это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4233661
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Проблема предупреждения синдрома выгорания профессионала является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.Всемирная организация здравоохранения включила профессиональный синдром эмоционального выгорания в Международной классификации болезней (МКБ-11) [9].
Синдром отнесли к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения». Синдром не классифицируется как медицинское состояние.Категория «эмоционального выгорания» является сложным многоуровневым динамическим образованием, состоящим из трех уровней. Трехуровневная система эмоционального выгорания позволяет оценить сформированность эмоционального выгорания выражает его динамику.
Опыт и специфика профессиональной деятельности влияют на интенсивность и особенность явления эмоционального выгорания у представителей различных социальных профессий: в зависимости от увеличения стажа работы увеличиваются количественные показатели эмоционального выгорания; в соответствии со спецификой профессии определяется приоритетность и интенсивность формирования и проявления одних симптомов по сравнению с другими. При этом ни одна из профессиональных групп не застрахована от возникновения явления эмоционального выгорания.
Ведущим фактором возникновения и развития феномена эмоционального выгорания является личностный. В частности, к этому явлению склоняются представители «эмоциональной акцентуации» характера со всеми характеристиками, присущими данному типу. Индивидуально-психологические особенности, способствующие процессу дезадаптации: дезадаптация (как неспособность индивида приспосабливаться к изменяющимся условиям и изменять себя), неприятие себя и других, эмоциональный дискомфорт, экстернальность и осознанность, также предопределяют процесс развития феномена эмоционального выгорания.
Ригидность как индивидуальная личность характеризуется стойкостью стереотипов и представлений личности, способствует сохранению позитивного восприятия себя и окружающих, самопринятию и принятию окружающих.
Каждый уровень феномена эмоционального выгорания характеризуется определенным сочетанием индивидуально-психологических особенностей личности (индивидуально-типологическая составляющая) и соответствующей степенью сформированности когнитивного и поведенческого компонентов.Поэтому целью нашей работы является изучение синдрома выгорания профессионала и его предупреждение.
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в психологических исследованиях
Эмоциональное выгорание определяется как специфический тип профессиональной деформации у индивидов, которым приходится взаимодействовать с людьми во время выполнения своих обязанностей.В настоящее время существует четыре подхода к изучению эмоционального выгорания: организационный, межличностный, индивидуально-психологический и интегративный.
Представители индивидуально-психологических подходов объясняют механизм возникновения эмоционального выгорания действием внутренних причин, которые достаточно вариативны (Азим, 2008; Эриксон, 2001; Горпаде, 2007; Грандей, 2013; Хендерсон, 2000; Кикул, 2001; Клерси, 2007; Куремир, 1994; Ли, 2015; Роуз, 2004; Уоррен, 2014; Вайсберг, 1999). Они включают в себя установление и развитие индивидуальных личностных моделей поведения в условиях, вызывающих стресс (Долгова и др., 2016), в условиях связанного с кризисом изменения стереотипов (Дудина и Долгова, 2016), в различных взаимодействиях в семейных отношениях (Долгова и др., 2016).
Значительное количество эмпирических исследований в рамках индивидуально-психологического подхода направлены на выявление роли личностных характеристик в процессе развития признаков эмоциональной неустойчивости. Например, выявлены психологические качества, препятствующие эмоциональному выгоранию человека как синдрома развития хронического стресса; выявлены клинические и психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания и показано сложное взаимодействие синдрома в следующих сочетаниях: эмоциональное выгорание и эгоизм, эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект, и диспозиционный оптимизм, ответственность и эмоциональное выгорание; они также изучали эмоциональное выгорание в творческих процессах [11, стр. 150].
Эмоциональное выгорание – механизм защиты от воздействий, травмирующих человека. Он проявляется в виде стереотипа восприятия происходящего через призму эмоций, и характеризуется снижением мотивации, развитием деструктивных установок и психоэмоциональным истощением.Анализ исследований по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [8; с.116].
