это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5813654
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы реформ образования в России XIX века обусловлена тем, что именно в этот период были заложены основы для развития всеобщего просвещения и формирования современной образовательной системы. Преобразования этой эпохи, несмотря на их противоречивость и непоследовательность, открыли доступ к знаниям представителям всех сословий и создали предпосылки для культурного и научного расцвета страны в начале XX столетия.
XIX век стал временем бурного развития Российской империи. Промышленная революция, расширение внешних связей, урбанизация требовали большого количества образованных людей - не только дворян, но также разночинной интеллигенции, грамотных рабочих и крестьян. Осознание правящими кругами необходимости просвещения ради прогресса и процветания государства привело к целому ряду реформ в сфере образования.
Основными вехами этого процесса стали:
Целью данного эссе является анализ основных реформ образования XIX века, их предпосылок, сущности и последствий, а также оценка их роли в модернизации России и превращении ее в одну из ведущих мировых научных и культурных держав к началу ХХ века. Рассмотрение реформ в широком историческом контексте социального и экономического развития страны позволит сформировать комплексный взгляд на эволюцию российской системы просвещения в этот период.
Начало XIX столетия ознаменовалось либеральными преобразованиями в сфере просвещения, инициированными императором Александром I. В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, перед которым поставили амбициозную задачу - реформировать всю образовательную систему империи. Уже в 1804 г. были приняты новые уставы университетов и подведомственных им учебных заведений.
Ключевыми принципами образовательной реформы 1804 года стали:
Эти прогрессивные меры, соответствовавшие передовым европейским образцам, открывали возможность получить образование представителям всех слоев населения. Впервые крестьянские и мещанские дети могли учиться в гимназиях бок о бок с детьми дворян. Однако на практике этим правом смогли воспользоваться немногие из-за материальных трудностей.
В 1811 году был открыт также знаменитый Царскосельский лицей - элитное учебное заведение, воспитавшее плеяду выдающихся литераторов и государственных деятелей, включая А.С. Пушкина. Все эти начинания стали возможны благодаря союзу императора с просвещенной дворянской элитой, объединенной в Негласном комитете [2]. Однако со второй половины правления Александра I либеральный курс постепенно сворачивался, а после его смерти вовсе уступил место консервативной политике Николая I.
В николаевскую эпоху (1825-1855) развитие образования продолжалось, но уже в ином, охранительном ключе. Главной целью власти стало ограничение доступа к образованию низших сословий из-за опасений распространения революционных идей. В 1828 году начальные и средние учебные заведения были разделены на школы для детей дворян, купцов и крестьян. Гимназии и университеты стали практически недоступны для податных сословий [2].
Николай I делал упор на развитие профессионального образования для нужд бюрократии и армии. За годы его царствования число кадетских корпусов выросло с 5 до 20. Были открыты такие элитные военно-учебные заведения как Академия Генерального штаба, Артиллерийская и Инженерная академии. Университеты же с принятием нового устава 1835 г. лишились автономии и оказались под жестким полицейским контролем.
Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. со всей очевидностью продемонстрировало отставание России от передовых европейских держав и необходимость модернизации всех сфер жизни страны, в том числе и образования. С воцарением Александра II начинается эпоха Великих реформ, ставших самыми масштабными преобразованиями за всю историю Российской империи.
Одним из краеугольных камней этих реформ стала отмена крепостного права в 1861 году. Освобождение многомиллионной массы крестьянства породило острую потребность в повышении его грамотности и просвещении. Эту задачу были призваны решить реформы образования 1860-х годов [4].
В 1863 году принимается новый Университетский устав, восстановивший автономию высших учебных заведений, серьезно урезанную при Николае I. Университетам вернули выборность ректоров и профессуры, собственный суд, право самостоятельно составлять программы и учебные планы. Устав 1863 года заложил основы расцвета университетского образования и науки в последующие десятилетия.
Годом позже были утверждены "Устав гимназий" и "Положение о народных училищах", открывшие двери учебных заведений для детей всех сословий, включая крестьян. Хотя де-факто, в силу высокой платы и других ограничений, гимназии остались по преимуществу дворянскими, само провозглашение принципа всесословности имело огромное значение [4].
Согласно школьным реформам, наряду с классическими гимназиями с преподаванием древних языков были созданы реальные гимназии и училища, дававшие профессиональное образование. А в дополнение к государственным школам возникла широкая сеть церковно-приходских, земских и воскресных школ, обеспечивших начальное обучение миллионов крестьянских детей.
Поистине революционным шагом стало и зарождение системы высшего женского образования в России. В 1869 году в Москве, Петербурге и Казани были открыты первые Высшие женские курсы, дававшие полноценное университетское образование наравне с мужчинами. Появление женщин-врачей, учительниц, ученых стало символом прогрессивных перемен в российском обществе.
Реформы Александра II кардинально изменили образовательный ландшафт империи. Возможность учиться получили миллионы людей, ранее лишенных доступа к знаниям. Именно в пореформенный период берет начало взрывной рост грамотности населения. Особого упоминания заслуживает развитие педагогической мысли и методов преподавания в пореформенный период. Великий русский педагог К.Д. Ушинский разработал основы научной педагогики, адаптировал передовой зарубежный опыт к российским условиям. Его последователи - В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов - продвигали идеи гуманизации и демократизации образования, развития творческой личности ребенка. Широкое распространение получили новаторские методики - звуковой метод обучения грамоте, предметные уроки, лабораторные занятия по естествознанию.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!