это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4763608
Ознакомительный фрагмент работы:
На западную философию в XIX веке повлияли несколько изменений в европейской и американской интеллектуальной культуре и обществе. Эти изменения были вызваны главным образом романтическим движением начала XIX века, которое представляло собой поэтический бунт против разума в пользу чувства, созреванием промышленной революции, которая вызвала неисчислимые страдания, а также процветание и побудила множество философий социальных реформ; революциями 1848 года в Париже, Германии и Вене, которые отразили резкое классовое разделение и впервые внедрились в европейские сознание концепций буржуазии и пролетариата; и, наконец, большой всплеск в биологической науке после публикации работы Чарльза Дарвина (1809-82) по теории эволюции. Романтизм оказал влияние как на немецких идеалистов, так и на философов иррационализма. Опыт экономических разногласий и социальных волнений породил улучшающую социальную философию английского утилитаризма и революционные доктрины Карла Маркса (1818-83). А идеи развития Дарвина обеспечили предпосылки для американского прагматизма.
Краткий обзор западной философии в 19 веке раскрывает интересную хронологию. В начале века доминировала немецкая школа абсолютного идеализма, главными представителями которой были Иоганн Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Середина века была отмечена возрождением интереса к науке и ее методам, что нашло отражение в работах Огюста Конта (1798-1857) во Франции и Джона Стюарта Милля (1806-73) в Англии, а также в либеральной (Милль) и радикальной (Маркс) социальных теориях. Конец столетия пережил второй расцвет идеализма, на этот раз во главе с английскими философами Т.Х. Грином (1836-82), Ф.Х. Брэдли (1846-1924) и Бернардом Босанкетом (1848-1923), а также подъем американского прагматизма, представленного Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839-1914) и Уильямом Джеймсом (1842-1910). Новая философия иррационального, созданная в высшей степени своеобразными мыслителями Сореном Кьеркегором (1813-55), Артуром Шопенгауэром (1788-1860) и Фридрихом Ницше (1844-1900), прошла через столетие целиком.
В целом интересно проследить, как развивалась философия XIX века, что и является целью нашего эссе.
Основная часть
В начале XIX века метафизический дух вернулся в самой амбициозной и экстравагантной форме. Немецкий идеализм восстановил самые спекулятивные претензии Лейбница и Спинозы. Это развитие было отчасти обусловлено влиянием романтизма, но также, что более важно, новым союзом философии с религией. Не случайно, что все великие немецкие идеалисты были либо бывшими студентами теологии — Фихте в Йене и Лейпциге (1780-84), Шеллинг и Гегель в Тюбингенской семинарии (1788-95) — либо сыновьями протестантских пасторов. Вероятно, именно это обстоятельство придало немецкому идеализму его чрезвычайно серьезный, квазирелигиозный и преданный характер.
Следствием этого религиозного выравнивания стало то, что философский интерес переместился с кантовской критики чистого разума (в которой он пытался объяснить естествознание и отрицал возможность определенности в метафизике) на его критику практического разума (в которой он исследовал природу морального я) и его критику суждения (в которой он рассматривал целесообразность Вселенной в целом).). Абсолютный идеализм основывался на трех предпосылках: что главным данным философии является человеческое «Я» и его самосознание; что мир в целом духовен насквозь - что это, по сути, нечто вроде космического «Я»; что как в «Я», так и в мире в первую очередь важен не интеллектуальный элемент, а волевой и моральный. Таким образом, для идеалистической метафизики первостепенной задачей философии было понимание «Я», самосознания и духовной вселенной [1].
В целом, поэтому в немецкой классической философии наиболее широкое распространение получает идеализм. Одним из ее представителей является И. Кант. Он стоит на позициях роли познающего субъекта, который руководствуется априорными формами чувственности и разума в познании действительности. Сам субъект, воспринимая действие объективной реальности, упорядочивает благодаря априорным данным комплекс поступающих ощущений. Затем рассудок генерирует их в понятия, обобщая их. В результате происходит формирование знания.
Основой учения И. Канта выступает нравственный закон, трактуемый как категорический императив. Под ним подразумевается осознание человеком долга по отношению к другим, имеющим всеобщий и обязательный характер, заданный априорно. Высшей формой человеческого сознания при этом выступает мораль, смысл которой в «беспристрастности в суждениях о самом себе при сравнении с законом и искренность в признании своего морального достоинства».
Продолжателем идей И. Канта является И.Г. Фихте. Он аналогично оценивал деятельность человека исходя из утверждения в нем чувства априорного долга. В центре его воззрений выступает принцип свободы. По его мнению, человеческая свобода несовместима с объективной реальностью, следовательно, революционное преобразование социальных отношений должно дополняться философским учением о детерминации свободы человеческим сознанием. Критикуя Канта, Фихте отказывается от его понятия «вещи-в-себе» как объективной реальности и говорит, что «вещь есть то, что полагается в Я», а именно предполагает субъективно идеалистическое понимание.
Фихте разделяет материализм и идеализм исходя из их решения проблемы о соотношении бытия и мышления. Он говорит, что материализм основан на первичности бытия, а идеализм настаивает на производности бытия от мышления. Из этого следует, что материализм полагает пассивность человека, а идеализм подразумеваем в нем существование деятельного, творческого начала.
Представителем объективного идеализма можно назвать Г. Гегеля. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» (логика); 2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы (философия природы); 3) развитие идеи в мышлении и истории – (философия духа) [1].
В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.
Гегель отождествляет абсолютность духа с формами логицизма и тождеством бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; разумность действительного и действительность разумного. Религиозное объяснение природы связано со священными истоками, где человек реализует таланты и способности, насколько человек является религиозным и постигая священность природы и измерение бытия. Мифологическое объяснение природы связано с мистическим объяснением мира, находящимся за пределами человеческого разума.
Философии Фихте, Шеллинга и Гегеля имели много общего. Фихте, профессор философии недавно основанного Берлинского университета (1809-14), объединил в работоспособное единство субъективизм Декарта, космический монизм Спинозы и моральную напряженность Канта. Он рассматривал человеческое самосознание как первичный метафизический факт, посредством анализа которого философ находит свой путь к космической тотальности, которая является «Абсолютом». Так же, как моральная воля является главной характеристикой личности, она также является активирующим принципом мира. Таким образом, Фихте дал новое определение философствования, которое сделало его самым достойным из интеллектуальных занятий. Единственной задачей философии является «прояснение сознания», и наивысшей степени самосознания достигают философы, потому что только они признают «Разум», или «Дух» [1].
Вслед за идеализмом большое распространение получает материалистическая философия. В частности, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце XIX века, марксизм представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения, основанную на философии диалектического материализма, которая выступает против идеализма в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал саму историю как развитие диалектики в форме классовой борьбы. Исходя из этого утверждается, что история всего существовавшего до сих пор общества — это история классовой борьбы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!