это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4218759
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ ОТНОШЕНИЙ ПАРТНЕРОВ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЬИ 7
1.1 Основы и этапы отношений партнеров на стадии формирования семьи 7
1.2 Особенности в отношениях партнеров на стадии формирования семьи 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ СУПРУГОВ С РАЗНЫМИ РОЛЕВЫМИ ОЖИДАНИЯМИ И ПРИТЯЗАНИЯМИ 20
2.1 Организация и методы исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями 23
2.3 Программа развития способов общения в супружеской паре 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ
Семья - пристань любви, надежды, тепла, взаимопонимания, взаимоподдержки и безграничного счастья. Многие люди не раз представляли себе подобные картины, думая о счастье, которое ждет их рядом с любимыми, но, к сожалению, чаще всего ситуация разворачивается совсем в другом свете: взаимные упреки, упущения, ложь, ненависть. Иногда кажется, что мечты о светлом будущем только снятся. Но так хочется верить, что совсем недавнее счастье и любовь можно так легко и просто вернуть. Для того, чтобы наладить семейные отношения, нужно очень и очень постараться, причем делать это должен не один: супруг или супруга, а оба. Только в этом случае есть шанс, что счастье вернется в ваш дом. Каждый человек, без исключения, хочет быть любимым и счастливым, мечтает создать свой собственный островок счастья, на котором всегда тепло, солнечно и комфортно, но, не всем удается этого достичь. Понятие «счастливая семейная жизнь» — это словосочетание каждый воспринимает по-своему. Это некий призрачный образ философского понятия, который часто можно услышать в повседневной жизни, у него нет точного определения, но каждый стремится его достичь.В семейных отношениях есть два основных участника: муж и жена, поэтому для того, чтобы отношения были хорошими (мы даже не будем говорить о возможности создания идеальных отношений), теплыми и приносили счастье всем членам семьи, мужчина должен знать, как наладить отношения с женой, а женщина, соответственно, как улучшить отношения с мужем. Да, близость, несомненно, является важной частью брака, и нет ничего плохого в том, что супруги будут стараться разнообразить свою сексуальную жизнь, добавить в нее что-то новое, но близость нельзя определять как основу брака. Какой бы страстной и бурной ни была близость, она не способна удержать двух людей вместе так же, как взаимная симпатия, способность сочувствовать, поддерживать, заботиться и любить.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Здоровые семейные отношения могут способствовать развитию чувства любви и безопасности у всех членов семьи. Это может быть одним из величайших благ, которые родители могут дать своим детям - воспитание и забота, которые помогают им вырасти уравновешенными, счастливыми и успешными взрослыми. Когда жизнь проходит полный круг, у детей часто появляется возможность отплатить за этот дар, заботясь о своих стареющих родителях. Общение, благодарность, уважительное отношение друг к другу и командная работа — вот основные принципы построения крепкой и дружной семьи.В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости. В связи с этим актуальность применения методов социальной психологии, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает.Тема семьи и брака достаточно широко освещена в трудах современных западных и отечественных психологов – Ю. И. Алешиной, Т. В. Андреевой, В. Н. Дружининой, С. В. Ковалевой, Навайтис Г., А.С. Спиваковской, Л. Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера, Р. Саймона, А. Келама, И. Эббера.Объект исследования. Межличностные отношения супругов на стадии формирования семьи.Предмет исследования. Ролевые позиции и отношения супругов к разным сторонам семейной жизни во взаимосвязи с субъективной удовлетворенностью на разных стадиях брака.Цель работы. Исследовать общение в супружеской паре.Задачи работы:Рассмотреть основы и этапы отношений партнеров на стадии формирования семьи;Изучить особенности в отношениях партнеров на стадии формирования семьи;Охарактеризовать организацию и методы исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями;Провести анализ и интерпретацию результатов исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями;Рассмотреть программу развития способов общения в супружеской паре.Теоретическая основа. В настоящее время проблемы супружества изучаются и рассматриваются во многих исследованиях. Так, например Н. В. Малярова изучала психологические функции семьи, А.Б. Жвинклене, Н. Я. Соловьев, Л. Б. Шнейдер и др. проанализировали основные особенности построении семьи как единого целого, Л.Я. Гозман, А. Н. Елизаров, О.В. Шапатина, и др. выделили основные факторы, влияющие на деформацию межличностного взаимодействия супругов. Поддержание стабильности в семье рассматривали С.И. Голод, В.М. Кишинец, А. В. Черников.Л.А. Петровская, Г. М. Андреева, Э.Г. Эйдемиллер, К. Вацлавик, В. Сатир, К. Роджерс, Т. Гордон рассматривали условия, способствующие эффективному межличностному общению в семье. Они выделили следующие условия: принципы организации успешной коммуникации, специфические нормы и правила, устанавливаемые применительно к семье.Таким образом, достаточно многие аспекты семейных отношений описаны в современной психологической литературе, но проблема особенностей общения в семьях с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями недостаточно исследована.Гипотеза. Существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов. В частности, в паре с согласованными ожиданиями и притязаниями доминируют продуктивные стили общения, в парах с несогласованными ожиданиями и притязаниями чаще используются не продуктивные стили общения.Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы такие научные методы исследования как: анализ психологической, исторической, социологической литературы по изучаемой проблеме. Практическая значимость работы заключается в ее направленности на решение проблемы на решение проблемы взаимоотношений в семье.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и списка использованных источников.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ ОТНОШЕНИЙ ПАРТНЕРОВ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЬИ1.1 Основы и этапы отношений партнеров на стадии формирования семьиПочему одни отношения распадаются, а другие длятся всю жизнь? Одна из причин заключается в том, что отношения проходят через 5 предсказуемых стадий развития отношений. Каждый этап основывается на предыдущем. [1]center272518Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 – Семейные отношенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 – Семейные отношенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 – Семейные отношенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 – Семейные отношенияПонимая 5 стадий отношений, вы сможете ожидать каждую стадию и не «застрять» ни на одной из них.Вот 5 стадий отношений:Стадия романтики;Стадия борьбы за власть;Стадия стабильности;Стадия обязательств;Стадия совместного творчества или блаженства.117396739030Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 – Модель совместимости супруговРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 – Модель совместимости супруговРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 – Модель совместимости супруговРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 – Модель совместимости супругов1. Стадия романтики (стадия наркотической зависимости). Стадия романтики начинается, когда мы влюбляемся в кого-то.Она может длиться до 2 лет, а затем заканчивается так же быстро, как и началась. На стадии романтики мы переживаем любовь в ее самой незрелой форме - увлеченности. [2]Влюбленность «глупа» в том смысле, что мы видим только светлую сторону нашего партнера. Мы полностью отрицаем их темную сторону. Они тоже видят нас только через розовые очки.