это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4640141
Ознакомительный фрагмент работы:
Экономика, в одной из трактовок этого понятия – наука об отношениях между людьми по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления добавленной стоимости. В этом смысле экономическое поведение, мотивы принятия экономических решений имеют в экономике ключевое значение. Поэтому достаточно давно, ученые, интересовавшиеся экономическим поведением человека, старались его описать.
В современных условиях существует понятие экономического человека, «homo economicus», как объекта изучения экономической наукой. В мейнстриме экономической науки, который сформировался в значительной мере под влиянием неоклассических идей, поведение человека или экономического агента, как он иначе обозначается в существующей традиции, является рациональным.
Однако само понятие «экономического человека» появилось задолго до возникновения неоклассической школы, как считается – в трудах Дж. С. Милля, продолжившего исследования А. Смита и Д. Рикардо в данной области. Рассмотрение основных тезисов Дж. С. Милля по поводу экономического человека и экономического поведения и является целью настоящего эссе.
***
Исследования мотивов экономического поведения имеют очень давнюю историю, еще Аристотель различал экономику и хрематистику на основании особенностей экономического поведения и его мотивов.
Аристотель, если пользоваться современными терминами, сопоставлял реальный сектор экономики, в котором создается добавленная стоимость с финансовым сектором и торговлей, в которых эта стоимость распределяется и перераспределяется. Во времена Аристотеля в Афинах существовала ориентация на последнее, то есть на торговые и финансовые операции, которые являлись источником богатства. Аристотель же, значительно опережая свое время, видел источник богатства в натуральном хозяйстве и ремеслах, то есть в деятельности того самого реального сектора, в котором и создается добавленная стоимость.
Соответственно второе он называл экономикой, а первое – хрематистикой, умением наживать состояние из оборота денег. При этом в своих исследованиях применительно к мотивам экономического поведения человека, Аристотель развивал учение Платона, который считал главным двигателем экономического развития – стремление к личному богатству и личному благоденствию. Поэтому ни А. Смит, ни Д. Рикардо, ни Дж. Миль, не строили свои исследования с нуля, а продолжали развивать существовавшие и до них идеи.
А. Смит и Д. Рикардо, как продолжатель его идей – исследовали поведение человека в хозяйственной жизни и мотивы этого поведения. Они считали, что существует определенная модель этого поведения, в которой мотивы такого поведения можно обобщить и что связаны они, прежде всего, со стремлением к собственной выгоде, а также с сотрудничеством на основании этого частного интереса. В рамках этой логики каждый человек занимается улучшением своего положения. При этом у А. Смита д. Рикардо нет мотива максимизации, который присущ современной неоклассической экономической теории, только выбор человеком состояния, положения, которые – лучше, нежели предыдущие.
Помимо стремления к улучшению собственного положения, А. Смит Д. Рикардо выделяли и второй универсальный мотив экономического поведения, а именно – стремление к обмену, который позволяет использовать стремление других людей к их собственной выгоде, заинтересовать их, тем самым – улучшая положение обеих сторон этого обмена. В этом заключается суть сотрудничества на основании частного интереса, о котором говорилось выше.
Взгляды родоначальников классической школы политэкономии критиковались за чрезмерную узость и аморальность мотиваций экономического поведения человека, основанного на личной выгоде. Хотя эти узость и аморальность возникли по той причине, что нельзя вписать все многообразие побуждений человека в экономической сфере вписать в теоретическую модель, а именно такую модель пытались выстраивать А. Смит и Д. Рикардо.
Именно этот момент подчеркивал в своих работах Дж. С. Миль, осознанно рассматривая модель экономического человека как научную абстракцию, которая существует только потому, что учесть все экономические интересы и побуждения просто невозможно. Причем А. Смит и Д. Риардо считали частный интерес и сотрудничество на основе этого интереса, основным мотивом экономического поведения человека, рассматривая реальную экономическую жизнь, зачастую в ущерб стройности и логике своей модели экономики. Дж. С. Миль пришел к этому же, но в попытках построения абстрактной теоретической модели экономики, главными свойствами которой были бы именно логическая стройность теории, пусть даже и в ущерб реалистичности.
Дж. С. Милль, также, как и Д. Рикардо до него – выделяются среди экономистов классической школы тем, в частности, что они предметно интересовались важнейшим даже с точки зрения современной экономической науки вопросом о механизмах распределения национального дохода в обществе.
Это отличает их от А. Смита, например, который интересовался, прежде всего источниками этого дохода и механизмами его получения. Хотя, нужно отметить, что и А. Смит учитывал мотивы экономического поведения в своих теоретических построениях. Однако он занимался исследованиями человеческой природы с тем, прежде всего, чтобы выделить основополагающие характеристики рабочей силы как фактора производства добавленной стоимости при описании процессов, идущих в реальной экономике.
Если А. Смит видел основную задачу политэкономии в поиске законов постоянного преумножения национального дохода – богатства народов, а Д. Риккардо главным считал определение законов, управляющих распределением этого дохода, то Дж. С. Милль, поддерживая в целом точку зрения Рикардо, разделил экономические законы на законы производства и законы распределения.
Дж. Миллю приписывают возникновение самого термина «homo economicus», который применяется и в современных научных исследованиях.
Однако, во-первых, основы концепции этого «homo economicus» были заложены до Дж. С. Милля английским философом И. Бентамом, который сформулировал принцип стремления человека к минимизации страданий при максимизации удовольствий, от которого и берет начало принцип стремления к богатству, существовавший в политэкономии XIX ст. и современный принцип максимизации полезности, лежащий в основе понимания рациональности экономических агентов.
А во-вторых, как отмечает, например, Р.И. Капелюшников, «homo economicus», это термин, который ввел не сам Милль, но которым в издевательском ключе описывали экономическое поведение в теоретической модели экономики Милля современники. Дж. С. Миль в свое время, то есть в период с 1810 по 1870 гг., считался экономистом номер один в Великобритании, экономическом и финансовом центре того времени. И многие его современники, как это происходит и сейчас, «пиарились», критикуя идеи Милля, а в частности, придумав издевательскую кличку для экономического человека по Миллю. Однако как и всякий пиар, этот – был построен на упрощении и искажении первоначальной идеи.
Дж. Милль писал по этому поводу и в частности, что «Политическая экономия рассматривает человечество вовлеченным исключительно в приобретение и потребление богатства… Не потому (так получается), что всякий политико-эконом настолько глуп, чтобы предполагать, что человечество действительно устроено таким образом, а потому что в этом состоит способ, каким наука обязательно должна развиваться».
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!