это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4584531
Ознакомительный фрагмент работы:
Выделяют следующие различающиеся, но взаимосвязанные основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, б) бытие природы как целого и в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надындивидуальное) духовное; бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Бытие вещей, процессов и состояний природы. О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы и состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Эта уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам и процессам природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то возникают и исчезают. Они вступают в процесс развития, изменения, становления.
Особенность бытия живой материи состоит в том, что она растет, воспроизводится, реагирует на свет, тепло и т.д., имея при этом жестко ограниченный жизненный цикл. Все виды живой материи объективно смертны. Смерть организма мыслится в философии как разрушение данного вида живой материи и превращение его в иную форму бытия — неживую. В этом процессе русский мыслитель А.И. Герцен увидел диалектику всеобщего движения. «Жизнь камня, — писал он, — постоянный обморок; она там свободнее, где ближе к небытию; она слаба в высших проявлениях, она тратит, так сказать, вещественность на достижение той высоты, на которой бытие и небытие примиряются, подчиняются высшему единству».
Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия. Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.
Идеальное не тождественно мышлению, оно не реально, но его нельзя отождествлять с ирреальным, ибо ирреальное также является сферой мысли: фантазии, мечты и т.д. Это не продукт абстрагирующего и обобщающего мышления. Наоборот, мышление направлено на него как на свой предмет. Само же мышление - один из процессов реального мира. Это бытие без реальности, потому что оно вне времени. Числа, треугольники, ценности - нечто совсем другое, чем вещи, события, личности, ситуации. Основные типы идеального «в себе бытия»: математические сущности и ценности, им соответствуют науки: математика, этика, эстетика.
2- Возникновение сознания и его общественная природа. Роль труда в формировании сознания. Активность сознания. Язык и сознание.
Сознание существовало не всегда. На нашей планете были периоды, когда высокоорганизованная материя отсутствовала.
В течение примерно одного – двух миллиардов лет складывались условия для появления органических веществ, а позднее – и человеческого мозга. До этого времени существовали более простые формы отражения, присущие неорганической природе: механическая (при перемещении в пространстве), физическаяхимическая (при преобразовании состава вещества). Они – результат взаимодействия предметов материального мира между собой, определенная сторона изменений, происходящих внутри тела. Особенности отражения зависят от природы отражающего и отражаемого тел, их строения, состояния, уровня организации. (при изменении температуры, массы, веса, объема),
Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.
В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Язык также древен, как и сознание. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
3-Научное познание - единство знания и деятельности. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Эмпирический и теоретический уровни познания.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Существуют различные способы познания мира. Но в научном познании познавательные компоненты являются основными. Наука зарождается в Др.Греции , но формируется в 16-17 в.
Особенности научного познания: 1.Нацеленность на выявления объективных законов 2.нацелленость на достижение объективной истины 3.прцесс воспроизводства знания
Характеристики научного знания:1.непротиворечивость 2.доказательность 3.верификация 4.фоцерифируемость (Портер)
Эти особенности отличают его от других форм познавательной деятельности человека.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Эмпирические термины входят в высказывания, истинность которых может быть проверена в эксперименте. Истинность высказываний, содержащих теоретические термины, невозможно установить экспериментально. Теоретический термин, понятие, полученное в результате обобщения.
4- Специфика социального познания. Общество, человек как его объекты. Системный подход в обществознании.
Специфика социального познания:
1.объект социального познания-деятельность самих субъектов познания, поэтому оно всегда имеет субъективное изменение;
2. оно всегда ценностно окрашено;
3.в нём ограничено применение эксперимента.
Общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
5-Природа как философская категория. Религиозная, философская и научная картины мира.
Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Религиозная Картина Мира– совокупность наиболее общих религ. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религ. мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религ. системах.
Под философской картиной мира принято понимать «процесс словесно-речевого постижения бытия в вербализации мыслительного процесса» .Это значит: смысл понятия философской картины мира связан с определённым отношением языка, мышления и бытия. Бытие постигается мышлением; результаты такого осмысления выражаются в языке.