Полезный способ понять важность стадии романтики - посмотреть на нее через призму эволюции. Природе нужен был способ обеспечить размножение людей (и выживание нашего вида). Поэтому природа приспособилась, и родилась эмоция под названием любовь. Чувство любви побуждает нас создавать пары, но не с кем попало. Природа позаботилась о том, чтобы мы влюбились в того, кто кажется нам самым несовместимым человеком во всей Вселенной. [2, 3] Человека, который меньше всего способен удовлетворить наши потребности и больше всего способен воплотить в жизнь наши худшие кошмары. Почему природа хочет, чтобы мы влюбились в кого-то настолько несовместимого? Потому что этот человек обычно обладает чертами, дополняющими наши собственные, например, мы более аналитичны, а они более заботливы. Их черты компенсируют наши слабости и наоборот. Вместе взятые, сумма наших различий образует единое целое, более устойчивое, чем каждый из нас в отдельности. А сильная единица с большей вероятностью выживет и обеспечит продолжение человеческого рода.Но, конечно, когда мы влюблялись, мы еще не могли видеть все недостатки нашего партнера. Если бы мы знали о них так рано, мы бы бежали, как черт от ладана, в противоположном направлении.Когда вы влюбляетесь, ваш мозг выделяет целый коктейль химических веществ с причудливыми названиями (включая окситоцин, фенилэтиламин, серотонин и дофамин). Все они предназначены для того, чтобы заставить ваше сердце биться и разжечь огонь в ваших чреслах. [4]На самом деле, единственная разница между влюбленностью и наркотической зависимостью заключается в том, что влюбленность легальна.Влюбленность, позволяет вам видеть своего нового партнера через прекрасные розовые очки, показывая только то, что доставляет вам удовольствие, и отсеивая все плохое.Наркотическая дымка заставляет вас замечать только то, в чем вы похожи, скрывая недостатки вашего партнера. Это также заставляет вас говорить и делать все, что необходимо, чтобы поладить и угодить другому.Самая большая ловушка стадии романтики — это наша нечестность. Дело не в том, что мы лжем, а скорее в том, что мы не совсем правдивы. Если дать партнеру понять, кто мы есть и чего хотим, это может его отпугнуть. Поэтому мы скрываем часть себя. [5]Зная это, готовы ли вы рискнуть отказом и поговорить о некоторых потенциально сложных темах с вашим новым партнером? Например, было бы полезно узнать, одинаково ли вы относитесь к тому, чтобы иметь детей, моногамии и т. д. Если вы сможете уладить эти «проблемные» вопросы сейчас, то дальнейшие отношения будут развиваться гораздо более гладко. Стадия романтики неизбежно заканчивается, когда действие наркотиков прекращается. [2, 3]В этот момент ваш мозг перестает вырабатывать эти восхитительные химические вещества любви. Однажды утром вы просыпаетесь с тем, что я называю «любовным похмельем», лежите рядом с самым несовместимым человеком во вселенной и думаете: «Что-то не так с этими отношениями». На это может уйти от 2 месяцев до 2 лет. Часто это происходит, когда один из вас чувствует некое постоянство в отношениях. [4]Постоянство может символизироваться:встречаться исключительно,совместный переезд,знакомство с родителями,беременность,помолвка или свадьба,или что-то еще, что символизирует для вас постоянство.2. Стадия борьбы за власть (любовное похмелье). Наибольший процент разводов в первом браке происходит именно здесь - примерно в период от 3 до 4 лет.Это очень болезненное время для большинства пар, поскольку иллюзия того, что «романтическая любовь будет длиться вечно», исчезает. На смену приходят чувства разочарования и гнева. Вместо того чтобы видеть только их сходство (как это было на стадии романтики), теперь вы видите только их различия и недостатки. [5]Итак, вы начинаете работать, пытаясь изменить своего партнера и сделать его таким, каким вы изначально надеялись его видеть, или наказать его за то, что он не такой, или и то, и другое.Часто один из партнеров отступает, а другой добивается. Один отстраняется, закрывая свое сердце, чтобы получить немного пространства в то время, как другой партнер преследует его, требуя внимания, чувствуя при этом отчаянный страх, что он эмоционально покинут. [6]Цель этой стадии отношений состоит в том, чтобы вы установили свою автономию в отношениях, не разрушая при этом любовную связь, над созданием которой вы так тщательно работали.Стадия борьбы за власть может длиться от нескольких месяцев до многих лет. Как долго она продлится для вас двоих, будет зависеть от вашейготовности принять перемены;истории детства;качества консультаций по восстановлению отношений, которые вы получаете.Большинство пар решают проблему борьбы за власть двумя способами.Расстаются: они приходят к ближайшему выходу и расстаются. Очень часто такие люди являются серийными партнерами, ищущими любовь, но находящими вместо нее разочарование. [7]Выживают: они продолжают свой путь вместе, переживая боль и разочарование от отношений, которые застряли в прошлом и больше не развиваются. Люди, выбравшие этот вариант, обычно считают, что хорошие отношения подразумевают жертвы и компромиссы. В итоге их отношения эмоционально затухают, как и их сексуальная жизнь. [8]Третий вариант - преодолеть стадию борьбы за власть либо самостоятельно, либо с помощью профессионального руководства.Вы выходите из стадии борьбы за власть, когда:обнаружите надежный способ доброжелательного общения на эмоционально насыщенные темы;можете быстро устранить эмоциональную развязку между вами;сможете залечить старые обиды и восстановить подорванное доверие;научитесь делиться властью (и поймете, что применение силы никогда не даст вам того, чего вы хотите в любви);отказаться от своих фантазий о гармонии без борьбы;принимать и ценить различия друг друга.Как бы просто это ни звучало, на самом деле преодоление стадии борьбы за власть для большинства пар является нелегким испытанием. Слишком легко одному из партнеров бросить все на полпути и прекратить отношения, потому что они кажутся слишком тяжелой работой. Часто этот партнер слишком боится столкнуться с теми аспектами себя, с которыми его заставляет столкнуться стадия борьбы за власть. [8]3. Стадия стабильности. Когда вы научитесь бороться так, чтобы оба выигрывали, вы перейдете на стадию стабильности. Наступает период относительного мира. [9]Если вы действительно разрешили свои разногласия и нашли общий язык, к вам возвращается чувство любви. На этот раз в более глубокой, более зрелой форме, чем на стадии романтики. На стадии стабильности наконец-то становится ясно, что вам никогда не удастся изменить своего партнера, и вы оставили попытки. Вы смирились с тем, что ваш партнер отличается от вас. У вас обоих есть четкие границы, и вам нужно научиться взаимному уважению. Если вы этого не сделаете, обидные модели вашей борьбы за власть будут преследовать вас и дальше. [10]4. Этап принятия обязательств. Этап обязательств не имеет ничего общего со вступлением в брак. На этапе приверженности вы полностью отдаете себя реальности того, что вы и ваш партнер - люди и что в результате ваши отношения имеют недостатки. Вы учитесь любить друг друга, испытывая взаимную симпатию. [2, 5] Вы выбираете друг друга осознанно. Вы можете честно сказать своему партнеру, «Ты мне не нужен. Я выбираю тебя, зная все, что я о тебе знаю, хорошее и плохое». Вы начинаете ощущать прекрасный баланс любви, принадлежности, удовольствия, силы и свободы. Ловушка на этом этапе - думать, что вся ваша совместная работа закончена. Хотя это может быть отчасти верно на индивидуальном уровне, ваша работа в мире как пары только начинается. Другая ловушка — это лень в поддержании эмоциональной связи. Или, проводя так много времени вместе, вы жертвуете своими личными целями. [11]5. Этап блаженства / совместного творчества. На этом этапе ваши отношения выходят за пределы семейного круга и, подобно подростку, покидающему дом, выходят в мир.Вы узнали, что любовь — это не увлечение, любовь — это не власть, любовь — это не стабильность, а любовь — это не обязательства.