это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5859051
Ознакомительный фрагмент работы:
С учетом многовековой истории культуры, искусства и литературы подходы к таким категориям как «прекрасное» и «ужасное» существенно менялись, наполняясь содержанием общественных установок, норм морали, и нравственности. Представляя в настоящий момент своеобразный итог развития цивилизаций и целых народностей, исследование данных категорий по-прежнему актуальны и представляют широкий научный интерес для современных исследователей.
В том числе актуальность темы исследовательской работы заключается в том обстоятельстве, что в настоящее время вопросы определения места и роли «прекрасного» и «ужасного» в общественном сознании, в той же мере как и иных эстетических компонентов довольно противоречивы. С одной стороны, сфера распространения эстетического планомерно расширяется, красота постепенно проникает во все сферы общественной жизни, в том числе в архитектуру, литературу, искусство, моду и стиль. С другой стороны, вместе с распространением происходит утеря самостоятельной ценности данных категорий, в том числе их основные характеристики все больше связывают с проявлениями престижа, богатства, власти и иного влияния.
Необходимо отметить, что проблема определения эстетического понимания мира в различных формах рассматривается человечеством со времен глубокой древности. Так, на этапе развития первобытного общества, древние люди стремились оставить следы своего творчества на стенах пещер, при этом многие из таких рисунков отличались высоким уровнем мастерства. Также, они стремились всячески украсить собственное жилище и бытовые предметы, которые в нем содержались, придавая данному процессу ни сколько ритуальное, сколько эстетическое значение.
Категория катарсиса, прекрасного и ужасного сохраняет высокую степень актуальности для основных направлений искусства и литературы и в современное время, вместе с тем на сегодняшний момент на наш взгляд философскому осмыслению недостает исторического упорядочивания. Кроме этого, многие исследователи отмечают, что современные виды искусства, в том числе и литература не ориентирована на читателя и в основном несет в себе желание авторов получить прибыль. Данная точка зрения имеет дискуссионный характер и требует дополнительного теоретического и философского осмысления.
Глава . «Катарсис» и «мимесис» в представлении античных философов
Изучение вопросов порождения чувства «прекрасного» и «ужасного», как и других эстетических категорий берет свое начало с середины 18 века, когда эстетика и философия была выделена в качестве отдельных и самостоятельных дисциплин. Первоначальное оформление в теоретическую доктрину данных научных категорий относят к временам таких известных философов как Платон и Аристотель, которые наряду с рассматриваемыми явлениями ввели в обиход такие понятия как «катарсис» и «мимесис». В буквальном смысле понятие «катарсис» в переводе с греческого означает духовное очищение и оздоровление. Интересным представляется то обстоятельство, что, по сути, ментальное значение катарсиса отметил именно Аристотель, до него понятие в основном соотносилось с биологическими процессами выздоровления организма.
В своем трактате «Поэтика», философ впервые соотнес физиологическое избавление от болезни с духовным очищением, которое человек прошел вследствие переживания трагических событий в своей жизни. В частности Аристотель считал, что личность индивидуума, находящаяся под влиянием таких неблагоприятных эмоций как ужас, боль и страх, в конечном итоге морально очищается, приобретая и сохраняя внутри чувство прекрасного. Непосредственно с понятием «катарсис», автор соотносит определение «мимесис», выступающее как ознаменование процесса воспроизводства за счет инструментов искусства психологического состояния, которое свойственно человеку при переживании катарсиса. Аристотель выдвигал мысль, что постижение таких категорий как «прекрасное» и «ужасное» может с одной стороны быть достигнуто за счет переживания человеком непосредственного события, с другой стороны подобное состояние он может испытать от непосредственного познания и воспроизводства подобных ощущений автором произведения. К одному из наиболее необходимых качеств, которое необходимо поэту, философ относит способность воспроизвести произведение искусства таким образом, чтобы от его лицезрения читатель или слушатель испытывал трепет и сочувствие, способные в конечном итоге привести его к катарсису.
Во многом теория Аристотеля в отношении катарсиса и мимесиса соотносится с философскими воззрениями Платона, утверждающего, что практически все виды искусства в первую очередь направлены на пробуждение в человеке сильных эмоций, в том числе жалости, страха или сожаления. При этом, Платон считал, что именно эти эмоции способны подавить рациональность человека, обнажив его истинные чувства и страсти. В том числе, философ, интерпретируя катарсис как средство постижения прекрасного, понимает под ним эмоциональное состояние, при котором человек ощущает сразу несколько чувств, таких как благо, истина и любовь, в совокупности отражающих порядок и целостность божественного Космоса. Несмотря на то, что автор понимал широкие возможности произведений искусства в пробуждении ими определенных чувств и эмоций, Платон все же считал, что они не могут в полной мере соотноситься с естественным, порожденным природой порядком вещей, и является лишь частичной копией прекрасного и ужасного в жизни.
