это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
557260
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему «Может ли состояться/ состоялось ли МСУ в современной России?»
Местное самоуправление — одна из наиболее обсуждаемых тем среди отечественных юристов, политологов и экономистов. Отслеживая проблематику публикаций и публичных выступлений, можно прийти к выводу, что при массе новаций, постоянно вносимых органами федеральной и региональной власти Российской Федерации в реальную жизнь местного самоуправления, все его болевые точки, проблемы и противоречия остаются почти без изменения, а в ряде случаев их число даже возрастает.
Местное самоуправление России сформировалось как благодаря отечественному опыту, так и под влиянием международных стандартов. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла Европейская хартия местного самоуправления. Указанный документ был принят в форме конвенции в 1985 году и спустя несколько месяцев был открыт для подписания. В последующие годы его положения были поддержаны большинством государств, которые входят в состав Совета Европы. Россией Европейская хартия была подписана в 1996 г. Таким образом, на данный момент местное самоуправление в нашей стране строится на правовой основе названого документа.
Сегодня местное самоуправление являет собой особый уровень реализации власти в стране. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации граждане выражают свою власть через госорганы, муниципальные органы. Кроме того, народ может реализовывать свою волю непосредственно через выборы, референдумы и прочие формы прямого волеизъявления. Государственная и муниципальная власть, таким образом, являются формами выражения народовластия в стране.
Местное самоуправление, характеризующееся в качестве формы народовластия, закреплено в Федеральном Законе, отражающем общие принципы формирования муниципальной власти. В соответствии с законом, эта ветвь власти является гарантируемой и признаваемой самостоятельной деятельностью населения по решению вопросов муниципального значения. При этом в тексте закона содержится указание на ответственность народа за свои решения. Волеизъявление граждан может реализовываться непосредственно либо через органы территориального (муниципального) самоуправления. Решение вопросов муниципального значения при этом осуществляется в соответствии с интересами народа, его историческими и прочими традициями. Такое определение объединяет в себе наиболее значимые признаки, которые характеризуют муниципальную власть и ее положение во всей системе народовластия страны.
В ходе реформы местного самоуправления 2003-2008 годов не были решены проблемы четкого разграничения ответственности и баланса власти в регионах.
В результате реформы была создана двухуровневая система местного самоуправления, однако созданные поселения фактически лишены реальных финансовых ресурсов и вынуждены действовать в условиях разваливающейся инфраструктуры, нехватки средств и кадров. То же самое, но в большем масштабе, имеет место в городских округах.
Имеет место явная тенденция, когда вышестоящие уровни публичной власти пытаются концентрировать все ресурсы «наверху», а ответственность перекладывать «вниз», на уровень поселений.
Стремление максимально унифицировать правовую базу местного самоуправления в стране привело к тому, что очень мало были учтены местные особенности. Многие нормы муниципального законодательства размыты.
Из-за сокращения перечня налоговых источников финансирования местных бюджетов практически все муниципальные образования стали дотационными. По этой причине муниципалитеты не могут активно проводить работу по оптимизации своих расходов.
Политико-правовой механизм взаимодействия между муниципальными и региональными органами власти является комплексом способов и форм регулирования интересов, создании при реализации управленческой деятельности необходимого взаимодействия, с инициативным и энергичным привлечением к этой деятельности граждан и общественных организаций и на основе существующих региональных, федеральных законов, а также других правовых норм.
Законодательство Российской Федерации в сущности не нормирует взаимодействие органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти напрямую, определяя в этой сфере исключительно общие принципы. Вследствие чего согласованное действие органов государственной власти и местного самоуправления на федеральном уровне требуется в конкретизации.
Центральным элементом территориального общественного самоуправления проявляется протестная активность. Она предстает в виде обращений в органы власти граждан, в разных формах саботажа относительно официально принятых решений местной властью, в виде пикетов и митингов.
Причинами такой протестной активности являются неблагополучное состояние близлежащих территорий жилому фонду территорий, самого жилого фонда, общее падение нравов.
Если в разные формы социальной активности начнет подключаться молодежь, которая не обладает традиционными патерналистскими установками к власти, протестная активность может предстать и как серьезная опасность.
Многие социологи и экономисты, изучающие проблематику развития муниципального управления в Российской Федерации, обозначали элементы его формирования в нашей стране. Это общий местный интерес, соседские связи. На основе проанализированных авторских данных в научный аппарат изображения территориального общественного самоуправления в качестве социального института помещены следующие элементы: «артельность» - особая форма коллективизма, протестная активность населения, информационно-коммуникативная основа.
Социальной базой российского современного местного самоуправления является уникальная социальная структура, местное сообщество, организованное «снизу» самими гражданами. Основными факторами, способными объединить людей в социальном пространстве, являются присутствие местного интереса, неформальная организация, соседские связи, основанные на местном и региональном интересе, протестная активность. Самоорганизация в разрешении социальных и экономических проблем формируется на принципах «артельности», воспринимающейся как особая форма российской общинности, помогающей самоорганизации, в основе которой находится базовая цивилизационная ценность русского народа – социальный коллективизм.
Особое положение в системе муниципального управления занимают представительные органы. Это следует из нижеуказанных фактов.
Во-первых, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непосредственно устанавливают присутствие выборных органов местного самоуправления.
Во-вторых, как правило, представительные органы избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны показывать их волю при разрешении возложенных на них задач.
В-третьих, представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой выделяет особенность их статуса по сравнению с должностными лицами муниципального управления и исполнительно-распорядительными органами, что характеризует их как основное звено в системе местного самоуправления.