Теперь вы оба, естественно, призваны каким-то образом отдавать себя обществу.Часто пары на этом этапе работают над совместным проектом. Обычно это какая-то совместная творческая работа, цель которой - сделать мир лучше. Этот проект может быть чем угодно, например, бизнесом, благотворительной организацией, произведением искусства или сознательно выращенным ребенком. [12]Никто из вас не смог бы придумать этот проект в одиночку. Он возник естественным образом в результате вашего совместного развития по этапам.Отношения в семье могут наладиться только в том случае, если этого желают оба партнера. В противном случае единственным выходом в данной ситуации будет полный разрыв отношений. [13]Да, у людей не всегда много общего, у каждого своя территория, свое понимание мира, свои желания и стремления, но брак — это та золотая середина, существование которой возможно только при способности людей идти на компромисс, уважать и понимать другого человека.1.2 Особенности в отношениях партнеров на стадии формирования семьиВажность хороших отношений с семьей не имеет себе равных. Быть частью теплой и заботливой семьи - само по себе прекрасное чувство. Формирование более крепких и глубоких семейных связей необходимо по следующим причинам: [14]это поможет детям чувствовать себя любимыми и защищенными, что необходимо для их здорового эмоционального и интеллектуального развития.это может способствовать решению многих поведенческих и психологических проблем детей, связанных с обучением, питанием и сном.она может помочь преодолеть и решить любые возможные семейные проблемы и конфликты в сердечной обстановке.она может научить членов семьи уважать разные мнения друг друга, одновременно повышая индивидуальное мышление и самооценку личности.это может способствовать развитию социальных навыков у детей, что поможет им создать здоровые отношения в семье.родители могут стать для своих детей примером для подражания и заложить основу прочной системы ценностей.это может способствовать развитию у детей высоких моральных качеств, формируя у них представление о правильном и неправильном.Заботливая семейная структура может укрепить в детях чувство ответственности, приучая их к выполнению своих обязанностей и обязательств и соблюдению взятых на себя обязательств. [4]153242-156771Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 – Построение семейных отношенийРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 – Построение семейных отношенийРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 – Построение семейных отношенийРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 – Построение семейных отношенийЗдоровые семейные отношения могут помочь усилить эмоциональную близость, которая, в свою очередь, может способствовать развитию у детей чувства сопереживания и сострадания. [4]Отсутствие единства или сплоченности может разрушить любую семью. Крепкая семья может противостоять всем невзгодам. Некоторые из характеристик крепкой семьи следующие: [6]1. Общение. Хорошее общение имеет решающее значение для любых здоровых отношений, поскольку оно облегчает разрешение конфликтов и создание прочных связей. Семьи должны общаться честно и открыто. Они должны слушать друг друга с целью понимания, что может способствовать развитию эмпатии. [9]2. Объединение. Семьи, разделяющие схожие убеждения и ценности, создают крепкую связь, поскольку это помогает создать чувство близости и принадлежности. Это может создать атмосферу безопасности и близости, которая может стать источником силы в трудные времена. Это также может помочь в создании надежной системы поддержки, где члены семьи действительно преданы друг другу. [12]3. Привязанность. Стабильные семьи не стесняются проявлять заботу и привязанность с помощью объятий, поцелуев, слов и заботливых поступков. Мнение или идея человека уважается и ценится, что может способствовать процветанию и развитию отношений. Обмен положительными чувствами, такими как признательность и восхищение друг другом, может способствовать установлению неразрывной связи.4. Совместная деятельность. Близкие семьи регулярно делятся жизненным опытом, что способствует сближению членов семьи. Это может способствовать стремлению проводить время вместе, занимаясь деятельностью, которая нравится семье, например, играми, чтением, спортом, походами.5. Обязательства. Сплоченные семьи следуют норме: «Семья всегда на первом месте». Никакие испытания и трудности не могут поколебать их непоколебимую веру друг в друга. Эта постоянная преданность друг другу помогает им пережить и плохие, и худшие времена. Тяжелые времена побуждают их собираться вместе, чтобы найти решения и исправить проблемы. [14]6. Поддержка. Здоровые семьи поддерживают друг друга в трудную минуту. Они не отказываются друг от друга, когда ситуация становится неприятной. Их объединения не зависят от меняющихся обстоятельств. Несмотря ни на что, они остаются вместе и поддерживают каждого члена семьи, обеспечивая уверенность, которая может помочь преодолеть неблагоприятные условия.7. Принятие. Успешные семьи испытывают взаимное уважение друг к другу. Они понимают уникальные качества друг друга и принимают недостатки друг друга. Они избегают суждений или негативных замечаний. Такое отношение может вдохновить членов семьи на позитивное поведение, придавая друг другу уверенность и самоуважение. [5]8. Границы. Члены хороших семей создают здоровые границы и воздерживаются от вторжения в личное пространство друг друга. Они уважают границы, что может помочь каждому человеку чувствовать себя в большей безопасности и близости.9. Духовная преданность. Семья становится крепче, когда ее члены составляют единое целое благодаря их общей принадлежности к Богу. Общая приверженность Слову Божьему может дать семье ощущение смысла и цели в жизни, что может побудить ее оставаться вместе. Они смогут правильно взглянуть на жизненные трудности и проблемы. Это может дать им ориентиры для жизни, которые способствуют формированию позитивной семьи. [16]Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы и этапы отношений партнеров на стадии формирования семьи.Таким образом, стадии взаимоотношений не являются линейным процессом; они больше похожи на спираль, кружащую вверх. Одна из стадий отношений будет доминировать в вашем партнерстве в любой момент времени, пока вы не усвоите урок этой стадии. Вы сохраняете уроки, полученные на каждом предыдущем этапе, и несете их с собой по мере вашего совместного взросления.Вы будете возвращаться к стадии «Борьба за власть» до тех пор, пока не научитесь:разрешать конфликты таким образом, чтобы ваш партнер возвышался, а не разрушал их,устанавливать надежную эмоциональную связь,восстанавливать подорванное доверие и залечивать старые обиды,принимать недостатки партнера и ценить то, чем он отличается от вас.Большинство пар никогда не выходят за пределы стадии борьбы за власть. Именно поэтому средний процент разводов составляет более 50%.Следует подумать об этой вероятности: Большинство из нас не расстались бы на стадии романтики — это просто слишком глупо. Как только мы прошли стадию борьбы за власть, причин для разрыва отношений не так уж много. Мы с удовольствием удовлетворяем свои потребности. Если вы сейчас находитесь на стадии борьбы за власть в ваших отношениях (или вы одиноки), то, скорее всего, вы никогда не проходили эту стадию. Борьба за власть, вероятно, саботировала все ваши отношения, которые у вас когда-либо были. Какова вероятность того, что она не саботирует и ваши нынешние отношения? Небольшая.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ СУПРУГОВ С РАЗНЫМИ РОЛЕВЫМИ ОЖИДАНИЯМИ И ПРИТЯЗАНИЯМИ2.1 Организация и методы исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниямиПроанализировав литературу по теме, мы пришли к выводу, что ролевые ожидания и притязания супругов в молодой семье могут различаться в зависимости от общения. Наша гипотеза заключается в том, что существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов. [17], В частности, в паре с согласованными ожиданиями и притязаниями доминируют продуктивные стили общения, в парах с несогласованными ожиданиями и притязаниями чаще используются не продуктивные стили общения.