это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4587103
Ознакомительный фрагмент работы:
Реформа управления промышленностью, проведенная по инициативе Н.С. Хрущева в 1957-1964 гг., стала первой попыткой реформирования советской системы в условиях ликвидации негативного наследия сталинизма [1, стр. 203].
Это ознаменовало собой поиск новых путей развития социалистической экономики, повышения ее эффективности, ускорения научно-технического прогресса, устранения отсталости потребительского сектора. В рамках реформы была предпринята попытка улучшить социалистическую плановую экономику Советского Союза, которая не включала в себя ее реализацию.
Реформа направлена на смещение фокуса экономического развития на местные территории, предоставляя регионам не только инициативу, но и возможность ускорить свое социально-экономическое развитие.
Радикальность изменений в системе управления экономикой делает вопрос о причинах таких изменений крайне актуальным, поскольку ответ на них дает возможность понять, чего хотело в этом процессе руководство страны. Анализ условий реформы позволяет лучше понять не только проблемы ее реализации, но и достигнутые результаты.
Хрущев сосредоточил свою промышленную стратегию на двух основных факторах: научно-техническом прогрессе и административных реорганизациях. Развитие научно-технического прогресса в Советском Союзе приобретает военно-промышленную направленность, так как в его основе лежит значительный резерв, созданный в последние годы. Его технологической основой стал сверхвысокий уровень развития физики, которая в те годы занимала лидирующие позиции в мире, а также других точных наук. В 1954 году в подмосковном Обнинске первую электроэнергию дала атомная электростанция, что означало появление новой отрасли промышленности – атомной энергетики. После первой атомной электростанции начали строить по всей стране. В 1950-е годы были построены Сибирская, Зеландско-Воронежская и Белоярская АЭС. В 1959 году его спустил на воду атомный ледокол «Ленин», который должен был перевозить конвои кораблей по Великому Северному морскому пути и водам Арктики. В эти же годы ВМФ получил первые атомные подводные лодки [5, стр. 196].
Электроэнергетика также успешно развивалась и сделала «покорение стихии воды» символом времени. Закрытие Волги превратилось в грандиозное пропагандистское шоу 30 октября 1955 года, во время строительства Куйбышевской ГЭС. В эти годы были введены в эксплуатацию такие гиганты, как Сталинградская и Каховская электростанции. Спроектированные в соответствии со «Сталинским планом преобразования природы», огромные электростанции были приведены в порядок быстрыми темпами, которые лягут в основу энергосистем в отдельных регионах страны и впоследствии войдут в единую энергетическую систему СССР. Ввод этих станций в эксплуатацию привел к быстрому результату: производство энергии достигло 170 млрд. кВт/ч в 1955 году, превысил уровень 1950 г. на 87% при плане 80% [1, стр. 95]. Такой «энергетический бум» позволил радикально увеличить отношение энергии к весу труда во всех отраслях.
В период 1950-1970 гг. в стране была проведена коренная перестройка топливного баланса: увеличилась добыча нефти и газа, утроилась его доля в общем объеме энергоресурсов – с 19,7% до 60,2% [1, стр. 149]. Для транспортировки этих дорогих видов топлива были построены трубопроводы и самые большие диаметры в мире с высокой пропускной способностью. Благодаря сети трубопроводов, соединяющих все районы, кроме Дальнего Востока, была создана Единая система маневрирования нефтегазоснабжения в стране.
Значительно развивался морской транспорт, по тоннажу которого Советский Союз занимал пятое место в мире. Советский военно-морской флот был самым молодым по возрасту кораблей. Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолета, нашло широкое применение в нашей стране – вся авиация была переведена на реактивные двигатели, авиакомпании обслуживались скоростными самолетами, СССР резко расширил сеть международных авиалиний. В эти годы была проведена техническая реконструкция железных дорог – перевод на электрическую и тепловозную тягу. С 1958 года производство паровозов в СССР было прекращено. Развивался автомобильный транспорт, увеличивались объемы дорожного строительства. Все это привело к коренным изменениям в структуре транспортной системы – в ней стояли ведущие передовые транспортные средства.
В этот период происходило интенсивное развитие телевидения, сначала черно-белого, с 60-х годов – цветного. Расширяется сеть ретрансляционных станций, увеличиваются объемы телевизионного вещания, вовлекается все большее число областей и республик. В 1970 году была введена в эксплуатацию Останкинская телебашня [5, стр. 221].
В больших масштабах разрабатывались новые площади и месторождения полезных ископаемых. Земля была урбанизирована. Национальное богатство росло в виде тысяч новых предприятий, сотен новых городов и деревень.
Освоение новых земель, строительство городов и компаний создавали новые рабочие места, что в свою очередь обеспечивало здоровый социально-психологический климат в государстве, уверенность в работе, жилье, минимум бытовых и социокультурных товаров и услуг, уверенность в завтрашнем дне.
Большое значение имело изменение стратегии накопления капитала. Если в прошлом деньги вкладывались в восстановление промышленных предприятий и строительство новых гигантов промышленности, то с начала 50-х годов доля средств на реконструкцию и техническое преобразование существующих компаний резко возросла. Пожалуй, впервые новые промышленные предприятия должны быть построены в 2 раза меньше, чем в предыдущей, четвертой пятилетке. Расположение промышленности стало более рациональным, вблизи источников сырья. Это создало условия для широкого внедрения научных достижений, во многом основанных на успехах оборонно-промышленного комплекса и смежных отраслей. На производство все большее влияние оказывал высокий уровень развития физики, химии и нетрадиционных технических решений. Наиболее важные успехи были связаны с ростом поставок электроэнергии,
Акцент на рычагах экономической политики также оказал положительное влияние. В отношении промышленных предприятий был введен дифференцированный кредитный режим, когда заимствование было непосредственно связано с выполнением производственного плана и других экономических показателей. Расширение прав Советов Министров союзных республик при разработке стратегии регионального развития также сыграло положительную роль. Как объективно, так и субъективно реформа была направлена на модернизацию громоздкой командно-управленческой системы управления экономикой.
Важнейшей реформой Н. Хрущева в области экономики стала коренная децентрализация управления промышленностью. Чтобы повысить эффективность производства, он решил отказаться от «привязки» почти всех более-менее крупных предприятий к Москве, где располагались отраслевые центры управления — министерства. Техническая невозможность предоставления всех нюансов производственного процесса из одного центра была очевидна.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!