это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4593104
Ознакомительный фрагмент работы:
Категория бытия, её философский смысл и методологическое значение. Мир как единство природы и человека, материального и духовного.
Под бытием мы всегда понимаем некую реальность, которая существует объективно, т.е. независимо от нас. Часто в своей речи термин «бытие» мы употребляем, как синоним слову «существование». Чтобы легче понимать смысл бытия, можно ему противопоставить небытие – то чего нет и не может существовать. Философский смысл бытия рассматривается как проблема общего или конкретного мировоззрения.
Бытие – это объективная реальность. Чтобы доказать подобное качество материального мира, происходит обоснование при помощи эмпирических или экспериментальных способов. Например, так мы можем доказать существование космоса. Учение о бытии – онтология, это важный элемент философского знания, благодаря которому мы позволяем себе говорить о специфичности бытия самого человек, рассуждать о реальности, о бытии мира и своем собственном бытии.
Основные формы бытия по роду существования делят на две группы: материальное и идеальное. В первом случае под этой формой подразумевается, например, Солнечная система. Идеальное бытие – это идея ее возникновения.
Еще одной вечной проблемой философской науки в представленном направлении является соотношение идеального и материального. Она была обозначена главной в философии марксизма. При этом сопоставлялись бытие и мышление, дух и природа.
Человек – биосоциальное существо, которое сочетает, объединяет в себе и природу и социум. Человек – часть этого мира, а значит и мир – это единство природы и человека. В данном случае можно пренебречь спором о первичности материального или духовного, так как оба эти начала присущи бытию. Человек – объект нашего бытийного мира и он – переплетение материального и духовного, телесного и сознательного.
Материалистический и идеалистический монизм, плюрализм, дуализм в философии.
Монизм – эта философская позиция, при которой признается единство мира и наличие его одной единственной первопричины. Мы знаем, например, что Гераклит считал первоосновой огонь, а Фалес – воду. Так как есть одна первопричина мира, то все объекты, несмотря на их разнообразие, имеют сходство, нечто общее. Духовное и материальное в этом случае тоже полностью взаимосвязано. Разделение монизма на идеалистический и материалистический связано с тем, что именно признается за первооснову бытия. Идеалистический монизм признает первичным идеальное, а материальное лишь его порождение. Примером могут служить мир идей Платона, или учение Гегеля. Материалистический монизм считает дух и сознание свойством материального мира, а значит – вторичным (К. Маркс, Гераклит, Спиноза и т.д.). Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.
Представитель дуалистических взглядов Р. Декарт признавал параллельность и даже независимость существования материи и сознания. Дуализм признает равенство материального и идеалистического. Дуализм возник также в период античности и ведет свое начало от Аристотеля.
Существование множества первооснов, форм бытия и методов познания мира – это основа философ с кого плюрализма. Классическим примером плюрализма в философии – это монадология Лейбница, который полагал, что мир состоит из множества духовных субстанций. Плюрализм довольно интересный феномен в нашей жизни, так как она может проявляться в культуре, в политике, в экономике. В истории философии не так часто можно встретить последовательный плюрализм, как, например, последовательный монизм. Плюрализм, как одновременное существование различный и даже противоположных друг другу взглядов и идей чаще встречается в политике и бытовой жизни.
Понятие материи, ее свойства, атрибуты. Единство материи и движения.
Мы знаем, что материя очень многообразна – от гигантских, до микроскопических частиц. Все, что мы видим, слышим, ощущаем – это материя: растительный мир (более 350 тыс. видов), животные и бактерии (более 1,5 млн. видов на сегодняшний день), и конечно, человечество (3 расы, около 2 тыс. наций и народностей). Таким образом, материя познаваема при помощи органов чувств – она объективна. Однако, как тогда рассматривать феномен сознания? Безусловно, человек является частью материи, но его сознание, все же нет. Ответ на вопрос о значении материи привел к появлению двух глобальных направлений в философии: идеализма и материализма.
Материя обладает некоторыми свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, причинностью, вечностью, познаваемостью, структурностью, субстанциональностью и объективностью. Свойство материи, а именно несотворимость и неуничтожимость, например, отражены в законе сохранении и превращении материи и энергии. (Р.Декарт, М. Ломоносов, Дж. Джоуль и др.) В настоящее время в понятие материи вошли и поля. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое, а потому обладает атрибутами, которые не могут существовать без материи: пространство, время и движение.
Наиболее целостная на сегодняшний день концепция единства движения и материи в философии была разработана в рамках диалектического материализма в работах Ф. Энгельса. Движение трактуется им не только и не столько как перемещение в пространстве, а как любое изменение вообще. Покоя не существует. Движение понимается, как развитие. Ф. Энгельс вводит понятие формы движения материи и строит их классификацию: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. На современном этапе можно добавить еще одну форму движения материи - квантово-механическую. Философский принцип количественного сохранения и качественного изменения материи и движения тоже принадлежит Ф. Энгельсу. (Ф. Энгельс «Диалектика природы»)
Гносеология
Самосознание. Сознательное и бессознательное. Проблема сознания и кибернетика.
Что такое самосознание? Самосознание – это форма сознания. Только в этом случае сознание направлено не извне, а внутрь субъекта. Самосознание помогает человеку осознавать себя отличным от других людей, осознавать свои действия, их мотивы, свое поведение, своего положения в обществе. ТО есть, самосознание –это сознание, направленное на самого себя; сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.
