это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5898784
Ознакомительный фрагмент работы:
Речевое развитие является фундаментальным компонентом становления личности ребенка, определяющим его успешность в учебной и общественной деятельности. Актуальным особенностью для младших школьников становятся нарушения речи, которые вызывают значительные трудности в овладении навыками звукового анализа – основополагающих навыков для формирования грамотности и речевой компетентности.
Актуальность исследования: Формирование навыков звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи является важнейшей важной проблемой развития педагогики и логопедии. В современных условиях современного образования особое внимание уделяется созданию коррекционно-развивающих методик, направленных на преодоление речевых сфер и полноценное развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования принципов звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
Объект исследования: процесс формирования функций звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования: методика логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: средства звукового анализа будут эффективными, если:
Методологическая основа исследования:
Методы исследования:
Теоретическая изобретательность: расширенное представление специфики формирования звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.
Практическая инновационность: разработана и апробирована методика коррекционной работы, которая может быть использована логопедами в образовательных учреждениях.
Младший школьный возраст представляет собой суровый критический период становления личности ребенка, когда последовательно происходят дополнительные трансформации в психофизиологическом и социальном развитии. Для детей с нарушениями речи этот период педагогики характеризуется особой сложностью и многогранностью адаптационных процессов, требующих пристального внимания со стороны психологов и специалистов коррекционного профиля.
Речевые нарушения у младших школьников — это комплексное расстройство, затрагивающее различные структурные компоненты речевой системы и оказывающее многоуровневое влияние на общее развитие ребенка. Подобные нарушения не являются изолированным феноменом, а представляют собой сложную психолого-педагогическую проблему, имеющую системные проявления в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.
Прежде всего, необходимо добиться того, что речевые нарушения у младших школьников могут иметь различную этиологию и клиническую картину. Они могут быть обусловлены как врожденными факторами, так и последствиями в результате различных неврологических, психоневрологических или социально-педагогических причин. Спектр таких явлений включает дизартрию, алалию, афазию, ринолалию, заикание и другие сложные речевые расстройства.
С точки зрения психологического состояния, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются заметные характеристики формирования высших функций здоровья. У них часто наблюдаются выраженные трудности в произвольной регуляции деятельности, сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность пространственных представлений и зрительно-моторной конкуренции. Эти особенности определяют основные препятствия для полноценного обучения учебной программе и социальной адаптации в школьном коллективе.
Когнитивная сфера детей с речевыми нарушениями характеризуется неравномерностью развития болезненных процессов. Часто наблюдаются диссонансы между достаточно сохранной невербальной интеллектуальной средой и существенными трудностями в вербальном опосредовании когнитивных процессов. Это проявляется в сложностях словесно-логического мышления, затруднениях при обеспечении вербальных задач, недостаточной сформированности функций планирования и рефлексии.
Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми нарушениями также имеет свои характерные особенности. Часто у них развиваются вторичные личностные новации, связанные с осознанием естественных речевых потребностей. Это может выражаться в повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости или, напротив, в агрессивных компенсаторных реакциях. Социальная перцепция и коммуникативные навыки также претерпевают различные вариации, что затрудняет процессы межличностного взаимодействия.
Моторное развитие у детей с речевыми нарушениями также имеет характерные характеристики. Нередко наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, недостаточная координация движений, сложность пространственной организации двигательного акта. Эти особенности остро коррелируют с речевыми нарушениями и требуют комплексного междисциплинарного подхода к коррекционной работе. Важно отметить, что речевые нарушения оказывают опосредованное влияние на меры учебной деятельности младших школьников. Трудности в устной и письменной коммуникации приводят к серьезному изданию программного материала, затрудняют процессы чтения и письма. Как полагают, у детей могут формироваться устойчивые дисграфические и дислексические нарушения, которые требуют длительной и целенаправленной коррекционной работы.
Педагогический аспект работы с детьми, допускающими речевые нарушения, предполагает создание особых условий обучения и воспитания. Необходима индивидуализация образовательного маршрута, применение специальных методов обучения, использование вспомогательных технологий связи, тесное взаимодействие различных специалистов-логопедов, психологов, дефектологов, неврологов.