Проведя анализ теоретических подходов к понятию «катарсис» можно прийти к выводу, что к основным характеристикам данного определения можно отнести очищение, освобождение или просветление, которое наступает от переживания прекрасного и ужасного вследствие познания определенного продукта искусства. Вместе с тем, это лишь одна из трактовок, официального определения катарсиса не дает даже открывший его Аристотель.
Так, например такие исследователи как Готхольд Лессинг рассматривает катарсис с точки зрения этического очищения, происходящее с человеком вследствие переживания сильных эмоций. Зигмунд Фрейд, анализируя его с точки зрения психотерапии, связывает подобное состояние с преодолением человеком своих внутренних подсознательных конфликтов.
По мнению В. Шестакова, в эпоху Средневековья к катарсису подходили с точки зрения разделения полученного эффекта. В частности, при достижении дидактической или воспитательной цели, искусство как инструмент постижения «прекрасного» и «ужасного» позволяет воспитывать в человеке тех или иных положительных нравственных качеств, при достижении гедонистической цели, человек получает физическое удовольствие от постижения трагедии иных людей.
При этом удовольствие в данном смысле олицетворяется как отождествление за счет постижения трагедии прекрасного с совершенным порядком устройства мира и космического пространства. Подобные представления отражены, в том числе в работах и учениях Августина, где красота и прекрасное, прежде всего, олицетворяется с выражением божественного света и миропорядка, в то же время на первый план при рассмотрении данных философских концептов выходит духовная сила и способность через страдание ощутить любовь. Фома Аквинский в своих работах представляет «прекрасное» с точки зрения отражения Божественного порядка и гармонии, которая достигается при его освоении.
В эпоху Возрождения подобной подход к катарсису сохраняется, вместе с тем приобретает иной смысловой оттенок. Так, в работах Дж. Бруно в качестве основной цели человеческой жизни выступает познание реальной структуры природы. В этом ракурсе «прекрасное» и «ужасное» выступает в качестве категории постижения данного познания. В том же русле выдвигал свою точку зрению и известный художник JI. Да Винчи, говоря про человека как безусловного дитя природы, который должен фактически обучаться всему у нее.
Среди литературных произведений данного исторического периода наиболее ярко раскрывается «Божественная комедия» Данте Алигьери, одно из самых известных и выдающихся творений человечества. Тема любви, как основного источника прикосновения к «прекрасному», удивительным образом соединяется в произведении с божественными символами и образами. На наш взгляд, читатель, который знакомиться с произведением может ощутить с состояние катарсиса.
Эпоха Нового времени фактически ассоциируется с рассмотрением постижения прекрасного с разумной точки зрения. Впервые с древних времен восприятие катарсиса и мимесиса непосредственно переходит в научное русло, и выводится из исключительно физиологического его осмысления. Так, такой французский писатель как Д. Дидро говорил, что «прекрасное» по сути, пробуждает в человеке мысль о необходимости создания счастливых отношений, основанных на чувстве любви как индикаторе гармонии.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Служебная дисциплина в органах внутренних дел.
Контрольная, Административная деятельность полиции
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно пройти контрольные тестирования по предметам
Тест дистанционно, Административное право, Безопасность жизнедеятельности, Гос. и муниципальные финансы
Срок сдачи к 28 дек.
Взаимодействие экономических и правовых отношени в хозяйственной жизни общества
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 31 дек.
Написать курсовую. Тема курсовой Маркетинг в развитии коммерческой...
Курсовая, Коммерция
Срок сдачи к 8 янв.
Сделать 6 несложных лабораторных в sql
Лабораторная, Информационные системы в экономике
Срок сдачи к 27 дек.
Решить задачу неканонического вида симплекс методом
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
доклад + презентация
Доклад, система государственного и муниципального управления
Срок сдачи к 26 дек.
Написать полные конспекты на темы: нервная система, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты
Реферат, Гистология Животных
Срок сдачи к 26 дек.
Написать текст для рекламной компании фотографа , подробнее ниже
Отчет по практике, Реклама и PR
Срок сдачи к 26 дек.
Расчет тягово-экономических свойств автомобиля.
Курсовая, Автомобильная промышленность
Срок сдачи к 29 дек.
сделать презентацию по заданию, уровнь 2...
Презентация, информационные технологии
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!