это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4237593
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение..……….……...………..…………..…………………....……………3
1. Конституционные основы федеративного устройства России…………………………………..……………………………………….5
1.1. Федерализм в современных государствах…….……………………………5
1.2. Природа российского федерализма: принципы и особенности…...……..11
2. Федеративное вмешательство….………….……………………..25
2.1. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование……………………………………………………………..……..25
2.2. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России……………………………………………………….…….30
Заключение………………………...……………..……...…….....…………33
Список использованных источников и литературы.............37
Введение
В курсовой работе будет рассмотрена тема – понятие и принципы федеративного устройства Российской Федерации.Актуальность данной темы основывается на следующих положениях. Российская Федерация включает ряд государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей, осуществляемых с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации. В последнее время появляется все больше научных исследований касающихся российского федерализма, и правового статуса субъектов федерации – республик, областей, краев, автономных округов. Необходимо заметить, Российский федерализм исследован недостаточно полно. Поэтому необходимо больше внимания уделять указанной теме. Необходимо заметить, что в рамках проводимой в России реформы видоизменяются определенные принципы федерализма. Принцип федерализма применительно к организации государственной власти и системы законодательства в субъектах Российской Федерации предполагает верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, единство системы государственной власти. Подлинный федерализм возможен лишь тогда, когда субъекты Федерации имеют достаточно широкие полномочия в решении государственных вопросов, и активно их используют. Круг таких полномочий установлен российской Конституцией, и субъекты Федерации постоянно их применяют, что является характерной особенностью современного этапа развития федерализма в России. Эффективность федеративного устройства государства во многом зависит от объема прав регионов - прежде всего в сфере формирования экономического пространства, налоговой политики и т.д. От того, как субъекты РФ участвуют в образовании доходов госбюджета, распределении его расходов, во многом зависит соотношение интеграционных и дезинтеграционных тенденций в Российской Федерации.Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере реализации федеративных отношений в России.Предмет исследования – система нормативных правовых актов, устанавливающих основы конституционно-правового статуса Российской Федерации.Целью данного исследования – является системный конституционных основ федеративного устройства России.Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:- рассмотреть сущность Российского федерализма;- проанализировать особенности федеративного устройства России;- выявить актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России.Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по вопросам исследования, характеристике российского федерализма на современном этапе конституционного развития России.Научная и практическая значимость исследования заключается в выявлении путей совершенствования федеративного устройства Российской Федерации.Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический. Эмпирическим методом является изучение судебной практики по вопросам федеративного устройства России.1. Конституционные основы федеративного устройства России1.1. Федерализм в современных государствахФедерация - это норма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и образуют одно союзное государство. Это сложное государство. Составными частями федерации являются государства - члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия); земли, провинции, кантоны (Швейцария, Германия, Австрия). Обычно их называют субъектами федерации. Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около третей части населения Земли. Среди них есть мощные в экономическом отношении страны, небольшие государства с высоким уровнем развития, но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо или ее нет вообще.Каждая федерация обладает уникальными специфическими особенностями и все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, федеративное государство в политико- административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством.Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государством в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных единиц унитарного государства. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда им предоставляется право принять собственную конституцию. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации полностью должны соответствовать конституции федерации и ей не противоречить. Принцип верховенства общефедерального закона над законом субъектов федерации является всеобщим для всех видов федерации.Формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации (сецессии). Выход из состава федерации нигде не закреплен в конституции. Исключением был бывший СССР, в Конституции которого такое право было закреплено. Однако это право было декларативным. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему дотаций, субсидий и т.n.. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. Поэтому принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства и в связи с этим решение данного вопроса требует согласие или утверждение со стороны федерации в целом.В США в связи с попыткой выхода из федерации 11 южных штатов была гражданская война 1861 - 1865г.г. Уже тогда Верховный суд СШA сформулировал конституционный принцип: наш союз нерасторжим.Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федераций либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Например, США возникли как результат договора между 13 штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное владычество. В дальнейшем они присоединили новые территории и формировали их как штаты, а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова). Некоторые земли Германии представляют собой бывшие монархии (например, Саксония, Бавария). Федеративные государства иногда называют союзными, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Федеративная Республика Германии и т.