплён и подступиться к нему было бы очень сложно. С неба город был прикрыт средствами противовоздушной обороны. Прорваться могли во вторую столицу СССР лишь немногие немецкие лётчики. После победы в Курской битве, угроза бомбардировок для второй столицы была исключена. Но, следует отметить, что не одна крупная операция Великой Отечественной войны не прошла без использования боевой техники созданной рабочими Куйбышевской области. В военный период времени Самарская область была передовиком в развитии авиационной, нефтяной, газовой и энергетической промышленности. Валовая продукция по СССР в годы войны по выпуску авиации увеличилась в 4 раза, то в Поволжье – в 5 раз. Добыча нефти в 1945 году с 1940 года увеличилась в 4,7 раза.В период войны появилась необходимость и в газовой индустрии. На высшем уровне было принято решение о строительстве самого крупного в стране газопровода Бугуруслан-Куйбышев. Работа газопровода была быстро налажена и уже с сентября 1943 года по июль 1945 года заводы Куйбышева получили 260 м3 газа.К 1945 г. огромную роль на промышленных предприятиях играли женщины, потому как мужчины нужны были фронту. В 1945 году удельный вес женщин в промышленности области составлял 54,3%, на железнодорожном транспорте – 48, на водном транспорте – 40%. Особую роль во время войны сыграл патриотизм населения, который спородил трудовой героизм. На предприятиях проходили разного рода трудовые соревнования под лозунгами: «Все для фронта!», «Все для победы над врагом!». Возникло движение двухсотников. «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», выполнять в дни войны две нормы – вот смысл этого движения. Возникло движение двухсотников. «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», выполнять в дни войны две нормы – вот смысл этого движения. К апрелю 1941 года в области почетное звание двухсотников носили 10297 рабочих. Ширилось движение многостаночников.На Западе, в частности в прессе США город Куйбышев был повсеместно известен как «военная столица СССР», «запасная столица красных», «город на Волге», «альтернативная столица России», «столица военного времени», «бывшая Самара» [23, с. 515].Таким образом, сравнивая развитие промышленности в довоенное и военное время, следует отметить, что в период войны, несмотря на все тяготы, промышленное производство города Куйбышева увеличилось в 11 раз, а по сравнению с 1940-м г. – в 7,4 раза. На благо Родины работали такие новые промышленные отрасли как нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная и другие. В Куйбышевской области за годы войны число крупных предприятий увеличилось на 194, из них организованных вновь 150 предприятий и 44 предприятия существовали до 1941 г., но входили в состав мелкой промышленности (см. приложение). Предприятия лёгкой промышленности города Куйбышева также не отставали от поставленной государством планки. Сложности были в начальный период войны, когда шёл непростой процесс перестройки промышленности на военные нужды [15, с. 246]. ЗаключениеВ данной курсовой работе изучено развитие промышленности в период Великой Отечественной войны, охарактеризованы основные исторические события формирования промышленности в городе Самара в довоенный период, рассмотрена модернизация промышленности в период войны и проведён сравнительный анализ промышленности в довоенное и военное время. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы:1. Довоенный период в городе Самаре характеризуется промышленным развитием. Действительно, в Самарской области, город Самара был индустриальным центром. Появление новых предприятий немного изменило Генеральный план города1936 года. Появился новый промышленный центр в районе станции Безымянка. Продолжилось строительство на данной территории заводов, крупных предприятий. В 1940 г. здесь началось строительство авиационные заводов и Безымянской ТЭЦ. Особенность промышленного развития данного города заключалась в том, что развивалась как лёгкая промышленность, так и тяжёлая. Этому способствовали такие факторы как географическое положение города и наличие железнодорожных путей. Именно в данный период город Самара закрепил за собой и статус «хлебной столицы».2. В период Великой Отечественной войны фронт активно снабжали продукцией предприятий легкой и местной промышленности: обмундирование – швейные фабрики и мастерские, пищевые концентраты – пивоваренный и ликероводочный заводы, корпуса мин – литейные мастерские и т. д. Помимо основной продукции Куйбышевский станкозавод выпускал детали для легендарных «Катюш». Сложные и ответственные задачи стояли перед областными организациями в связи с размещением и пуском предприятий, эвакуированных из западных районов страны. Осенью 1941 года на Безымянке начинали производство боевых самолетов два авиационных завода – Воронежский и Московский (ныне Самарский авиационный завод), а моторы АМ-38 им должен был поставлять также эвакуированный из Москвы завод имени М. В. Фрунзе (ныне Самарское моторостроительное производственное объединение имени М. В. Фрунзе). Недалеко от Волги, в Линдовом городке в первые месяцы войны обживали свою новую площадку рабочие 1-го Московского подшипникового завода. Преодолевая громадные трудности, коллективы эвакуированных предприятий в кратчайшие сроки производили монтаж оборудования и уже через один-два