это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4793665
Ознакомительный фрагмент работы:
В IX—X вв. на территории нынешних России,Украины и Белоруссии начинает процесс формирования нового государства вошедшего в историю под названием -киевская Русь или древнерусское государство.
Историки как правило характеризуют древнерусское государство как раннефеодальную монархию. Что роднит его в общих чертах с существовавшей в тоже время франкской империей. Князь и его приближенные в первую очередь дружина осуществляли не только военные функции по защите подвластных им земель ,а также занимались сбором дани и тем самым становились прообразом административного аппарата. Это еслив общих чертах касаться внутриполитической деятельности княжеской власти
Во внешнеполитической сфере перед только, что сформированным государством стояли крупные задачи, связанные прежде всего с защитой границ: от могущественных соперников в лице Печенегов, хазарского каганата, Византии, волжской Булгарии и впоследствии половцев. В рамках контрольно-курсовой работы мы и рассмотрим внутреннею и внешнею политику древнерусского государства в IX-XII веках.
Источниковая база данного исследования представлена научными статьями и монографиями советских и современных российских историков, построенных на разнообразном материале по истории возникновения и формирования Древнерусского государства.
Историография по данной теме достаточно обширна. Огромный интерес представляют древние летописи. Крупнейшим памятником древнерусской истории является «Повесть временных лет» летописца Нестора. Помимо не сохранились такие исторические источники, как былины, сочинения византийских и арабских историков.
В XIX в. данной проблемой занимались историки С.М. Соловьев1, В.О. Ключевский2, М.Н. Покровский3. В советский период появились исследования В.В. Мавродина, С.В. Юшкова4, А.П. Новосельцева5, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова6. Современная историография представлена исследованиями И.Я. Фроянова7, О.В. Творогова8, Г. Вернадского9, С.М. Михайлова10. В. П. Алексеева
Вскользь коснемся мы и вопроса периодизации данного периода, время существования древнерусского государства IX-XII веков. Большинство историков медиевистов изучающих данный период делят его на несколько периодов. Первый (IX середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х первая половина XI в.) время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период вторая половина XI начало XII в., начало распада централизованного государства период территориально-политической раздробленности.[1]
Как указывалось выше целью данной контрольно курсовой работы являеться рассмотрение вопроса внешней и внутренней политики древнерусского государства в означенную эпоху.
Данную задачу следует разбить на несколько более мелких подзадач:
1. описание предпосылок возникновения государства у восточных славян;
2. особенности и историческое значение образования государства восточных славян;
3. основные этапы складывания древнерусского государства;
4. особенности образования государства восточных славян.
5. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей
Глава1. Возникновение государства у восточных славян
1.1 Предпосылки возникновения государства у восточных славян
Процесс расселения восточных славян по Восточно-Европейской части земли сопровождался разложением первобытнообщинного строя. «Повесть временных лет» упоминает о племенных княжениях, называемые еще как племенные союзы, каждый из которых мог включать порядка 100-200 племен, находящихся в зависимости от наиболее влиятельного племени. Вместе с тем, каждое племя включало в себя множество родов и занимало довольно обширную территорию. Согласно летописям, всего существовало около десятка полтора племенных княжений и мест их расселения. Например, на территории среднего течения Днепра находились поляне, в бассейне реки Припять обитали древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож жили радимичи. Между реками Десна, Сейма и Сула расселялись северяне, а в междуречье Южного Буга и Днестра пришли уличи, и, между реками Днестр и Прут находились тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, на территории Западного Буга – дулебы, волыняне и бужане, в верховье Западной Двины и Днепра – кривичи, по среднему течению Западной Двины селились полочане, а на севере, около озера Ильмень – ильменские славяне, наконец, около Оки селились вятичи.
В каждом племени управление осуществлял вождь – старейшина. Помимо этого, выбирался совет старейшин и проходило общее собрание племени, известное как “вече”.
В течение времени соседские народы могли подчинять славянские племена или, наоборот, находиться под их контролем, втягивать их в сферу своей хозяйственной деятельности.
В качестве соседей восточных славян на западе можно назвать балтийские племена, среди которых были ливы, чудь, весь, корела и др., западных славян, таких как поляки, словаки, чехи, венгры. Соседями на северо-востоке были различные угро-финские племена, среди которых мордва, мари, мурома, меря и др. На Нижней Волге находились хазары, а на востоке – волжские болгары. На юге в Причерноморье соседство составляли печенеги и разные тюркские племена.
В процессе расселения, восточные славяне начинали вытеснять живущие на этих территориях народы или ассимилироваться с ними11.
Сами древние славяне относятся к индоевропейской языковой группе, а их прародиной обычно считают северные склоны Карпатских гор. Исходя из византийских источников, восточные славяне назывались венедами или антами. Расселение славян от Карпат до юга, северо-запада и востока привело к образования таких славянских племен, как южные или балканские славяне, западные и восточные. Восточные славяне в период между VI и VII вв. достигли Днепра, после чего дошли до озера Ильмень и верховий Оки.