Социальная адаптация является одной из ключевых проблем для младших школьников с речевыми нарушениями. Коммуникативные барьеры могут привести к социальным работам, трудностям в установлении межличностных контактов, формированию негативных поведенческих моделей. Преодоление этих барьеров требует комплексного психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие коммуникативных способностей, эмоционального интеллекта и социальной компетентности. И так, психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи представляет собой многоуровневую, динамическую, требующую глубокого и всестороннего изучения. Только целостный, междисциплинарный подход позволяет обеспечить коррекционную работу и создать оптимальные условия для личностного развития и социального развития детей с речевыми нарушениями.
Проблема влияния звукового анализа является фундаментальной в девятом речевом развитии человека и представляет собой сложный многоуровневый процесс, который по-разному действует в условиях нормативного развития (онтогенез) и при наличии речевых расширений (дизонтогенез).
Онтогенетический путь формирования навыков звукового анализа начинается задолго до момента осознанного восприятия звуковой структуры языка. Уже в период внутриутробного развития и раннего младенчества ребенок накапливает первичный опыт звукового восприятия. Первые недели и месяцы жизни характеризуются становлением последовательных принципов слухового восприятия, становлением базовых предпосылок для последующего речевого развития.
В период от рождения до одного года происходит интенсивное накопление сенсорного опыта, когда ребенок начинает различать интонационные формы, эмоциональную окраску звучащей речи. Крики, гуление, лепет постепенно трансформируются в более сложные звуковые комплексы, что свидетельствует о зарождении контекстаматических процессов. На этом этапе закладываются нейрофизиологические основы будущего звукового анализа.
Период раннего детства (1–3 года) сопровождается одинаковыми изменениями в звуковом восприятии. Ребенок начинает не просто воспринимать звуки, а и дифференцировать их, улавливая тонкие акустические различия. Формируется фонематический слух — способность распознавать и различать контексты родного языка. Происходит активное накопление словарного запаса, совершенствуются артикуляционные возможности, что создает основу для развития звукового анализа.
Дошкольный период (3–7 лет) является решающим фактором для становления навыков звукового анализа. В этот детский период овладевает выразительной речью, учит популярные звуки в составе слов, сохраняя их последовательность и место. Формируются элементарные методы звукового анализа: способность интонационно использовать звук в слове, определять его положение, удерживать количество звука. Параллельно развиваются контекстатические процессы: контекстатическое восприятие, контекстатическое представление, контекстатический контроль.
В норме к моменту поступления в школу ребенок должен свободно владеть навыками звукового анализа: владеть интонационно известными звуками, определять их последовательность, характеризовать звук по акустическим и артикуляционным направлениям. Сформированность этих навыков имеет решающее значение для владения грамотой, чтением и письмом. Принципиально иная картина наблюдается при дизоногенезе - нарушенном пути речевого развития. Дизонтогенетические особенности формирования характеристик ультразвукового анализа приводят к отклонениям от нормативного развития на всех возрастных стадиях.
В раннем возрасте при дизонтогенезе отмечаются дополнительные нарушения слухового восприятия, недостаточность становления довербальных движений общения. Запаздывание или внедрение лепетной стадии, сложности регулирования и артикуляционного развития намечают серьезные препятствия для формирования условий формирования математических процессов.
Дошкольный период при речевых нарушениях характеризуется выраженной несформированностью звукового анализа. Дети испытывают значительные трудности при выделении звука из состава слов, не могут установить их последовательность, допуская ошибки при определении количества и характера звука. Фонематический слух остается несовершенным, что создает серьезные препятствия для владения устной и письменной речью.
Особый отчет о дизонтогенетических нарушениях проявляется в младшем школьном возрасте. Несформированность функций звукового анализа становится проблемой для обеспечения фундаментального образования программ начальной школы. Дети с речевыми нарушениями достигают значительных трудностей при письме, чтении, установлении грамматических закономерностей языка.