д.С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. В действительности таких федераций нет. Например, в Германии земли предоставлены неодинаково в верхней палате. Федерация - это демократическая форма организации государства и в подавляющем большинстве федерации имеют республиканскую форму правления. Однако есть и исключения.Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Существует ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Так концепция дуалистического федерализма развившаяся на раннем этапе и нашедшая известное отражение в Конституции CШA 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных федеративных конституций, в частности Основной Закон Федеративной Республики Германии.В тоже время федерация - это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание. Гарантии целостности предусмотрены в Конституции США. В соответствии с отделом 10 статьи 1 Конституции ни один из Штатов не может, в частности, заключать договоры, вступать в союзы или конфедерации, принимать законы, имеющие обратную силу или нарушающие обязательства по договорам, без согласия Конгресса облагать налогами экспорт и импорт и т.д. Федеративное устройство в большинстве случаев основано на чисто территориальном принципе (США. Германии). Однако в указанных странах все субъекты федерации или часть их организованы с учетом национального состава населения. В Индии в 1956 г. система штатов была переформирована с учетом так называемого лингвистического принципа, хотя это и не везде привело к положению «один язык - один штат». В Швейцарии, где население говорит на 4 языках. субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население каждого кантона в национально - языковом отношении однородно. Число субъектов Федерации бывает различным: в Германии -16; в Швейцарии - 23; в Индии - 26 штатов и 6 союзных территорий: в США -50. Число субъектов федерации не зависит от размеров государства, да и в рамках одной и той же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и численность населения разнятся порой очень редко.Основной Закон Федеративной Республики Германии предусматривает в ст.29 возможность переформирования территории федерации с таким расчетом, чтобы обеспечить с учетом экономических возможностей земель эффективное выполнение своих задач. При этом должны учитываться земельческая общность, исторические и культурные взаимосвязи, хозяйственная, целесообразность, а также требования развития региональной инфраструктуры и территориального планирования.Делая выводы можно сказать, что существует множество взглядов на явления, подпадающие под категорию «федерализм». Однако если отойти от цитирования многочисленных авторов и сравнений образного характера, то обобщенно можно выделить три подхода, используемых при определении федерализма.В первом значении федерализм рассматривается как характеристика самого широкого круга общественных отношений. В этом смысле федерализм - это принцип, теория, идеология, выражающаяся в конструировании общественных отношений на основе децентрализации, учёта интересов всех сторон этих отношений. Несмотря на многомерность федерализма, пронизанного правовыми, идеологическими, социальными, экономическими аспектами, применение данного понятия к характеристике самого широкого спектра общественных отношений и явлений представляется бесперспективным. Второй подход к категории «федерализм» выражается в рассмотрении федерализма как принципа построения не только государственного устройства, но и политических отношений внутри государства, основанных на децентрализации и самоуправлении, независимо от формы политико-территориального устройства государства.Третий подход характеризуется тем, что федерализм означает определённый характер взаимоотношений между государством и его составными частями, а также органами государственной власти различных территориальных уровней. В данном смысле из требований федерализма вытекает необходимость нормативного, конституционного закрепления предметов ведения, в рамках которых государство и его субъекты обладают всей полнотой государственной власти, и наличие конституционных механизмов разрешения споров о компетенции между центральными органами государственной власти и органами власти субъектов. Федерализм, таким образом, связан с федерацией как формой государственного устройства. Применительно к этому пониманию федерализма в науке используется понятие государственного федерализма. Федерализма в данном контексте рассматривается в четырёх аспектах.Во-первых, под федерализмом понимается система научных взглядов, теория определённой формы государственного устройства (федерации). «Понятие «федерализм» содержит философию качественно определённого государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства».Во-вторых, федерализм рассматривается в контексте категории «бюджетный федерализм» и представляет собой совокупность внутригосударственных правил и соглашений, регламентирующих межбюджетные отношения.В-третьих, федерализм рассматривается как форма государственного устройства. Федерализм нередко называют также «режимом государственного устройства». Применительно к формам государства в теории государства принято различать формы государственного устройства и виды государственных (политических) режимов.1.2. Природа российского федерализма: принципы и особенностиЦентром всего строя федеративных отношений является Российская Федерация. Она имеет все признаки государства, причем государства федеративного.События 1917 г. показали несоответствие государственного устройства России, даже реформированного в 1905 - 1906 гг., реалиям нового XX в. Ни провозглашение России республикой, ни Октябрьская революция, ни Декларация прав народов России не изменили принципиальную ситуацию, сложившуюся после февраля 1917 г. Эти события рассматривались большинством российской общественности не как крушение государственности, а как прежде всего избавление от самодержавной монархии. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским прямо поощряло национально-сепаратистские устремления. На местах создавались национальные органы власти, формировались национальные воинские части, декларировались национально-культурные программы. В этих условиях идея «федерации народов» становилась приемлемым средством сохранения относительного единства России.