это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
49421
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Стартовой точкой перестройки принято считать апрель 1985 г., когда на пленуме ЦК была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества.
К середине 80-х гг. возможности социалистической государственно-мобилизационной модернизации были исчерпаны, и СССР вступил в полосу экономического и политического кризиса, который начал проявляться ещё в период брежневского правления, что вызвало к жизни косыгинские реформы. Реформы эти вскоре были прекращены, т.к. они оказались несовместимыми с руководящей ролью КПСС, как впрочем, и с другими основами советского строя, и развитие экономики стало осуществляться в русле традиционной модели, приведшей к периоду «застоя». В это время в системе мирового хозяйства для СССР была отведена единственная роль – поставщика нефти, газа, и металла. А в десятилетие брежневского «застоя» Западная цивилизация уже осуществила переход ко второму (информационному) этапу научно-технической революции, тем самым, оставив позади Советский Союз.
Первым попытался оживить общественно-политическую и экономическую жизнь в стране бывший руководитель КГБ Ю.В. Андропов, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. При нем была развернута кампания по борьбе со взяточничеством и коррупцией. Однако эти меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам. А в апреле 1984 г. после смерти Андропова пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял К.У. Черненко, представитель брежневской команды, однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым.
СССР В марте 1985 года произошла смена партийного руководства, Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев, самый молодой в руководстве партии. Среди всех представителей советской элиты, которые в марте 1985 г. имели реальный шанс возглавить страну, он был единственным, обладавшим способностью выдвижения и поддержки тех реформ, которые за последующие несколько лет коренным образом изменили ход отечественной истории.
И все же одни историки полагают, что М.С. Горбачев стремился к демократизации общества, другие рассматривают «перестройку» как попытку достижения М.С. Горбачевым неограниченной личной власти. Третьи считают, что это была попытка мирного преодоления госсоциализма, стремление правящей элиты выжить.
Так или иначе, но понятие «перестройка» можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
Предпосылки перестройки1. экономический кризис: застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада;
2. политический кризис: неспособность государственного аппарата обеспечить экономический прогресс, сращивание части партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках;
3. социальный кризис: провалы в социальной политике, апатия и застой в духовной жизни общества.
Таким образом, перемены назревали сами собой.
Первый этап перестройки (март 1985 – 1986 гг.) ознаменовался выдвижением трех знаменитых лозунгов «ускорение», «гласность», «перестройка». Звучали они новаторски, но в действительности за ними скрывалась достаточно традиционная модель социалистической модернизации, вобравшая в себя подходы, цели, уже использовавшиеся Хрущевым и Андроповым. Вслед за ними Горбачев исходил из убеждения в непорочности основ советского социализма. При этом главная задача заключалась в том, чтобы создать «больше социализма», так как «потенциальные возможности социализма использовались недостаточно». Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Главные партийные лозунги тех лет: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Это была такая полусвобода слова. Однако когда стали публиковаться великие литературные произведения В.Гроссмана, А.Платонова, Е.Замятина, В.Набокова; когда вернулись труды крупнейших философов Н.Бердяева, В.Розанова, П.Сорокина; когда народ прочитал И.Бродского, А.Галича, В.Аксенова; когда на страницах газет и журналов появилась прекрасная публицистика Ю.Карякина, Н.Шмелева, В.Селюнина – остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро ЦК по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н.Яковлевым.
Первые шаги по пути перестройки привели к определенному подъему производства в 1985-1986 гг. Но в этот момент по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть. Теперь был утрачен тот поток нефтедолларов, который поддерживал на плаву советскую экономику на протяжении 20 лет. Огромные экономические потери повлекла авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.). Всё это вместе с коренными пороками советской экономики привело к тому, что программа ускорения осталась на бумаге. Попытки новых подходов в сочетании с инерцией прошлого сказались и в том, что на XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 г.) была принята новая редакция Программы КПСС, дано обещание решить к 2000 г. жилищную проблему.
Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста. Для этого было решено полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух - четырехсменку; укрепить трудовую дисциплину; силами местных изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства; повысить качество продукции (создали специальный контролирующий орган – госприёмку). В основе всего этого должен был быть энтузиазм трудящихся масс. Но ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства.
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». В 1987-1988 г.г. перестройка сводилась к «радикальной экономической реформе». Идея перевода жестко централизованного, планового – государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма стала стержнем концепции перестройки.