К физическим проявлениям эмоционального выгорания относят хроническую усталость, вялость, слабость, апатию, одышку, снижение или увеличение массы тела, тремор, нарушения сердечной деятельности, бессонницу и многое другое.
Эмоциональные симптомы включают оцепенение, пессимизм, скептицизм и равнодушие в работе и личной жизни, безразличие и усталость, чувство разочарования и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессию, тревогу, повышенный иррациональный страх, отсутствие концентрации внимания, депрессию, чувство вины, нервный плач, капризность, истерики. психологический дистресс, утрата профессиональных идеалов или убеждений, повышенная деперсонализация себя или других, преобладание чувства одиночества.
Поведенческие симптомы: продолжительность рабочего времени более 45 часов в неделю, в течение рабочего дня, быстрая утомляемость и желание остановиться, отдохнуть, равнодушие к еде; небольшие приемы пищи, отсутствие суеты, мало физических упражнений, оправдание курения, употребления алкоголя, наркотиков, несчастных случаев (например, травм, падений, несчастных случаев и т. д.), импульсивного эмоционального поведения.
Психическое состояние: снижение интереса к новым идеям на работе, снижение интереса к другим видам деятельности (например, к работе), повышенное одиночество, депрессия, апатия или депрессия, радость жизни и интерес к жизни, больший интерес к рутине, творческого процесса, сомнение или равнодушие к началу деятельности, оригинальность, малое участие или отказ от участия в работе по развитию (обучению, воспитанию), процессу организованной работы.
Социальные характеристики: отсутствие времени или энергии для развлечений, отсутствие интереса к хобби, погружение в себя, мало социальных отношений на работе, плохие отношения с другими людьми, дома и на работе, чувство одиночества, непонимание людьми, ощущение неадекватной поддержки со стороны других членов семьи, друзей, коллег.
Исследователи выделяют три основные категории выгорания [10; стр.150]:
- нервное напряжение (беспокойство) - вызывает длительный период психических и эмоциональных реакций, нестабильные отношения, повышенную ответственность, неожиданные проблемы;
- сопротивление - человек пытается оградить себя от неприятных воздействий;
- усталость - снижение психических ресурсов, уменьшение объема эмоций, в связи с неэффективностью указанного сопротивления.
Поэтому под эмоциональным выгоранием понимают специфику различных психологических проблем, возникающих у человека в процессе его работы. Выгорание часто описывают как явление, которое может проявляться как чрезмерная работа, неудовлетворенность, потеря цели на работе, включая эмоциональное выгорание, негативную самооценку и потерю профессиональных навыков.
2. Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания представляет собой многогранный процесс, который включает взаимодействие стресса, особенностей ЦНС и личности, рабочей среды и т. д. [1, стр. 20].
Стресс является важнейшим звеном феномена эмоционального истощения и внутренних факторов. В 1936 году канадский исследователь Ганс Селье ввел понятие стресса. В своих ранних исследованиях он установил, что, несмотря на разные проявления, разные физиологические состояния при одной и той же причине (стрессе) приводят к однотипным неспецифическим реакциям в организме за счет специфического действия элементов [5, стр. 8].
В. В. Бойко описывает внешние факторы (организация), включающие условия труда и социально-психологические условия труда, и внутренние факторы (индивидуальные психологические особенности).Т. Холмс и Р. Рэй в 1967 г. ввели фразу «глубокий взгляд на жизненный опыт». По их мнению, стресс начинается с взгляда на события. Когда начинается стресс, большое значение имеют опосредующие факторы, свидетельствующие о стрессоустойчивости человека. К ним относятся эмоциональная устойчивость, сила и т.д.
