это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5703210
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ 10
1.1.Характеристика архивных фондов периода ВОВ Муниципального архива города Сургута как наглядных материалов на уроках истории в 10 классе 10
1.2.Особенности формирования исторических представлений с помощью наглядного метода обучения на уроках истории 13
ГЛАВА II. Конспект урока по теме «Великая Отечественная война» для 10 класса с применением архивных документов как наглядного материала для формирования исторических представлений на уроках истории в 10-ых классах 20
2.1. Методы формирования исторических представлений 20
2.2. Разработка урока по теме «Великая Отечественная война» для 10 класса с применением архивных документов 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Приложения……………………………………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что современное историческое образование направлено на формирование у обучающихся средней школы универсальных учебных действий и функциональной грамотности, которые позволяют создать условия для развития современного гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в части планируемых результатов освоения основной образовательной программы создает условия для исторического образования, которое направлено на формирование и развитие гражданской идентичности современного гражданина. В связи с этим возникает потребность в использовании на уроках истории иллюстративного материала, который позволяет создавать на уроке не только положительный эмоциональный фон и погружение в изучаемую историческую эпоху, но и создает условия для успешного изучения исторического материала. Степень изученности проблемы. Данной теме посвящено множество трудов выдающихся методистов. О проблеме использования иллюстративного материала (метод наглядности), в том числе электронных источников в процессе обучения истории написано множество статей, различных руководств и хрестоматий для учителя. Существуют также целые труды, которые посвящены этой теме. Вопросы обучения работе с иллюстративными документами (фотографиями, репродукциями, реконструкциями и т.д.) рассматриваются в трудах, как советских, так и современных методистов, педагогов. Среди советских исследователей этому вопросу большое внимание уделяли А. А. Вагин, П. В. Гора, И. Я. Лернер, А. И. Стражев. Они рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных с использованием исторических иллюстраций на уроках истории. Авторы констатировали необходимость регулярного обращения к историческому источнику при объяснении каждой новой темы, отметили, что работа с источниками способствует развитию у учащихся аналитического мышления, формирует навыки поисковой самостоятельной работы. Современные методисты и педагоги также уделяют большое внимание использованию иллюстративных исторических источниках на уроках истории. А.А. Вагин в своем методическом труде указывает на важность формирования смыслового чтения на учебных занятиях по истории во всех классах, несмотря на то, что труд написан в конце 60-х гг. ХХ века он не теряет своей актуальности, так как методы работы с иллюстрациями, фотографиями, архивными документами, рассмотренные автором, научно обоснованы. А.А. Вагин не умаляет значение формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей при изучении истории, обосновывает важность анализа при проведении учебных занятий. Большой потенциал по мнению автора проявляется при использовании в школьном обучении историко-краеведческого материала. П.В. Гора в своем труде представляет психологическое и дидактическое обоснование использования наглядностей на уроках истории, классификацию наглядных материалов, обоснование методики их использования на учебных занятиях истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета. Автор утверждает, что использование наглядностей позволяет сформировать у обучающихся предметные результаты освоения основной образовательной программы. В монографии И.Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения» на основе результатов многолетнего теоретического и экспериментального исследования излагается целостная концепция методов обучения, обосновывается система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей школьников. Автор также в своем труде отмечает значение использования наглядного материала, краеведческого материала, применение методов развитие критического мышления через работу с иллюстрациями, фотографиями и текстом, в том числе историческим. Современные методисты и педагоги также уделяют большое внимание использованию наглядных материалов на уроках истории. Различные стороны, изучаемой проблемы, рассмотрели: Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, М. В. Короткова и М. Т. Студеникин, А. Т. Степанищев, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган. Современные педагоги разрабатывают новые методики и приёмы работы с иллюстрациями, фотографиями и другими наглядными материалами на уроке и во внеурочной деятельности. В работе авторов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой рассматриваются концептуально – методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного развивающего обучения. В работе отражены актуальные проблемы в системе школьного российского образования. В пособии В.В. Шогана автор предлагает новую, личностно-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строятся новые типы учебных занятий. Методист предлагает применять на учебных занятиях по истории системно-деятельностный подход, основанный использовании письменных источников, наглядных образов, таблиц, схем и исторических карт. Работу с наглядными материалами, архивными материалами можно рассмотреть в рамках методических рекомендациях и методических статьях таких авторов как: Р.