это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5891243
Ознакомительный фрагмент работы:
Гарольд Гарфинкель, видный социолог и основатель этнометодологии, оставил значительный след в области социологии. Родившись в еврейской семье, он изначально проявлял интерес к математике и физике, однако его путь привел его в осмысленный мир социальных наук. Учёба в Гарвардском университете укрепила его интерес к социологическим изысканиям, где он получил степень доктора, и в дальнейшем он стал известен своими новаторскими идеями и подходами.
Важной вехой в карьере Гарфинкеля стало его выступление на встрече Американской социологической ассоциации в 1954 году. Именно во время этого события он впервые обосновал этнометодологию как основной предмет своего научного интереса. Интересно, что это направление получило признание и внимание научного сообщества благодаря уникальному видению Гарфинкеля, который обратил внимание на то, как люди в повседневной жизни используют разнообразные рациональные методы для понимания и организации своего опыта.
Гарфинкель определял этнометодологию как исследование рациональных свойств выражений и других практических действий, которые формируют порядок и структуру повседневного социального взаимодействия. Его работа основывалась на идее, что смысл и порядок взаимодействий создаются не столько формальными структурами и институтами, сколько самими участниками социального процесса через их повседневные, нередко спонтанные действия. Гарфинкель считал, что изучение таких повседневных практик позволяет раскрыть скрытые механизмы, лежащие в основе социального порядка.
Этнометодология Гарфинкеля изменила восприятие многих социологов относительно того, как изучать и интерпретировать социальные явления. Её влияние ощущается во многих областях, от анализа повседневных коммуникаций до социологических исследований организаций и институтов. Гарфинкель оставил наследие как учёный, который привнёс в социологию новые методы и концепции, позволяющие глубже понять организацию и динамику человеческого взаимодействия.
В 1967 г. вышла книга профессора Калифорнийского университета Гарольда Гарфинкеля «Исследования по этнометодологии», которая создала предпосылки для возникновения нового направления в общей социологии и социологии науки. Гарфинкель попытался универсализировать методы этнографии, применяемые ею для исследования примитивных культур, и на этой основе вести социологический анализ когнитивных и коммуникативных форм современной социальной жизни. При всей «экзотичности» как в определении своего предмета, так и в методах исследования, резко противопоставляемых предмету и методам традиционной социологии, этнометодология, безусловно, имеет свои идейные и методологические истоки, главными из которых являются феноменологическая социология и методы этнографии.
Предмет этнометодологии – процедуры интерпретации, скрытые, несознаваемые, нерефлексивные механизмы коммуникации между людьми, которая при этом редуцируется к повседневной речи. Такой подход основывается на определенных допущениях, среди которых следует отметить, во-первых, отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление социологического исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого человека (собеседника), в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации – понимания и разговора, в-четвертых – отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Иными словами, в основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями, что очевидным образом представляет собой попытку универсализировать процедуры антропологического изучения иных культур. Этнометодология принципиально не приемлет разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели исследования, а действительное исследование необходимо строить на взаимосопряженности исследователя и исследуемого.
«Гарфинкелинг» — экспериментальный метод, который позволяет увидеть «работу» здравого смысла и фоновых ожиданий в реальности, особенно в тех случаях, когда проведение стандартизированного исследования затруднено.
Гарфинкель различает два уровня социального познания – повседневный опыт и социологическую теорию, выражая это в различении двух типов выражений – индексных и объективных. Индексные выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, причем в непосредственной связи с тем контекстом их употребления, в котором целиком и полностью определяются их значения. Объективные выражения описывают общие свойства объектов независимо от контекста их употребления. В этом случае объект оказывается представителем некоторого типа, класса, группы явлений, а утверждения обладают универсальной значимостью. Например, конкретный преподаватель и преподаватель вообще, конкретное занятие и лекция вообще.
Основная идея этого метода заключается в нарушении негласных правил и ожиданий, чтобы выявить скрытые нормы и структуру социальных взаимодействий, которые люди обычно не замечают. Эксперименты Гарфинкеля с участием студентов ярко иллюстрируют этот метод и его применение для анализа семейной динамики.
Первый эксперимент в изучении семьи методом «гарфинкелинга» был направлен на изучение того, как люди вступают в повседневные коммуникации и как они полагаются на устоявшиеся языковые нормы и ожидания. Этот подход базируется на идее этнометодологии, предложенной Гарольдом Гарфинкелем, которая фокусируется на изучении социальных норм и способов поддержания порядка в повседневной жизни. Эксперимент включал в себя активное вмешательство в обычный ход общения, что позволяло выявить скрытые структуры и механизмы, поддерживающие социальные взаимодействия.
Для проведения эксперимента студентам предлагалось участвовать в диалогах, в которых один из собеседников должен был делать повторные запросы на уточнение стандартных и обыденных выражений. Это могло быть простое высказывание вроде «какие у тебя планы на сегодня?», на что второй участник запрашивал бы разъяснение: «что ты имеешь в виду под «планами»?». Такие просьбы ставят говорящего в ситуацию, где требуется больше, чем ожидалось пояснить свои намерения и смыслы, которые обычно оставались невыраженными. Цель заключалась в нарушении автоматизма коммуникации, который мы воспринимаем как должное.
Такой подход позволял участникам начать осознавать, как они полагаются на неписаные правила и как их ожидания формируют не только содержание, но и форму взаимодействий. Неожиданное требование пояснить привычные фразы часто вызывало замешательство, а иногда даже легкое раздражение, так как оно бросало вызов общепринятым языковым конвенциям. Этот дискомфорт показывал, насколько глубоко укоренены в нас социальные ожидания и как мы склонны следовать привычным сценариям в общении.
В процессе таких экспериментов выявлялись различные подводные течения взаимодействий, которые обычно оставались невидимыми. Например, они позволяли рассмотреть, как быстро структурируются роли участников в диалоге и как на них влияют ожидания друг от друга. Это дало новые перспективы для понимания того, как социальный порядок поддерживается через неявные договоренности и следование устоявшимся поведенческим рамкам.
Таким образом, первый эксперимент методом «гарфинкелинга» продемонстрировал, какую значительную роль играют установленные языковые нормы в наших социальных взаимодействиях и насколько важным является соблюдение этих норм для поддержания гармоничного и предсказуемого общения в обществе. Нарушение этих привычных рамок служило инструментом для осознания глубинных аспектов общения и социального взаимодействия, которые зачастую остаются незамеченными в обычной жизни.
При изучении семьи методом «гарфинкелинга» второй эксперимент представляет собой уникальный подход к анализу семейных отношений и динамики. Этот метод предполагает, что студенты будут рассматривать свою собственную семью словно с позиции постояльца или гостя. Такая кардинальная смена перспективы позволяет им взглянуть на привычную обстановку своей семьи под новым углом зрения. Часто находясь в роли пассивных участников семейной повседневности, мы перестаем замечать тонкие нюансы социальных взаимодействий, неявных ожиданий и норм поведения, которые, тем не менее, играют значительную роль в поддержании социального порядка.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!