Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эссе на тему: "Речевое развитие"

Тип Эссе
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
5898784

300 руб.

Просмотров
607
Размер файла
496.43 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Речевое развитие является фундаментальным компонентом становления личности ребенка, определяющим его успешность в учебной и общественной деятельности. Актуальным особенностью для младших школьников становятся нарушения речи, которые вызывают значительные трудности в овладении навыками звукового анализа – основополагающих навыков для формирования грамотности и речевой компетентности.

Актуальность исследования: Формирование навыков звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи является важнейшей важной проблемой развития педагогики и логопедии. В современных условиях современного образования особое внимание уделяется созданию коррекционно-развивающих методик, направленных на преодоление речевых сфер и полноценное развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования принципов звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями.
  2. Изучить особенности развития фонематического слуха и звукового анализа в онтогенезе и дизонтогенезе.
  3. Провести диагностическое исследование ошибок звукового анализа у младших школьников с речевыми нарушениями.
  4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую методику формирования навыков звукового анализа.

Объект исследования: процесс формирования функций звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.

Предмет исследования: методика логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования: средства звукового анализа будут эффективными, если:

  • предварительно будет сформирован фонматический слух;
  • коррекционная работа будет строиться на основе поэтапного шкафа;
  • будут использованы специально подобранные игровые методы и упражнения.

Методологическая основа исследования:

  • Теории онтогенеза и дизонтогенеза речевого развития (Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова);
  • концепции формирования фонематической системы языка (З.А. Репина, И.А. Филатова);
  • принципы коррекционной педагогики и предварительной психологии.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научной литературы;
  • диагностическое состояние;
  • экспериментальная методика;
  • количественный и качественный анализ результатов.

Теоретическая изобретательность: расширенное представление специфики формирования звукового анализа у младших школьников с нарушениями речи.

Практическая инновационность: разработана и апробирована методика коррекционной работы, которая может быть использована логопедами в образовательных учреждениях.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением речи

Младший школьный возраст представляет собой суровый критический период становления личности ребенка, когда последовательно происходят дополнительные трансформации в психофизиологическом и социальном развитии. Для детей с нарушениями речи этот период педагогики характеризуется особой сложностью и многогранностью адаптационных процессов, требующих пристального внимания со стороны психологов и специалистов коррекционного профиля.

Речевые нарушения у младших школьников — это комплексное расстройство, затрагивающее различные структурные компоненты речевой системы и оказывающее многоуровневое влияние на общее развитие ребенка. Подобные нарушения не являются изолированным феноменом, а представляют собой сложную психолого-педагогическую проблему, имеющую системные проявления в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Прежде всего, необходимо добиться того, что речевые нарушения у младших школьников могут иметь различную этиологию и клиническую картину. Они могут быть обусловлены как врожденными факторами, так и последствиями в результате различных неврологических, психоневрологических или социально-педагогических причин. Спектр таких явлений включает дизартрию, алалию, афазию, ринолалию, заикание и другие сложные речевые расстройства.

С точки зрения психологического состояния, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются заметные характеристики формирования высших функций здоровья. У них часто наблюдаются выраженные трудности в произвольной регуляции деятельности, сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность пространственных представлений и зрительно-моторной конкуренции. Эти особенности определяют основные препятствия для полноценного обучения учебной программе и социальной адаптации в школьном коллективе.

Когнитивная сфера детей с речевыми нарушениями характеризуется неравномерностью развития болезненных процессов. Часто наблюдаются диссонансы между достаточно сохранной невербальной интеллектуальной средой и существенными трудностями в вербальном опосредовании когнитивных процессов. Это проявляется в сложностях словесно-логического мышления, затруднениях при обеспечении вербальных задач, недостаточной сформированности функций планирования и рефлексии.

Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми нарушениями также имеет свои характерные особенности. Часто у них развиваются вторичные личностные новации, связанные с осознанием естественных речевых потребностей. Это может выражаться в повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости или, напротив, в агрессивных компенсаторных реакциях. Социальная перцепция и коммуникативные навыки также претерпевают различные вариации, что затрудняет процессы межличностного взаимодействия.

Моторное развитие у детей с речевыми нарушениями также имеет характерные характеристики. Нередко наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, недостаточная координация движений, сложность пространственной организации двигательного акта. Эти особенности остро коррелируют с речевыми нарушениями и требуют комплексного междисциплинарного подхода к коррекционной работе. Важно отметить, что речевые нарушения оказывают опосредованное влияние на меры учебной деятельности младших школьников. Трудности в устной и письменной коммуникации приводят к серьезному изданию программного материала, затрудняют процессы чтения и письма. Как полагают, у детей могут формироваться устойчивые дисграфические и дислексические нарушения, которые требуют длительной и целенаправленной коррекционной работы.