Был принят Закон о государственном предприятии, дававший большие права предприятиям и трудовым коллективам. Затем последовали Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Верховный Совет СССР принимает постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономики в СССР». Однако это привело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики», главное место в которой занимали представители номенклатуры, скопившие огромные средства ещё в доперестроечные времена на коррупции и казнокрадстве. Активные критики такого курса (академик С.Шаталин, кандидат экономических наук Г.Явлинский и др.) доказывали, что план и рынок вместе – это «жареный лед». Они разработали свою программу поэтапной приватизации экономики «500 дней». Поскольку она предусматривала лишение союзного руководства монопольной экономической власти, то эта программа была сведена на нет.
В этот период было принято около 100 законов по экономическим вопросам, но почти ни один из них не был выполнен. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Острая нехватка самых элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве появилась карточно-талонная система распределения. По стране прокатилась волна забастовок, в первую очередь шахтёрских. Они заявили, что не считают КПСС партией рабочего класса.
Историческую сверхзадачу М.С. Горбачев видел в том, чтобы на основе социалистической модернизации «перегнать Америку», доказав что общественная собственность на средства производства, руководящая роль КПСС и пролетарское государство способны обеспечить более успешное развитие общества, нежели частная собственность, многопартийность и капиталистическое государство. В соответствии с этой установкой и проводились реформы первого этапа, в первую очередь реформа машиностроения, которая должна была создать основу для решения главной исторической задачи советского социализма обозначенной выше.
Другие реформы первого этапа походили на традиционные командно-административные меры социалистической модернизации: антиалкогольная, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. Все реформы в течение короткого срока обнаружили свою несостоятельность. А антиалкогольная реформа уже в 1985 г. привела к бюджетному дефициту, который в 1986 г. вырос в 3 раза.
Важным направлением перестройки стало укрепление позиций М.С. Горбачева в руководстве партии. Формирование политической команды Горбачева прошло в 1985 – 1986 гг. В нее вошли Н.И. Рыжков, Е.К. Лигачев, А.Н. Яковлев, М.А. Шеварнадзе и другие. Были устранены противники реформ и выдвиженцы Л.И. Брежнева: В.В. Гришин, Д.А. Кунаев, Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, В.В. Щербицкий и другие. Новая «команда» занялась поиском конструктивных идей. К этой работе были привлечены ученые, в первую очередь экономисты и социологи: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская и другие. Одновременно в состав Политбюро были введены реформистски настроенные люди. Руководителем партийной организации Москвы и кандидатом в члены Политбюро ЦК в конце 1986 г. стал бывший руководитель строительных организаций Урала, а затем первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин.
Первые годы перестройки убедили Горбачева, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Неудачи привели к необходимости корректировки курса. Существовали два альтернативных варианта развития СССР. Первый вариант мог использовать опыт Китая, где с конца 70-х гг. при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа с использованием товарно-денежных, рыночных отношений. Второй вариант предполагал одновременно сочетать демократизацию и экономические реформы.
Огромное значение для всего мира имела внешняя политика СССР в годы «перестройки». Концепция, предложенная Горбачевым и его соратниками (А.Н.Яковлевым, Э.А.Шеварнадзе), получила название «новое политическое мышление». Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение; установление тесных экономических контактов с различными странами без предпочтения странам социализма. Но и при реализации этого курса были как огромные успехи, так и крупнейшие провалы.
На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Был принят новый избирательный закон; в мае 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов. Уже в мае 1988 г. появляется первая оппозиционная партия – «Демократический союз» во главе с В.И.Новодворской, однако признаётся незаконной и подвергается преследованиям со стороны КГБ. И только весной 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает решение о создание президентской системы власти в СССР, о переходе к правовому государству и к многопартийности. Изменяется статья 6 Конституции СССР (из неё изымается положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества). В самой же КПСС – крупнейший раскол по двум направлениям: национальному (компартии республик) и идейному (что считать платформой КПСС). Идёт массовый выход людей из КПСС. А после «августовского путча» 1991 г. и ареста высших должностных лиц СССР, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукьянова, и после запрета деятельности компартии на территории России (ноябрь 1991г.) вся политическая система СССР была обречена.
Центральное руководство все больше утрачивало инициативу, назревал политический кризис. И всё же с весны 1990 г. начинается следующий этап политических и экономических преобразований, который можно характеризовать как «кризис перестройки». Основная борьба в 1990-1991 гг. развернулась в сфере экономики.
Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета России Б.Н. Ельцин в конце июля 1990 г. предложил М.С. Горбачеву выработать совместную программу экономических реформ, тем более что предложенный Н. И. Рыжковым план перехода к рынку в мае 1990 г. был отвергнут. В итоге этих договоренностей были разработаны две программы: Рыжкова-Абалкина, продолжавшая традиции административно-командной системы, своеобразный «прусский путь» рыночной трансформации общества, и Шаталина-Явлинского («500 дней»), которая предлагала радикальный переход к рынку. Горбачев заявил о поддержке программы Шаталина-Явлинского. Однако на деле был принят компромиссный вариант. Но этот план также не был доведен до конца.
В июле 1990 г. объявляется о постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике. Предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и приватизация собственности, учреждение акционерных обществ и коммерческих банков, развитие частного предпринимательства.
Однако, отстранение в декабре 1990 г. с поста Председателя Совета Министров Н.И. Рыжков, и его замена В.С. Павловым не улучшили реальное положение дел в стране. Бесконтрольная эмиссия денежных знаков привела к значительному обесцениванию рубля, вводились талоны на продукты питания.
Стремясь удержать власть и поддержать стабильность, М.С. Горбачев провел через съезд решение об учреждении поста Президента СССР, и в марте 1990 г. стал первым и единственным Президентом СССР. Тем не менее, ни это событие, ни отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, ни начатая в 1991 г. официальная регистрация партий уже не могли предотвратить начавшегося развала Советского Союза.
Слабость горбачевского правительства, его неспособность подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Весной – летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем РСФСР и другие союзные республики заявили о своем суверенитете. Власть постепенно стала переходить из центра в республики, началось неподчинение центру. Страна вступила в полосу дезинтеграции. Ситуация усугублялась межнациональными конфликтами.
Одновременно стало ясно, что в рамках старых отношений, определенных союзным договором 1922 г., существование Союза ССР невозможно. Президент СССР М.С. Горбачев, пытаясь вернуть инициативу центру, вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР в ходе которого 76,4% участников высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик.
23 апреля 1991 г. по инициативе М.С. Горбачева в Новоогареве (под Москвой) состоялась встреча руководителей 9 республик (из 15), на которой была достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. К августу 1991 г. был подготовлен проект союзного договора, который были готовы подписать 9 республик. Договор предусматривал создание действительно федеративного государства, с наделением республик большей самостоятельностью. Датой подписания было назначено 20 августа 1991 г.
В этот период обострилась борьба в Верховном Совете России. Ельцин стал терять поддержку того незначительного большинства, которым был избран на пост Председателя Верховного Совета. Тогда он повторил опыт Горбачева годичной давности и добился решения о проведении выборов Президента России. И 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран первым Президентом России.
Поскольку сорвать подготовку нового союзного договора не удалось, консерваторы организовали заговор. 19 августа начался путч. В ночь на 19 августа 1991 г. вице-президент Г.И. Янаев издал Указ о вступлении его в должность Президента в связи с «болезнью» М.С. Горбачева. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли 8 человек: Г.И. Янаев, Председатель Совета Министров СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, О.Д. Бакланов, А.И. Тизяков и В.А. Стародубцев. В Москву были введены войска, запрещены митинги, демонстрации, забастовки, приостановлен выпуск многих газет.
Крушение административно-командного социализма и ликвидация СССР были вызваны комплексом социально-экономических причин. Требовали легализации развивавшиеся на «теневой» криминальной основе рыночные отношения. Тоталитарная политическая система не была способна обеспечить условия для прогресса экономики. Часть партаппарата, тесно связанная с «теневой» криминальной экономикой, рассчитывала в рамках начавшихся реформ «отмыть» свои «теневые» капиталы.
Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экономического развития, боязнь потери национальной самобытности, воспоминания о репрессиях, стремление части республиканского партаппарата закрепить свое положение создавали предпосылки для подъема широких национальных движений, стремившихся на определенном этапе к выходу из СССР.
Хотя руководство страны во главе с М.С. Горбачевым стремилось сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль Коммунистической партии, их надежды не оправдались. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства привели к его гибели.
На протяжении всей истории Советской России провозглашалось равенство всех союзных республик, но реального равенства и суверенитета не было. Народы республик не являлись хозяевами земли, вод, недр. Центральные власти мало считалась с местными особенностями и интересами, не учитывая разнообразие исторического прошлого и самобытность народов. А в период сталинизма целые народы подвергались репрессиям и выселению (ингуши, чеченцы, карачаевцы, калмыки и др.), что привело к массовой их гибели.
