это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4475741
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЗВАНИЕ ВУЗА
ЭССЕ
По дисциплине
«….»
на тему:
«Роль аномии в росте преступности на советском и постсоветском пространстве»
Выполнила: студентка ___ курса, гр. ______
_______________________________________
Проверил: _____________________________
ГОРОД - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..……..3
1. Понятие «аномия» в социологической теории ……………………………..4
2. Аномия как фактор криминализации в СССР ……………………………...8
3. Постсоветская криминализация общества и аномия ……………………..11
4. Аномия и криминализация российского общества сегодня (вместо заключения) ………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….14
Введение
Пренступность и, шире, деликвентное поведение, являются безусловно острейшей социальной проблемой, которая, разумеется, всегда была в поле пристального внимания социогуманитарного знания. Для объяснения истоков и природы противоправного поведения социологи, психологи, криминалисты и пр. разрабатывали многочисленные теории, создавали концепции и вводили новые понятия.
Центральной категорией настоящей работы является такая популярная категория, как «аномия». В своём эссе мы ставим перед собой цель попробовать определить роль аномии как криминогенного фактора в период СССР и в постсоветской России. Для этого мы, в начале работы, проводим общий обзор теорий аномии. Второй раздел работы посвящён аномическим проявлениям в советском обществе, где мы тезисно пытаемся определить их специфику на разных этапах истории СССР. Третий раздел посвящён уже постсоветским реалиям. В завершительном разделе эссе, который, по сути, заменяет заключение, мы осторожно стараемся сделать выводы о самых актуальных реалиях и некоторые прогнозы на будущее.
1. Понятие «аномия» в социологической теории
Понятие «аномия» является безусловно популярным в современной социологии и, шире, обществоведении в силу его высокой эвристической способности и применимости как на макро- так на микроуровне социального знания. Ввёл в обиход это понятие классик французской социологии Эмиль Дюркгейм в своей докторской диссертации «О разделении общественного труда»[1], но окончательное оформление и яркую эмпирическую проверку теория аномии получает в его знаменитой работе «Самоубийство: социологический этюд»[2], в котором убедительно продемонстрировал способность структурного социологического мышления (знаменитый «социологизм» Э. Дюркгейма) объяснить казалось бы максимально индивидуальное, личное. Классик показывает, что количество самоубийств в обществе находится в обратной зависимости от упорядочности и действенности его ценностно – нормативной системы. Рассогласованность ценностно – нормативной системы, это такое состояние дезорганизации общества, которое в социологии Эмиля Дюркгейма получило название «аномия» (то есть «безнормность»). Таким образом, следует констатировать, что с самого своего возникновения понятие «аномия» было неразрывно связано с попытками осмысления именно девиантных форм поведения.
Другим признанным классиком социологии, внесшим огромный вклад в развитие теории аномии является американский социолог Роберт Мертон. Его подход принципиально иной, в противовес изначальному «макросоциологизму» Дюркгейма, Мертон начинает строить свою теорию с микроуровня социальности. В вопросах изучения девиантного поведения для Мертона важнейшим оказался вопрос соотношения между социально значимыми целями и социально приемлимыми средствами их достижения. Приверженность и ценностное принятие социально признанных целей и готовность к их достижению конвенциональными, социально одобряемыми способами хараетнризует конформиста. Другие же стратегии (отрицание целей, поиск иных средств) – это стратегии девиантного поведения. «Именно когда система культурных ценностей превозносит до небес, ставит буквально выше всего некоторые общие цели успеха и навязывает их всему населению в целом, в то время как социальная структура жёстко ограничивает или полностью перекрывает для значительной части того же самого населения доступ к одобряемым способам достижения этих целей, – именно тогда принимает широкие масштабы девиантное поведение» [3]. Таким образом, в результате того, что с помощью конвенциональных, социально одобряемых средств добится социально значимых целей оказывается как минимум проблематично, люди массово используют другие стратегии, которые уже относятся к девиантному поведению. Этих стратегий Мертон выделяет четыре:
1) инновация – принятие целей, но готовность нарушать конвенциональные нормы, которые регулируют их достижение;
2) ритуализм – разочарование в целях, но сохранение в своём поведении тех поведенческих шаблонов, которые в общественном сознании связаны с достижением этой цели;
3) ретретизм – отказ как от целей, так и от средств без предложения чего-то нового;
4) мятеж – отказ и от целей и от средств и замена их альтернативными, не пользующимися широким социальным одобрением.
Роберт Мертон наглядно рассматривает эту схему на примере возможных стратегий поведения американцев по отношению к такой крайне значимой для американского общества цели, как достижение богатства. Благосостояния. Конформизмом тут будет позиция «селф мейд мена», который добился социального успеха собственным трудом. Девиант – «инноватор», впрочем, тоже трудится, но он то ли читал Маркса и знает, что «первоначальное накопление капитала неотделимо от преступления», то ли сам об этом догадался. «Ритуалист» будет заниматься регулярным трудом, не приносящим ему особых денег. «Ретретист» откажется и от труда, и от его результатов и упадёт на социальное дно, в то время как «мятежник» уйдёт в комунну хиппи, эзотерический ашрам или в коммунистическую партию (строить новые свободные отношения, штурмовать вершины сверхсознания или готовить мировую революцию). Данная схема походит на универсальную и, разумеется, применима не только для данной ценности и социаьно одобряемых средств её достижения (по нашему мнению, было бы довольно интересно применить её к такой, также крайне значимой для американского общества ценности, как сексуальная удовлетворённость – но мы, в рамках данной работы не рискнём на подобный эксперимент, оставляя его проводить, при желании, пытливому читателю).
[1] Напсо М. Д. Аномия как социальный феномен // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. №3 (47). [Электронный документ] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/anomiya-kak-sotsialnyy-fenomen
[2] Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. [Электронный документ] Режим доступа: (ttp://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/1706/4.pdf)
[3] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!