В. Пазина, Н.Н. Скоснягина, А.А. Татаренко, С.В. Токмянина, И.А. Щуринова и др. В статьях рассматриваются особенности работы с письменными историческими источниками, методы использования иллюстративного материала, фотодокументов и фотографий в общеобразовательной школе. Применение системного подхода при планировании, организации и проведении этого вида учебно-исследовательской деятельности способствует достижению планируемых результатов. К документам, предлагаемым школьникам для источниковедческой работы предъявляется ряд требований: соответствие целям школьного исторического образования, информативность, проблемность, доступность для чтения и осмысления.Не менее важным аспектом изучения истории является формирование исторических представлений, а также создание положительного эмоционального фона на уроках. Данные стороны изучаемой проблемы были рассмотрены такими авторами как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.А. Вагин. Я.А. Коменский определяет основные идеи создания эмоционального фона на уроке с помощью метода наглядности, который определяет, как один из принципов обучения и воспитания. К.Д. Ушинский выступал за такое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности. А.А. Вагин одним из основных методов формирования исторических представлений является формирование понятийного аппарата, то есть знание понятий. Таким образом, педагоги- теоретики считают, что основными методами формирования исторических представлений у обучающихся является метод наглядности. Следовательно, применение наглядного материала в педагогической практике имеет большое значение для формирования исторических представлений об основных процессах и явлений у обучающихся 10-х классов. Таким образом, проблема рассматриваемого вопроса является актуальной, так как находилась в центре внимания советских педагогов и методистов, и находится в центре внимания современных исследователей. В 10-х классах особое внимание уделяется периоду Великой Отечественной войны. Согласно ФГОС СОО, уроки истории должны формировать гражданскую идентичность учащихся и углублять их понимание причин, хода и последствий Великой Отечественной войны. Для полного представления о событиях 1941-1945 годов важно понимать неразрывность общей истории страны и героизма наших земляков, поэтому для обогащения уроков по данной теме и формирования корректных исторических представлений можно использовать информацию из архивных фондов, содержащих наглядные материалы и отражающих дух эпохи. Следовательно, источниковой базой исследования являются, в первую очередь, официальные документы, а именно Федеральный закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральная основная образовательная программа среднего общего образования, историко-культурный стандарт, исторические источники: опись №10 142 фонд документы личного происхождения участников ВОВ; опись № 8 142 фонд Резинкина (Чернышева) Анна Кузьмовна, ветеран ВОВ; опись № 6 142 фонд коллекция документов личного происхождения Мясниковых Анатолия Федоровича и Аллы Константиновны; опись № 5 142 фонд письма сургутян - участников ВОВ 1940-1944 гг.; опись № 3 фонд 233 дело постоянного хранения Желановой Екатерины Маркеловны, ветерана ВОВ; опись № 1 фонд 217- Показантьев Флегонт Яковлевич (1922-1996 гг.) - участник ВОВ 1941-1945гг., Почетный гражданин Сургута, краевед. На основании актуальности выбранной темы и степени изученности проблемы были определены объект и предмет исследования. Объект исследования: Архивные фонды и коллекции МКУ «Муниципальный архив города Сургута» посвященные периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Предмет исследования: использование архивных фондов МКУ «муниципальный архив города Сургута» как наглядности для формирования исторических представлений в 10-ых классах на уроках истории по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»На основании объекта и предмета исследования сформулирована цель работы, которая заключается в том, чтобы рассмотреть возможности применения архивных документов периода Великой Отечественной войны как наглядного материала для формирования исторических представлений в 10-ых классах на уроках истории и разработать урок по данной теме.Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи. Охарактеризовать архивные источники и подкрепляющие их фотодокументы из Сургутского архива с точки зрения наглядности с целью выявления их потенциала развития исторических представлений на уроках истории в 10 классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». Рассмотреть виды исторических представлений и методы их формирования у обучающихся 10-х классов на уроках истории в рамках темы «Великая Отечественная война». Разработать урок в 10-ых классах по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» с использованием отобранных архивных документов как наглядного материала для формирования исторических представлений.Методологической базой исследования выступают методы анализа, синтеза, интерпретации, систематизации теоретических положений по проблеме исследования, позволяющие рассмотреть поставленные исследовательские задачи в контексте перехода от общего к частному и наоборот. Методы анализа и синтеза позволили рассмотреть исторические источники в рамках изучаемого процесса и оценить представленную в них информацию. Работа состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, заключения и списка литературы.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые документы
Историко-культурный стандарт (ред. от 02.03.2023) [Электронный ресурс]. URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646665290&tld=ru (дата обращения : 21.06.2024).