Цель эмпирического исследования заключается в том, чтобы проверить нашу гипотезу: существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов. На проверку этой гипотезы было направлено предпринятое нами эмпирическое исследование, в котором решались следующие задачи: [18]установить уровень удовлетворенности браком супругов;изучить ролевые ожидания и притязания супругов;определить степень ролевой адекватности супружеской пары в сферах межличностного взаимодействия в семье;установить степень согласованности ролевых ожиданий и притязаний супругов в молодой семье с разным уровнем удовлетворенности браком.В исследовании приняли участие 60 человек (30 пар), из которых 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет (группа А) и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет (группа Б).Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе осуществлялся подбор диагностического инструментария, измеряющего особенности и характеристики супружеского взаимодействия.на втором этапе, после проведения диагностики, первичные данные были сведены в таблицу исходных данных и обработаны в программе Statistica 6.0.на третьем этапе исследования результаты, полученные при статистической обработке данных, были проинтерпретированы. Анализ результатов сопровождался представленным иллюстративным материалом (таблицы).«Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» (А. Н. Волкова). Респондентам предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т. е. материал данной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье, отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствует требованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке. [14]Методика позволяет уточнить представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. [19]Методика «Общение в семье» (Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.). Измерение доверительности общения в супружеской паре, сходства во взглядах, общности символов, взаимопонимания супругов, легкости и психотерапевтичности общения. [20]Опросник содержит 6 шкал. 4 из них характеризуют межличностное общение супругов. Это:сходство во взглядах;общие символы;доверительность общения;взаимопонимание супругов.К ним добавлены еще две шкалы:психотерапевтичность общения;легкость общения.Третий этап. На данном этапе мы установили связь связи между стилями общения супругов и их ролевыми ожиданиями и притязаниями.Результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ статистической обработки Statistica 6.0. Обработка данных осуществлялась методами математической статистики с использованием описательной статистики, сравнительного и корреляционного анализа.Описательная статистика позволяет обосновать выбор дальнейших методов обработки данных исследования.2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниямиДля получения полной информации о взаимоотношениях супругов необходимо учитывать сферы общения и взаимоотношений супругов и их ролевые ожидания и притязания.При анализе полученных результатов все семьи были разделены на две категории: 15 замужних пар со стажем семейной жизни от 0 до 10 лет (группа А) и 15 пар, стаж которых превышает 10 лет (группа Б).Результаты, полученные по исследованию ролевых ожиданий и притязаний супругов представлены на рисунке 4.450953430235Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 – Распределение супругов по типу общения в семье, %Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 – Распределение супругов по типу общения в семье, % Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 – Распределение супругов по типу общения в семье, %Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 – Распределение супругов по типу общения в семье, %В группе со стажем от 0 до 10 лет многие женщины считают, что мужья недостаточно доверяют им в процессе общения, в свою очередь мужья считают, что они и их супруги доверяют в процессе общения друг другу в равной степени. 80% супругов менее склонны к взаимопониманию, что способствует развитию недоверия между супругами. У супругов со стажем от 10 лет уровень доверительности в общении намного выше, общение в семьях данной группы носит доверительный характер.В группе супругов со стажем до 10 лет (60%) процесс «психотерапевтичности» общения в семье весьма высок и удовлетворяет обоих супругов. При этом результаты свидетельствуют о малом основании говорить, о существовании «семейного языка», общих традиций, ритуалов и т. д. [7]Менее трети супругов (20%) со стажем до 10 лет характеризуются низким уровнем взаимопонимания между партнёрами. В общих символах общения выявлен низкий показатель, то есть у большинства опрошенных семей отсутствует «семейный» язык.У 45 % супругов со стажем до 10 лет, можно отметить средний уровень легкости общения между ними. Им нелегко общаться между собой, при этом присутствуют некоторые препятствия. Анализ результатов по шкалам ролевых ожиданий и притязаний позволил нам выявить некоторые статистические различия.Таблица 1.Результаты статистической оценки значимости межгрупповых сфер,характеризующих согласованность семейных ценностейСогласование семейных ценностейДо 10летБолее 10 летtэмп.pИнтимно-сексуальные20,83,2p≤0.01Личностная идентификация1,820.6p≤0.01Хозяйственно-бытовая1,2522,3p≤0.01Родительско- воспитательная1,92,53,9p≤0.01Социальная активность1,311,250,8p≤0.01Эмоционально- психотерапевтическая1,61,30,4p≤0.01Внешняя привлекательность1,81,312,1p≤0.01По шкале «родительско-воспитательная» выявлены следующие различия (tэмп. = 3,9, р ≤ 0,01). Анализ результатов показал, что у супругов, относящимся к группе со стажем семейной жизни 10 и более лет выше баллы по данной шкале, чем у супругов чей стаж семейной жизни не превышает 10 года. Это говорит о том, что данная сфера более значима для супругов в возрасте. Такой результат может быть обусловлен тем, что в большинстве пар, относящимся к группе «совсем молодые браки» еще нет детей, поэтому данная сфера для них пока не является настолько актуальной, как для людей, относящимся к группе «пожилые браки», несмотря на то что в большинстве случаев в таких семьях дети уже отделились от родителей. [21]По подшкале «ролевые притязания» шкалы «внешняя привлекательность» (tэмп. = 2,1; при p≤0,01). В данной сфере более высокие показатели были выявлены у пар группы А. Можно предположить, что это обусловлено тем, что для таких пар актуально поддерживать свой внешний вид, с возрастом данная потребность снижается.Также различия были обнаружены в ролевой адекватности по шкале «хозяйственно-бытовая» (tэмп. = 2,3; при p≤0,01). Большая неадекватность в данной сфере наблюдалась у пар группы Б. На наш взгляд, данные результаты являются несколько необычными, потому что с большей вероятностью можно предположить, что неадекватность ролевых ожиданий и притязаний скорее проявиться на стадии адаптации брачных партнеров, когда еще нет четко структурированного распределения обязанностей между супругами. Хотя полученные данные могут быть связаны с тем, что на этапе «пожилые браки» зачастую происходит переструктурирование семейной системы, связанное с отделением детей.Подводя итоги, можно заметить, что в большей степени различия проявляются в таких сферах как родительско-воспитательная, хозяйственно- бытовая, внешняя привлекательность, а также в интимно-сексуальной сфере.Таблица 2.Средние значения ролевой адекватности женщин и мужчинШкалыМужчиныЖенщиныхозяйственно-бытовая1,61,9родительско-воспитательная1,41,7социальная активность1,62,3эмоционально-терапевтическая2,11,8внешняя привлекательность1,31,8По результатам изучения ролевых ожиданий и притязаний в браке мы получили следующие данные:для женщин характерно значимость хозяйственно-бытовой функции семьи, что положительно влияет на брак.