В отличие от СССР, созданного 30 декабря 1922 г. на основе Договора об образовании СССР, современная Российская Федерация носит конституционный характер.Российскую Федерацию как государство характеризует наличие своего Основного закона - Конституции, а также разветвленного законодательства, регулирующего абсолютное большинство общественных отношений в стране. Для России свойственно действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов. Основы этого правила заложены в ч. 2 ст. 4 Конституции, говорящей о том, что сама Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 15 Конституции устанавливается, что Конституция РФ применяется на всей ее территории, все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. А в соответствии с ч. 5 ст. 76 законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения Российской Федерации.В случае когда федеральный законодатель не принял необходимый закон по предмету совместного ведения, до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем субъект Федерации вправе самостоятельно осуществить собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и теми общими принципами, которые предусмотрены Конституцией РФ. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.Суверенность государства определяется не наличием записи об этом в конституции, а объемом его полномочий и прав.В данном контексте существенный интерес представляет первый опыт обращения Конституционного Суда РФ к проблемам федерализма, связанный с проверкой конституционности ряда актов Республики Татарстан, принятых в 1990 - 1992 гг. В Постановлении Суда по этому делу указано на то, что в Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г. не упоминается о ее пребывании в составе РСФСР, вследствие чего из республиканской Конституции были изъяты положения о нахождении Татарстана в составе России и верховенстве федеральных законов на территории РеспубликиГлавные выводы Конституционного Суда, содержащиеся в его Постановлении от 13 марта 1992 г. N П-РЗ-I, в том числе о строительстве отношений федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, верховенстве федеральных законов над законами субъектов Федерации, соблюдении при осуществлении права народов на самоопределение принципа территориальной целостности и прав человека, недопустимости одностороннего установления субъектом Федерации права на выход из состава Российской Федерации и др., оцениваемые теперь сквозь призму Конституции РФ 1993 г., сохраняют свое юридическое, а также политическое и социальное значение.У Российской Федерации есть своя территория и территориально верховенство. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, но мутное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции).Важнейшими для понимания основ конституционного строя являются нормы, сформулированные в ст. 5 Конституции РФ.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои уставы и законодательство.Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава: республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются национально-государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта; края (ранее крупные административно-территориальные единицы, в состав которых входили автономные области и автономные округа); области (традиционно именуемые крупные административно-территориальные единицы, в некоторых из них были и остаются автономные округа); города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), в советском прошлом - города республиканского подчинения; а с 2014 г. - Севастополь, в советский период - самостоятельный административно-хозяйственный центр, также отнесенный с 1948 г. к категории городов республиканского подчинения) представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением; автономная область (в советский период их было пять, в настоящий момент сохранилась одна - Еврейская автономная область) - национально-территориальное государственное образование, входящее в Хабаровский край; автономные округа (появились в 1930-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой как часть более крупных административно-территориальных единиц) подобны автономной области и являются национально-территориальными государственно-правовыми образованиями, входящими (за исключением Чукотского автономного округа) в состав области (три округа), имеющими своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов северных территорий.Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты Федерации могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.Формально различаясь, субъекты Федерации (их именной перечень приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, равнозначны. Это отражает само объединяющее их понятие «субъект Российской Федерации». Оно впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 г., и подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые при сохранении прежних государственно-правовых форм обрели новое качество, став субъектами Федерации.В Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. (ст. 66 Конституции РФ).Часть 2 ст. 5 Конституции РФ фиксирует важнейшие государственно-правовые атрибуты государственности субъектов Федерации и в этом контексте - различия между ними. Республика, хотя и в скобках, названа государством. Конституционно данное положение было зафиксировано в начале 1990-х годов. В указанном качестве республика наделена правом иметь свою конституцию, что, впрочем, признавалось и прежними конституциями России. Однако в отличие, к примеру, от Конституции РСФСР 1937 г. (п. «б» ст. 19), которая исходила из того, что конституция республики утверждается федеральными органами государственной власти, ныне какая-либо регистрация или утверждение принятых республиками конституций не предусматриваются. Равно как и обеспечение их соответствия Конституции РФ - прерогатива не законодательных органов Федерации, что предполагала Конституция РСФСР 1978 г. (п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 115), а специализированного органа конституционного контроля - Конституционного Суда РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.).Республики имеют также свое законодательство, т.