Однако практика существования муниципального управления в Российской Федерации показала, что для его успешного развития наряду с условиями политического и правового характера требуется устойчивая экономическая основа, обеспечивающая финансовую самостоятельность муниципального управления, способность к совершенствованию деятельности муниципальных органов и повышению эффективности их работы.
Поиск адекватной модели организации МСУ в различных регионах следует рассматривать как важную составляющую реформы системы муниципального управления в РФ.
Усовершенствование муниципальной службы и системы управления является необходимым условием благополучного решения задач, стоящих перед обществом, и укрепления российской государственности. Не что иное, как органы управления и власти, персонал государственной и местной службы способны непосредственно влиять на развитие происходящих в стране реформ, гарантировать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.
В то же время, как показывает практика, проблема образования высокопрофессионального, качественного корпуса государственных и муниципальных служащих предстает одной из сложнейших проблем любой государственной системы.
Здесь поднимаются такие неоднозначные вопросы, как усовершенствование системы отбора кадров на государственную и муниципальную службу, поиск и разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, создание эффективных технологий расстановки и продвижения кадров, и т.п.
Демократия является необходимым аспектом в становлении и улучшении местного самоуправления. К сожалению, этот аспект недостаточно быстро реализуется во многих муниципальных образованиях. Население имеет право на самостоятельное решение, относительно вопросов местного значения, и оно имеет защиту в виде государственных гарантий. Реализация этого права возможна различными способами и в равной мере доступна всем гражданам Российской федерации.
В отличие от государственной власти, местное управление имеет возможность выражать защиту и интересы населения «на местах», что дает возможность гражданам непосредственно участвовать в решении важнейших проблем общества.
Демократический строй это признак развитого государства и общества. В главном законе страны указано, что Россия является, прежде всего, правовым и демократическим государством. Следует отметить, что народ, проживающий в России, так же способен осуществлять власть, в установленных законодателем, рамках.
Демократию можно охарактеризовать как форму правления, при которой нет жёстких ограничений, цензуры и запретов со стороны государства, народ сам может принимать важные решения, участвовать в принятии законов. Волеизъявление в рамках российского законодательства, народ может осуществлять в форме непосредственной и представительной демократии, как указано в Конституции России. Стоит заострить внимание именно на первой форме.
Проблема заключается в том, что у граждан нет навыков или желания принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Эта сфера еще недостаточно эффективна, и не всегда востребована обществом. Население во многом перестало принимать самостоятельное участие, при решении совместных вопросов благоустроенного проживания на местной территории. Общество, в большинстве своем, не пытается нести личную ответственность в обустройстве своего города, перекладывая и ожидая изменений со стороны местной власти.
Для того чтобы институты непосредственной демократии интенсивно развивались необходимо расширять политическое участие ее субъектов в решении вопросов местного значения. В случае если народ не проявит свою инициативу, цели управления на местах не будут достигнуты. Поэтому необходимо акцентировать внимание на активность со стороны населения. Поэтому необходимо, именно практическое решение этих проблем со стороны граждан.
На сегодняшний день территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) имеет реальную всестороннюю поддержку и понимание со стороны не только местной, но и региональной власти. Наряду с быстрым развитием ТОС в разных регионах России, становятся очевидными и проблемы в этой сфере. Помимо отмеченной проблемы в целом спорного отношения к ТОС со стороны органов МСУ, которые подчас видят в ТОС определенного «конкурента», есть ещё серьёзные проблемы в законодательстве, в двойственной природе ТОС.
Стоит отметить, что отсутствует система управленческой синхронизации работы органов власти разных уровней и ТОСов в границах муниципальных образований, что приводит к дублированию, с одной стороны, и не вниманию к проблемам территорий и жителей, не рациональному использованию ресурсов. Но ситуация меняется. Меняются законы, меняются и люди. За четверть века своей работы ТОСам удалось оказать сильное влияние на деятельность местной власти, сделав её более ориентированной на жителя.
В некоторых регионах ТОС охватили практически все муниципальные образования (например, Республика Марий Эл, Краснодарский край, Белгородская и Волгоградская области), есть города, в которых работает по несколько сотен ТОС (в частности, Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Орел, Тамбов, Челябинск). Однако в ряде регионов ТОС созданы единично или вообще отсутствуют (например, Республики Калмыкия, Карелия, Чеченская Республика, Мурманская и Псковская области, Камчатский край).
В целом, по данным Министерства юстиции РФ по состоянию на начало 2016 года в стране действовали около 21 тыс. ТОС, охватывающих 4 тыс. муниципалитетов.
В ряде территорий наблюдается повышенное внимание к работе ТОС, что проявляется в создании специализированных отделов в органах государственной власти или местного самоуправления, принятию и реализации разнообразных муниципальных и государственных (региональных) программ по развитию гражданского общества, местного самоуправления, общественного участия в местном самоуправлении.
Главная проблема ТОСов заключается в отсутствии единого ответственного за деятельность ТОС органа государственной власти. На сегодняшний день эти функции закреплены за Министерством юстиции Российской Федерации, но двойственность нормы об обязательности регистрации ТОС исключает из внимания ведомства большую часть организаций. Из этой проблемы вытекают еще две. Во-первых, отсутствуют достоверные статистические данные о ТОС в субъектах Российской Федерации, что не позволяет определить уровень развития этой формы непосредственной демократии, а без этого невозможно выстраивание государственной политики в области развития ТОС. Во-вторых, нет унифицированного подхода к ТОС, что приводит к разрозненности подходов к их сущности и функционалу.
Итак, при всех сетованиях на кризис местного самоуправления России оно было и остается важнейшей частью нашего государственного устройства и повседневной жизни, и никаких сомнений по поводу необходимости его функционирования в новой общественно-политической и экономической ситуации не может быть. В современных условиях значимость этого местного самоуправления как фундаментальной основы только возрастает.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!