важна ценность «Рождение и воспитание детей», что положительно влияет на удовлетворенность браком. Данные сферы в равной степени важны для женщин, это можно объяснить тем, что женщины имеют традиционное представление о роли матери и хозяйки и ответственны по отношению к данной семейной роли, что положительно влияет на удовлетворенность браком. [22]Анализ семейных ценностей супругов по стажу, выявленных по методике «Ролевые ожидания и притязания» (см. таблицу 3) позволил сделать следующие выводы.Таблица 3.Выраженность показателей семейных ценностей супругов (средний балл)Шкалыот 0 до 10 летболее 10 летхозяйственно-бытовая1,93,3родительско-воспитательная2,53,3социальная активность2,03,8эмоционально-терапевтическая3,82,8внешняя привлекательность3,91,6личностная идентификация3,32,3интимно-личностная4,02,6Итак, анализ данных таблицы 3, позволил нам заключить, что между группами супружеских пар с разным стажем супружества существуют различия в степени согласованности семейных ценностей по всем шкалам опросника. Так, степень согласованности в интимно-сексуальной сфере и в установке на личностную идентификацию с партнером гораздо выше в группах пар со стажем супружества до 10 лет. Во всех остальных сферах наблюдается постепенное повышение степени согласованности семейных ценностей в группах по мере возрастания стажа семейной жизни. [23]Различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности – не более 3 баллов) только в группе пар со стажем от 10 лет. На наш взгляд, это достаточно закономерный результат, потому что согласованность семейных ценностей, как правило, формируется в процессе совместной жизни. [5]Для женщин в среднем по выборке наибольшую значимость имеют эмоционально-психотерапевтическая функция семьи и сфера личностной идентификации. На третьем месте – сфера социальной активности. Традиционно женская сфера материнства (родительско-воспитательная ценность) занимает лишь четвертое место в иерархии ценностей, разделяя его с желанием иметь привлекательный внешний вид; хозяйственно-бытовая оказалась на шестом месте. Все это свидетельствует о том, что у женщин происходит уход от традиционных ценностей семьи. [7]У мужчин отмечается аналогичная тенденция. Для них наиболее значимы родительско-воспитательная функция семьи и сфера личностной идентификации. На третьем месте находится эмоционально- психотерапевтическая функция. Традиционно приоритетная для мужчин сфера социальной активности оказалась на четвертом, а хозяйственно- бытовая сфера – на последнем месте. Приведенные данные говорят о том, что у мужчин также происходит трансформация традиционных семейных ценностей. [24, 25]С помощью методики РОП были рассчитаны показатели ролевой адекватности каждого из супругов. Это значение представляет собой разность ожиданий и притязаний супругов. По показателям средних значений ролевой адекватности мужчины больше соответствуют ожиданиям своих жен, чем женщины ожиданиям своих мужей (r = 2,52, различия статистически значимы на уровне 95 %). Вероятно, это связано с тем, что современные социально активные женщины все менее соответствуют традиционному представлению мужчин об идеальной жене (прежде всего как о хорошей хозяйке и матери). [17]Анализ среднегрупповых показателей общения между супругами выявил, что вклад женщин в обеспечение качества общения в семье более значителен, что признается их супругами. Иногда жены оценивают вклад своих супругов выше, чем сами мужья, что можно объяснить высокой ценностью для них эмоционально-психотерапевтической сферы семейной жизни и высокими ожиданиями участия в ней супругов. Наибольшее внимание супруги уделяют факторам взаимопонимания и психотерапевтичности общения в семье.Результаты изучения ролевых ожидание и притязаний в супружеской паре представлены на рисунке 5.center18208Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5 – Распределение супругов по степени ролевой адекватности, %Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5 – Распределение супругов по степени ролевой адекватности, %Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5 – Распределение супругов по степени ролевой адекватности, %Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5 – Распределение супругов по степени ролевой адекватности, % Таким образом, мы видим, что 47% испытуемых имеют низкую ролевую адекватность, характеризующуюся наличием серьезных противоречий во мнениях супругов. 29% – имеют среднюю ролевую адекватность, указывающую на присутствие разногласий среди супругов. [11] 24% – имеют высокую ролевую адекватность, что указывает на наличие редких и незначительных разногласий в семье.Исходя из результатов, нами были выявлены две группы семейных пар: согласованными ожиданиями и притязаниями (группа «А») и с несогласованными ожиданиями и притязаниями (группа «Б»).В таблицу 4, мы занесли результаты анкетирования «Общение в семье», методики «РОП», где отразили среднеарифметические показатели особенностей межсупружеской коммуникации по группам.Таблица 4.Выраженность общения супругов по группам (ср. знач.)Согласованные ролевыеожиданияНесогласованныеролевые ожиданияДоверительность общения34,417,5Взаимопонимание33,615,6Сходство во взглядах20,88,4Общие символы20,77,8Легкость общения20,88,4Психотерапевтичность общения21,18Невербальная коммуникация41,116,8Доверие между супругами2,51,25Следует обратить внимание на то, что, в группе супругов с согласованными ролевыми ожиданиями все показатели общения выражены более ярко. По результатам таблицы 4, мы можем предположить, что у пар с согласованными ролевыми ожиданиями наблюдаются положительные характеристики общения в супружеской паре. [14]При этом психотерапевтичность общения в группе супругов с согласованными ролевыми ожиданиями (ср. выраженность 21,1), а в группе с несогласованными ролевыми ожиданиями всего лишь 8. На данный показатель следует обращать внимание, и в дальнейшем стараться его корректировать. Что касается доверительности общения, то в двух группах средние значение сильно отличаются друг от друга. Таким образом, можно отметить, что наибольшие различия были выявлены по шкалам «психотерапевтичность общения» и «невербальная коммуникация».Затем мы проранжировали показатели характера межсупружеской коммуникации для каждой группы испытуемых (таблица 5).Таблица 5.Ранги показателей особенностей межсупружеской коммуникации по группамПоказатели характера межсупружеской коммуникацииРяд 1Ряд 2dd2Рангкол-ва выбороввгруппе «А»Ранг кол-ва выбороввгруппе «Б»Доверительность общения78-11Взаимопонимание6600Сходство во взглядах3,54,5-11Общие символы2200Легкость общения4,53,5-11Психотерапевтичность общения5324Невербальная коммуникация8711Доверие между супругами1100Суммы363608Затем подсчитали разности между рангами показателей. В 3-м и 4-м столбцах таблицы 5 представлены разности d и квадраты этих разностей d.Определяем эмпирическое значение rs по формуле: 6×S(d 2 )389445511430000rs = 1- N × (N 2 -1) ,где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждому показателю межсупружеской коммуникации;N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество показателей.center66040Затем нами были определены критические значения:ì0,72(r £ 0,05)3728720108585î00îrкр = í0,88(r £ 0,01)îîСвязь достоверна, если r s эмп ≥ rs 0.05 и тем более достоверна, если rsэмп ≥ rs 0.01В нашем случае:r'эмп. ⊳ rкр. (r £ 0,01)Анализ результатов по таблице 5, позволил нам выделить математические различия по шкалам «психотерапевтичность общения» и «невербальная коммуникация».