это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5125504
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 7
2. Этапы формирования в онтогенезе пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в норме 11
3. Особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
Заключение 30
Список использованных источников 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью является одной из важнейших задач коррекционной педагогики, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N 1599. Способность оперировать пространственными образами необходима ребенку для полноценной ориентировки в окружающем мире и успешного взаимодействия с ним. Однако при легкой умственной отсталости наблюдается значительное отставание в развитии пространственных представлений и замедленный темп их формирования. Это обусловлено нарушениями внимания, восприятия, мышления, памяти, моторики и другими особенностями психофизического развития детей, перечисленными в Приказе Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Таким образом, без адекватных пространственных ориентировок затруднено освоение навыков самообслуживания, передвижения, ручного труда. Ребенок не может выстраивать целостную картину окружающей действительности, затрудняется в понимании причинно-следственных связей. Это препятствует социализации и интеграции в общество. Так, недоразвитие пространственных представлений значительно ограничивает возможности личностной самореализации ребёнка с нарушением интеллекта, снижает качество его жизни. Поэтому поиск эффективных путей коррекции данного недостатка имеет важнейшее практическое значение.Объект исследования. Процесс формирования пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.Предмет исследования. Особенности и приемы формирования пространственных представлений у детей указанной категории.Цель работы. Разработка методики формирования пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью и проверка ее эффективности.Задачи работы:провести психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;определить этапы формирования в онтогенезе пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в норме;изучить особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.Степень разработанности. На протяжении последних десятилетий проблемы детской умственной отсталости являются объектом изучения многих исследователей (Е. Ф. Архипова, Р. Д. Бабенкова, Е.Н. Винарская, Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, и др.Гипотеза. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеются особенности в формировании пространственных представлений, проявляющиеся в:затрудненной ориентировке в схеме собственного тела, на плоскости листа, в окружающем пространстве;трудностях пространственного анализа и моделирования;низком уровне вербализации пространственных представлений и соотношений;ограниченной способности представлять взаимное расположение объектов в пространстве.Разработанная методика, включающая диагностический, подготовительный, ознакомительный, тренировочный и практический этапы работы, будет способствовать преодолению этих трудностей и более успешному формированию пространственных представлений у детей указанной категории.Обоснование гипотезы:1. У детей с умственной отсталостью выявлено выраженное своеобразие и значительное отставание в развитии всех параметров пространственной ориентировки.2. От уровня сформированности пространственных представлений зависит успешность овладения учебной деятельностью и социальная адаптация детей.3. Традиционные особенности пространственного развития не учитывают специфику познавательных и пространственных возможностей умственно отсталых детей.4. Разработанная методика позволит осуществлять формирование пространственных представлений на основе обходных путей с опорой на сохранные функции, что соответствует особым образовательным потребностям этих детей.Таким образом, предполагается, что использование данной методики будет эффективным для преодоления имеющихся трудностей пространственной ориентировки у младших школьников с умственной отсталостью.Научная новизна. Впервые разработана и апробирована методика формирования пространственных представлений, учитывающая особенности познавательной деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью.Методологическая основа. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, деятельностный подход в обучении.Теоретическая основа. Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.).Теоретическая и практическая значимость. Разработанная методика внедрена в практику ряда специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Ее использование способствует более успешному формированию пространственных представлений и преодолению трудностей пространственной ориентировки у младших школьников с умственной отсталостью.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части в виде трёх глав, заключения и списка использованных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Абрамова, Е. В. Формирование системы взаимоотношений между родителями и детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Е. В. Абрамова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2022. — № 1.
Агурайя, В. Н. Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / В. Н. Агурайя, Г. Р. Чернова, А. М. Захарова // Социальная педагогика. — 2021. — № 1. — С. 76—82.
Барбул, А. Р. Особенности временных представлений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. Р. Барбул // Студенческий. — 2021. — № 6—2(134). — С. 9—12.
Белозерская, О. В. Формирование пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью методами арт-терапии / О. В. Белозерская, К. Д. Шитова // Психическое здоровье. — 2023. — Т. 18, № 4. — С. 88—90.
Белялова, А. Р. Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. Р. Белялова // Студенческий. — 2022. — № 20—5(190). — С. 34—36.
Вещемова, Е. О. Организация логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Е. О. Вещемова // Научный Лидер. — 2023. — № 16(114). — С. 39—42.