месяца после переезда на новое место начинали выпускать необходимую фронту и народному хозяйству продукцию.3. Сравнивая развитие промышленности в городе Куйбышеве в довоенное время и в период войны сталкиваемся с парадоксальными явлениями. За период войны, в тяжелейших условиях нехватки топливных ресурсов, сырья, рабочих рук, промышленность Куйбышева не просто сохранила свою деятельность, а ещё в разы увеличила выпуск продукции. Показатели довоенного уровня по производству промышленной продукции были намного превышены в период войны. В условиях войны особый акцент делался на выпуск продукции необходимой для фронта. Патриотизм у людей порождал трудовой героизм. На предприятиях проходили различного рода соревнования под лозунгами: «Все для фронта!», «Все для победы над врагом!». Трудовой героизм рабочего класса и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбышевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по Куйбышеву – в 7,4 раза. Патриотический подъем народа, его героический труд и самоотверженность создавали условия для превращения нашего края в могучий военнопромышленный арсенал [15, с. 246]. На благо Родины работали такие новые промышленные отрасли как нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная и другие. За сухими цифрами стоял самоотверженный труд людей!Список использованной литературы1. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары (Книга для любителей российской истории). Самара: СИПТ, 1992. – 83 с.2. Ильина, И.А. Исследование формирования и трансформации общегородского центра крупного поволжского города в его историческом развитии (на примере г. Самары): автореферат дис. ... кандидата архитектура: 18.00.04. – Самара, 1994. – 183 с.3. История городов Самарской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://443000.ru/2012/04/24/istoricheskie-etapy-stanovleniya-samary.4. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). – М.: Наука, 2000. – 232 с.5. Кантор, Л. М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны / Л. М. Кантор; Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. –пи СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1991. – 93 с.6. Каркарьян, В. Г. Самара, Куйбышев, Самара, или Три портрета одного города: 1586, 1935, 1991 / В.Г. Каркарьян. Самара: Арт Презент, cop. 2014. – 471 с.7. Котенко, И. А. Основные этапы планировки городских территорий: учебное пособие / И. А. Котенко. Самара: СГАСУ, 2012. – 60 с.8. Котенко И. А. Развитие общегородского центра Самары // Самара в зеркале урбанистики: монография / Под ред. Т.Я. Ребайн; СГАСУ. Самара, 2015 г. – 114 с.9. Кондратенко, Е. Ф. Промышленное строительство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: По материалам Среднего Поволжья: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. – Пенза, 2002. – 257 с.10. Куйбышев времён Великой Отечественной в фотографиях и не только – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drugoigorod.ru/kuibishevwar/.11. Парамоно, В. Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.: Учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 156 с.12. Ребайн Т. Я., Васильчикова С.Ф., Ильина И.А. Центр Самары. Замыслы и реальность // Строй-инфо. 1995. Вып.11. С.18-20.13. Ребайн, Т. Я. Концепция пространственного развития города Самары: монография / Т. Я. Ребайн, Ю. М. Корякин, С. Ф. Васильчикова; Администрация гор. окр. Самара, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Самарская акад. гос. и муниципального упр.». – 2-е изд., стереотип. – Самара: САГМУ, 2015. – 114 с.14. Репинецкий А. И., Щелков А.Б. Годы, опаленные войной: Куйбышевская область в годы войны 1941–1945 гг. // Отечественные архивы. 2010. № 4. С. 122‒123.15. Самарская область: (География и история, экономика и культура): учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / сост.: Э. Я. Дмитриева, П. С. Кабытов. – Самара: Сам. информ. концерн, 1998. – 438 с.16. Сайт Г. В. Бичурова. Старая Самара в открытках и фотографиях – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.oldsamara.samgtu.ru.17. Синельник А. К., Самогоров В.А. Архитектура и градостроительство Самары. 1920-1940 гг. / СГАСУ. Самара, 2010. 480 с.18. Синицына, Т. В. Легкая промышленность Куйбышева и Куйбышевской области в 1943 - первой половине 1945 гг. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 27. – С. 975-978.19. Серебрянская, Г. В. Волго-Вятский арсенал: промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны: Монография / Г. В. Серебрянская; Нижегор. гос. техн. ун-т. – Н. Новгород: НГТУ, 1997. – 250 с.20. Тихонов В. И. Индустриальное развитие Куйбышеской (Самарской) области в 1966-1975 гг. и его особенности // Вестник СамГУ. 2006 № 10/1.21. Хисамутдинова, Р. Р. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие к лекционному курсу / Р. Р. Хисамутдинова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 248 с.22. Храмков, Л. В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. – 220 с.23. Cockett R. B. In Wartime Every Objective Reporter Should Be Shot.’ The Experience of British Press Correspondents in Moscow 1941–1945 // Journal of Contemporary History. 1988. № 4. Р. 515–530.ПриложениеСписок предприятий Куйбышевской области, организованных в годы Великой Отечественной войны


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.