это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5075396
Ознакомительный фрагмент работы:
«Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения?» опубликована в журнале «Высшее образование в России» т. 29 № 12, 2020, с. 72-85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-72-85
Место публикации – журнал «Высшее образование в России», ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Каждая публикация проходит внешнее двойное слепое рецензирование и индексируется РИНЦ, что характеризует высокий статус научных публикаций, содержащих авторитетные суждения квалифицированных специалистов.
Первая группа аргументов касается конкретных обстоятельств чтения лекции на электронных образовательных платформах, субъективного отношения преподавателя и студентов к эффективности передачи материала, их личностных особенностей. Эти аргументы убеждают в актуальности проблемы на настоящем этапе развития общества.
Но авторы приводят и другую группу аргументов в пользу более широкого значения заявленной проблемы. Это публикации в отечественной и зарубежной педагогической литературе экспертных заключений о сущности традиционной лекции, возможности её трансформации под изменения образовательной системы того или иного государства, приведение лекции в соответствие с целями системы образования информационного общества, а также раскрытие неизведанного потенциала лекций в новых условиях работы университета.
Мы согласны с убеждением авторов в актуальности темы, поскольку эмпирически наблюдали сложности реализации дистанционной формы обучения как при организации лекций, так и практических занятий. Разработка образовательных платформ, популяризация онлайн-курсов, потребительские предпочтения клипового формата наглядной информации и компактности текстового материала, психологические исследования роли разных каналов передачи информации (визуального и аудиального) делают необходимыми изменения в такой деятельности, как чтение лекций вообще, унаследованной из традиций средневековых университетов.
Во введении рассматриваются дополнительные параметры темы: точки развития традиции лекционных курсов, о которых не предполагали во времена очного и преимущественно устного обучения.
Объектом исследования выступает аудиторная лекция как форма занятий, её сущность и функции в учебном процессе.
Предмет исследования – трансформация лекции в ходе научно-технического прогресса, аспекты данной педагогической деятельности, подлежащие необходимому изменению, и инварианты, обязательные для любого исторического периода.
Тема и цель исследования определяют выявление его объекта и предмета: это сам общественный институт – лекция, и необходимые его реформы, обеспеченные материально-техническими условиями информационного общества. Лекция как устойчивая система деятельности вызвана реальными общественными потребностями формирования интеллектуальной элиты. Эти потребности не исчезли и сегодня, поэтому их удовлетворение с применением лекций остается актуальным. Но меняется конкретный способ достижения этой общественной цели, потому что люди изобрели новые средства – интернет-технологии.
В статье решаются следующие задачи.
Раскрыть роль лекции в образовательном процессе в принципе;
Выяснить, должна ли лекция быть вытеснена новыми форматами обучения или сокращена при сохранении качества образования;
Показать, как проблемы лекций решаются современными педагогами-практиками.
Мы высоко оцениваем последовательность постановки и решения задач: она соответствует логике развития мысли от общего к частному, от фундаментально-теоретического к прикладному уровню знаний.
Логика построения обзора литературы соотносится с проблемой публикации: от фундаментальных монографий, посвященных общей теме образования в контексте всей культуры к частным аспектам проявления проблемы в современности, излагаемых в наиболее свежих журнальных статьях. На наш взгляд, нумерация источников не вполне отвечает этой логике, а скорее отражает порядок ознакомления авторов с различными точками зрения предшественников.
База источников достаточна для описания и объяснения общетеоретических и прикладных аспектов проблемы. Есть источники на общие темы развития образования, и работы, посвященные конкретным проблемам организации учебного процесса в эпоху Интернета. Они помогают авторам решать поставленные в статье задачи.
Цитаты оформлены способом прямого цитирования (см. (1)) и цитирования по вторичным источникам (см. (2)).
По нашему мнению, авторы придерживаются диалектической методологии, реализуя такие её принципы, как рассмотрение развития системы через единство и борьбу противоположностей, восхождение от абстрактного к конкретному, экономический детерминизм в объяснении общественных явлений, практика – критерий истины.
Примеры общенаучных методов:
«Сетевой метод предписывает изучать личные связи между интеллектуалами: «Кто был учителем каких учеников? Кто был чьим
другом или коллегой, особенно на ранних, формативных стадиях жизненных карьер? Кто был чьим соперником или противником? Велись ли споры в частном порядке, на публике или в письменной форме? Теперь на основе информации о связях такого рода мы можем начертить сетевую схему».
Сетевой метод предписывает изучать личные связи между интеллектуалами: «Кто был учителем каких учеников? Кто был чьим другом или коллегой, особенно на ранних, формативных стадиях жизненных карьер? Кто был чьим соперником или противником? Велись ли споры в частном порядке, на публике или в письменной форме? Теперь на основе информации о связях такого рода мы можем начертить сетевую схему»
«Столетов учитывал, что на слушателей оказывает влияние: читается лекция утром или вечером, зимой или летом, в ясную или пасмурную погоду. Особенное воздействие оказывает помещение, в котором звучит публичное слово. Назначенный в 1882 г. заведующим кафедрой опытной физики Московского университета, учёный сразу же принимается за перестройку физической аудитории, которая мало отвечала своему назначению».
«Это теория ритуалов взаимодействия, или интерактивных ритуалов (interactive rituals), связывающая символы с социальной принадлежностью, с чувствами общности (эмоциями солидарности) и со структурой социальных групп».
«Интеллектуалы – это люди, которые производят деконтекстуализированные идеи. Предполагается, что эти идеи верны или значительны вне каких-либо местных условий, какой-либо локальности и вне зависимости от того, применит ли их кто-либо на практике».
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!