е. они обладают правом в установленных пределах принимать собственные законы. Это делается по вопросам, находящимся в их ведении или входящим в сферу совместного ведения с Российской Федерацией, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Названные в рассматриваемой части атрибуты государственности республики не являются исчерпывающими. К ним можно отнести также образуемые ими в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством, органы государственной власти, государственные языки и территорию. Кроме того, каждая из республик, согласно принятым ими конституциям, имеет герб, флаг, гимн и собственную столицу.Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ в основном обладают теми же по значению элементами государственности, что и республика. Они принимают на равных с республиками условиях устав - конституционный правовой акт, образуют собственные органы государственной власти, издают законы, и, соответственно, у них складывается собственное законодательство, они вправе иметь свою столицу и символы - герб, флаг, гимн.Территориальное верховенство имеет два аспекта - внешний и внутренний. Внешнеполитический аспект состоит в том, что никто не может распоряжаться территорией России, проводить какие-либо ее изменения - отделение, присоединение, переустройство и т.д. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4). Внутриполитический аспект территориального верховенства заключается в том, что органы субъектов РФ не могут производить изменения территории Российской Федерации без ее участия. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Изменение границ между субъектами утверждает Совет Федерации. Нельзя установить какие-то иные внутренние границы. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты Федерации могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.Формально различаясь, субъекты Федерации (их именной перечень приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, равнозначны. Это отражает само объединяющее их понятие «субъект Российской Федерации». Оно впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 г., и подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые при сохранении прежних государственно-правовых форм обрели новое качество, став субъектами Федерации.В Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. (ст. 66 Конституции РФ).Часть 2 ст. 5 Конституции РФ фиксирует важнейшие государственно-правовые атрибуты государственности субъектов Федерации и в этом контексте - различия между ними. Республика, хотя и в скобках, названа государством. Конституционно данное положение было зафиксировано в начале 1990-х годов. В указанном качестве республика наделена правом иметь свою конституцию, что, впрочем, признавалось и прежними конституциями России. Однако в отличие, к примеру, от Конституции РСФСР 1937 г. (п. «б» ст. 19), которая исходила из того, что конституция республики утверждается федеральными органами государственной власти, ныне какая-либо регистрация или утверждение принятых республиками конституций не предусматриваются. Равно как и обеспечение их соответствия Конституции РФ - прерогатива не законодательных органов Федерации, что предполагала Конституция РСФСР 1978 г. (п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 115), а специализированного органа конституционного контроля - Конституционного Суда РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.).Республики имеют также свое законодательство, т.е. они обладают правом в установленных пределах принимать собственные законы. Это делается по вопросам, находящимся в их ведении или входящим в сферу совместного ведения с Российской Федерацией, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Названные в рассматриваемой части атрибуты государственности республики не являются исчерпывающими. К ним можно отнести также образуемые ими в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством, органы государственной власти, государственные языки и территорию. Кроме того, каждая из республик, согласно принятым ими конституциям, имеет герб, флаг, гимн и собственную столицу.Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ в основном обладают теми же по значению элементами государственности, что и республика. Они принимают на равных с республиками условиях устав - конституционный правовой акт, образуют собственные органы государственной власти, издают законы, и, соответственно, у них складывается собственное законодательство, они вправе иметь свою столицу и символы - герб, флаг, гимн.Для Российской Федерации как федеративного государства характерны наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства. Конституция РФ в ст. 6 предусматривает единую федеральную законодательную основу гражданства в виде федерального законаПо Федеральному закону о гражданстве 2002 г. предусмотрено только единое гражданство Российской Федерации. Прием в российское гражданство и разрешение выхода из него являются компетенцией Федерации.У Российской Федерации есть своя (т.е. федеральная) система государственных органов. В нее входят Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы, федеральные агентства), Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, нижестоящие суды общей и арбитражной юрисдикции, Генеральный прокурор, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и др.Федеративная природа России как государства воплощается также в ее объединительных и связующих возможностях в отношении государственных органов субъектов РФ.Свой статус субъекты Федерации обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договораДля Российской Федерации как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика. Она формируется с участием субъектов РФ и осуществляется органами Федерации. России присущи ее международное признание и международная правосубъектность, т.е. участие в международных отношениях. А это означает, что международное сообщество воспринимает Россию с учетом ее федеративной природы и структурного состава.Российская Федерация имеет единые Вооруженные Силы, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ - им является Президент РФ.Практически все федеративные государства мира имеют единую армию и не позволяют создание войсковых формирований субъектов федерации.Российская Федерация располагает единой системой служб безопасности и внутренних дел. В истории отечественного федеративного строительства органы безопасности всегда создавались применительно к территориальной структуре государства, но имели только вертикальное подчинение. Такое же положение сохраняется и в наши дни.