Таким образом, в отличие от конкретных научных дисциплин (физики, химии, биологии и др.), философия старается постичь не какую-то одну сторону мира, но охватить собственной мыслью мир в целом. Отличительным признаком философии от искусства является стремление осмыслять мир с максимально общей точки зрения, выражающейся в предельно общих понятиях. Такие понятия носят название категорий.
Существуют два способа понимания категорий. В рамках первого способа категории понимаются предельными формами мышления (Аристотель, Кант). Категории в этом смысле характеризуют структуру познающего мышления. В границах второго способа подразумевается, что категориальность свойственна не только мышлению, но и бытию как таковому. Это понимание категорий связано с такими представлениями, как представление о том, что формы мышления существуют независимо от человеческого сознания, и категориальная упорядоченность человеческого мышления есть проявления этого высшего Порядка (Платон, Гегель и др.); а так же, – как представление о том, что категориальность мышления есть отражение структуры материальной природы в целом (Маркс, Энгельс и др.).
Перечисленные способы понимания отличаются. В то же время это не означает, что невозможно найти некоторую «золотую середину». Философы, постигая мир в предельных понятиях, так или иначе, затрагивают основания мира как такового, пытаются выявить его фундаментальные свойства. В связи с этим мы рассмотрим категории материального и идеального, пространства и времени, движения и развития, детерминизма и индетерминизма, а так же понятия динамической и статистической закономерности. Именно эти категории позволяют прояснить наиболее общие представления философской мысли и максимально целостно раскрыть философскую картину мира.
Следует, однако, помнить, что философская картина мира не появилась в один момент. Она претерпевала существенные изменения, связанные с возникновением проблем в толковании перечисленных понятий. А это значит, что невозможно рассматривать философскую картину мира в отрыве от процесса её становления. Проясняя каждую из категорий, мы рассмотрим основные этапы её развития; выделим философов, внёсших важный вклад в осмысление той или иной категории; сделаем общие выводы относительно значения конкретных категорий в отношении философской картины мира в целом.
6-Социальная экология: философский аспект. Проблема выхода из экологического кризиса и концепция ноосферы.
Термин был введен в научный оборот в 1869 г. немецким биологом Э. Геккелем для обозначения одного из разделов биологии, призванного изучать взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Долгое время вопросы экологии относились к компетенции исключительно естественных науки прежде всего биологии. Затем, по мере того как стали обнаруживаться экономические, гуманитарные и даже политические аспекты в отношениях общества с природой, экология все больше становилась предметом исследования и общественных наук. Уже первые гуманитарные и философские исследования достаточно быстро подтвердили, что проблемы взаимодействия общества и природы — это прежде всего проблемы самого общества, его социально-экономической организации, сложившейся системы ценностей и представлений об окружающем мире и месте в нем человека.
П ри этом философское осмысление экологических проблем имеет свою специфику. Философия не решает частные проблемы, возникающие во взаимоотношениях природы и общества, и не дает конкретных рекомендаций по их устранению. Эта задача для специальных дисциплин. У философии другая роль — анализ и обобщение конкретных результатов, выявление тенденций и динамики происходящих процессов, определение естественных взаимосвязей, исторических зависимостей и т.п. На этой основе формулируются философские обобщения, уточняются важнейшие понятия, постулируются основополагающие принципы, что не только служит познавательным целям, делу экологического образования, но является методологической базой для частных наук, решающих конкретные природоохранные задачи.
Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» на путях устойчивого развития общества, комплексного подхода к решению природоохранных проблем.
7-Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности. Личность как объект и субъект общественной жизни. Права и обязанности личности, их философский и юридический аспекты.
Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Так с позиции ролевой концепции личность определяется теми социальными функциями, которые человек выполняет в обществе. Но в таком аспекте невозможно раскрыть внутренний мир человека, так как фиксируется только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более полная интерпретация личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!