это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4221953
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка, основной и первоначальной является коммуникативная. Целью общения может быть, как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении ребёнка и активно им осваиваются.
Именно формирование функций речи побуждает детей к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Значительный вклад в изучение проблем детской речи внесли два выдающихся психолога – Жан Пиаже и Лев Семёнович Выготский.
Жан Вильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 – 16 сентября 1980) – швейцарский психолог и философ, который был известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.
Лев Семёнович Выготский (5 ноября 1896 – 11 июня 1934) – советский психолог, основатель марксисткой исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения футуристкой науки о «новом человеке» и новой психологической теории сознания.
По мимо этого, внёс значительный вклад в исследование речевого мышления, решая проблему локализации высших психологических функций как структурных единиц деятельности мозга. Лев Семёнович изучал развитие и распад высших психологических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии.
1. Ж. Пиаже и его научные взгляды в области проблем детской речи
Наиболее масштабное и значимое исследование в области проблем детской речи и мышления принадлежит Ж. Пиаже. Учёный впервые с необычайной глубиной и широтой охвата подверг систематическому исследованию особенности детского мышления и речи. Согласно когнитивной теории Пиаже развитие речи зависит от присущего ребенка с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию (например, словотворчество детей).
Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык – это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций» [6].
Ж. Пиаже впервые при помощи собственного метода, названного «клиническим», исследовал особенности детского мышления, детской логики. Он показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения. Этот метод наблюдения состоит в том, что высказывания ребёнка по тому или иному поводу внимательно отслеживают и тщательно записывают, каким именно образом развертывается его мысль. Новое здесь в том, что при этом не ограничиваются просто регистрацией ответа, который дает ребенок на поставленный ему вопрос, но дают ему возможность высказать все, что он хотел бы.
По мнению Пиаже, основные проблемы детской речи происходят именно в дошкольном возрасте. В своей работе «Речь и мышление ребёнка» [6]
Пиаже пытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно на сборе фактов и их обработке, а стремится разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?» [7].
В этом труде учёный приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью:
– эгоцентрическая речь
– ребенок разговаривает сам с собой, ни к кому не обращаясь.
Пиаже считает её побочным продуктом детской активности. Большая половина высказываний ребенка до 6–7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенка её коэффициент постепенно падает и к 7–8 годам приближается к нулю;– социализированная речь – ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д. Активное начало этого процесса можно отнести к 7–8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса [3].
Эгоцентрическую мысль Пиаже считает связующим генетическим звеном, промежуточным образованием в истории развития мышления от аутического – подсознательного, индивидуального к направленному разумному – сознательному и социальному мышлению. То есть, ряд существенных положений Пиаже заимствует из психоанализа: то, что принцип удовольствия, управляющий аутистическим мышлением, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного мышления. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.
Учёный разделяет эгоцентрическую речь на три категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем» [6].– повторение (эхолалия) – речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова.
Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности;
– монолог – ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал ни к кому при этом не обращаясь;
– «монолог вдвоем» или коллективный монолог – наиболее социализированная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удовольствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других [6].
Таким образом, в исследованиях развития речи и интеллекта ребенка Ж. Пиаже акцентировал роль общения и языка, полагая, что развитие речи ребенка происходит через общение, через структурирование его отношений с другими. Пиаже предполагал, что речь ребёнка развивается от диалога с другими и с самим собой (так называемая эгоцентрическая речь) к интериоризации, перемещению этого диалога вовнутрь.
2 Сущность и основные понятия проблем детской речи в работах Л.С. Выготского
Одной из центральных тем исследований Л.С. Выготского была проблема развития детской психики. Учёного особенно интересовал вопрос о том, как ребенок становится тем, кем он становится. Для рассмотрения этой проблемы Выготский определил два уровня когнитивного развития.
Первый уровень – актуального развития ребенка, определяемый его способностью самостоятельно решать задачи.Второй уровень – потенциального развития, определяемый характером задач, которые ребенок мог бы решить под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способным сверстником [2].
В отличии от Пиаже, который считал, что эгоцентрическая речь ребёнка попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста, Выготский иначе подошел к этому вопросу. Применяя генетический принцип, он выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением детей [5].
По мнению Выготского, Пиаже стремился избежать двойственности, характерной для современной психологической мысли, изучающей детскую логику; хотел замкнуться в узком кругу фактов, избегая обобщений. Основное направление критики Выготского заключается в переработке и обосновании «теорий и методологической системы, лежащих в основе тех исследований, ключ к пониманию и оценке которых мы ищем» [1].
Пиаже избегает системы в своем изложении, Выготский пытается найти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваются соединительные связи по всем остальным звеньям, и которое поддерживает все это построение, взятое в целом» [1].
Советский психолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребёнка сомнению. Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он пишет, что они: «Привели нас к иному пониманию психологической природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, которое развивает Пиаже» [1].
Благодаря ряду экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов критики практического аспекта утверждениям Пиаже об особенностях возникающих проблем эгоцентрической речи и мышления детей:
– коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка;
– эгоцентрическая речь выполняет, в первую очередь, функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении детей;
– основная функция эгоцентрической речи
– переход в процессе развития речи от внешней к внутренней.
Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого.
Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста, и т.д.;
– в школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Пиаже, а переходит во внутреннюю;
– интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка.
Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи [2].
С теоретической точки зрения, Выготский рассматривает теорию эгоцентрического мышления Пиаже, которое по мысли автора является промежуточным звеном между первичным аутистическим мышлением и, характерным для взрослого человека разумным. Пиаже считает аутистическое мышление ранней формой мышления ребенка. Выготский рассматривает с точки зрения филогенетического и онтогенетического развития [4].