Активную роль в организации отпора путчу сыграли новые предприниматели - руководство бирж, коммерческих структур. Они оказали финансовую и техническую помощь руководителям России. К 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Августовский путч и контрпереворот Б.Н. Ельцина по сути подвели черту под существованием СССР.
Общий кризисРаспад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).
В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.
С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).
Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.
На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.
Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В. Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан».
Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.
В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.
На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде.
22 августа М.С. Горбачев вернулся в Москву. Вскоре была приостановлена деятельность КПСС. В первых числах сентября 1991 г. на внеочередном V Съезде народных депутатов СССР было принято решение о прекращении полномочий Съезда как высшего органа власти в стране.
Августовский путч обострил все противоречия в стране. Республики стали заявлять о выходе из состава СССР (Латвия, Литва, Эстония, Украина). Распад СССР стал необратимым. Однако, М.С. Горбачев попытался возобновить новоогаревский процесс, выступив с инициативой создания ССГ (Союза Суверенных Государств), но эта попытка не удалась. Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.
8 декабря на встрече в Беловежской пуще руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Ельцина, Л. Кравчука и В. Шушкевича, а затем 21 декабря на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик (кроме Эстонии, Латвии, Литвы и Грузии) было прекращено действие союзного договора 1922 г. СССР перестал существовать, а президент Горбачев ушел в отставку (25 декабря 1991 г.). Одновременно на территории бывшего Союза возникло Содружество Независимых Государств (СНГ).
Причины распада СССРВ настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:
центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, принудительный коллективизм);
господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);
растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;
Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.
Создание СНГВ декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.
8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б. Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад.
11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.
12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.
17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.
21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.
Провозглашение независимости республиками СССРРеспублика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Независимость де-юре
Эстонская ССР 16 ноября 1988 г. 20 августа 1991 г. 6 сентября 1991 г.
Латвийская ССР 28 июля 1989 г. 21 августа 1991 г. 6 сентября 1991 г.
Литовская ССР 18 апреля 1989 г. 11 марта 1990 г. 6 сентября 1991 г.
Грузинская ССР 26 мая 1990 г. 9 апреля 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Российская СФСР 12 июня 1990 г. — 26 декабря 1991 г.
Молдавская ССР 23 июня 1990 г. 27 августа 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Украинская ССР 16 июля 1990 г. 24 августа 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Белорусская ССР 27 июля 1990 г. — 26 декабря 1991 г.
Туркменская ССР 22 августа 1990 г. 27 октября 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Армянская ССР 24 августа 1990 г. 23 сентября 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Таджикская ССР 24 августа 1990 г. 9 сентября 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Киргизская ССР 15 декабря 1990 г. 31 августа 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Казахская ССР 25 октября 1990 г. 16 декабря 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Узбекская ССР 20 июня 1990 г. 31 августа 1991 г. 26 декабря 1991 г.
Азербайджанская ССР 18 октября 1991 г. 30 августа 1991 г. 26 декабря 1991 г.
СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).
Заключение
При всём этом имя Горбачёва навсегда останется в истории наше страны. Величие «архитектора перестройки» заключается в том, что он не уклонился от вызова времени, не побоялся пойти наперекор мнению большинства коммунистических начальников, встал на путь реформ, хотя и робких.
Важнейшие завоевания «перестройки» внутри страны таковы: появление и утверждение свободы слова; раскрепощение народной энергии и инициативы; утверждение реальной многопартийности.
Предпринятые Горбачевым реформы сделали и ещё одно, самое великое дело: они продемонстрировали неспособность «агрессивно-послушного большинства» (выражение Юрия Афанасьева) к обновлению; они подтолкнули всю систему советского тоталитаризма к распаду.
Список используемой литературы
1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. -М., 2012.
2) Захарова Е.Н. История России. XIX - начало XX века. –М.,2010.
3) Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс. –М.,2013
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
комментарий к ст. 20 Конституции РФ
Доклад, Человек и его права в контексте современной реальности
Срок сдачи к 23 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта...
Курсовая, Комплектования машин и тракторов
Срок сдачи к 28 янв.
Насколько быстро вы сможете выслать ответ на билет такого типа
Ответы на билеты, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 22 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
Развернутые ответы на вопросы по методичке
Ответы на билеты, Человек и его права в контексте современной реальности
Срок сдачи к 23 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
решить лабораторную работу
Лабораторная, Структуры и алгоритмы обработки данных
Срок сдачи к 24 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!