это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5020204
Ознакомительный фрагмент работы:
В сложные исторические периоды, связанные с разрушением ценностных оснований жизнедеятельности общества и поиском ориентиров дальнейшего развития, активизируется потребность в обращении к историческому прошлому, особенно если оно насыщено выдающимися достижениями. Так было в России в начале XX века, в значительной степени аналогичным остался этот подход к решению научных проблем и сейчас, в том числе и в сфере психологии. Сфера психологии неразрывно связана со сферой образования, как жизнь и деятельность А. С. Макаренко, 135-летие которого российская общественность отметила в марте этого года. Разработанная им теория коллектива и методика воспитательного процесса выступают мощной теоретико-методологической основой решения воспитательных и психологических задач, связанных с развитием личности в коллективе, что особенно важно сегодня.
А.С. Макаренко – настоящий педагог – психолог – универсалист, раскрывший новые универсальные психологические и педагогические методы воспитания. Его интересовала проблема человека, главный вопрос жизни «как сделать человека лучше». Он занимался всю жизнь с детьми, но на самом деле он стремился изменить человечество в целом. Его задачей была, не только педагогика от слова «paidos» или дитя, а психология в синтезе с педагогикой и другими науками; воспитание этически праведного человека, воспитание совершенной личности. И ответ на этот вопрос, как решение, Антон Семенович искал в книгах, связанных с педагогикой, психологией, философией, религией и многих других, в теоретических и практических исследованиях, практической деятельности.
Он мечтал изменить мир к лучшему, мечтал быть наставником для человека, давать психологические и педагогические методы их развития, что собственно и произошло после его смерти. Анализ его опыта позволит прикоснуться к бесценному пласту его наследия из знаний и достижений.
Антон Семенович Макаренко родился в семье рабочего в Белополье, Украина, в марте 1888 года и умер в возрасте 51 года в г. Москва, в апреле 1939 г. Он окончил курсы учителей начальных классов в 1905 г. и Полтавский педагогический институт в 1917 г. Эти обе формы образования, с самого начала формировали его педагогические взгляды и психологические подходы, методы и теории. Он дополнил свои общие знания и свои представления о психологии и педагогике через самообразование. Интересовался общей биологией (изучал труды биологов К.А. Тимирязева и И.И. Мечникова, и несколько раз читал книги Ч. Дарвина), труды по химии (он был хорошо знаком с работами Менделеева Д.И) и труды по астрономии (область, в которой он проводил самостоятельные исследования). У него была большая библиотека, он читал книги, которые были посвящены не только педагогике и психологии, у него были философские труды, религиозные труды, он изучал религии. Будучи человеком идеалов - идеалистом, он свой идеализм превратил в непрерывную педагогическую работу и в психологическую практику. Идеи как «высокие задачи» рождались у Антона Семеновича через проработку огромного количества литературы, среди накопленных знаний, он рождал новые идеи с огромным желанием изменить мир [1].
Целью его научных усилий было «осуществление образования в институциональной среде», колонии для молодых правонарушителей, с целью «создания нового человека», коммуниста. И он начал свою работу в молодой советской школе. Его заботой было определить стратегии, которые легко и уверенно привели бы к достижению поставленной цели. Вот почему, его первым направлением было найти подходящую форму организации деятельности обучающихся. Центральные педагогические и психологические методы, которые были использованы педагогом-исследователем, были основаны на практических, реальных действиях (практические упражнения,
практические работы). Так и методы устного общения (разъяснение, информирование), методы, уточняющие способы исполнения поручения (физические упражнения, военизированная подготовка, военные игры, шествие с флагами), что придавало военный характер видам деятельности учащихся. Он также понимал важность средств в обучении, используя видимые предметы, такие как флаг, униформа, горн и т.д.
В образовании используется целая психологическая стратегия, и каждый из его компонентов играет точную и ясную роль, каждый из них несёт ответственность за определенный аспект в совместных действиях. А.С. Макаренко имел особую тонкую склонность к определению и выявлению любых психологических аспектов и тем, относящиеся к обучению в группе и для группы, раскрывая и рассматривая в своих действиях и речи такие понятия, как «построение группы и личности», «коллективная ячейка», «параллель действия», «педагогическая методика». Он подробно останавливался на них в публичных конференциях. Эти темы породили создания им множества писем, которые позже были опубликованы в педагогическом обозрении своего времени «Учительская газета», а также в художественных произведениях: «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Книга для Родителей» (1937), «Флаги на башнях» (1938), которые позже были представлены в художественных фильмах. Современники восхищались им как очень талантливым педагогом и психологом [4].
Еще во время гражданской войны, которая началась в 1918 году, Макаренко интересовался «реабилитацией» и «образованием брошенных детей и малолетних преступников». Такая его профессиональная траектория началась в 1920 году, когда он основал работу упомянутой ранее колонии, первой в свое время, и называлась она – «Горьковская колония», где возглавил ее как руководитель колонии [4].