Педагогический аспект работы с детьми, допускающими речевые нарушения, предполагает создание особых условий обучения и воспитания. Необходима индивидуализация образовательного маршрута, применение специальных методов обучения, использование вспомогательных технологий связи, тесное взаимодействие различных специалистов-логопедов, психологов, дефектологов, неврологов.

Социальная адаптация является одной из ключевых проблем для младших школьников с речевыми нарушениями. Коммуникативные барьеры могут привести к социальным работам, трудностям в установлении межличностных контактов, формированию негативных поведенческих моделей. Преодоление этих барьеров требует комплексного психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие коммуникативных способностей, эмоционального интеллекта и социальной компетентности. И так, психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи представляет собой многоуровневую, динамическую, требующую глубокого и всестороннего изучения. Только целостный, междисциплинарный подход позволяет обеспечить коррекционную работу и создать оптимальные условия для личностного развития и социального развития детей с речевыми нарушениями.

 

1.2. Формирование навыков звукового анализа в онтогенезе и дизонтогенезе

Проблема влияния звукового анализа является фундаментальной в девятом речевом развитии человека и представляет собой сложный многоуровневый процесс, который по-разному действует в условиях нормативного развития (онтогенез) и при наличии речевых расширений (дизонтогенез).

Онтогенетический путь формирования навыков звукового анализа начинается задолго до момента осознанного восприятия звуковой структуры языка. Уже в период внутриутробного развития и раннего младенчества ребенок накапливает первичный опыт звукового восприятия. Первые недели и месяцы жизни характеризуются становлением последовательных принципов слухового восприятия, становлением базовых предпосылок для последующего речевого развития.

В период от рождения до одного года происходит интенсивное накопление сенсорного опыта, когда ребенок начинает различать интонационные формы, эмоциональную окраску звучащей речи. Крики, гуление, лепет постепенно трансформируются в более сложные звуковые комплексы, что свидетельствует о зарождении контекстаматических процессов. На этом этапе закладываются нейрофизиологические основы будущего звукового анализа.

Период раннего детства (1–3 года) сопровождается одинаковыми изменениями в звуковом восприятии. Ребенок начинает не просто воспринимать звуки, а и дифференцировать их, улавливая тонкие акустические различия. Формируется фонематический слух — способность распознавать и различать контексты родного языка. Происходит активное накопление словарного запаса, совершенствуются артикуляционные возможности, что создает основу для развития звукового анализа.

Дошкольный период (3–7 лет) является решающим фактором для становления навыков звукового анализа. В этот детский период овладевает выразительной речью, учит популярные звуки в составе слов, сохраняя их последовательность и место. Формируются элементарные методы звукового анализа: способность интонационно использовать звук в слове, определять его положение, удерживать количество звука. Параллельно развиваются контекстатические процессы: контекстатическое восприятие, контекстатическое представление, контекстатический контроль.

В норме к моменту поступления в школу ребенок должен свободно владеть навыками звукового анализа: владеть интонационно известными звуками, определять их последовательность, характеризовать звук по акустическим и артикуляционным направлениям. Сформированность этих навыков имеет решающее значение для владения грамотой, чтением и письмом. Принципиально иная картина наблюдается при дизоногенезе - нарушенном пути речевого развития. Дизонтогенетические особенности формирования характеристик ультразвукового анализа приводят к отклонениям от нормативного развития на всех возрастных стадиях.

В раннем возрасте при дизонтогенезе отмечаются дополнительные нарушения слухового восприятия, недостаточность становления довербальных движений общения. Запаздывание или внедрение лепетной стадии, сложности регулирования и артикуляционного развития намечают серьезные препятствия для формирования условий формирования математических процессов.

Дошкольный период при речевых нарушениях характеризуется выраженной несформированностью звукового анализа. Дети испытывают значительные трудности при выделении звука из состава слов, не могут установить их последовательность, допуская ошибки при определении количества и характера звука. Фонематический слух остается несовершенным, что создает серьезные препятствия для владения устной и письменной речью.

Особый отчет о дизонтогенетических нарушениях проявляется в младшем школьном возрасте. Несформированность функций звукового анализа становится проблемой для обеспечения фундаментального образования программ начальной школы. Дети с речевыми нарушениями достигают значительных трудностей при письме, чтении, установлении грамматических закономерностей языка.

