это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5098834
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Блок А.В., Попова Е.Л. Магистранты технического вуза в ракурсе психолого-педагогического исследования // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Том 9. No 35. С. 75-85.
2. Статья Анны Викторовны Блок и Елизаветы Леонидовны Поповой в соответствии с названием посвящена методологии исследования психологии и обучения магистрантов. На наш взгляд, авторы обещают охватить очень широкий спектр характеристик данной категории учащихся: их психологические особенности, способствующие или препятствующие учебной деятельности, а также специфику педагогической работы с аспирантами. Главное содержание статьи – исследование психологического благополучия магистрантов, а иные их особенности затрагиваются незначительно.
3. УДК 378.4. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров. Университеты.
4. Статья является первичной публикацией, её структура соответствует формату IMRAD. Статья имеет введение, методы, результаты, обсуждения и выводы.
Журнал «Вопросы методики преподавания в вузе» издается в Санкт-Петербурге. С 1999 года сборник научных статей он выпускался как непериодическое издание. С 2012 года ежегодный сборник выпускался как самостоятельное периодическое печатное издание на русском и английском языках под двойным названием: «Вопросы методики преподавания в вузе» = «Teaching Methodology in Higher Education». С 2017 г. выпускается 4 раза в год. В системе "Международной стандартной нумерации сериальных изданий" (International standard serial numbering) ему присвоен номер ISSN 2227-8591. Журнал перерегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 – 72908 от 22.05.2018 Сведения о публикациях представлены в базе данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ), размещенной на платформе Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru., в базе данных EBSCO (США), а также на платформе научной библиотеки открытого доступа (Open Access) «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru. В журнале публикуются работы, соответствующие группе специальностей 13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01/13.00.02/13.00.08) и 10.00.00 – Филологические науки (10.02.21 Прикладная и математическая лингвистика/10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки) Журнал принимает к публикации оригинальные статьи; авторские переводы статей, опубликованных в зарубежных научных изданиях; обзоры; рецензии; комментарии и отчеты о научных мероприятиях.
5. Введение занимает малую часть статьи, два абзаца. Актуальность темы обоснована ростом психоэмоционального напряжения учащихся магистратуры на почве роста неопределенности будущего. В ответ на стресс активизируются ресурсы личности, развиваемые именно на старших курсах вуза. Реакции на стресс имеют гендерную обусловленность, но влияние этого фактора на психоэмоциональное благополучие исследовано недостаточно.
Проблема сформулирована так: каким образом на психическое благополучие влияют гендерные факторы?
Обозначена цель исследования: выявить особенности факторов психологического благополучия студентов технического вуза в зависимости
от гендерной принадлежности.
Во введении нет иных параметров темы, например, задач и степени разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе.
Актуальность обосновывается не во введении, а в основной части статьи.
«Важной стороной выбранной нами темы является ее практическая значимость и актуальность. На основании полученных результатов можно внести коррективы в существующий процесс образования для того, чтобы учесть сложности в обучении студентов магистратуры технического вуза, в целях профилактики психических и психосоматических заболеваний, а также повышения уровня психологического благополучия среди обучающихся. Это также может способствовать тому, что техническое образование станет больше соответствовать современным гуманистическим тенденциям науки и требованиям общества». Таким образом, выбор темы обусловлен её практическим значением: исследование различий в психическом неблагополучии мужчин и женщин необходимо психологам, разрабатывающим меры поддержки магистрантов в зависимости от пола.
6. Объектом исследования выступает психологическое благополучие студентов. Предмет исследования – факторы психологического благополучия магистрантов, обусловленные гендером. Предмет оказывается главным аспектом в рецензируемом исследовании, определяет его цель. Однако с темой исследования он связан опосредованно. Потому что авторы охватывают широкий круг факторов, например, выбор бакалавром направления магистратуры по специальности, сильно отличающейся от предыдущей и необходимостью изучать и сдавать много новых для них дисциплин, что ведет к стрессу. Авторы показывают, что мужчины и женщины задействуют разные потенции психики для преодоления стресса.
