это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4666897
Ознакомительный фрагмент работы:
Взгляды на проблему детского творчества в отечественной науке претерпевали постоянные изменения. Творчество рассматривалось как осознанный процесс создания ребенком нового и значимого конечного продукта (прежде всего для себя), требующий создания специальных условий для овладения детьми знаниями, умениями, навыками; творческим процессом ребенка необходимо руководить, а также стимулировать (Н. А. Ветлугина, Р. Мюллер, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Ф. Флёрина и др.).
По мнению С. Медника, сущность творчества заключатся в способности отвергнуть стереотипное мышление в конечной стадии мысленного синтеза, а также в широком использовании ассоциативного ряда [15, с. 79].
По словам Д. Богоявленской, главным показателем наличия творческих способностей является мыслительная активность, состоящая из познавательной и мотивационной частей [16, с. 53].
Е. А. Флёрина посвятила ряд работ рассмотрению детского изобразительного творчества, под которым автор понимала «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства; процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями» [1, с. 78].
Е.И. Коротеева, рассматривает способности к художественно-творческой деятельности как природные возможности мышления, восприятия, воображения, моторики руки, которые при освоении специфики выразительных средств изобразительного искусства, обретают статус художественных и получают развитие при систематических занятиях искусством [14].
По мнению ряда ученых (И.Е. Домогацкая, Т.С. Комарова, Н.Н. Леонова), художественно-эстетические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность – эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их по средством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности (в труде, в поведении, в науке и технике).
Идеи Е. А. Флёриной явились основой для появления новых подходов становления и развития детского изобразительного творчества в работах Н. П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. Б. Ермолаевой-Томиной и др. Детское творчество ученые связывали с развитием творческих способностей, художественного восприятия, воображения. Т. С. Комарова подчеркивает роль графических навыков и умений в развитии детского изобразительного творчества. Эту же точку зрения высказывает Г. С. Костюк. Ученый писал, что определяющую роль в увлечении изобразительной деятельностью в дошкольном возрасте играют успехи детей в «…овладении способами графического изображения объектов, передаче на бумаге формы, положения в пространстве, цвета и других свойств предметов, в выработке необходимых для этого умений и навыков» [2, с. 35; 3].
С. В. Погодина, опираясь на работы зарубежных и отечественных ученых, под детским изобразительным творчеством понимает «процесс сознательного создания ребенком нового, субъективного и объективного значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которой ребенком реализуется художественный потенциал и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт» [4, с. 37].
По мнению Л.Р. Болотиной, именно средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. В среднем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. «Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Познавательная деятельность дошкольника преимущественно происходит в процессе обучения» [17, с. 170].
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют личный опыт в изобразительной деятельности, умело оперируют классическими техниками рисования в свободной деятельности, изображают предметы окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте, как и в младшем, рисование еще воспринимается детьми как игра, наблюдается неустойчивый интерес к процессу деятельности; продолжается работа по ознакомлению детей с новыми способами изображения предметов и явлений на разном материале. В среднем дошкольном возрасте дети способны различать признаки предметов: цвет и его оттенки, общую форму, части и детали объекта, который собираются изобразить; формируется оценочное отношение к результатам рисования.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, «невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. До начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание». Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. «В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму» [18, с. 165].
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он 15 воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 4-5 лет начинает формироваться произвольная память. «Сначала преобладает наглядно-образная память. Ближе к поступлению в школу возникает и развивается память словесно-логическая». К пяти годам формируется словесно-логическое мышление – познание с помощью понятий, слов, суждений, а позднее оно становится «ведущим и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей».
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил определить педагогические условия, создание которых будет способствовать развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования [5]:
− построение изобразительной деятельности на основе эстетического восприятия окружающего мира и формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, субъективного опыта детей, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения;
− создание эмоционально благоприятной интегрированной развивающей художественно-эстетической среды;
− использования традиционной (классической) и нетрадиционной техник рисования.
Основная задача, которая стоит перед дошкольным образовательным учреждением – это задача полноценного и разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание и обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка. «Доброжелательная, радостная атмосфера обучения, которая наполнена поэтапным открытием для себя социального мира, дает возможность воспитывать личность, которая испытывает потребность и интерес к получению знаний» [19, с. 57].