Что касается органов внутренних дел, история государственного строительства свидетельствует о постоянном «перетягивании канатов» в управлении ими между регионами и центром. Чередовались периоды, когда начальники местных органов внутренних дел назначались то сверху, то соответствующими Советами народных депутатов (причем либо по согласованию, либо с последующим утверждением вышестоящим руководителем системы внутренних дел). В настоящее время руководители органов внутренних дел субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению министра внутренних дол РФ.Российская Федерация как государство располагает единой денежно-финансовой системой с едиными денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т.д. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.Для Российской Федерации характерно наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.Российскую Федерацию отличает и наличие государственного языка РФ. Мы обращались к данному вопросу в четвертом разделе книги. Напомним, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Как федеративное государство Россия вправе регулировать вопросы использования языка и языковые отношения применительно ко всей своей территории. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68).Наконец, Российская Федерация обладает всеми необходимыми символами (атрибутами) государства - у нее имеются флаг, герб, гимн, столица.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ). Сейчас действуют три федеральных конституционных закона: от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации»; от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации».Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом (ст. 70 Конституции). В настоящее время действует Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. В действительности таких федераций нет. Например, в Германии земли предоставлены неодинаково в верхней палате.Нередко в правовой литературе встречаются утверждения, что различия в размерах территории и населении, а также экономике и природных условиях субъектов Российской Федерации настолько велики, что субъекты не могут рассматриваться как реально равноправные и что к ним следует относиться с учетом их «асимметрии». То, что различия между субъектами действительно существуют и оказывают значительное влияние на их развитие, соответствует действительности. Но это не должно влиять на их правовое положение в государстве и их взаимоотношения с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой сфере. «Асимметричность» субъектов Российской Федерации обязывает федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации как органы социального государства проводить политику, обеспечивающую условия для создания достойной жизни всех российских граждан.Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности Федерации, единства системы государственной власти.В Российской Федерации государственным суверенитетом обладает лишь государство в целом. Суверенитет выражается, помимо прочего, и в предоставлении государством своим субъектам достаточно широкого круга прав, в осуществлении которых они самостоятельны, хотя и должны считаться с интересами Федерации и других субъектов.Конституция РФ 1993 г. применяет категорию «суверенитет» лишь по отношению к Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4).2. Федеративное вмешательство2.1. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулированиеВопрос о федеральном вмешательстве периодически ставится в юридической литературе. Вместе с тем в России в отличие от других стран этот механизм не используется в полной мере, хотя и является важным условием обеспечения эффективного функционирования государственной власти в федеративном государстве. Можно рассматривать федеральное вмешательство в широком смысле как любые предусмотренные правовыми нормами действия (меры) со стороны федерации в отношении субъектов федерации с целью восстановления (обеспечения) единого правового пространства, безопасности и территориальной целостности страны. В этом случае к федеральному вмешательству можно отнести и такие разовые, не образующие комплекс, меры, как отмена актов и прекращение полномочий органов и должностных лиц субъектов федерации.В узком смысле федеральное вмешательство - это специально установленный конституционными нормами институт, имеющий особые цели и основания применения. В юридической литературе небезосновательно высказывается мнение, что наличие такой меры является необходимым признаком подлинно федералистских отношений. Основная цель его конституционного закрепления - защита конституционного строя. Сущность федерального вмешательства выражается в принуждении к исполнению возложенных на субъекты федерации конституционных обязанностей либо применении к органам или должностным лицам субъектов федерации дополнительных лишений (обременений). Применение федерального вмешательства означает переход к чрезвычайным методам управления субъектом федерации, особенному режиму регулирования отношений между ним и центром, может сопровождаться определенным ограничением прав и свобод граждан. Федеральное вмешательство в латиноамериканских странах известно, как федеральная интервенция. Также одной из форм рассматриваемой меры является приостановление собственного управления (Папуа - Новая Гвинея), а также введение президентского правления на территории субъекта федерации. Президентское правление может быть введено в Индии (ст. 356 и 357 Конституции Индии) и Пакистане (ст. 232-234 Конституции Пакистана). Суть его в следующем: когда на основании полученной информации президент приходит к убеждению, что управление субъектом федерации не может осуществляться в соответствии с конституционным механизмом, он принимает на себя все или некоторые полномочия правительства и губернатора субъекта федерации, а функции законодательного собрания субъекта федерации передает федеральному парламенту, который, в свою очередь, может передать их президенту с правом дальнейшей делегации.Срок действия федерального вмешательства (интервенции, принуждения), как правило, не ограничен: оно может продолжаться до тех пор, пока не отпадут основания его применения.