Факторы, выявленные Т.В. Решетовой: отсутствие эмоций, неспособность к общению, зависимость от работы, снижение социальных ресурсов (социально-семейных связей, любви, профессиональной стабильности, финансовой стабильности и др.).Трудоголизм позволяет изменить реальность тем, что человек с головой погружается в работу. Он занимает себя деятельностью, проводит там большую часть времени, ест, спит и просыпается, думая о работе. Все это происходит для того, чтобы не видеть реальный мир вокруг себя в этом мире. Трудоголикам мир кажется несовершенным, неправильным, несправедливым и уродливым. Они чувствуют то же самое по отношению к нему - он думает, что он злой и недостойный, хотя он, вероятно, не осознает этого. С одной стороны, перфекционизм не позволяет видеть хорошее в себе и в окружающем мире, с другой стороны, позволяет глубоко погрузиться в работу. Ведь для совершенства важно не только то, чтобы человек хорошо выполнял свою работу, но и то, что он должен быть совершенным [5; стр. 46].
Поскольку в природе нет совершенства, трудоголик все свое время тратит на уборку, не глядя ни на кого и ни на что вокруг, и по сути не вполне удовлетворен результатом. Со временем он потеряет связь с родными и близкими, друзьями, стал обижаться на коллег, а особенно на подчиненных. Потом возникают жизненные проблемы. С другой стороны, мало мотивации, чтобы вернуться к эмоциям в профессиональной деятельности. Сотрудник считает ненужным или по каким-то причинам, не заинтересованным в проявлении симпатии и сопереживания к предмету работы. Позитивное мышление поощряет не только эмоциональное истощение, но и крайнюю его форму — равнодушие, равнодушие, душевное равнодушие.По мнению В.В. Бойко, следует учитывать следующие личностные факторы, способствующие развитию депрессии: склонность к эмоциональной холодности, негативные состояния, получаемые при напряженной трудовой деятельности, слабое влияние эмоциональной отдачи на работу [3; стр. 25].
Б.У. Шафели подчеркнул тесную связь между маргинализацией и чувством несправедливости, социальной незащищенностью и социально-экономической нестабильностью.Профессиональный рост, ведущий к более высокому социальному статусу, снижает выгорание, считает Н.Е. Водопьянова и Старченкова Е.С., они подразделяются на ролевой конфликт, ролевой дисбаланс, ролевое бремя и эмоциональное истощение.
Относительно организационных факторов, способствующих эмоциональному истощению, по мнению В.В. Бойко: больше работы; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; неадекватное вознаграждение за труд (моральное и материальное); невозможность повлиять на принятие важных решений; расплывчатые и неоднозначные требования к работе; монотонная и безнадежная деятельность; потребность выражать чувства, которые кажутся неверными, например потребность в сострадании; Отсутствие отпусков, увлечений вне работы.А. Пайнс в своих исследованиях связывает эмоциональное истощение с уверенностью в работе, развитием карьеры и статусом лидера.
Одной из причин эмоционального выгорания сотрудников компании является стресс на работе. Стресс на работе – многогранное явление, проявляющееся в психических и физических реакциях на стрессовые ситуации на работе.Н.В. Самоукина выделила основные виды стресса на работе.Давление информации возникает в сложных ситуациях цейтнота и возрастает в зоне повышенной ответственности проекта. Информационное давление часто сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ней) и быстрым изменением информационных стандартов [6, стр. 20].
Стресс возникает при наличии реального или предполагаемого риска (вина в недостаточной работе, отношениях с коллегами и т.д.). Основные убеждения и ценности сотрудников в отношении их работы часто подрываются.Таким образом, выгорание является многофакторным процессом, зависящим от внешних (организационных) и внутренних (психологических особенностей личности) факторов.
3. Предупреждение синдрома эмоционального выгорания
Во избежание профессионального выгорания, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие, предлагается использовать комплексный подход, включающий методы и виды работы [8; стр. 160].
На основе анализа было принято несколько эффективных мер по предотвращению выгорания с учетом сложения определенных факторов.Профилактические, лечебные и реабилитационные меры должны быть направлены на снижение рабочего стресса, повышение трудовой мотивации и баланс между рабочим стрессом и производительностью.
