это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5025655
Ознакомительный фрагмент работы:
В «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского описано более 400 видов, приемов, методов, направлений и подходов в психотерапии. Этот факт вызывает удивление и даже некоторое сопротивление. Ведь так хочется изучить один метод и овладеть парой-тройкой психологических приемов для того, чтобы помогать людям. Именно с такой иллюзорной установки начинается для многих знакомство с практической психологией, с психотерапией, с тем, что на самом деле в реальной практике нет универсальных рецептов, нет хороших методов для всех и на все случаи жизни. Провокативная (или провокационная) психотерапия Фрэнка Фарелли в некоторых случаях может быть эффективной, в некоторых - опасной и вызывает в профессиональной среде споры и разногласия. В популярном варианте приемы провокационной психотерапии были представлены в сериале «Триггер».
Провокация в качестве средства психологического воздействия обладает огромным стимулирующим потенциалом. Почему человек застревает в своих проблемах? Ведь есть замечательный и простой инструмент, доступный каждому — юмор. Привнося юмор в свою жизнь, человек становится более оптимистичным, обретает особую чувствительность к парадоксальным и непонятным ему ситуациям, он способен посмеяться над собой, способен увидеть смешное в своей серьёзности и принять серьезные решения, как ни парадоксально это звучит. Улыбаясь, человек автоматически чувствует себя лучше. Дыхание и пульс на короткий срок учащаются и кровь обогащается кислородом, в головном мозге происходит снижение чувствительности к боли, вырабатываются эндорфины — вещества, уничтожающие боль и приносящие удовольствие. Смех снижает остроту ситуации, снижает ее значимость.
В нашей культуре само слово «провокация» чаще несет негативную коннотацию. Но мы видим, что провокативные приемы, если они грамотно проводятся, могут быть эффективными в определенных ситуациях. Сама идея применения провокаций в психотерааевтическом процессе в чем-то напоминает известный метод парадоксальной интенции Фиктора Франкла.
Провокативная терапия — один из самых необычных методов исцеления, с которыми мне доводилось сталкиваться. Провокативная терапия, по сути, представляет собой широкий процесс с использованием многих техник, дающий терапевту свободу выбора реакций. Этот факт несёт в себе и опасности, и преимущества.
Свое название терапия получила от латинского слова provocatio, что означает «вызов». Методика включает элементы таких подходов, как классический психоанализ и трансовые техники.
Создателем стратегии является психотерапевт из США Фрэнк Фаррелли, получивший степень магистра в Американском католическом университете.
Начав трудовую деятельность, он практиковал клиент-центрированный способ Карла Роджерса. Однако вскоре молодой специалист пришел к выводу, что данная методика имеет низкую степень эффективности, и начал разработку стратегии, противоположной подходу Роджерса.
Фрэнк Фаррелли начал искать новые подходы к психотерапии, которые могли бы лечить пациентов, сопротивляющихся традиционным формам терапии. Он провел ряд демонстраций своих теорий, в частности, на конференции 1978 года в Университете Темпл, где он привлек внимание Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера. Они применили свои выводы для разработки нейролингвистического программирования. Провокационное консультирование было радикальным для своего времени. Терапевт побуждает клиента защищать себя и утверждать свою самооценку с помощью реверсивной психологии. Терапевтические отношения должны быть добродушными, а юмор является важной частью процесса.
Суть данной методики заключается в том, чтобы защищать не пациента, а его проблему. Для этого терапевт использует юмор, пренебрежение или даже агрессию. Больной должен увидеть в психотерапевте врага, от которого нужно защищаться. Для этого человек неосознанно мобилизует внутренние ресурсы. Ответом провокатору могут стать не только агрессия, но и слезы.
Среди главных задач терапии Фаррелли – вывести клиента из состояния равновесия, заставить пациента отказаться от привычных шаблонов мышления и моделей поведения. Выход из рутины позволяет переосмыслить неприятную ситуацию. Мозг начинает создавать новые модели поведения и мировоззрения.
Терапевт может считать цель работы, достигнутой в том случае, если человек взял на себя ответственность за свое психологическое состояние и пытается помочь себе самостоятельно.
По мнению самого создателя терапии, от других методов ее отличают: юмор; прямота; конфронтация; двусмысленный стиль коммуникации; отказ от своего профессионального достоинства.