Около года Макаренко совмещал руководство двумя учреждениями –
Колонией им. Горького и Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского (1927–1928). Затем полностью сосредоточился на работе в Коммуне и до июля 1935 года
был заведующим педагогической частью. Коммуна представляла собой экспериментальное учебно-воспитательное заведение. При ней в 1930 году был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 году – завод электроинструментов, затем завод плёночных фотоаппаратов. Дела в Коммуне шли настолько успешно, что она первой в СССР среди детских заведений стала полностью себя обеспечивать. А в 1934 году в ней открылась средняя школа. Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Макаренко и посвятил книгу «Марш 30 года» (1930). А, осмысляя свой опыт работы с малолетними преступниками, он ещё в 1925 году приступил к написанию «Педагогической поэмы» и этот труд занял несколько лет: с 1927 по 1932 годы он работал над характеристиками типов и прототипов для «Педагогической поэмы», в 1933 году закончил первую часть и передал её в Москве А. М. Горькому [3].
Руководители народного образования того времени исходили из уверенности в том, что Макаренко добьется успеха, поскольку он владел психологическими «методами», то есть «залогом успеха».
И результаты вскоре стали заметны через педагогическую и психологическую систему, которую он создал. Макаренко сумел преобразить «бывших бродяг» и криминальных детей, почти на 3 000 «новых людей», то есть советских граждан, верных своим социалистическим обязанностям [1].
Его психологический метод состоял из «соблюдения воинской дисциплины» и «признания мнения коллектива». Оба аспекта были разработаны, чтобы сокрушить «разболтанные» личности «обучающихся». Это, в свою очередь, стало «особой миссией», которую Макаренко осуществил с помощью образования и психологии, основанной на «дисциплине и ответственности выполнения любых действий» [2].
Антон Семенович Макаренко продвигал идею «образование личности через коллектив», убедившись, что: человека нельзя понять отдельно от общества или группы; нужно создавать коллектив и ставить еще его интересы превыше всего; людей надо воспитывать не в личностных целях, а
в общих целях – целях счастья и для общей борьбы; сильнейшее влияние на изолированного человека может проявляется, через действия по отношению к коллективу, где индивид является членом по принципу «параллельного действия». Что касается «знакомства с людьми, составляющими группу», Антон Семенович Макаренко выделил следующие идеи: подробное знание человека полезно для того, чтобы повысить эффективность учебной деятельности. Нет набора стандартных методов: секрет в том, что учитель должен знать человека достаточно хорошо, чтобы уметь дать точное общее представление о нем; полезно подходить к человеку с оптимизмом образом мышления, даже рискуя ошибиться. Полезно видеть в каждом ученике, кто на самом деле является правонарушителем, человека с большими творческими способностями [5].
Антон Семенович Макаренко в своих трудах дал синтетический обзор взглядов на педагогическую теорию и практику: для него обязательным условием педагогической теории было: обязательная ее взаимосвязь с психологией и проведением глубокого анализа практики и понимание явлений в момент «здесь и сейчас» [5]. Он стремился достичь в своей области педагогики - научной точности, найденной в естественных науках и особенно в психологии. Отряды, символика, рапорты, милитаризация и т.д. считались успешными только тогда, когда им предшествовали создание единого, сильного и авторитетного коллектива, который учитель должен был уметь вести. Он заявил, что «педагогика буржуазного общества была одной из наименее изученной области знаний, и необходимо глубоко изучить ее» [5]. Ему глубоко не нравился хаос, отрыв от психологии, от которого страдала организация педагогической методики. Он знал по опыту, что «невозможно достучаться даже до одного-единственного хулигана без психолого-педагогического метода, инструмента и логики»; он посвятил всю свою жизнь разработке философии педагогики и психологии в синтезе, как, основательной методологии, а также к созданию техники «коммунистического воспитания» [3]; он построил оригинальную систему
обучения в результате своей обширной педагогической и психологической практики.
Выход на «конечный результат» по мнению Антона Семеновича Макаренко, шел через первый элемент – психологию, который необходимо учитывать при планировании любой образовательной деятельности[5]. Антон Семенович как человек убежденный в том, что мир надо менять и нужно воспитывать людей, а не детей [5] . Просто с детей проще начинать и, чтобы не было таких людей, которые устраивают, например, дедовщину в армиях, надо начинать с малого. Надо уметь перевоспитать тех, которые стали на путь зла в человеческой природе, этого наносного, которое имело место раньше быть и таким печальным несуразный образом задержалось еще тогда в XX веке.
Мне было интересно ознакомиться именно с практикой работы А.С. Макаренко, его работой в обыденной рабочей обстановке или различных сложных ситуациях, его подходом к их решению. Ведь именно в этих условиях наиболее отчетливо проявляются умения и знания человека, его качества. И они вырабатывались у А.С. Макаренко в сложных поисках и через преодоление множества разных ситуаций, даже ошибок и неудач.
В начале его карьеры произошел неудачный педагогический эксперимент, который, несомненно, дал ему большой опыт индивидуальности и внимательности к каждому отдельному ученику.