Ни в Конституции, ни в законодательстве России термин «федеральное вмешательство (интервенция, принуждение)» не употребляется. Вместе с тем определенную конституционную возможность для федерального вмешательства с целью обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации открывает ч. 4 ст. 78 Конституции РФ. Ряд авторов рассматривает как форму федерального вмешательства действия федеральных органов в Чечне.Нельзя не согласиться с тем, что российское законодательство в основном сводит конституционно-правовую ответственность субъектов РФ к конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ. Федеральные меры воздействия в отношении какого-то отдельного органа государственной власти (должностного лица) субъекта федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 3.1, 9, 19, 29, 29.1), не могут решить задачи восстановления конституционного механизма. Роспуском или отменой акта не всегда можно устранить причины, вызвавшие необходимость федерального вмешательства. К тому же не надо забывать, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ только его решение может служить основанием для применения федерацией указанных мер ответственности, т.е. механизм их реализации достаточно громоздкий.Споры вызывает вопрос о том, на каком уровне должно быть закреплено федеральное вмешательство в России. Часть авторов выступает за то, чтобы федеральное вмешательство регулировалось конституционными нормами. Другие исследователи допускают законодательное регулирование федерального вмешательства. В частности, был предложен проект Федерального закона «О федеральном вмешательстве». Конечно, предпочтительно, чтобы федеральное вмешательство в Российской Федерации было установлено именно конституционными нормами с возможностью давнейшего развития этого института в федеральном законодательстве. Однако следует отметить, что предложенный законопроект - это первая попытка дать такое развернутое предложение по правовому регулированию указанной области, и, безусловно, является весомым вкладом в развитие института федерального вмешательства в России. Правовое регулирование федерального вмешательства в России должно четко предусматривать: основания для вмешательства; государственные органы, уполномоченные его объявлять; порядок его введения; государственные органы, уполномоченные осуществлять федеральное вмешательство; порядок его осуществления и прекращения; меры, применяемые в порядке осуществления федерального вмешательства; гарантии (и прежде всего судебные) субъектам Федерации от неправомерного использования института вмешательства, а также порядок отмены вмешательства как неправомерного и правовые последствия в этом случае. В России в комплекс мер федерального вмешательства могли бы войти самые различные меры. Главное - необходимо предусмотреть механизм обеспечения конституционного строя в субъекте Федерации как в случае неспособности органов власти субъекта Федерации самостоятельно справиться с ситуацией, так и в случае целенаправленной деятельности со стороны последних на создание такого сбоя. Вместе с тем федеральное вмешательство должно представлять собой прежде всего восстановительную санкцию, а не превращаться в карательные меры.Федеральное вмешательство, с одной стороны, самим фактом своего конституционного закрепления способно сдерживать политиков от безответственных действий. С другой стороны, не следует обольщаться: попытки решения проблем федерализма только при помощи федерального вмешательства, как правило, оказываются малоэффективными и даже могут привести к дестабилизации конституционной системы (так, принятие в отношении Пенджаба около 20 специальных репрессивных актов, объявление его «зоной террористической деятельности», введение девять раз за 25 лет президентского правления не предотвратило с 1985 до 1990 гг. ежегодного удвоения жертв террористических актов и увеличения в шесть раз числа боевиков). Основным административно-правовым механизмом обеспечения территориальной целостности и единства государственной власти в федеративном государстве является институт федерального вмешательства, или «федеральной интервенции». Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения конституционного строя, территориальной целостности, единства и субординации в деятельности федеральных органов и органов субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и ее полномочиям по предметам совместного ведения, отказ от выполнения или соблюдения решений Федерации каким-либо субъектом могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.Сложившиеся в мире практики федерального вмешательства могут быть «мягкими» и выражаться прежде всего в финансово-экономическом воздействии (например, отказ от выплаты субъекту Федерации его доли в общегосударственных доходах) либо в отмене нормативных актов субъекта федерации, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля. Существуют и более жесткие формы, в частности, расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (комиссара и т.д.) либо непосредственно из центра (прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, то есть ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил (Швейцария). В целом использование федерального вмешательства играет значительную роль в поддержании конституционного порядка и защите целостности зарубежных федераций. В этой связи стратегической задачей Российской Федерации является формирование административного института федерального вмешательства во властную деятельность государственных органов субъектов Федерации и механизмов его реализации. К числу таких механизмов в нашей стране согласно Конституции, относятся институты полномочных представителей Президента (п. «к» ст. 83), согласительные процедуры (ч. 1 ст. 85), институты чрезвычайного (ст. 88) и военного положения (ч. 2 ст. 87), а также иные не противоречащие Конституции механизмы, закрепленные законодательно.2.2. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в РоссииЗащита территориальной целостности и государственного единства Российской Федерации требует четкого понимания конституционных норм о носителе государственного суверенитета в Российской Федерации и их неукоснительного соблюдения. Суверенным государством является Российская Федерация в целом, а не ее составные части. Все органы государственной власти в своей совокупности реализуют государственный суверенитет, носителем и единственным источником которого является многонациональный народ нашей страны. В этой связи недопустимо и неконституционно наделять суверенитетом отдельные звенья государственной власти на уровне субъектов Федерации.