Следует отметить, что несмотря на название «провокативная терапия», не каждый применённый терапевтом приём может быть назван «провокативным». В книге «Провокативная терапия» Ф. Фаррелли отмечает, что после прослушивания записей сеансов с больными разной теоретической направленности, один из аспирантов заметил, что провокативная терапия также использует и множество других техник: конфронтацию, открытые вопросы, сообщение клиенту какой-то информации и т.д. Даже в клиент-центрированной терапии не каждая реакция терапевта является по-настоящему «отражением чувств», хотя большую часть реакций можно отнести именно к этой категории.
Но так как терапевтические системы обычно называют по основному типу реакций, применяемых терапевтом, либо по его теоретической или от- ношенческой ориентации, то отсюда и название — «провокативная терапия».
Провокационную, или провокативную, психологию в работе с клиентами может использовать не каждый специалист. Владение этим методом предполагает наличие не только эмпатии и чувства юмора, но и актерских способностей.
Использовать провокативную методику разрешается только с согласия пациента. Необходимо объяснить больному основные принципы действия стратегии.
Говоря о поведении терапевта, от других подходов провокативную терапию отличают её степень прямоты и использования конфронтации, а также противоречивый и двусмысленный стиль коммуникации, систематическое использование вербальных и невербальных средств, отречение от собственного профессионального достоинства, а также взвешенное использование юмора и клоунады.
Применение способа в сжатые сроки высвобождает негативные и нередко скрытые переживания человека. События, ставшие причиной психологической травмы, постепенно теряют важность и забываются.
Хотя каждый клиент дает терапевту новые и уникальные возможности проверить его гипотезы, и у каждого будут свои собственные проблемы и цели, нам представляется, что сейчас уместно изложить некоторые общие утверждения о целях терапии. Эти положения направляют использование различных техник в терапевтических отношениях. Терапевт стремится вызвать как положительную, так и отрицательную эмоциональную реакцию, пытаясь спровоцировать клиента на 5 основных типов поведения:
1. Утвердить свою самоценность как вербально, так и поведенчески.
2. Вести себя уместным образом как при выполнении жизненных задач, так и в общении.
3. Защитить себя на практике.
4. Включаться в оценку психосоциальной реальности и научиться различным способам реагировать адаптивно. Глобальное восприятие ведёт к глобальным стереотипным реакциям, дифференцированное — к адекватному реагированию
5. Включаться в «рискованное поведение» в личном общении, в частности, выражать чувство привязанности и уязвимости по отношению к значимым другим, причём таким образом, которым он в моменте проживает эти ощущения. Зачастую самыми трудными словами в отношениях бывают: «Ты мне нужен, я скучаю по тебе и волнуюсь за тебя», которыми человек вверяет себя другим».
Следует также подчеркнуть, что клиент будет успешно приближаться к этим пяти целям в течении курса терапии через использование терапевтом широкого спектра техник. Процесс достижения поведения клиента, сообразного этим целям, следует такой последовательности:
1) Клиента провоцируют на вербальные ответы терапевту.
2) Клиенты реагируют как вербально, так и эмоционально, последнее временами происходит неуместным и несогласованным образом.
3) Клиент реагирует на терапевта более целостным образом, когда эмоции согласуются со словами.
4) Клиенты предъявляют терапевту свидетельства своих достижений вне терапии в подтверждение своих новых интегрированных реакций 5) Клиенты включаются в самоутверждающее, ассертивное, реалистично устойчивое, социально адаптивное, а также уязвимое поведение в личных отношениях, вне контекста терапевтических отношений.
Провокационная терапия недопустима в случаях, когда:
1. Пациент получил эмоциональную травму, связанную со смертью родственника, изнасилованием, избиением и т. д. Когда терапевт начинает смеяться над болью клиента, ругать его за негативные чувства, проблема только усугубляется.
2. Существует риск нервного срыва. Методика подходит только эмоционально устойчивым людям. Если больной предпринимал попытки суицида, от данного приема стоит отказаться.
3. Проблема вызвана непсихологическими причинами. Когда пациент жалуется на бессонницу и неконтролируемое мочеиспускание, нужно предложить ему пройти медицинское обследование. Психолог или психотерапевт может переходить к работе только в том случае, если у клиента не обнаружено никаких заболеваний.
