это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5098958
Ознакомительный фрагмент работы:
Литературный процесс рубежа XX-XXI веков по праву является важнейшим этапом в развитии русской словесности. Его можно охарактеризовать как сосуществование и плотное взаимодействие (если не сказать взаимопроникновение) художественных направлений, таких как реализм, модернизм и постмодернизм, а также как интенсивность поисков творческого пути авторов, их реализации. Литература этого времени есть средство познания постоянно меняющейся действительности. Но что она должна познавать?
Литературная арена середины 1980-х годов существенно отличалась от предшествующих десятилетий. Это связано в первую очередь с политическими, экономическими, социальными изменениями, происходящими в стране. Поворотными событиями, с которыми напрямую связаны инновации, являются разрушение старого мира (распад Советского Союза) в 1991 году и экономический коллапс в России в 1998 году, когда иллюзорность восстановления СССР разрушается безвозвратно.
Если говорить о временных рамках современной литературы в России, то традиционно называют следующие: с 90-х годов XX века по настоящее время (2020-е годы XXI века). Этот пласт является завершающим на данный момент всего цикла истории отечественной литературы.
Некоторые исследователи выделяют в литературе конца XX века два периода: первый связан со временем «перестройки» (1985-1991 годы), второй – с современными реформами (1991-2000 годы). Если говорить об этих временных пластах, то литературу можно охарактеризовать по нескольким направлениям. Во-первых, в связи с тем что литература была «подавлена» властью, большим прорывом стало «возвращение» в народ многих запрещённых произведений. Хочется вспомнить, как люди наконец-то познакомились с романом «Мы» Е. Замятина или поэмой «Реквием» А. Ахматовой. Во-вторых, в литературу входят новые темы, герои, даже сценические площадки. Здесь можно вспомнить пьесу В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», в которой местом обитания героев становится сумасшедший дом. В-третьих, преимущественно прозаические тексты в сравнении с поэтическими породили мысль о том, что современная поэзия находилась в упадке. И наконец в-четвёртых, уже упомянутый нами алогизм: сосуществование, соседство художественных методов реализма, модернизма и постмодернизма, которые, казалось бы, должны сменять друг друга, а не взаимодействовать.
Начало современного литературного процесса было ознаменовано дискуссией о судьбе реализма, которая развернулась на страницах журнала «Вопросы литературы». Сама тема совсем не нова, но изменилась окружающая действительность, что вносит в обсуждение свои коррективы. Отправной точкой стала мысль о как раз-таки кардинально изменившейся реальности, что повело за собой утрату традиционных ценностей, что ставит под сомнение вообще существование реализма в этих условиях. По итогам был сделан вывод, что современный реализм скорее тяготеет к модернизму, расширяя при этом предмет изображения от привычного быта и среды в их влиянии на человека до образа мира в частности. Здесь как нельзя уместнее вспомнить идею синтетизма, разработанную ещё в начале XX века Е. Замятиным, который считал, что должен появиться новый тип текста, который совместит в себе лучшее из разряда реализма и модернизма, чтобы соединить «микроскоп реализма» (внимание к деталям, конкретике) и «телескоп модернизма» (размышления о законах мироздания). Только реализм трансформируется в неореализм.
И сама литературная ситуация доказывает, что реализм на современном этапе развития литературы существует. Среди тем, характерных для реализма, можно выделить религиозную прозу и художественную публицистику (некоторые считают, что она эволюционно связана с деревенской прозой). Для религиозной литературы характерен особый тип героя – неофит, только начинающий свой путь в духовные вершины, поэтому всё ему кажется экзотическим (произведения А. Варламова «Рождение», Ф. Горенштейна «Псалом», О. Николаевой «Инвалид детства», В. Алфеевой «Джвари»). Для художественной публицистики характерно общее желание зафиксировать в пространстве художественно-поэтического текста утраченные ценности крестьянского мира (В. Белов «Лад»). Вообще размытие границ между художественным и публицистическим можно считать особенностью современной литературы. Отдельно стоит отметить и женскую прозу, которая представляет собой пласт литературы, написанной женщиной о женщине. Она также тяготеет к реализму, потому что авторы отстаивают традиционный набор ценностных позиций: это и нормы семейно-бытового уклада, и понимание о праве выбора женщины на семейную реализацию её как жены и матери.
Если говорить о современном модернизме, то он схож с модернизмом начала XX века реакцией на кризис рубежа веков, только в первом случае – идеалогии, а не философии (как во втором). Многие произведения посвящены теме афганской войны (произведения А. Боровика «Встретимся у трёх журавлей», С. Дыщева «Да воздастся», О. Ермакова «Марс и солдаты»), а также тематике армии в мирное время (повесть Ю. Полякова «Сто дней до приказа», рассказы О. Павлова «Записки из-под сапога»).