Мероприятия по предупреждению выгорания на рабочем месте могут включать следующие этапы планирования:
- сотрудник не должен находиться длительное время наедине со своими профессиональными или личными проблемами, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью и советом к своим коллегам;
- важно, чтобы внутри группы царил дух дружбы и взаимной поддержки и понимания;
- предотвращение утомления за счет постоянного знания рабочего процесса, участия в нем и развития профессиональных качеств;
- создавать и внедрять программы выездного обучения и разрабатывать программы для понимания и развития творческих способностей сотрудников и повышения их работоспособности [6; стр. 58].
Однако немаловажную роль в борьбе с выгоранием играют сами сотрудники. Чтобы избежать профессионального выгорания, рекомендуется:
- использование «технических перерывов», необходимых для обеспечения психического и физического здоровья (отдых от работы);
- знать способы управления профессиональным стрессом - менять социальную, психологическую и организационную среду на работе;
- строить «мосты» между работой и домом;
- уметь расслабляться, визуализировать, вести себя, регистрировать свои ощущения;
- стремление к развитию и совершенствованию профессиональных знаний (к обмену профессиональной информацией вне своей группы посредством общения во время курсов, конференций, семинаров, встреч);
- избегание ненужной конкуренции (бывают ситуации, которых не избежать, но чрезмерное желание работать пугает, делает человека агрессивным, способствует утомлению);
- изменение отношения к жизни, ее смыслу, отношение к состоянию утомления как к возможности пересмотреть и осмыслить свою жизнь, сделать ее для себя более плодотворной;
- поддержание хорошей физической формы (употребление здоровой пищи, снижение потребления алкоголя, отказ от курения, набор веса);
- постановка краткосрочных и долгосрочных целей (это не только создает впечатление, что сотрудники находятся на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; успех достижения краткосрочных целей повышает учебу);
- общение чувств (когда человек идентифицирует свои чувства и делится ими с другими, возможность выгорания сильно снижается или этот процесс не виден).
Во избежание депрессии следует:
- стараться внимательно выполнять и научиться органично распределять нагрузки;
- учиться с одной квалификации на другую;
- легко улаживать конфликты на работе;
- не стараться быть лучшим во всем [8; стр. 172].
Одно из решений по предотвращению чрезмерных усилий, которое зависит от самого пациента, состоит в том, чтобы заставить его эмоционально доверять себе.Эмоциональная устойчивость, с одной стороны, является результатом целостной системной деятельности с самостоятельным переживанием эмоций наиболее продуктивной работы, а с другой стороны, личностными особенностями системы, которые человек приобретает и находит отражение в них в единстве мысли, интеллектуальном и другими уровнями, потому что это предполагает много работы. Природа эмоциональной устойчивости заключается в том, что она выступает регулятором способов и стратегий выбора действий в ситуациях, когда имеет место эмоциональная коммуникация между человеком и управляемым объектом.
Одним из факторов, обуславливающих его эмоциональную устойчивость, является состояние отношений (стабильность отношений): отношение к самому человеку; чувство примирения; чувство сотрудничества; чувства успеха (неудачи); признание когнитивной функции; установка на принятие (избегание) ответственности за случившееся; это связано с их эмоциональным опытом.Существует способ построить эмоциональную стабильность через психологическую защиту.
Еще одним аспектом психологической защиты является создание «хорошего имиджа» как защитного фактора.Следующие сознательные или бессознательные эмоции считаются частью положительных эмоций:
- я защищен, благополучен, успешен, здоров, «навсегда»;
- я независим, свободен, в лучшую сторону, чем другие;
- я умен, хорошо осведомлен, компетентен и контролирую ситуацию;
- я красивая, я желанная, меня любят.
Психологическая безопасность — общий термин для всех процессов, которые как продукт развития ослабляют внутренние и внешние конфликты, диалектически однородные и непосредственно индивидуальные; она влияет на основные функции души, умение приспосабливаться, уравновешивать и контролировать.
Поэтому своевременное выявление эмоционального утомления в трудовой деятельности позволит снизить уровень напряжения работников, что повысит эффективность трудовой деятельности всей организации.