Вещемова, Е. О. Особенности логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Е. О. Вещемова // Научный Лидер. — 2022. — № 43(88). — С. 17—20.
Воронкова, Е. В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. В. Воронкова // Современные научные исследования и инновации. — 2021. — № 12(128).
Груздева, Н. В. Формирование речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Н. В. Груздева // Студенческий вестник. — 2023. — № 22—1(261). — С. 58—63.
Дмитриенко, Н. Г. Занятия легкой атлетикой как средство развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Н. Г. Дмитриенко, Н. Ю. Дмитриенко // Студенческий вестник. — 2020. — № 23—2(121). — С. 14—15.
Елисеева, А. П. Развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. П. Елисеева, Е. В. Тинникова // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 1, № 9(29). — С. 111—119.
Зотина, М. А. Особенности отношения к природе у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости / М. А. Зотина, О. Ф. Горбунова // Интерактивная наука. — 2020. — № 2(48). — С. 15—17.
Кембель, С. Н. Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости в урочной деятельности / С. Н. Кембель // StudNet. — 2020. — Т. 3, № 1. — С. 10.
Колеватова, А. С. Концептуальная модель исследования развития зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. С. Колеватова // Современные достижения молодых учёных в медицине - 2020 : Сборник материалов VII Республиканской научно-практической конференции с международным участием, Гродно, 27 ноября 2020 года / Редколлегия: Е.Н. Кроткова (отв. ред.) [и др.]. — Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2020. — С. 122—125.
Кочкина, О. Э. К вопросу о проблеме формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / О. Э. Кочкина, М. И. Васильева // Интерактивная наука. — 2023. — № 2(78). — С. 46—48.
Кочкина, О. Э. Особенности использования дидактической игры в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / О. Э. Кочкина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 25 января 2023 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. — С. 88—93.
Куварзина, Д. А. Адаптация и дезадаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Д. А. Куварзина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, Екатеринбург, 22—23 апреля 2021 года. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. — С. 84—89.
Кузнецова, А. А. Развитие зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (формирующий эксперимент) / А. А. Кузнецова, А. С. Колеватова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 133—142.
Лозгачева, Т. А. Особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Т. А. Лозгачева, Т. С. Соколова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, Тверь, 23—25 марта 2023 года / Под редакцией И.Д. Лельчицкого. Том Выпуск 21. — Тверь: Тверской государственный университет, 2023. — С. 171—178.
Лозовская, А. В. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. В. Лозовская // Студенческий вестник. — 2021. — № 19—2(164). — С. 17—18.
Лукьянова, И. Е. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / И. Е. Лукьянова, Н. Н. Присяжнюк // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 80—1. — С. 201—203.
Мурза, К. Развитие общей моторики детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью / К. Мурза // Студенческий вестник. — 2022. — № 46—1(238). — С. 39—40.
Мурза, К. Эмпирическое исследование развития общей моторики детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости / К. Мурза // Студенческий вестник. — 2023. — № 23—1(262). — С. 53—55.
Особенности нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости / Т. С. Овчинникова, Г. Р. Чернова, М. А. Ахметов, А. М. Захарова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2023. — № 6—1. — С. 62—68.
Пенкрат, И. В. Особенности словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей группы риска / И. В. Пенкрат // Студенческий вестник. — 2023. — № 11—2(250). — С. 44—45.
Петрова, А. В. Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. В. Петрова // Интерактивная наука. — 2023. — № 3(79). — С. 33—35.
Репина, М. Е. Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью / М. Е. Репина // Инклюзия в образовании. — 2023. — Т. 8, № 2(30). — С. 76—88.
Семеева, Н. Л. Особенности слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью / Н. Л. Семеева // Студенческая наука и XXI век. — 2022. — Т. 19, № 1—2(22). — С. 267—269.
Сторчаенко, М. В. Изучение уровня сформированности временных представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью / М. В. Сторчаенко // Детство в современном мире - 2022 : Материалы Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-практической конференции, Пермь, 19—20 мая 2022 года / Редколлегия: Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Гончарова-Тверская. — Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2022. — С. 517—526.
Ягьяева, А. Э. Специфика формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. Э. Ягьяева, Н. С. Сухонина // Вопросы педагогики. — 2020. — № 10—2. — С. 234—237.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!