Как уже было сказано, расселение славян зависело от соседних народов. В особенности, литовских и угро-финских племен. Также свое влияние оказывали перемещения кочевых народов, известных как готы и гунны. Начиная с VI в. в степной зоне начинают проявлять активность тюркоязычные племена такие, как авары. Середина VIII в. сопровождалась подчинением приднепровских славян хазарам, обосновавшихся на территории степей Прикаспия и Причерноморья. Состав Хазарского государства или каганата составляли разноязычные народы, отличие которых состояло в верованиях. Однако, верой господствующей группы населения Хазарского каганата был иудаизм. В процессе установления контроля над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена начали активно заниматься торговлей. Взаимоотношения завоевателей-хазаров и покоренных ими славян нельзя назвать спокойными. Возникновение у славян государственности только усиливало противостояние между ними.
Помимо хазаров, воздействие на развитие восточнославянских племен оказывали варяги. Варягами славяне и многие другие народы именовали норманнов, которые пришли из Скандинавии. Начиная с IX в. принадлежащие им военные и торговые дружины достигли земель восточных славян. Их целью было достижение Византии, поскольку там могла осуществляться торговля с греками и арабами, а также военные набеги за добычей. Варяги, таким образом, осуществляли взаимодействие со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».
Известно немало гипотез о происхождения славян. Одна из носит название «дунайской», или «балканской». Зарождение этой теории происходило в Средние века и признавалась она вплоть до XX века. Так, дунайскую прародину славян отстаивали С.М. Соловьев, В.О., Ключевский. Согласно В.О. Ключевскому, переселение славян происходило от Дуная до Прикарпатья, откуда часть славян переселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.
В эпоху Средневековья появилась также «скифско-сарматская» теория. По мнению сторонников этой теории, предки славян переселились из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и назывались «скифы», «сарматы», «аланы» или «роксоланы». Со временем, предки славян осуществляли переселение из Северного Причерноморья на территории запада и юго-запада.
Помимо названных теорий, существует также теория, разработанная А.А. Шахматовым. Он считал, что в качестве первой прародиной славян служила территория бассейна реки Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике, откуда в II–III вв. венеды продвинулись на Нижнюю Вислу, которую Шахматов называл второй прародиной славян.
В отличие от названных выше миграционных теории происхождения славян имеют место подходы, в соответствии с которыми славяне были коренными жителями тех мест, в которых они находились в глубокой древности. Отечественные историки указывали на то, что данный процесс был основан на взаимодействии разных племен с последующим их объединением. Сам процесс сопровождался несколькими этапами последовательного культурного и языкового развития. Между тем, переселения в этом развитии не играли существенной роли.
В течение длительного времени у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Как уже говорилось выше, племена состояли из нескольких родов, представлявших собой объединение родственных друг другу семей, которые жили вместе, владевшили общей собственностью и управлялись старейшинами. Родовые старейшины наделялись большей властью в своих родах, а на вече они занимались обсуждением всех племенных вопросов. Обособление хозяйственной деятельности семей привело к тому, что родовая община стала сменяться соседской общиной или вервью. На вече стали собираться уже представители всех семейств и избирать для решения общих дел старейшин. Соседскую общину составляли семьи, не только по родственному признаку, но и принадлежавшие к отдельным родам.
Процесс развития торговли на землях славян привел к появлению таких крупных городов, как Киев, Чернигов, Любеч, Смоленск, Новгород и др. В самих городах защита торговых людей осуществлялась дружинами, во главе которых стояли варяжские предводители или конунги. С течением времени они начали захватывать власть в городах и становится владетельными князьями. Согласно древнерусской летописи «Повесть временных лет», варяжские княжества основали Аскольд и Дир в Киеве, Рюрик в Новгороде, Рогволод в Полоцке.
Большая часть славян жила в так называемых городищах, расположенных около воды, на берегу реки или озера. Река выполняла функции как дороги к соседям, так и кормления населения городищ. В качестве основного занятия славян выступало земледелие. Помимо этого, славяне занимались скотоводством, но климатические условия не способствовали его развитию. Также занятием славян было бортничество и охота.
Религией славян было язычество, в котором происходило обожествление сил природы и умерших предков, почитание неба и земли. Богом неба считался Сварог, а различные небесные явления происходили от его детей - сварожичей. Особенно, славяне чтили сварожича Перуна, бога грома и молнии, воинственного бога, который покровительствовал славянам в войне. Бог Даждьбог был олицетворением благотворной силы огня и солнца, а губительная сила огня и солнечного зноя находилась под влиянием бога Хорса. Бог ветра и бури назывался Стрибог. Древние славяне каждые явления в природе и жизни приписывали воле богов и старались умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов славяне не имели. Изображений богов тоже. Вместо этого, у них появились идолы, которые были сделаны из дерева фигуры богов. Также у славян существовали волхвы-ведуны и кудесники, которые могли узнавать волю богов12.