«Парад суверенитетов» в 90-х годах прошлого века был, в определенной мере, реакцией на жестко централизованную политику, проводившуюся Союзом ССР. Однако главным образом он был обусловлен слабостью центральной власти и административно управленческого аппарата на тот период. В Конституции России установлено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3. ст. 4). Кроме того, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5). В этой связи у федерального центра должен быть полный набор адекватных административных механизмов обеспечения, а при необходимости - восстановления территориальной целостности и единства государственной власти. Согласительные процедуры, широко используемые в 90-х годах, оказались неэффективными, доказательством чего явились существенная степень несоответствия нормативных актов субъектов Федерации Конституции и федеральному законодательству, высокий уровень сепаратистских тенденций в стране. Не таким эффективным, как хотелось бы, явился и институт полномочных представителей Президента России. Однако начатые Президентом России преобразования института его полномочных представителей повысили эффективность их деятельности по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством, а также в координации экономического взаимодействия между субъектами Федерации соответствующих округов. Но одна из основных задач полномочных представителей Президента России видится именно в обеспечении единства государственной власти и территориальной целостности России. Как представляется, правовое регулирование вопросов, связанных с деятельностью полномочных представителей Президента России, в настоящее время недостаточно и не вполне отвечает их значимости. Сам же институт нуждается в более полном и комплексном регулировании, возможно, на уровне федерального закона.Существенным фактором предотвращения сепаратизма в субъектах РФ и укрепления государственного единства Российской Федерации стало установление ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за нарушение Конституции России и федерального законодательства. Даже сама потенциальная возможность применения мер такой ответственности побудила должностных лиц и депутатов органов государственной власти субъектов Федерации соблюдать нормы Конституции и федерального законодательства, быстрее приводить принятые ими нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством, отказаться от заявлений и решений, которые могли бы стать основой для сепаратизма. К числу административных механизмов укрепления государственного единства можно отнести и механизм временного осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации федеральными органами государственной власти в законодательно установленных случаях, когда соответствующие органы субъектов Федерации не могут осуществлять полномочия. Данный административный механизм направлен на обеспечение и государственной безопасности, и безопасности граждан, чьи права могли бы быть нарушены при невозможности осуществления государственных полномочий. Преимущество российского федерализма заключается в том, что ему удалось сохранить единство торгового, экономического, политического пространства, что выражается в провозглашении единых принципов организации государственной власти, таможенной системы, экономической, в том числе и денежной системы, единства законодательства и жесткой иерархия нормативно-правовых актов. Однако нельзя сказать, что субъекты представляют собой обезличенные регионы. Каждый из них имеет свою символику, свое название, собственный административный центр (столицу). Регионы выступают как самостоятельные участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений с субъектами РФ. Субъекты обладают законодательной инициативой, издают собственные нормативно-правовые акты. Каждые вид субъекта имеет свои особенности, например, республики, являются государственными образованиями, автономным округам и области присвоен статус национально-территориального образования, города федерального значения наделены дополнительными полномочиями. Для того чтобы минимизировать количество противоречий, возникающих в осуществлении деятельность регионов, полномочия субъектов, полномочия РФ и их совместные полномочия законодательно регулируются Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ от 31.03.1992 г. Федерализм, федерация не являются статичной материей. Под воздействием всемирной интеграции, развития глобальных политических процессов Россия не защищена от появления некоторых новых видов субъектов, изменения принципов федерализма. Что с одной стороны представляет опасность для целостности и суверенитета России, а с другой стороны позволит стране идти в ногу со временем и быть частью развитого мирового сообщества. В сфере федеративных отношений и регионального развития следует учитывать и внешнеполитические факторы российской государственности, в частности, практически не скрываемые желания ряда иностранных государств получить части территории РФ, включить их в состав своей государственной территории либо в сферы своего влияния. В этих условиях и в связи с угрозами международного терроризма, которые зримо проявились в последние годы, ошибки в региональной политике, непринятие достаточных мер по обеспечению территориальной целостности и государственного единства России могут дать сепаратистским силам внутри России прекрасную возможность объединить усилия с внешними силами. Моментальное признание бывших союзных республик СССР в качестве независимых государств со стороны заинтересованных в расширении своего влияния и ослаблении нашей страны иностранных держав должно послужить основанием к самому серьезному рассмотрению федеральной властью возможности такого же сценария по отношению к регионам России. И, как следствие, - к принятию мер по недопущению повторения такого сценария.ЗаключениеФедеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. Среди федеративных государств страны - мировые лидеры, находящиеся на разных континентах, отличающиеся размерами своих территорий и национальным составом. Российская Федерация, является ярким примером федеративного государства с характерными чертами, такими как: формирование федерации с учетом национального признака, многонациональность, разнообразие субъектов федерации. Российская Федерация включает ряд государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей, осуществляемых с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.Согласно частям 1 и 2 ст.66 Конституции Российской Федерации, статус субъекта Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) самих субъектов. Однако, этого недостаточно и требуется принятие федерального конституционного закона, который закрепил бы перечисленные признаки статуса субъекта Федерации и устранил таким образом противоречия в области равноправия субъектов Федерации.Субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами, городами федерального значения, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Координация международных и внешнеэкономических связей этих субъектов Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.Однако, анализ показал, что нормы Конституции, закрепляющие статус субъектов Федерации, не способствуют практическому достижению их равноправия. С одной стороны, Основной закон закладывает потенциальный механизм выравнивания статуса субъектов, что позволяет рассматривать их как равноправных членов Федерации, а с другой - устанавливает основу для их неодинакового правового положения. Яркий пример тому - признание автономного округа равноправным субъектом Федерации и одновременное установление его вхождения в состав края или области (ч.4 ст.66 Конституции Российской Федерации). Наиболее острыми вопросами, требующими совершенствования, являются: формирование законодательства субъекта Российской Федерации в пределах предметов ведения и полномочий; согласованность првоспособности субъекта Федерации с федеральным законодательством; системность в формировании правового статуса субъекта Федерации;ориентированность правового статуса субъектов Федерации на общепризнанные принципы и нормы международного права и т.д.Приоритетным направлением здесь является изменение статуса субъектов, в порядке образования новых субъектов РФ. Объединение субъектов Российской Федерации ведет к укрупнению субъектов, и уменьшению количественного состава субъектов в Российской Федерации. В этом случае можно предположить, будет происходить совершенствования административно-управленческой деятельности внутри вновь созданных субъектов Российской Федерации.Кроме того, важным является то, что, субъекты Российской Федерации должны обладать равными правами, что должно отражаться в унификации их наименований.С целью совершенствования федеративного устройства Российской Федерации необходимо придать всем субъектам действительно равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов. В качестве наименований субъектов Федерации можно использовать сложившиеся, в том числе исторически, названия: например, губерния. Таким образом, будущее Российского федерализма – укрупнение субъектов Российской Федерации и придание им действительно равного статуса.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые актыДекларация прав народов России (утв. СНК РСФСР 02.11.1917) // СУ РСФСР, 1917, N 2, ст. 18Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (Подписан в г. Москве 30.12.1922) // Съезды Советов в документах. 1917 - 1936. Т. III.- М., 1960. С. 18 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5022Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 01.07.2021) "О статусе столицы Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 13.05.1993, N 19, ст. 683Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 04.02.2021) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета, N 92-93, 16.05.2000.Судебная практикаПостановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2000Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 1997Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13.03.1992 N П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // «Вестник Конституционного Суда», 1993, N 1Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 5, 2002Учебная и научная литератураАвакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник Московского университета. Серия 11. - Право, 2008. - N 6. С. 11Багмет А.М., Бычкова Е.И. Конституционное право: Учебник. М., 2015. – 293 с.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 11-е изд., изм. и доп. М., 2015. – 358 с.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 491 с.Глигич-Золотарева М.В. Институт федерального вмешательства в системе конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. - М., 2001. - С. 23Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирования в зарубежных странах // Журнал российского права, 1998. - N 3. - С. 10Иванов И.В. Демократия как предмет конституционного права: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 12. С. 5Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – 285 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. – 351 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. – 448 с.Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. – 295 с.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. Страны Европы: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М.: Бек, 2007. – 196 с.Козлихмн И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993; Он же. Право и политика. СПб., 2006. С. 3Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4 т. Т.4. Часть особенная: Страны Америки и Азии / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2001. – 281 с.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. – 396 с.Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian Yearbook of the European Convention on Human Rights) / М.В. Агальцова, Т.К. Андреева, Е.Е. Баглаева и др. М.: Развитие правовых систем, 2018. Вып. 4: Роль прецедента в толковании Европейской конвенции по правам человека. – 189 с.Федерализм: Теория, институты, отношения: Сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2011. – 94 с.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 8-е изд. М., 2013. 395 с.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Юрист, М., 2011. 461 с.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 359 с.Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. – 194 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!