Таким образом, в связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что гипотеза исследования – существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов подтверждена. В частности, в паре с согласованными ожиданиями и притязаниями доминируют продуктивные стили общения, в парах с несогласованными ожиданиями и притязаниями чаще используются не продуктивные стили общения. [8]По результатам исследования нами была составлена корреляционная плеяда между общением супругов и их ролевыми ожиданиями и притязаниями (рис. 6).43862924Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с согласованными ожиданиями и притязаниямиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с согласованными ожиданиями и притязаниями Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с согласованными ожиданиями и притязаниямиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с согласованными ожиданиями и притязаниямиПоказатель «личностная идентификация» обнаружил две значимые корреляционные связи с такими установками как: «взаимопонимание между супругами» (r=069**, p≤0,01); «доверительность общения» (r=0,53**, p≤0,01). То есть, чем больше выражена установка супругов на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, тем более выражена ориентация на доверие в общении, а также в их взаимопонимании.Две прямых корреляционных связи обнаружено между ролевой установкой супругов на притязания в хозяйственно-бытовой сфере с показателями: «взаимопонимание между супругами» (r=0,71**, p≤0,01); «общие символы семьи» (r= 0,57**, p≤0,01).Таким образом, чем выше ролевые притязания, отражающие установки супругов на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства, тем ярче выражено формирование у супругов взаимопонимания, ярче выражены общие символы семьи.Две прямых связи обнаружено между показателями «ролевые притязания» в психотерапевтической функции семьи с показателями «психотерапевтичность общения» (r= 0,48**, p≤0,01). То есть, чем больше проявляется стремление женщин быть в своей семье семейным «психотерапевтом», тем ярче выражена психотерапевтичность общения, то есть супруги стараются друг друга во всем поддерживать. [6]Остальные показатели ролевых ожиданий имеют по одной прямой корреляционной связи. В частности, выраженность установки женщин данной выборки на активную родительскую позицию брачного партнера связана с альтернативой с «общих символов семьи» (r= 0,41**, p≤0,01), поэтому, чем выше проявляется установка на родительско-воспитательную функцию женщин в семье, тем выраженнее у них ориентация на общение во всех сферах семейной жизни. [8]«Ролевые притязания» супругов, связанные с установкой на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться связаны с установкой «психотерапевтичность общения» (r=0,52**, p≤0,01) то, есть чем выше установка у супругов на собственную привлекательность, тем супруги больше стараются друг друга поддерживать. Что касается, интимно-сексуальной шкалы, то она положительно коррелирует со шкалой «доверительность общения» (r=0,63**, p≤0,01) и «сходство во взглядах супругов» (r=0,59**, p≤0,01), «психотерапевтичность общения» (r=0,75**, p≤0,01). Таким образом, супруги высоко оценивают сексуальную гармонию в отношениях, рассматривают ее как важное условие супружеского счастья, стремящиеся быть семейными «психотерапевтами». [3]Далее нами были проведен корреляционный анализ между парами с несогласованными ожиданиями и притязаниями, для подтверждения гипотезы.center290003Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с несогласованными ожиданиями и притязаниями00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с несогласованными ожиданиями и притязаниямиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с несогласованными ожиданиями и притязаниямиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7 – Корреляционная плеяда связей между характеристиками общения супругов и ролевыми ожиданиями и притязаниями у супругов с несогласованными ожиданиями и притязаниямиГруппа супругов с несогласованными ролевыми ожиданиями и притязаниями характеризуется не продуктивными стилями общения. Так, например, шкала «интимно-сексуальная» положительно коллерирует с «взаимопониманием между супругами» (r=0,52**, p≤0,01), и отрицательно с «доверительностью общения» (r=-0,49*, p≤0,05). Такие результаты говорят о том, что между супругами полностью отсутствует доверие, они не могут договориться и решить возникшие проблемы друг с другом. Обесценивание интимных отношений у данной группы супругов является стрессовым фактором.Личностная идентификация с супругом имеет две отрицательные связи: «взаимопониманием между супругами» (r=-0,30*, p≤0,05), «общие символы семьи» (r=-0,40**, p≤0,05). У супругов с несогласованными ролевыми ожиданиями и притязаниями полное недопонимание, у них отсутсвуют общие интересы, потребности и ценностные ориентации.Ролевые притязания в хозяйственно-бытовой сфере супружеский отношений отрицательно связаны с «легкостью общения» (r=-0,32**, p≤0,05), и положительно с «психотерапевтичностью общения» (r=0,58**, p≤0,01).Родительско-воспитательная сфера имеет положительную связь с «психотерапевтичностью общения» (r=0,49**, p≤0,01). То есть чем выше ролевая установка родительской сферы, тем лучше общение между супругами, а также поддержка супругов в ситуациях, связанных с различного рода неприятностями. [5]Эмоционально-психотерапевтическая сфера имеет отрицательную связь с «психотерапевтичностью общения» (r=-0,62**, p≤0,05). Это свидетельствует о том, что супруги часто ревнуют друг друга, подозревают в изменах. Из-за этого они выводят друг друга на отрицательные эмоции, отсюда развиваются конфликтные ситуации, которые в дальнейшем они решают с трудом. Также у супругов в общении отсутствуют «ласковые прозвища и обращения», они не могут найти общий язык. [10]Таким образом, корреляционный анализ выявил следующее:чем более значимым представляется взаимопонимание между супругами, тем более выражена установка на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения, а также установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства, выраженность установки супругов на активную родительскую позицию брачного партнера, и высокая степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах коррекция психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки; [7]чем выше «ролевые притязания», отражающие установки супругов на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства, тем выше ярче выражена их ориентация взаимопонимание и общие символы;чем больше проявляется стремление супругов быть в своей семье семейным «психотерапевтом», тем ярче выражена ориентация на поддержку и помощь друг другу; [11]чем выше проявляется установка на родительско-воспитательную функцию женщин в семье, тем выраженнее у них ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни;супружеские отношения тем лучше, чем больше самораскрытие супругов в процессе общения. Это значит, что муж и жена в процессе успешного межличностного общения могут быть искренними доверять друг другу самые глубокие и заветные тайны, не боясь неприятия и осуждения; [9]наличие у супругов возможно большего числа общих ожиданий и установок, проявляющихся в процессе общения. Через общение супруги должны постоянно чувствовать свое сходство в отношении к окружающему миру и людям;благополучных браках через межличностное общение супруги постоянно подтверждают свое сходство в восприятии супружеских идей, а также позиций, занимаемых ими в семье в целом, и тех функций и обязанностей, которые каждый из них выполняет ежедневно;важнейшей характеристикой благополучных супружеских отношений является наличие между супругами глубокого взаимопонимания. [3]Это означает, что партнеры принимают и не осуждают взгляды и поведение другого, даже если оно не во всем соответствует их собственному, им не требуется что-то объяснять в себе другому, или оправдываться.Таким образом, существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов подтверждена. В частности, в паре с согласованными ожиданиями и притязаниями доминируют продуктивные стили общения, в парах с несогласованными ожиданиями и притязаниями чаще используются не продуктивные стили общения. 2.3 Программа развития способов общения в супружеской пареС целью улучшения общения в супружеской паре, нами была составлена программа по оптимизации семейных отношений.