–1.2 Основные этапы становления древнерусского государства
В X в. Русь осуществляла активную торговлю с Константинополем. Военная сила Киевской Руси и ее внешнеполитическое могущество, закрепленное договорами с империей, импонировали «всякому княжью» отдаленных племен, которое под покровительством Киева получало возможность приобщения к мировой торговле.
Князь Игорь, который согласно летописям являлся сыном Рюрика, был первым в поколении киевских князей. После того, как в результате хищнических поборов сверх тарифицированной дани он был взят в плен древлянами и убит ими, главой государства стала вдова Игоря Ольга, псковитянка по происхождению. Не исключено, что ее месть над древлянами имела государственно-ритуальный характер. По мнению Б.А. Рыбакова, упоминание в летописи об этом событии отражает скорее не историческую действительность, а назидание, которое противопоставлено факту убийства киевского князя во время сбора дани.
На севере Ольга организовала сеть погостов-острогов, которые укрепили ее домениальные владения на этой территории. Погосты окружали села, в которых проживали зависимые крестьяне – смерды, обязанные выплачивать дань киевскому князю. Б.А. Рыбаков пишет, что период правления Ольги характеризовалось усложнением феодальных отношений, проведением реформ, укрепивших и юридически оформивших обширный княжеский домен13.
Одним из самых значительных эпизодов правления Ольги стало принятие ею христианства. В «Повести временных лет» указано, что Ольга крестилась в Константинополе в 955 г. Однако в сочинении Константина Багрянородного, указано, что Ольга посетила Константинополь в 957 г. и, кроме того, отмечено, что к этому времени она уже приняла христианство. По мнению Г.В. Вернадского, обряд крещения Ольги происходил не в Константинополе, а в Киеве в 955 г.14. Официальное же принятие христианства как государственной религии произошло в 988 г.
Причинами того, что попытка Ольги обращения в христианство всего народа, было то, что на Руси были еще сильны языческие тенденции, и, кроме того, Киевская Русь предпочитала равноправные взаимоотношения с Византией, однако принятие христианства из рук греков означало становление в вассальную зависимость от греческого императора. По мнению Б.А. Рыбакова, крещение Ольги стоит воспринимать как политическое противостояние между двумя государями, возглавлявших две крупнейшие державы того времени15. Историк С.М. Михайлов предполагает, что с религиозной точки зрения, крещение Ольги практически не имело значения как для знати местных племен, так и для самих норманнов16.
К концу правления Ольги Киевская Русь представляла собой вполне оформившееся государство. В период княжения Святослава Игоревича важнейшей задачей стало обеспечение безопасности торговых путей из Руси на Восток. Главными направлениями военной деятельности Святослава были волжско-каспийское и византийское, по которым проходили торговые экспедиции, организуемые киевским князем. Поход Святослава на Хазарскую империю, в результате которого она была разгромлена, имел не менее важное политическое значение. Прежде всего были открыты пути на Восток, а также стали русскими центрами на юго-востоке города Саркел и Тмутаракань. Возросшее могущество Киевской Руси позволило начать грандиозную войну с Византией.
Сын Святослава Владимир, принявший великое княжение, после удачных походов на ряд восточноевропейских земель, расширил и укрепил Русь как государство всех восточных славян. Он стремился охватить его новой административной системой, построенной на соединении государственного начала с личным, с целью чего на место прежних князей, стоявших во главе союза племен, посадил своих сыновей. В целом, правление Владимира ознаменовалось крупнейшими событиями, и, что важно, его политика отвечала общенародным интересам.
К XI в. территория Руси простиралась на значительные расстояния. Обширность территории вызывала местный сепаратизм князей, между которыми постоянно происходили конфликты. В результате многолетней усобицы между сыновьями Владимира великим князем стал Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым. При нем был создан первый свод законов русского права, позднее вошедший в «Русскую правду», которая является ценным источником по истории феодальных отношений Киевской Руси. Ее появление обосновывалось необходимостью дать новгородцам гарантию безопасности в период событий 1015-1016 гг. Не менее значительным событием стала победа Ярослава над печенегами в 1036 г., благодаря которой были прекращены их набеги на Русь. В целом, эпоха Ярослава Мудрого запомнилась как время расцвета культуры и строительства. При нем переписывались и переводились с греческого языка на русский многие книги, организовывались школы. Много внимания Ярослав уделял церкви, в чем сказывалось его соперничество с византийским императором: в 1051 г. он без участия константинопольского патриарха назначил главу русской церкви – митрополита17.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!