7. В статье решаются задачи анализа положения магистрантов в образовательной организации и жизненные условия, влияющие на обучение; раскрытие причин психологического неблагополучия, выявить влияние гендерных факторов на познавательную активность и академическую успеваемость; сравнить социальные ожидания и представления мужчин и женщин, определить их компенсаторные механизмы, противостоящие стрессу. Задачи выявляются только имплицитно, к сожалению, они не прописаны открытым текстом. Последовательность решения задач соответствует цели исследования – установление вклада гендерных факторов на психологическое благополучие студентов магистратуры. Решение задач требовало эмпирических методов опросов, разработанных ведущими психологами, в результате чего получены сведения об оценке студентами своего положения и своей будущей профессии, а также своих возможностей справиться с трудностями. Поставленные задачи в целом решены. Однако на последнем шаге результат решения задачи вызывает вопросы.
Статистически значимые гендерные отличия в уровне контроля эмоциональных состояний обнаружены не были. На наш взгляд, следовало бы выявить причины отсутствия гендерных различий в эмоциональных состояниях: возможно, выборка мала или связана с нивелирующим эти различия признаком.
8. Значительная часть работы посвящена обзору источников по данной проблеме. Из 19 источников 3 монографии и 16 научных статей в реферируемых специализированных периодических изданиях. Использованы по 2 зарубежных источника на английском и французском языках.
Литература используется современная, 2000-х годов, есть новейшие публикации 2019 года, использованные автором непосредственно перед написанием их собственной статьи. Годы выпуска источников объясняются тем, что двухступенчатое высшее образование и магистратура появились в нашей стране не так давно. Поэтому проблемы, рассматриваемые в источниках, носят современный злободневный характер, а не являются характеристикой магистратуры как таковой.
Порядок рассмотрения источников отвечает порядку исследования: от общих тем психологического благополучия и стресса и методик их оценки до конкретных проблем психологического самочувствия современных студентов. Источники упоминаются, на наш взгляд, по мере ознакомления с ними авторов в процессе работы над статьей. Поэтому они приведены в списке литературы не в алфавитном, а в случайном порядке.
Мы считаем базу источников в основном достаточной для всестороннего рассмотрения проблемы. Потому что её объективно мало по данной теме, и потому что выбор именно этих публикаций репрезентативен, каждая раскрывает свой аспект проблемы. Но можно было в связи с конкретным исследованием авторов добавить и иностранные источники, содержащие результаты гендерных исследований, благо за рубежом они представлены широко.
9. Авторы используют следующий способ оформления затекстовых ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Для связи с текстом порядковый номер цитируемого источника указан в отсылке в квадратных скобках. Например,
(1) В связи с высокой неопределенностью будущего, у населения повышается уровень психоэмоционального напряжения, стресса, что в свою очередь ведет к появлению или усилению тревоги, страхов, раздражительности, неудовлетворенности и неуверенности в завтрашнем дне. В сложившихся обстоятельствах к ресурсам личности предъявляются повышенные требования [1; 2; 3; 4].
(2) На магистрантов ложится задача корректного восстановления недостающих знаний [10].
(3) В исследовании Л.Д. Столяренко [17] были выявлены факторы, влияющие на процесс адаптации студентов технического вуза к новым для них условиям вузовской среды.
Цитаты оформлены способом прямого цитирования: «будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы» [16: 15].
10. Методы исследования перечислены в начале статьи.
Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова.
Опросник для изучения психологического благополучия (экстраверсия, психическое здоровье, интеллект) П. Беккера.
Прототипический анализ социальных представлений П. Вержеса .
Методика «Список чувств» А. Эллиса (СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева).
Методика «Эмоциональная стабильность».