Принципиальное различие между онтогенезом и дизоногенезом заключается в темпе, качестве и полноте формирования звукового анализа. В норме этот процесс происходит естественно, равномерно и равномерно. При речевых нарушениях развитие носит неравномерный, фрагментарный характер, требует специальных коррекционных воздействий. Важнейшим методологическим подходом к прекращению дизонтогенетических явлений является наиболее раннее проявление и комплексная коррекция. Чем раньше начата целенаправленная работа по формированию проблем звукового анализа, тем выше вероятность достижения результатов.
Коррекционная работа должна строиться с учетом онтогенетических закономерностей развития, но иметь более разборчивый, пошаговый характер. Необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать адаптированные методики, применять вспомогательные технологии обучения.
Междисциплинарный подход, включающий усилия логопедов, психологов, неврологов, имеет решающее значение для эффективного повышения уровня звукового анализа. Только комплексное воздействие способно обеспечить соблюдение международных стандартов и создать оптимальные условия для речевого развития ребенка. В итоге возможности звукового анализа представляют собой сложный, многоуровневый процесс, который имеет принципиальные различия в онтогенезе и дизоногенезе. Понимание этих закономерностей является фундаментальным для разработки коррекционно-развивающих методов в области логопедии и усовершенствованной педагогики.
Логопедические методы применения звукового анализа у младших школьников с нарушением речи представляют собой комплексное, многоуровневое исследование, направленное на выявление качественных и количественных образованностей фонематических процессов и звукового анализа.
Целью констатирования эксперимента стало определение уровней сформированности методов звукового анализа у младших школьников с речевыми нарушениями, выявление особенностей и условий контекстатического наблюдения.
В экспериментальном исследовании приняло участие 6 детей младшего возраста (7–9 лет) с различными речевыми школьными нарушениями. Выборка была сформирована с учетом следующего:
Таблица 1. Характеристика участников экспериментального исследования
|
№ |
Инициалы |
Возраст |
Логопедическое заключение |
Дополнительные возможности |
|
1 |
Иванов А. |
7 лет 3 месяца |
ОНР III уровня |
Легкая степень дизартрии |
|
2 |
Петрова С. |
8 лет |
Дислалия |
Минимальные дизартрические расстройства |
|
3 |
Смирнов Д. |
7 лет 6 мес |
ОНР II уровня |
Неврологическая симптоматика |
|
4 |
Кузнецова Е. |
8 лет 2 месяца |
Дизартрия |
Средняя степень выраженности |
|
5 |
Попов М. |
7 лет 9 мес |
ОНР III уровня |
Моторная алалия в анамнезе |
|
6 |
Андреева Н. |
8 лет |
Ринолалия |
Легкая степень |
Методологическую основу экспериментального исследования составили фундаментальные труды в области логопедии и быстрой психологии: работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Н.М. Трубниковой и других ведущих специалистов в области коррекционной педагогики.
Методика проверки была разработана с учетом комплексного анализа и нескольких дополнительных блоков диагностики. Каждый блок был направлен на рассмотрение различных аспектов звукового анализа и фонматических процессов.
Таблица 2. Блоки диагностического обследования
|
Блок |
Цель исследования |
Методы исследования |
|
1. Состояние фонматического слуха. |
Оценочные способности различаются на фоне |
Тесты на дифференциацию звука |
|
2. Звуковой анализ |
Определение сформированности функций звукового анализа |
Задания на измерение звуков, определение их последовательности |
|
3. Фонематическое восприятие |
Исследование возможностей восприятия и обработки окружающей информации |
Воспроизведение звуковых рядов, слогов, слов |
|
4. Просодические компоненты. |
Оценка интонационной стороны речи |
Анализ ритмических и мелодических характеристик |
Первый блок исследования был направлен на наблюдение за общим слухом. Детям предложены задания по различению оппозиционных звуков, близких по акустическим и артикуляционным направлениям. Например:
Второй блок заданий по звуковому анализу различной сложности:
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!