В 1907-м он, 19-летний учитель, второй год преподавал в железнодорожном училище Крюкова (сейчас часть города Кременчуга, Украина). По итогам оценок за четверть Макаренко расставил всех учеников
своего класса по местам — с 1-го до 37-е. Мальчик, который занял последнее место, проплакал половину урока. Его звали Дима Примак, он болел туберкулезом, часто пропускал занятия и успевал хуже других. На следующий день Дима в училище не появился, через неделю тоже, а на
десятый день в класс зашел его отец и сообщил Макаренко о смерти сына, горько упрекнув учителя за то, что тот обидел мальчика, которому оставалось десять дней жизни. После этого случая, пересказанного братом Макаренко Виталием (1895–1983), он больше никогда в своей профессиональной жизни не пытался ранжировать учеников по их оценкам.
Многие его подходы в практической деятельности раскрыты в его публикациях. И для меня важно мышление его как психолога и мышление его как педагога.
Я познакомилась с его всемирно известной «Педагогической поэмой», где он раскрывает очень интересные основы построения детского и подросткового коллектива, описывая организацию производства в тех колониях, где он работал. И это бесценный опыт, который сложно получить, изучая лишь теоретические положения и основы психологии и педагогики. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди» [5]. И далее он пишет: «А я, чем больше думал, тем больше находил сходство между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве….» [5]. Он предвкушает, что вот этот метод - метод будущей школы. Наполненный вдохновением, он видит в простых вещах глубинные психологические и педагогические аспекты. Особое значение Антон Семенович придает индивидуальной работе с воспитанниками: «А другие детали требовали напротив, индивидуальной обработки в руках высоко квалифицированного мастера человека с золотыми руками и острым глазом».
Он говорит об индивидуальной работе, требующей сложные специальные психологические и педагогические методы, новые методы, с большой изобретательностью, полётом человеческого гения. Для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука, не только педагогическая, а и психологическая и в ней нужно изучать сопротивление личности, тогда личность начинает воспитываться [5]. И это воспитание проходило у колонистов через реальное дело.
И Макаренко нашел то, что их заинтересовало.
Сначала они обустроили своё натуральное хозяйство, чтобы прокормиться, позже занимались серьёзным производством, построили свой завод меньше, чем за год, стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппарата «ФЭД» или «Лейка» [5].
Фотоаппарат «Лейка» от 300-ста деталей с точностью до одного микрона, для тех времён это абсолютно инновационное производство, производство было не просто рентабельно, а высокорентабельное. «Коммуна» отдавала государству свою прибыль 400 миллионов рублей в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов «Коммуны», выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшихся в вузах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из «Коммуны», содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовали походы и другие культурные мероприятия.
А главный смысл в том, что дело формировало личность, а 16-19 лет дети уже становились мастерами, начальниками производства. Ядро коллектива - следующая группа. Колонистов воспитывали, но воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме [5].
В колонии существовало правило: не важно, кем ты был, главное — каким ты стал. Жить только будущим, выбирать цели в перспективе и достигать их — это была мотивация на успех, на изменение собственного «Я». Макаренко называл это «забвением негативного прошлого» [5].
Эти суждения мне показались удивительно верными и глубокими.
Основа системы Макаренко — воспитание в коллективе и посредством коллектива. При этом Макаренко разделял учебу и воспитание: для обучения годится обычная классно-урочная система, считал он, а воспитание возможно исключительно в коллективе с выраженными не только вертикальными (начальник — подчиненный, учитель — ученик), но и горизонтальными связями. Макаренко считал, что эффективно воздействовать на отдельную
личность можно, только действуя на коллектив. Коллектив при этом имел право защищаться от личности, если личность выходила за рамки допустимого. Работал «принцип параллельного действия»: «Все за одного, один за всех».
Это явилось для меня открытием и заставило задуматься о том, что наверное сегодня именно такого воспитания и не хватает в нашем обществе.
Я считаю, что в этих рассуждениях Макаренко очень глубокий смысл, который не совсем раскрыт и оценен до настоящего времени.
Вклад А.С. Макаренко в основы психологии и педагогики огромен и, в частности, имеет особую ценность в том, что он не просто разработал свою особую систему воспитания личности и реализовал ее на практике, но и то, что она проверена временем и не теряет своей актуальности по сей день [2].
Меня удивило и даже стало открытием, что в тех условиях послевоенного времени, когда у его воспитанников были очень трудные судьбы и часто сложный характер, и непредсказуемые наклонности, А.С. Макаренко размышляя о том, как построить для них оптимистические перспективы личностного развития, использует технику «авансированного доверия». То есть он доверял воспитанникам изначально и априори, и еще до того, как те проявят себя позитивно, он открывал им кредит доверия.
При этом А.С. Макаренко понимает все сложности и предостерегает, что доверие может ненароком перерасти в педагогическую манипуляцию, педагогу не стоит одновременно вспоминать о зле, прошлых неудачах воспитанника: вот я простил тебя, а помнишь, ты…— это может привести к нежелательному педагогическому манипулированию [5].
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!