Таким образом, советский психолог утверждает, что аутизм должен быть помещен не в начало детского развития, а среди поздних образований.Выготский показал, что помимо функций, указанных у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи. С точки зрения Выготского, Пиаже не оценил подлинное значение эгоцентрической речи ребенка, ее родства и связи с внутренней речью и, вследствие этого, ложно истолковывает ее собственную природу – структурную, функциональную и генетическую [1].
Л.С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь в деятельности ребенка с ранних лет играет важную роль. Он попытался понять, какие причины лежат в основе рождения эгоцентрической речи. Для решения поставленного вопроса, Выготский взял за основу эксперимент, проводимый Ж. Пиаже для исследования детской речи, однако усовершенствовал его, внеся ряд затрудняющих моментов в деятельность ребенка (например, при рисовании у ребенка под рукой не оказалось нужного ему цветного карандаша, или другого инструмента) [7].
Отправными точками построения нового эксперимента стали моменты, отмеченные самим Пиаже. Пиаже описывает их как внешние проявления эгоцентрической речи, не придавая этим фактам особого теоретического значения.
В логике рассуждения Л.С. Выготского служат следующие утверждения: эгоцентрическая речь представляет собой коллективный монолог, проявляется в детском коллективе, где дети занятых той же деятельностью; этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания; и, наконец, речь для себя имеет характер внешней речи, напоминающую в какой-то степени социализированную речь, но произносится про себя, невнятно, шепотом.
Эксперимент привел к довольно интересному результату: при столкновении с трудностью на пути решения задачи коэффициент эгоцентрической речи повышался. Подобное явление объясняется тем, что данная речь есть вербальное выражение попытки осмыслить происходящее и наметить примерный план решения задачи. Получается, речь ребенка становится средством мышления, тем самым приобретая функцию планирования и направления будущего действия. Из данных фактов Выготский предположил, что операция, которая выполняется в эгоцентрической речи у дошкольников, осуществляется у школьников и взрослых во внутренней речи [5].
Таким образом, внутреннюю речь взрослого человека с эгоцентрической речью дошкольника роднит общность функций. Выготский делает вывод, что эгоцентрическая речь ребенка есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в недрах которой она все время созревала и развивалась.
Эгоцентрическая речь возникает не из недостаточной социализации изначально-индивидуальной речи, как утверждает Пиаже, а из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи, его недостаточного обособления и дифференциации, из ее невыделенности.
Эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей гипотезы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба – перерастание во внутреннюю речь [2].
Парадокс в том, что Пиаже, приведя фактический материал, сам того не сознавая, наглядно показал, каким образом речь внешняя переходит в речь внутреннюю [5].
Природа и развитие эгоцентрической речи по Выготскому находятся в такой последовательности: сначала социальная речь, затем, эгоцентрическая, на основе которой вырастает внутренняя.Таким образом, Выготский категорично выступает против обоснования природы эгоцентрической речи Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь первична и ее постепенно вытесняет социализированная речь, тем самым первая обречена на умирание. Выготский же осмелился предположить, что речь ребенка изначально социальна.
Подводя итог, можно предположить, что, несмотря на связь эгоцентрической речи с внутренней, эгоцентрическое мышление влияет на эгоцентрическую речь.
Но опыты Выготского показали, что между рассматриваемыми явлениями никакой связи существовать не может, так как речь, как уже было упомянуто выше, выполняет прямо противоположную функцию эгоцентрическому мышлению – функцию реалистического мышления, сближаясь с логикой разумного действия.
Заключение
Проанализировав концепции соотношения социализированной и эгоцентрической детской речи Л.С. Выготского и Ж. Пиаже в можно выделить основные группы проблем становления детской речи:
Во-первых, в смысловой нагрузке понятия «эгоцентрическая речь» у психологов видны резкие различия: если Пиаже данный термин определял, как прямое выражение эгоцентризма, то Выготский считал её самостоятельной формой речи.
Во-вторых, различны функции речи. В концепции Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет особо значимой функции, а лишь является сопровождением детской деятельности, то у Л.С. Выготского она несет самостоятельную функцию: рассуждение, осмысление ситуации.
В-третьих, проблема различия природа и место в системе развития эгоцентрической речи. Согласно Мнению Пиаже, эгоцентрическая мысль и речь с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от детского аутизма к логическому мышлению взрослых. По мнению Выготского, речь ребенка изначально социальна, лишь затем она дифференциируется на эгоцентрическую и коммуникативную (социализированную), а эгоцентрическая затем трансформируется во внутреннюю.
В-четвертых, с точки зрения Пиаже, эгоцентрическая речь развивается по убывающей кривой, она обречена на умирание вслед за эгоцентризмом детской мысли, но Выготский доказывает, что развитие речи происходит по восходящей кривой, она эволюционирует в более совершенную речь, во внутреннюю, падает лишь вокализация, что опять же говорит о прогрессе.
Список используемых источников
1. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже. Критическое исследование // «Мышление и речь». – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.2. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / под ред. В.А. Колбановского. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. – 321 с.3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – М., 2008. – 964 с.4. Кравец А.С. Трудный путь к истине: Л.С. Выготский против Ж. Пиаже в трактовке онтогенеза детской речи // Вестник ВГУ. – № 4. – 2015. – С. 16–57.5. Пашукова Т.И. Концептуальные отличия в понимании эгоцентризма детского мышления и речи Ж. Пиаже и Л.С. Выготским // Вестник Москоговского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – С. 104–118.6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 526 c.7. Щедровицкий П.Г. Пиаже и Выготский: понимание и мышление // Школа и мышление. – М., 2020. – С. 40–65.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!