Концепция преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646591698&tld=ru&lang=ru&name=Kontseptsiya_po_Istorii.pdf&text (дата обращения: 06.03.2022). – Текст : электронный.
Федеральная образовательная программа по истории Отечества 10-11 класс базовый уровень – URL : https://workprogram.edsoo.ru/work-programs/3841270 (дата обращения: 24.06.2024)
Федеральная основная образовательная программа (ФООП) для всех уровней общего образования, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения и подписана Председателем Правительства РФ (ред. От 22.06.2024) [Электронный ресурс]. URL : https://fgosreestr.ru/uploads/files/d070a96196a56195ba208007635c6424.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ред. От 29.12.2020) [Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 24.06.2024).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (ред. От 29.12.2020) [Электронный ресурс]. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 24.06.2024)
Источники
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 142. Оп. 5.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 142. Оп. 6.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 142. Оп. 8.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 142. Оп.10.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 217. Оп. 1.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута». Ф. 233. Оп. 3.
Литература
Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов : коллективная монография. Ч. 6 / отв. ред. д-р ист. наук, проф. Л.В. Алексеева. – Нижневартовск: НВГУ, 2019 – 162 с. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646161847 (дата обращения 22.06.2024).
Бернхейм Э. Введение в историческую науку. – М.: М.Н. Прокопович, 1908. – 135 с.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе [Электронный ресурс]. URL : https://www.studmed.ru/vagin-a-a-metodika-prepodavaniya-istorii-v-sredney-shkole-uchenie-o-metodah-teoriya-uroka_1cbdf2a1680.html (дата обращения 22.06.2024)
Виды наглядных средств обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya (дата обращения: 22.06.2024)
Винокурова, М.Ф. Исторические источники в преподавании истории на современном этапе развития образования. – URL : https://infourok.ru/istoricheskie-istochniki-v-prepodavanii-istorii-534154.html (дата обращения: 21.06.2024).
Ворошилова, Н. В., Толмачева, А. В., Кукса, Е. Н. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – №. 2 (155). – С. 43-50.
Вяземский Е.Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие. –М.: Русское слово, 2014. – 134 с.
Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе [Электронный ресурс]. URL : https://www.studmed.ru/gora-p-v-metodicheskie-priemy-i-sredstva-naglyadnogo-obucheniya-istorii-v-sredney-shkole_ba0ab467e7b.html (дата обращения: 24.06.2024)
Дайри, Н.Г. Как подготовить урок истории. – Москва : Просвещение, 1969. – 58 с.
Домнина, О.Н. Приемы работы с иллюстративным материалом на уроках истории. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/676844 (дата обращения : 10.03.2022).
Донская Н.С. Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования: к анализу научно-методического наследия профессора П.В. Горы//Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т.5. № 6. С. 760-765
Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 10–11 июня 2021 г.) / науч. ред. М. Г. Цыренова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021 — 208 с. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646161847&tld=ru&lang=ru&name=publication_104.pdf&text (дата обращения: 24.06.2024).
История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. в 3 ч. Ч.1/ под. Редакцией А.В. Торкунова. – Москва : Просвещение, 2016. – 175 с.