ДОО свою деятельность выстраивает «в единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой определенные (ведущие) задачи:
1) вырабатывать у детей потребность в получении новых знаний и накопления опыта;
2) вовлекать дошкольников в различные виды деятельности и приобщать их к эстетической культуре;
3) развивать эстетический вкус и представления дошкольников;
4) формировать высокие эстетические и духовные чувства» [206, с. 29].
Для реализации этих задач направленных на развитие художественно-эстетических способностей, «применяются следующие направления педагогической деятельности:
1) постоянная связь с жизнью, расширенные межпредметные связи;
2) упор на задания творческого и познавательного характера, творческие задания;
3) проведение любого занятия на высоком эстетическом уровне;
4) обобщение знаний через досуговые и воспитательные формы деятельности» [21, с. 41].
Необходимо, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по конкретной программе, которая учитывает современный уровень развития разных видов искусства с соблюдением принципа постепенности, поэтапного усложнения требований и дифференцированного подхода к умениям и знаниям детей разных возрастов.
Список литературы
1. Флёрина, Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства // История становления теории художественного развития детей дошкольного возраста в России: хрестоматия / авт.-сост. Ж. Н. Тельнова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. — 356 с.
2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: для работы с детьми 2–7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2016. — 174 с.
3. Костюк, Г. С. Способности и их развитие у детей. — Киев: Знание, 1963. — 64 с.
4. Погодина, С. В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепций трансформируемых эстетических архетипов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. — 160 с.
5. Тельнова, Ж. Н. Развитие творчества в рисовании у детей среднего дошкольного возраста / Ж. Н. Тельнова // Детство, открытое миру: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 25 февраля 2020 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2020. – С. 35-38.
6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 323 с.
7. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - М. Искусство. 1964. 88 с.
8. Мелик-Пашаев, А., Новлянская З.Н. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. М., 2010. 278с.
9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.
10. Нефедова, Ю.В. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами (из опыта работы) / Ю. В. Нефедова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 145-147.
11. Боровская, Ю.В. Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования / Ю. В. Боровская, Е. С. Хомич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 13-14.
12. Казакова Р.Г. Сайганова Т.И, Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
13. Попова, К. В. Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования / К. В. Попова, Н. И. Белоцерковец // . – 2022. – № 11-1. – С. 103-106.
14. Коротеева, Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности: Дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Елена Ивановна Коротеева. – М., 2006. – 457 с.
15. Медник, С. Тест отдалённых ассоциаций / С. Медник; ред. Л.Н. Куликова. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2008. – С. 79-82.
16. Кудрявцев, В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 52-59.
17. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – Москва : Культура : Академический проект, 2005. – 238, [1] с.
18. Дошкольное образование: словарь терминов [Текст] / [Н. А. Виноградова и др.]. – М. : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 399 с.
19. Аверьянова, Т. А. Управление системами образования [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Аверьянова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. – Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2017. – 91 с.
20. Волосовец, Т. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Т. В. Волосовец. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
21. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / Под ред. А. А. Грибовской. – М: ТЦ «Сфера», 2016.– 192 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать чертеж для курсовой работы по расчетам в ней
Чертеж, Проектирование предприятий по производству кондитерских, сахаристых и шоколадных изделий
Срок сдачи к 22 янв.
Сравнительный анализ культур : Великобритания и Германия
Другое, межкультурная коммуникация
Срок сдачи к 22 янв.
Написать сочинение на 500 слов на белорусском языке с характеристикой...
Сочинение, Белорусский язык
Срок сдачи к 21 янв.
Дать название плоскости (hNf). Построить недостающие проекции точек A
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 21 янв.
1. определить центр тяжести 2. определить моменты энерции
Решение задач, техническая механика
Срок сдачи к 21 янв.
ответы на индивидуальное задание
Отчет по практике, право и организация социального обеспечения
Срок сдачи к 3 февр.
Задача 1. Смирнов и Пенкина на железнодорожном вокзале в...
Решение задач, Основы противодействия экстремизму, терроризму и антикоррупционная политика Российской Федерации
Срок сдачи к 24 янв.
Дать характеристику (описание) строительному участку.
Решение задач, Архитектура
Срок сдачи к 25 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!