Провокативный терапевт стремится спровоцировать клиента на пять различных типов поведения: утверждение своей ценности, как вербально, так и поведенчески; самоутверждение сообразно ситуации; реалистическая самозащита, навыки распознавать тонкие различия и адекватная реакция на них; брать на себя риски вступления в личные отношения. Но даже если клиент в целом с ними согласен, его ожидания о способах их достижения могут сильно расходиться с представлениями провокативного терапевта.
В ходе сеанса специалист пытается вызвать у пациента негативные эмоции своим поведением и манерой говорить. В работе могут быть применены высказывания парадоксального или оскорбительного характера. Психоаналитик ведет себя странно, нелогично, устрашающе или демонстрирует безразличие к посетителю и его проблеме. Во время сеанса оба участника должны максимально раскрепоститься. Можно перейти на «ты».
Процесс провокативной терапии можно разделить на несколько стадий.
Стадия 1. На первых сеансах клиента резко провоцируют на различные эмоции, что приводит его к изумлению, недоверию, неуверенности, а временами даже приводит его в ярость. Он проживает конкретное столкновение ожидания и реальности: его ожидания от роли терапевта не только не подтверждаются, но практически переворачиваются. Обычно он реагирует таким образом: «Что вы за терапевт-то такой? В жизни не слышал, чтобы кто-нибудь так разговаривал». Что характерно, зачастую он изумлен и впечатлен интенсивностью собственных реакций, когда терапевт быстро обходит его защитные установки, и преуспевает в том, чтобы вызвать немедленное эмоциональное переживание. Естественным следствием этой спонтанности становится неуверенность: К. (медленно): Мне это не нравится… Понятия не имею, что вы сделаете или скажете, а хуже всего то, что я не знаю, что сам скажу в следующий раз… Невзирая на все вышеизложенные реакции, клиент неизменно оказывается заинтригован подходом терапевта к своим проблемам.
Стадия 2. После первых удивления и неуверенности на первой стадии, обычно клиент начинает меньше протестовать в отношении поведения терапевта, начинает признавать, что меняться нужно ему, а не терапевту, и начинает реорганизацию своих ожиданий касательно терапевта. Его характерным состоянием является угрюмость: «Черт вас побери, вы правы в отношении меня». Теперь уже могут проявиться ощутимые зачатки тех пяти желаемых видов поведения, которые стремится вызвать терапевт. И наконец, эта стадия характерна если не полным исчезновением, то значительным снижением психотических защит, присутствовавших ранее.
Стадия 3. Эта стадия характеризуется прояснением, выбором и сдвигом в сторону клиента. Характерным признаком этой стадии являются конгруэнтные и все более уверенные протесты клиента по поводу того, что восприятие терапевта основано на искажённом понимании неадекватных примеров.
Стадия 4. Это одна из финальных стадий консолидации и интеграции. Протесты клиента в отношении его оценки как человека терапевтом значительно сокращаются или вовсе исчезают. Если уж он и протестует, то с нетерпением или с юмором; он все более уверяется в собственных способностях адаптироваться и справляться с происходящим. Он теперь склонен отметать свои карикатурные изображения терапевтом как «устаревшие», мол, «это тот, старый я». Он закрепляет и собирает воедино успехи терапии, и находится в фазе интеграции, будучи способным проанализировать и разобраться в своих переживаниях более точно и адекватно. Он приближается к окончанию терапии, и заложил крепкие основы своей идентичности и самоценности, освобождая психологическую энергию для построения собственной жизни — стиля жизни, отношений, целей и достижений.
Каковы же стратегии поведения терапевта, которых терапевт придерживается на протяжении всего сеанса? Желательно использовать несколько техник одновременно.
Частый физический контакт. Стратегия заключается в том, что терапевт постоянно дотрагивается до пациента, берет его за руку, подталкивает. Если больной пытается избегать физического контакта, действия специалиста становятся еще более навязчивыми и раздражающими.
Специфическая интонация. Пациент может не реагировать на слова психотерапевта, сказанные с обычной интонацией. Чтобы привлечь к себе внимание, тот разговаривает шутливым, гнусавым, слащавым и т. д. голосом. Изменение интонации заставляет мозг больного «проснуться» и начать воспринимать поступающую в него информацию.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!