Принципиальное различие между онтогенезом и дизоногенезом заключается в темпе, качестве и полноте формирования звукового анализа. В норме этот процесс происходит естественно, равномерно и равномерно. При речевых нарушениях развитие носит неравномерный, фрагментарный характер, требует специальных коррекционных воздействий. Важнейшим методологическим подходом к прекращению дизонтогенетических явлений является наиболее раннее проявление и комплексная коррекция. Чем раньше начата целенаправленная работа по формированию проблем звукового анализа, тем выше вероятность достижения результатов.

Коррекционная работа должна строиться с учетом онтогенетических закономерностей развития, но иметь более разборчивый, пошаговый характер. Необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать адаптированные методики, применять вспомогательные технологии обучения.

Междисциплинарный подход, включающий усилия логопедов, психологов, неврологов, имеет решающее значение для эффективного повышения уровня звукового анализа. Только комплексное воздействие способно обеспечить соблюдение международных стандартов и создать оптимальные условия для речевого развития ребенка. В итоге возможности звукового анализа представляют собой сложный, многоуровневый процесс, который имеет принципиальные различия в онтогенезе и дизоногенезе. Понимание этих закономерностей является фундаментальным для разработки коррекционно-развивающих методов в области логопедии и усовершенствованной педагогики.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента

Логопедические методы применения звукового анализа у младших школьников с нарушением речи представляют собой комплексное, многоуровневое исследование, направленное на выявление качественных и количественных образованностей фонематических процессов и звукового анализа.

Целью констатирования эксперимента стало определение уровней сформированности методов звукового анализа у младших школьников с речевыми нарушениями, выявление особенностей и условий контекстатического наблюдения.

В экспериментальном исследовании приняло участие 6 детей младшего возраста (7–9 лет) с различными речевыми школьными нарушениями. Выборка была сформирована с учетом следующего:

Таблица 1. Характеристика участников экспериментального исследования

Инициалы

Возраст

Логопедическое заключение

Дополнительные возможности

1

Иванов А.

7 лет 3 месяца

ОНР III уровня

Легкая степень дизартрии

2

Петрова С.

8 лет

Дислалия

Минимальные дизартрические расстройства

3

Смирнов Д.

7 лет 6 мес

ОНР II уровня

Неврологическая симптоматика

4

Кузнецова Е.

8 лет 2 месяца

Дизартрия

Средняя степень выраженности

5

Попов М.

7 лет 9 мес

ОНР III уровня

Моторная алалия в анамнезе

6

Андреева Н.

8 лет

Ринолалия

Легкая степень

Методологическую основу экспериментального исследования составили фундаментальные труды в области логопедии и быстрой психологии: работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Н.М. Трубниковой и других ведущих специалистов в области коррекционной педагогики.

Методика проверки была разработана с учетом комплексного анализа и нескольких дополнительных блоков диагностики. Каждый блок был направлен на рассмотрение различных аспектов звукового анализа и фонматических процессов.

Таблица 2. Блоки диагностического обследования

Блок

Цель исследования

Методы исследования

1. Состояние фонматического слуха.

Оценочные способности различаются на фоне

Тесты на дифференциацию звука

2. Звуковой анализ

Определение сформированности функций звукового анализа

Задания на измерение звуков, определение их последовательности

3. Фонематическое восприятие

Исследование возможностей восприятия и обработки окружающей информации

Воспроизведение звуковых рядов, слогов, слов

4. Просодические компоненты.

Оценка интонационной стороны речи

Анализ ритмических и мелодических характеристик

Первый блок исследования был направлен на наблюдение за общим слухом. Детям предложены задания по различению оппозиционных звуков, близких по акустическим и артикуляционным направлениям. Например:

  • Хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [с]
  • Поднять красную карточку на звук [ш]
  • Определить количество звуков в паре слов (типа «кот-год»)

Второй блок заданий по звуковому анализу различной сложности:

  • Выделение первого и последнего звука в слове
  • Определение количества звука в слове
  • Установление последовательного звука
  • Характеристика звука по акустическим и артикуляционным воздействиям

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 540 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Финансовый Университет при правительстве
Работу сдал раньше срока, работа соответствует требованиям, учел все пожелания.
star star star star star
МГОУ
Большое спасибо Павлу за проделанную работу. Не зря выбрала вас! Рекомендую!
star star star star star
ТКУиК
Отличный исполнитель,цена хорошая,изначально Было задание написать одно эссе, но потом пон...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.