Данная программа предлагаемых занятий направлена на выполнение информационно-консультационной работы, формирование навыков бесконфликтного общения, гармонизацию отношений внутри семьи.Занятия должны помочь супругам увидеть свои внутрисемейные проблемы. Комплекс разработанных занятий, на наш взгляд, способствует более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в молодых семьях. Занятия проводились групповые, участие принимали 7 пар (14 человек). Пояснительная записка. Семейные проблемы представляют собой широкий круг обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни семьи, личностных изменений ее членов, которые затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей и ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке может приводить к дисгармонии, разводам, психическим расстройствам. Семейные проблемы чаще всего находят выражение в семейных конфликтах. [4, 7]Целью данного комплекса занятий является формирование в семье гармоничных отношений, построенных на взаимном уважении, понимании, любви, исключающих деструктивное разрешение семейных конфликтов. Поставленная цель осуществляется посредством реализации следующих задач:расширение возможностей взаимопонимания между супругами;выработка у членов семьи навыков конструктивного разрешения конфликтов;формирование навыков взаимодействия по решению различных проблем;расширение имеющихся знаний в области культуры семейных взаимоотношений, формирование взаимопонимания и толерантности;привитие культуры межличностных отношений.Категорияучастников: Тренинграссчитаннавзрослое, преимущественно работающее население.Состав групп: 60 человек.Место проведения: Зал для проведения тренингов. Что получат участники:возможность попрактиковаться в решении реальных конфликтов и обсудить найденные решения;умение останавливать конфликт;способность управлять своим общением.Предполагается, что супруги больше узнают друг о друге, научатся взаимодействовать друг с другом, контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации, приобретут навыки разрешать конфликты продуктивно. Программа предполагает 8 занятий, предполагающих групповые встречи.Таблица 6.Программа занятийТемаЦелиКол-вочасов«Знакомство»знакомство всех участников тренинга.2«Слагаемые счастливой семьи»обсуждение наиболее важных для каждой пары характерных черт счастливой семьи3«Конфликты в семье»анализ главных проблем в семье4«Разрешение конфликтов»разрешение конфликтов между супругами.5«Ревность»преодоление признаков ревности, помощь в формировании доверия между супругами.5«Молодожены»анализ острых проблем у новообразовавшихся семей, помощь в их разрешении.2«Новые права и обязанности»решение предложенных супругам спорных семейных ситуаций.4«Забота о супруге»сформулировать основныеправила взаимоотношений и взаимодействия в семье, следуя конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций3На занятии № 1 происходит знакомство участников. Для того чтобы снять напряжение и представиться друг другу в качестве разминки необходимо использовать упражнение «Меня зовут... Я делаю так...». После того, как все участники познакомились, они изучают правила поведения в группе. Далее участникам предлагается изучить и применять в общении друг с другом рекомендации по превращению деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные. [12]На занятии № 2 изучается тема: «Слагаемые счастливой семьи». В качестве разминки предлагается упражнение «Атомы». Далее участники выполняют задание «Создание портрета счастливой семьи», они должны назвать, какие на их взгляд черты наиболее характерны для счастливой семейной пары. После того, как задание выполнено, проводится рефлексия, обсуждение наиболее важных для каждой пары характерных черт счастливой семьи. [3]Занятие № 3 посвящено теме «Конфликты в семье». В качестве разминки участники выполняют упражнение «Приветствие». Затем участники разделяются по парам, им предлагается проранжировать список проблем от наиболее распространенных до наименее важных. Затем происходит анализ тех проблем, которые были более свойственны той или иной паре, ведется обсуждение, участники высказывают свое мнение по поводу оптимального разрешения конфликта. [22]На занятии № 4 обсуждается тема «Разрешение конфликтов». В качестве разминки участники выполняют упражнение «Подарок». Перейдя к основной части занятия, парам предлагаются способы выхода из конфликтных ситуаций, а супруги, в свою очередь, должны составить «Памятку супругам», кратко сформулировав предложенные мысли. Работа в парах. В конце занятия проводится рефлексия.На занятии № 5 обсуждается тема «Ревность». Для разминки используется упражнение «Семафор». После небольшого вступления, участникам дается задание: объясните и расшифруйте «девиз» ревности, как вы его понимаете. Каждый участник по-своему объясняет «девиз», после чего происходит обсуждение в группе.Занятие № 6 посвящено теме «Молодожены». В качестве разминки предлагается упражнение «Вопрос». Для основной части занятия используется ролевая игра - между участниками распределялись семейные роли. В конце занятия проводится рефлексия.На занятии № 6 обсуждается тема «Новые права и обязанности». Для разминки используется упражнение «Заколдованные». Затем озвучивается небольшое вступление, после которого участники должны исходя из позиции уважения, доверия и благодарности друг к другу, решить предложенные им спорные семейные ситуации. В конце занятия проведена рефлексия.Заключительное, занятие № 8, посвящено теме «Забота о супруге». В качестве разминки предлагается упражнение «Мостик». При подведении итогов супруги выполняют следующее задание: сформулировать основные правила взаимоотношений и взаимодействия в семье, следуя конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций.Так же разработан «Тренинг эффективного взаимодействия в молодой семье», предполагающий следующие сессии:«Принятие себя». Цель: научиться спокойно выслушивать и принимать отзывы о своем поведении, своевременно осознавать свои ошибки и исправлять их.«Понять партнера». Цель: научиться понимать и принимать не только положительные качества другого, но и его слабые стороны.«Слушать и слышать». Цель: научиться приемам активного слушания.«Эффективная критика». Цель: научиться приемам конструктивной критики.«Приказ-просьба». Цель: научиться в процессе общения облекать свои требования в просьбы.«Поведение в конфликте». Цель: проанализировать и «примерить» на себя способы разрешения конфликтных ситуаций, научиться ссориться, не причиняя обиды другому.«Ты кричишь, я молчу». Цель: научиться сдерживаться, ждать пока спонтанная вспышка агрессии стихнет, не отвечая тем же.«Вопрос-ответ». Цель: научиться задавать вопросы, которые помогут партнеру высказать свои претензии и предложения.«Моя семья». Цель: «примерить» на себя роли членов семьи, проиграть способы распределения семейного бюджета.«Родительская семья». Цель: проанализировать плюсы и минусы совместного и раздельного проживания молодых супругов и родителей.«Ребенок в молодой семье». Цель: формирование навыков эффективного родительства.Предложенная программа поможет эффективной работе с супругами по профилактике общении между супругами. [25]Психокоррекционная модель помощи супружеской паре предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Наша программа позволяет проанализировать семейную ситуацию клиента, сформулировать «проблему», которая позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых те или иные проблемы могут вести к дезадаптации отношений членов семьи.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводилось эмпирическое изучение общения супругов с разными ролевыми ожиданиями и притязаниями.Таким образом, результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что существует связь между типами общения в семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов. В частности, в паре с согласованными ожиданиями и притязаниями доминируют продуктивные стили общения, в парах с несогласованными ожиданиями и притязаниями чаще используются не продуктивные стили общения.