это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5891366
Ознакомительный фрагмент работы:
Доктрина «Москва – третий Рим» сформулирована в начале XVI века псковским иноком Филофеем. Она стала квинтэссенцией русской средневековой историософии, вобрав в себя характерные особенности национального самосознания, представления о роли и месте России в христианском мире и мировой истории [1, с. 9].
С одной стороны, эта концепция вполне вписывалась в традиционную христианскую историософию с ее идеей «translatio imperii» - переноса имперского достоинства и мессианского служения от одного царства к другому. В этом смысле теория Третьего Рима конгениальна другим средневековым религиозно-политическим доктринам, отражавшим универсальные принципы христианского историзма [2, с. 67].
С другой стороны, в трудах Филофея идея странствующего «Ромейского царства» обрела ярко выраженную национальную специфику, утверждая особое призвание России как последнего земного воплощения вселенской православной империи. Эта мысль послужила основанием для разных, подчас противоположных интерпретаций - от приписывания Филофею империалистических амбиций до полного отрицания политической подоплеки его взглядов [3, с. 61-62].
До сих пор среди исследователей нет единого мнения в отношении аутентичного значения теории Третьего Рима, степени ее укорененности в историческом бытии России XVI века и последующих трансформаций. Споры о значении доктрины Филофея в российской и мировой истории во многом обусловлены сложностью и многозначностью самой этой концепции, органически сочетающей теологические и политические аспекты [4, с. 9-10].
В этой работе доказывается, что доктрина "Москва - третий Рим" представляет собой не просто политическую теорию или религиозную концепцию, а фундаментальный историософский конструкт, который, синтезировав византийское наследие и национальное самосознание, оказал определяющее влияние на формирование русской государственной и культурной идентичности. При этом многозначность и глубина данной доктрины обусловили её непреходящую актуальность для осмысления исторического пути России и её места в мировой цивилизации.
Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, стоит обратиться к истокам теории «Москва - третий Рим», проанализировать ее генезис, основное содержание, историческую рецепцию и интерпретации в разные эпохи - от современников Филофея до наших дней. Это позволит составить полное представление о значении и месте данной доктрины в историческом развитии России и ее восприятии в мировом контексте.
После падения Константинополя в 1453 году Московское государство осталось единственным независимым православным царством. Это породило представления о провиденциальной миссии Руси как хранительницы истинной веры и преемницы Византии [5, с. 67-68].
Уже в конце XV века идеи translatio imperii находят выражение в ряде памятников древнерусской книжности - "Повести о белом клобуке", "Сказании о князьях Владимирских" и др. [6, с. 214]. Параллельно происходит осмысление значения византийского наследия в Болгарии и Сербии, однако там концепции "Третьего Рима" не получили развития из-за отсутствия сильной централизованной власти [7, p. 442-447].
Целостное идейное оформление теория "Москва - третий Рим" получила в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (Таблица 1).
Таблица 1 - Состав "Филофеева цикла"
|
Произведение |
Датировка |
|
Послание М.Г. Мисюрю Мунехину "На звездочетцев и латин" |
1523-1524 гг. |
|
"Послание о крестном знамении" |
1524-1526 гг. |
|
"Слово об обидах церкви" |
1530-е - начало 1540-х гг. |
Источник: [8, с. 68-97].
В своих произведениях Филофей раскрывает идею провиденциального преемства "Ромейского царства", последовательно переходившего от Рима к Константинополю, а затем - к Москве:
"Старого убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси. Второго же Рима, Константинова града церкви, агаряне секирами и оскордми разсекоша двери. Сия же ныне третьего новаго Рима державнаго твоего царствия святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныя в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнца светится" [9, с. 345].
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!