это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5855747
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Управление государственной и муниципальной собственностью является значимым элементом эффективного функционирования государственной власти и местного самоуправления.
Эффективное управление ресурсами, принадлежащими государству и муниципалитетам, напрямую влияет на обеспечение социальных и экономических интересов граждан. В настоящее время наблюдается значительный рост количества объектов государственной и муниципальной собственности, что подчеркивает необходимость обновления подходов к их управлению.
Собственность является объектом гражданских прав, а право собственности - базовым в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются ГК РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами [2].
Управление государственной и муниципальной собственностью основано на сочетании организационно-правовых и организационно-экономических методов. Первые фактически регламентируют процессы владения, распоряжения и использования имущества через установку правил и норм [6].
В свою очередь, организационно-экономические методы подразумевают управление имуществом с помощью рыночных механизмов и экономических стимулов, что позволяет повышать эффективность его использования. Функции, выполняемые в процессе управления, включают планирование, прогнозирование, организацию, контроль и мотивацию. Основная цель управления заключается в гармонизации интересов государства, муниципалитетов и общества [6].
Гражданское законодательство Российской Федерации регулирует гражданские правоотношения, и органы государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий в этой сфере, за исключением случаев, указанных федеральными законами, связанных с управлением государственной собственностью субъектов. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ч. 2 ст. 212 называет субъекты, которым принадлежит имущество: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. ГК РФ защищает равные формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные виды [2].
Государственной собственностью в России, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, таких как республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа. Имущество из государственной собственности эксплуатируется государственными предприятиями и учреждениями на основе владения, пользования и распоряжения [2].
Иное имущество включает в себя казну и охватывает как движимое, так и недвижимое имущество. К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимости, такие как деньги и ценные бумаги. Недвижимое имущество включает земельные участки и объекты, прочно связанные с землей, например, здания и сооружения.
В 1992-1994 годах в России произошла радикальная перестройка собственности, связанная с приватизацией промышленных активов, созданных в советский период. Вместо постепенной эволюции к капитализму, рынок формировался на основе разрушения центральной системы хозяйствования. Процесс приватизации был стремительным: с 1991 года доля государственной собственности сократилась с 99% до 25% к 1998 году [7].
На начальном этапе реформ существовала неясная система отношений собственности, что было связано с высоким уровнем централизации и неэффективностью бюрократического управления. Объемы государственной собственности были чрезмерно велики и разнообразны, что сделало переход к новым формам собственности цикличным и непростым.
Разрушение монополии государственной собственности и оформление частной собственности стали основой для формирования различных форм собственности и развития рыночных отношений. Приватизация реализовывалась в кратчайшие сроки, хотя и не одномоментно. Наиболее распространенной формой приватизации стало акционирование, при котором унитарные предприятия превращались в акционерные общества. Государство сохраняло контроль над своим имуществом, хотя сама форма собственности менялась [7].
Основные этапы трансформации государственной собственности и развития частной собственности в России с 1991 года представлены в таблице. Первый этап, в 1992-1998 годах, характеризовался созданием частных компаний и их ростом. Второй этап (1999-2003) был связан с развитием корпоративной собственности и государственного предпринимательства [7].
На третьем этапе (2004-2009) наблюдалась экспансия государственного сектора в стратегические отрасли и сращивание государства с частными структурами. Современный этап (с 2009 года) включает в себя стабилизацию доли государственных компаний и расширение государственного регулирования, а также приватизацию как элемент государственной стратегии. Политика «разгосударствления» направлена на внедрение рыночных механизмов и развитие предпринимательства [7].
Право собственности на государственное имущество осуществляется через органы власти и уполномоченных лиц, что закреплено в третьем пункте статьи 214 ГК РФ, что создает механизм, позволяющий государственным органам эффективно управлять имуществом, сохранять и использовать его в интересах общества [2]. В частности, такой подход упрощает процесс принятия решений о распоряжении государственными активами, что важно для быстрой реакции на экономические вызовы.
Четвертый пункт статьи 214 ГК РФ уточняет, что имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными учреждениями и предприятиями для владения, пользования и распоряжения. Это дает возможность государственным учреждениям и предприятиям приводить в действие ресурсы, необходимые для выполнения своих функций и обеспечения общественных нужд, от образования до здравоохранения [2].
Значение государственной собственности подчеркивается и в контексте формирования государственного бюджета. Средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными учреждениями, формируют государственную казну, что отражает принцип единства финансовых ресурсов на разных уровнях власти [4].
Муниципальная же собственность, согласно ст. 215 ГК РФ, относится к собственности муниципальных образований и является основой для выполнения органами местного самоуправления социальных функций [2]. Конституция РФ (ст. 71–73) определяет предметы ведения в сфере экономических отношений и собственности как для Российской Федерации, так и для субъектов РФ [1]. Вопросы местного самоуправления регулируются ст. 130 и 132. Правовое регулирование муниципальной собственности необходимо для защиты интересов публичных образований, основы которого установлены Конституцией РФ, включая правила владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом [1].
Непосредственное законодательное регулирование в сфере отношений собственности осуществляется Гражданским кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Вопросы муниципальной собственности регулируются также федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом [3, 5].
Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства. «Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления, что требует установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил осуществления от имени муниципального образования правомочий собственника муниципального имущества» [2].
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!