Исследование требует дополнительной проверки на большей по объему выборке испытуемых с подключением дополнительных показателей таких, как возраст супругов, их личностные особенности, удовлетворенность браком и др.На основе проведенного исследования была разработана программа развития способов общения в супружеской паре, которая позволит супругам найти общий язык между друг другом. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕПсихология семейных отношений зависит от обстоятельств, в которых живет и функционирует сформировавшаяся ячейка общества. Среди них выделяют уровень образования обоих супругов, их культуру, ценности, мораль, традиции, место проживания, нравственность и т. д. От этих условий зависит способность супругов к объединению и сплочению. Они накладывают неизгладимый отпечаток на характер семейных отношений, определяют их специфику.Проблемы в семье, динамика отношений, причины разводов, одиночество в семейных отношениях, семейное воспитание - эти и другие вопросы изучает психология семьи и семейных отношений.Средняя семья обычно состоит из 3–4 человек. Ее ядро - супруги и их дети. Часто вновь созданные семьи живут вместе с родителями одного из партнеров. Каждый член семьи характеризуется тем, что находится в постоянном взаимодействии с другими ее членами, играет определенную роль в семье, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей семьи в целом или каждого в отдельности, а также интересов общества. Личностные качества партнеров, характер их взаимоотношений, определяют специфику реализации функций, присущих семье, и ее облик.Коммуникативное взаимодействие в семье обеспечивает направленность и согласованность усилий партнеров на достижение определенных целей, жизненно важных для семьи, на удовлетворение индивидуальных потребностей человека в духовном единении с любимым. Духовные отношения супругов являются неотъемлемой частью интимных.Семья в широком смысле слова — это социально-экономическая ячейка общества, для которой характерно совместное ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, потребляются различные виды услуг, удовлетворяются потребности в питании, проживании, одежде. Реализация этой экономической функции лежит на обоих супругах. Глубокое овладение выбранными профессиями гарантирует стабильный заработок партнерам, а семье - материальный достаток.Культурный досуг и воспитание - важнейшие функции ячейки общества. Семейный досуг заключается в создании особой атмосферы тепла, позволяющей человеку полностью раскрыться и реализовать себя. Воспитательная функция заключается в заботе о детях и старшем поколении. От семейного воспитания зависит, каким вырастет ребенок, сможет ли он полностью развить свою личность и реализовать себя. Родители также обязаны защищать интересы и права детей, заботиться об их духовном, физическом и психическом развитии.Психология семейных отношений, как отмечает наука, показывает, что с прогрессивным развитием цивилизации наблюдается ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о деструктивных обстоятельствах в жизни семьи, затрагивающих супружеские и детско-родительские отношения. Такие негативные тенденции связаны с социально-экономическими обстоятельствами: нестабильностью социальной системы, проблемами занятости, низким уровнем жизни, изменением традиционно сложившейся ролевой структуры семьи, разделением функций между партнерами.Резко возросло количество дисфункциональных семей, для которых характерно девиантное поведение одного из партнеров или обоих (алкоголизм, наркомания, агрессивность), нарушение коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в любви, уважении и признании. Все это вызывает резкий рост эмоциональных и личностных расстройств индивидов, напряженность, тревожность, депрессивные состояния, утрату чувства любви, нарушения личностного роста.Другой не менее тревожной тенденцией является снижение рождаемости и увеличение количества семей с одним ребенком, что приводит к нарушению коммуникативной компетентности детей, растущих в таких семьях. Увеличение числа разводов также является серьезной проблемой современного общества.Психология семейных отношений призвана решить эти проблемы, помочь супругам грамотно взаимодействовать в семейных отношениях, показать, как должны развиваться здоровые семейные отношения до и после рождения ребенка.Психология семейных отношений отмечает, что любые отношения, независимо от стиля построения, с годами переживают определенные кризисы, которые происходят через определенные промежутки времени. Первый кризис наступает в первый год жизни молодоженов, следующий - на третий, затем на пятый, седьмой, десятый, и далее каждые 10 лет.Как наладить семейные отношения? Этот вопрос волнует психологов, социологов и обычных людей, вступающих в брак, уже не одно десятилетие. Чтобы сохранить отношения, нужно обсуждать их вместе, изначально распределить обязанности, определить все «можно» и «нельзя», не втягивать в отношения других людей (неважно, родственников или нет). Не зря существует мнение, что как только семейные проблемы становятся достоянием общества, семья начинает разрушаться ускоренными темпами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБерн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн; А. Грузберг. - М.: Эксмо, 2020. - 352 c.Бескова И. А. Феномен сознания: монография / Бескова И. А., Герасимова И. А., Меркулов И. П. — Москва: Прогресс-Традиция, 2020. — 366 c.Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для вузов / С. А. Векилова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 308 с.Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of Child-parent Interaction (ecpi-2. 0): практическое пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 223 с.Горбуля, Е. В. Психология семьи: семейные кризисы: учебное пособие для вузов / Е. В. Горбуля. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 280 с.Ивлева, В.В. Психология семейных отношений: Построй свою семью! / В. В. Ивлева. - Мн.: Букмастер, 2020. - 352 c.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2020. - 576 c.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2020. - 320 c.Кашапов, М. М. Психологическое консультирование: учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 157 с.Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 263 с.Леонов, Н. И. Психология конфликта: методы изучения конфликтов и конфликтного поведения: учебник для вузов / Н. И. Леонов. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 264 с.Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2020. 152 с.Мартынюк, О. Б. Психология семьи: учебное пособие для вузов / О. Б. Мартынюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 380 с.Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений: учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 262 с.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 266 с.Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 152 с.Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / К. Роджерс; Пер. с англ. Е. Г. Розанова. - М.: Этерна, 2020. - 320 c.Садовская, В. С. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 169 с.Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 255 с.Сосновский, Б. А. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский, Ф. Г. Асадуллина; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 155 с.Старовойтенко, Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2020. - 256 c.Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 343 с.Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 503 с.Шнейдер, Л. Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 576 с.Якимова, Т. В. Психология семьи: учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 345 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!