История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. 10 класс (лекции, опорные конспект, тесты, схемы) / Н.С. Кочетков. – Волгоград. – 2005. – 144 с.
Картавая, Ю. К., Кравченко, О. Г. Проектная деятельность как современная педагогическая технология // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79- С. 22-28
Ключевский В.О. // Методология русской истории. – URL: https://vivat-fomenko.narod.ru/lib/metodologiya.html (дата обращения: 22.06.2024)
Коменский, Я.А. Великая дидактика - Санкт-Петербург : ред. журн. "Семья и школа", 1875-1877. - 312 с.
Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
Короткова, М.В., Студеникин, М.Т. Методика обучения истории в схемах таблицах описаниях. Практическое пособие для учителей. – URL : https://www.herzen.spb.ru/uploads/glazunovm/files/Structure/Metod/nasledie/korotkova_studenikin_metodika_prepodavanija_istori.pdf (дата обращения: 21.06.2024).
Кротов, Р.М. Работа с историческими источниками на уроках истории. Методические рекомендации. – URL : https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/02/11/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 21.06.2024).
Кротов, Р.М. Работа с историческими источниками на уроках истории. Методические рекомендации. – URL : https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/02/11/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 01.03.2022).
Лапытова, О.Ш. Методическая разработка «Использование учебных картин на уроках истории». – URL : https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-ispol-zovaniie-uchiebnykh-kartin-na-urokakh-istorii.html (дата обращения : 21.06.2026).
Мазур Л.Н. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического знания // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 160–178.
Мурзаев, В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории / В. С. Мурзаев. – М.: Учпедгиз, 1960 – 112 с.
Мухаметова Н.Ш. Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида. - URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/03/25/priemy-raboty-s-illyustrativnym-materialom-uchebnika-istorii-dlya. (дата обращения: 23.06.2024)
Никулина Н.Ю, Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие. – Калининград . – издательство Калининградского университета. – 200. – 95 с. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646149476&tld=ru&lang=ru&name=nikulina (дата обращения: 21.06.2024) .
Осмоловская И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение //Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39). С. 31-41
Пазин Р.В. Работа с историческим источником на уроках истории: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ [Электронный ресурс]. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646161847&tld=ru&lang=ru&name= (дата обращения: 22.06.2024).
Салтымакова, С.В. Методика преподавания истории в условиях ФГОС. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/664357 (дата обращения: 24.06.2024).
Сидорова, Н.К. Методические аспекты преподавания истории в условиях реализации ФГОС. – URL : file:///C:/Users/Katerina/Downloads/metodicheskie-aspekty-prepodavaniya-istorii-v-usloviyah-realizatsii-fgos.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
Скоснягин, Н.Н. Формирование умений работы с историческим источниками на уроках истории (на материале МБОУ «Рассветовской ООШ» Романовского района) [Электронный ресурс]. URL : https://infourok.ru/formirovanie-umeniy-raboti-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokah-istorii-na-materiale-mbou-rassvetovskoy-oosh-romanovskogo-ray-3098508.html (дата обращения 24.06.2024). –Собрание сочинений / К.Д. Ушинский ; Ред. коллегия: А.М. Еголин (глав. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский – URL : https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/polnoe-sobranie-sochinenij-v-11-tomah/ (дата обращения: 22.06.2024)
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 85 с.
Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе : пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 79 с.
Татаренко А. А. Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/371/83254/ (дата обращения: 20.06.2024).
Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании [Электронный ресурс]. – URL : https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 21.06.2024).
Хлытина, О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации. // Омский научный вестник № 6 (74). – 2008. – С. 163 – 167 – URL : file:///C:/Users/Katerina/Downloads/istoricheskie-istochniki-v-uchebnom-istoricheskom-poznanii-traditsii-i-innovatsii.pdf (дата обращения: 21.06.2024)
Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 128 с.
Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования : учеб. Пособие/ В.В. Шоган. – Ростов на Дону, 2007. – 475 с.
Щуринова И. А. Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1697/ (дата обращения: 21.06.2024)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!