это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4456330
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблемы и перспективы современной цивилизации
В качестве основной проблемы современной цивилизации можно, конечно, выделить различные политико-экономические сдвиги, проблема экологии, мультикультурализма так далее. Однако всему этому предшествует кризис нигилизма, который начался со втор. пол XIX в.
Нигилизм начал созревать в духе истории Западной цивилизации кон. XIX – нач. XX веке в социально-экономическом аспекте жизни человека данного периода. Нигилизм в виде своих элементов стал мировоззрением западного человека, который, несмотря на прогрессивизм своих намерений и действий, в результате обесценивания (или, можно сказать, нигилизации) трансцендентальных ценностей утерял жизненные смыслы.
Тот факт, что присущая классическому Западу система трансцендентальных ценностей (базирующаяся на христианстве) обеспечивала стабильном функционирование крупной цивилизации в течение минимум полутора тысячелетий, говорит о том, что эта система сумела создать некий мировоззренческий баланс, стабильное смысложизненное состояние, центрирующее бытие человека в мире.
В чём же заключается механизм этико-антропологической расцентровки? Он заключается в том, что, утратив трансцендентальные ценности, человек утратил саму возможность трансцендирования, экзистирования, бытия-в-другом. Как мы знаем, именно в это время Ницше отмечает бытие в переходе как фундаментальное свойство человека («человек есть нечто, что должно превзойти»).
Когда система трансцендентальных ценностей, подобно выходящему из строя коленвалу, начала расшатываться, то и человек (который всегда в своём индивидуальном мировоззрении есть проекция этой системы), начал переживать подобную нестабильность, выход из центровки, и этот выход из центра выразился в двух диалектических крайностях – атомизации и восстании масс.
Под социокультурной атомизацией мы подразумеваем феномен переориентации субъектов с приоритета связей личностного характера на приоритет связей безличного характера, ориентированных на индивидуальную успешность[1]. Дефиницию термина «Восстание масс» предложен, как известно, Х. Ортегой-и-Гассетом. В своей работе «Восстание масс» он постулирует мысль, что масса – это всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все и доволен неотличимостью от других[2]. Более того, масса всегда плывёт по течению и лишена ориентиров[3].
Квинтэссенцией падения западной культуры стало осмысление нигилизма и философской антропологии, как мы ранее отметили, немецким философом (можно сказать, что еще и пророком начала конца Запада) Ф. Ницше. Неспроста немецкий исследователь Ф. Юнгер в своё время отмечал, что Ф. Ницше является философом истории, и его задача – дать определяющий историю диагноз и прогноз. Историческая ситуация, из которой он исходит, – это европейский нигилизм[4].
Как отмечает Г.Э. Ирицян, во многих своих работах немецкий философ анализирует состояние сознания его современника, который постепенно осознаёт «ложь» культуры и разрушение ценностей: ужас перед открывающейся бездной заблуждений. Ничто, возникшее после утраты истины, «катастрофа» до конца проведенного и радикального отрицания[5]. Более того, осмысление цивилизационного кризиса обосновывается на пяти «китах» ницшеанской воспитательной западного человека мысли: 1) учение о «великом стиле», 2) о методе, 3) о переоценке всех ценностей, 4) о «вечном возвращении», 5) о воли к власти»[6]. Все эти аспекты отражены в многих работах Ницше, однако особенно выделяются среди них «Воля к власти» и «Так говорил Заратустра». Первая работа считается главным произведением Ф. Ницше и об этом говорит уже подзаголовок: «Опыт переоценки всех ценностей»[7]. Последняя работа, как мы потом увидим, предлагает для Западного мира панацею в виде концепта Сверхчеловека (Übermensch). М. Хайдеггер отмечает, что европейский нигилизм Ф. Ницше напрямую связан с христианством (неспроста мы в предыдущем параграфе обратились к идеям прогресса и позитивизма, которые стали отрицать главную роль религии в развитии общества). Немецкий философ в «Европейском нигилизме», в частности, пишет, что слово «нигилизм» употребляется как название впервые опознанного, пронизывающего предыдущие века и определяющего собою ближайшее столетие исторического движения, истолкование самой сути которого является формула: «Бог умер». Христианский Бог утратил свою власть над сущим и над предназначением человека. «Христианский Бог» был всем, что со-провожает человека как личность, являлся смыслом жизни. Нигилизм есть тот исторический процесс, в ходе которого «сверхчувственное» в его господствующей высоте становится шатким и ничтожным, так что само сущее теряет свои ценность и смысл. Нигилизм – история сущего, когда «медленно, но неудержимо выходит на свет смерть христианского Бога»[8].
[1] Новиков, А. С. Атомизация общества и её роль в становлении «общества масс» / А. С. Новиков // Теория и история. – 2009. – № 2 (16). – С. 192
[2] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. — Москва : Весь мир, 2000. — С. 45-46
[3] Там же. – С. 67
[4] Юнгер, Ф. Ницше : [пер. с нем.] Ф. Юнгер. – Москва : Праксис, 2001. – С. 102
[5] Ирицян, Г. Э. «Нигилизм» Ф. Ницше как фиксация кризиса культуры / Г. Э. Ирицян // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. – 2010. – № 4 (158). – С. 15
[6] Подорога В. А. Ницше // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. – Москва : Мысль, 2001. – С. 84
[7] Юнгер, Ф. Ницше : [пер. с нем.] Ф. Юнгер. – Москва : Праксис, 2001. – С. 101
[8] Хайдеггер, М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления : [пер. с нем.] М. Хайдеггер. – Москва : Республика, 1993. – С. 64
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!