При выполнении исследования авторы использовали теоретические и эмпирические методы. Сравнительный анализ, логико-философский анализ, исторический и культурологический метод, аналогия, идеализация, статистический анализ – теоретические. Эмпирические методы: наблюдение, измерение, практическое моделирование, опрос, анкетирование. Обширность и полнота выбора методов обоих типов обусловлена междисциплинарным характером проблемы, её теоретическим и практическим значением, необходимостью привлечения разных отраслей знаний.
По нашему мнению, авторы придерживаются комплексного подхода к проблеме, потому что исследуют влияние факторов разных типов на психологическое благополучие, а гендерный аспект оказывается не в центре внимания исследователей, а наряду с более заметно проявляющимися в поведении студента эмпирическими обстоятельствами.
Используются общелогические методы:
Некоторые студенты решают продолжить свое образование сразу после получения первого, некоторые – через значительный промежуток времени, тем не менее, обе группы уже вступают в тот возраст, когда уже есть необходимость обеспечивать себя или семью самостоятельно, что вынуждает большое число обучающихся совмещать семейные обязанности, заработок и обучение в магистратуре. Существенные объемы самостоятельной работы, высокий уровень требований, предъявляемых к магистранту в процессе обучения [11; 12], особенности прохождения практик, – все это способствует увеличению уровня стресса, раздражительности, ухудшению здоровья и снижению мотивации к обучению.
«будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы».
Для анализа социальных представлений студентов был проведен качественный анализ данных, полученных при сборе данных для методики П. Вержеса. Студентам было предложено написать 5 ассоциаций, которые первыми придут в голову, при прочтении следующих фраз: «Вуз», «Моя профессия», «Моя будущая профессиональная жизнь».
«Например, показатель активности в отношении к жизненной ситуации у мужчин оказался выше на 4,2 балла, что свидетельствует о чуть более высокой жизнерадостности и вере в свои силы, чем у женщин. Уровень жизненного тонуса же оказался выше в женской выборке почти на 3 балла, то есть в среднем женщины ощущают в себе больше сил и энергии для реализации своих планов. По шкале «спокойствие/тревога» разница в среднем результате оказалась 0,87 балла, то есть склонность испытывать беспокойство, в данной выборке, оказалась немного выше у мужчин».
В исследовании приняли участие 84 студента (39 девушек и 45 юношей) первого курса магистратуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Инженерно-строительный институт (ИСИ), Институт машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ)), из которых 65 человек (30 девушек и 35 юношей) соответствовали всем критериям отбора для проведения исследования.
11. Общая гипотеза в статье не сформулирована явно. Из содержания текста можно её вывести:
Гендерные различия влияют на значимость каждого фактора психологического благополучия у магистрантов.
Эта гипотеза удовлетворяет критериям верифицируемости, потому что обнаружены социальные представления, устойчивые для обеих гендерных групп. Но по нашему мнению, она не фальсифицируема, потому что, хотя авторы дважды заявили, что гендер особо не влияет на психологическое самочувствие студентов, тем не менее нельзя найти в природе две группы людей с полностью одинаковыми социальными параметрами (доход, семейное положение, специальность), различающиеся только полом, чтобы у них совпали все ответы на вопросы о социальных предпочтениях.
По ходу решения поставленных задач авторы выдвигали рабочие гипотезы:
«У женщин уровень эмоциональной устойчивости коррелирует с удовлетворенностью жизнью и уровнем активности по отношению к преодолению препятствий, у мужчин обратная значимая корреляция с чувствами злость и печаль. Из этого можно предположить, что более эмоционально устойчивые женщины более активны в решении проблем и довольны жизнью. Обратное утверждение так же будет верно. Мужчины же, чем менее эмоционально устойчивы, тем чаще испытывают злость и печаль».
Верификацией будет различные поведенческие реакции мужчин и женщин на проблемы в зависимости от эмоциональной устойчивости. Фальсифицировать эту гипотезу мог бы случай, когда по мере роста эмоциональной неустойчивости мужчины и женщины демонстрировали бы сходные реакции на проблемы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!