Помимо сознания, в человеке присутствует и бессознательное. Бессознательное предопределяет выбор нашего пути (поведения, эмоций, отношений) сознанием. Говоря о подсознании и его роли в жизни человека невозможно не упомянуть З. Фрейда. Фрейд считал, что подсознание, как бессознательный разум, является источником человеческого поведения, и даже более того, интуиции и вдохновения.
Многие сравнивают сознание человека с работой кибернетических устройств, но едва ли здесь уместно это сравнение. Сравнить можно с работой мозга, в мозгу происходит много вычислительной активности, но она в основном бессознательная. Сознание является чем-то принципиально иным. В работе сознания есть еще что-то, кроме физики. Эту идею автор пытался развить в книге «Новый ум короля» Р. Пенроуз. Но что? Это и есть большая проблема. Сами по себе кибернетические устройства лишь опосредуют отражение природы человеком.
Дэвид Чалмерс австралийский философ пишет: «Некоторые говорят, что сознание не подвластно науке, так как оно субъективно. Психологи изучали поведение, нейробиологи – мозг, но никто не изучал сознание». Он же выдвигает идею того, что если нельзя объяснить сознание фундаментальными понятиями пространства, времени, массы, заряда, то нужно дополнить список и само сознание установить, как нечто фундаментальное и объяснить его взаимосвязь с другими фундаментальными понятиями: пространства, времени, массы, заряда и т.д.
Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Единство чувственного и рационального познания.
Субъектом познания является человек, индивид, как наделенный сознанием, восприятием, эмоциями, ощущениями и т.д. Объектом познания стоит считать то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. При этом и сам субъект может быть объектом познания.
Как же человек познает мир? Уровни познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание – представление о реальности при помощи чувств
Рациональное познание – использование разума в качестве средства познания, не реагирует моментально на проявление среды, наблюдает за ней, изучает обобщённо.
Формы чувственного познания:
- ощущение – отражение в сознании отдельных свойств или состояний объекта, когда он непосредственно воздействует на один из органов чувств.
- восприятие – целостный образ объекта, возникающий в сознании при непосредственном его воздействии на органы чувств.
-представление – чувственный образ объекта, возникающий в сознании, когда сам объект отсутствует, не воздействует на органы чувств.
Формы рационального познания:
- понятие – мысль, которая отражает существенные признаки объекта, явления, процесса.
- суждение – высказывание, выражающее мысль об отдельных свойствах предмета или связи между предметами.
- умозаключение – мысленный вывод из нескольких суждений.
Многие философы согласны с тем, что чувственное и рациональное познание связаны друг с другом Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет ни единства, ни смысла. Без чувственного рациональное становится лишенным жизни, блеклым. Поэтому познание имеет чувственно – рациональный характер.
Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
Что есть истина? В Евангелии этот вопрос остается без ответа. Что есть истина в науке? Истина – это высказывание, соответствующее описываемой им действительности. После такого ответа возникает вопрос – что такое действительность или реальность?
Существует внешний объективный мир и существует человек, который может этот мир познавать. Но на самом деле здесь много проблем. А действительно ли существует этот внешний мир? Предположим, что он существует, тогда проблема истины – это проблема соответствия между реальностью и знаниями человека. Аристотель пишет: «Истину говорит тот, кто называет разъединенное разъединенным и связанное связанным. И ложное, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами.»
Считалось, что соответствие мысли действительности может быть достигнут просто:
1.Мысли могут быть приведены в простое взаимооднозначное соответствие действительности.
2. Действительность, которая является предметом познания, не зависит от самого знания.
3. Имеется интуитивно очевидный критерий истины, который позволяет установить, соответствует ли действительность истине.
Теория столкнулась с рядом проблем. Что понимать под соответствием? Есть ли сходство между нашим восприятием предмета с самим предметом? Следующая проблема: а что понимать под действительностью? Ведь человек имеет дело не с миром, как он существует объективно, а с миром в том виде, как его воспринимает человек. Поэтому не существует единственного критерия истины. Формы инобытия истины: мнение, заблуждение и ложь. Но опять встает вопрос о критериях. Философия называет объективным критерием истины – практику. Субъективными критериями истины: очевидность, логичность, простота, пародоксальность идеи и соответствие фундаментальным законам. Однако, каждый критерий может быть легко подвергнут сомнению.
Антропология
Природа как философская категория. Религиозная, философская и научная картины мира.
Природа как философская категория обозначает все существующее вокруг нас. При этом мы говорим, как о более частных проявлениях природы: природные явления, природа какого-то явления; так и более общих проявлениях: сущность всей природы (вселенная, космос, материя). Более того, под природой в философии понимают и самого человека. Уже в античности люди различали то, что существует и происходит только в природе и то, что существует и происходит «по положению», то есть, по человеческим условностям, традициям. В связи с эти возникает второе понимание природы, точнее, понимание второй природы – все что сделано человеком, искусственно созданное, специально для удовлетворения потребностей человека. «Вторая» природа строго зависит от «первой» - от природы как таковой. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, она всегда и везде была, есть и будет. Бытие природы перетекает её небытию, но это не означает прекращения бытия природы в целом.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!