Заключение
Информационный динамизм, присущий 21 веку, и изменчивость социально-экономических, социально-политических, нравственных и духовных ценностей общества вызывает массу проблем у личности. Одной из них является обоснованный профессиональный выбор, формирование и развитие личности профессионала. Выгорание влияет не только на физическую жизнь человека, но и на личное самоутверждение, психическое здоровье и достижение личностью вершины «акме». Человек становится равнодушным к своей ранее любимой профессиональной деятельности, снижается эффективность труда, обесценивается общение внутри профессиональной группы, профессиональные задачи выполняются на репродуктивном манере, повышается тревожность и преобладают негативные эмоциональные переживания.
В отличие от вышеупомянутых подходов, организационный подход фокусируется на факторах рабочей среды как основного источника «выгорания». К таким факторам можно отнести большой объем работы и, прежде всего, ее рутинный характер, узкую сферу контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе. Как указывает Торнтон, любой фактор, приводящий к отсутствию баланса между потребностями и личными ресурсами, может быть источником «выгорания».
Исходя из предыдущих сведений, будем придерживаться представления о том, что феномен «эмоционального выгорания» как сложной многомерной динамической сущности, которая проявляется как «специфическая и развивающаяся в течение достаточно длительного времени хроническое состояние эмоционального, психического, физического истощения». Развитие этого явления характеризуется прежде всего альтруистическими занятиями, где преобладает забота о людях (социальные работники, врачи, медсестры, учителя и т. д.).
В психологической литературе проблема профессионального выгорания рассматривается в рамках трех основных направлений и является проявлением синдрома хронической усталости, состояния физического, психического, эмоционального истощения, которое является результатом длительного воздействия эмоционально перегруженных ситуаций общения. Психолог В.В. Бойко выделяет эмоциональное угасание как личностный механизм психологической защиты в виде полного или частичного отсутствия эмоциональной реакции в ответ на психотравматическое воздействие.
Синтезируя известные научные подходы, мы считаем, что профессиональное выгорание – это синдром эмоционального, психического и физического истощения из-за длительного эмоционального напряжения. Его негативными проявлениями являются депрессивные состояния, чувство усталости, запустения, негативная профессиональная установка, нежелание прогнозировать положительные результаты в собственной жизни и профессии. С одной стороны, анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с эмоциональным выгоранием, показывает отсутствие единой точки зрения о понимании сути и содержания этого явления, факторов его возникновения, стадии или этапов его развития.
На сегодняшний день не хватает исследований, имеющих общий, системный характер относительно проблемы. Очевидно, что существует противоречие между потребностью общества в профессиональной деятельности инициативных и стрессоустойчивых личностей и отсутствием системы средств, направленных на поддержание необходимого уровня эффективности в их профессиональной деятельности.Перспективы данной темы представляются в изучении связи личностных качеств, стажа работы, уровня удовлетворенности трудом при учете профессиональной компетентности для выработки способов преодоления последствий эмоционального выгорания.
Список источников
1. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.05. Самара, 2011. 24 с.2. Бодров В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2012. №2. С. 23-34.3. Борисова М.В., Ансимова Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т.2. № 2. С. 212-215. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/50.pdf4. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. - 159 с.5. Каменская О. В. Синдром профессионального выгорания // Служба кадров и персонал. 2012. № 8. С. 45–47.6. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с.7. Лапина И.А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 331-334. — URL https://moluch.ru/archive/133/37222/ (дата обращения: 08.09.2022).8. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд-во «Сентябрь», 2011. 260 с.9. МКБ-11 https://icd11.ru/obrasheniya-v-uchrejd-zdrav-mkb11/10. Орел В. Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 294 с.11. Синюкова Е. М. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты // Парадигма познания. 2014. №2. С. 150-155.12. Старшенбаум Г.В. Психолог-практик. Тренинг профессионального мастерства. - М.: АСТ, 2017. – 448 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!