Внутри модернизма как течения выделяются два направления: условно-метафорическая проза и иронический авангард. Хоть они и зародились в 60-х годах, но плотно вошли в литературу после 1985 года. Условно-метафорическая проза связана с тем, что нынешний день характеризует всё мироздание, отсюда часто появляются несколько параллельных вселенных, в которых происходит действие (произведения В. Маканина «Лаз», Л. Латынина «Ставр и Сара», Т. Толстой «Кысь»). Авторы, работающие в направлении иронического авангарда, иронически отвергают настоящее, старые нормы уже утрачены (повесть С. Довлатова «Ремесло»).
Более всего духу современности откликается именно постмодернизм. Для него характерно представление о мире как о хаосе (без каких-либо ценностей), отсюда и понимание реальности как ненастоящей. Мир воспринимается как симуляция, даже просто текст, что приводит к неразличению своего и чужого слова, важна становится интертекстуальность. Автор понимает себя как интерпретатор (вспоминается термин Р. Барта «смерть автора»), использующий технику монтажа или коллажа в создании текста. Первым произведением, начинающим тяготеть к постмодернизму, считается «Москва-Петушки» В. Еровеева: здесь уже есть интертекстуальное поле, но всё ещё присутствуют ценностные позиции.
В русском постмодернизме можно выделить несколько направлений. Во-первых, соц-арт – переигрывание советских клише и стереотипов, обнаружение их абсурдности (В. Сорокин «Очередь»). Во-вторых, концептуализм – отрицание всяких понятийных схем, понимание мира как текста (В. Нарбикова «План первого лица. И второго»). В-третьих, фэнтези, отличающееся от фантастики тем, что вымышленная ситуация выдается за реальную (В. Пелевин «Омон Ра»). В-четвёртых, ремейк – переделка классических сюжетов, обнаружение в них смысловых зияний (Б. Акунин «Чайка»). Наконец, сюрреализм – доказательство бесконечной абсурдности мира (Ю. Мамлеев. «Прыжок в гроб»).
Русская литература начала XXI века ещё не получила должного научного обоснования. На данный момент есть лишь небольшое количество критических статей, авторы которых предпринимают попытки классифицировать направления, жанры, указать основные тенденции развития современной литературы. Среди особенностей можно выделить потребность поиска идеала и новых приёмов отражения действительности, кризис постмодернизма и его осмысление, деление на два лагеря – «модернисты» (постмодернизм, креативный модернизм, игровая литература) и «традиционалисты» (реализм, гиперреализм, эстетический реализм, женская проза, молодая проза, национальная идея).
Конечно, тенденция к возвращению реализма не оригинальна (здесь уже очевидный переход к новому реализму), как и появление мифологизированного повествования, беллетризованной истории, притчевой, религиозной и квазирелигиозной литературы. Как и фельетонная литература (проект «Гражданин поэт» Д. Быкова и М. Ефремова) или явление герметичной литературы, отстранённой от современности, действие которой происходит будто вне времени и пространства (например, в творчестве У. Гамаюн, Р. Шмаракова, А. Черчесова, А. Ривелоте, Н. Рубановой, Д. Рагозина). Но это явные особенности литературы XX века.
В русской литературе стремительно формируется феномен, получивший название постреализма. В основе метода лежит универсальный принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Заметно влияние постреализма на Л. Петрушевскую, В. Маканина, С. Довлатова, работавших в русле постмодернизма. Для постреализма важно достижение истины. Даже если потеряны универсальные ценности, частная правда остаётся. И она будет соединена с прошлым. Личная жизнь индивида осмысляется с точки зрения всеобщей истории, но наполнена персональными смыслами.
Кроме того, модернизм, переходя в постмодернизм, трансформировался в постпостмодернизм. Для его характерно формирование новой художественной среды (или, как считает А. Коклен, среды «технообразов»). Для восприятия текстов этого направления необходимо интерактивное восприятие объектов культуры: методы созерцания, анализа и интерпретации уступают проектной деятельности читателя, что делает его способным стать автором (по аналогии с термином «смерть автора» Р. Барта можно говорить о «смерти читателя»). Художественный объект растворяется в киберпространстве, трансформируясь в нём и оказываясь в зависимости от умений конструктора-читателя. Таким образом, происходит переход от интертекстуальности к стиранию вообще границ между текстом и реальностью. Особенностями русского постпостмодернизма являются новые характеристики: искренность, гуманизм, даже некий утопизм. Это сочетается с открытостью к будущему, но интерес к прошлому не отвергается. Новым «местом жительства» литературы стало интернет-пространство.
Итак, современный литературный процесс характеризуется появлением новых типов художественных текстов, что позволяет говорить как о новаторстве, так и о традиционализме. Все упомянутые фамилии авторов и названия их книг являются, несомненно, значимыми, они вписаны в историю современной литературы России.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!