это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5908363
Ознакомительный фрагмент работы:
Расцвет романтизма в России пришёлся на 1810–1830 годы. Белинский писал, что романтизм есть «вечная потребность духовной природы человека» [7]. Особенно ярко эта потребность обозначилась в русской литературе в начале 19 века и отразилась в поэзии представителей русского романтизма. Творчество поэтов, принадлежавших к русскому романтизму, несомненно, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они ориентировали свою романтическую поэзию на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Однако, русский романтизм интересен своей спецификой, совмещающей, как традиционный литературный контекст, так и новаторский, при котором особое внимание уделялось личности человека, её конфликту с внешним миром и внутренним противоречиям.
Выделяется распределение представителей русского романтизма, которых можно назвать нeординарными личнocтями, по двум основным течениям в русском романтизме: философскому и элегическому (К. Батюшков, В. Жуковский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и др.) и революционно-дворянское (А. Пушкин, К. Рылеев, П.Вяземский и др.). Романтизм М. Лермонтова выделяется как отдельное течение.
Проблема изучения русского романтизма состоит в том, что каждым из поэтов, представителей русского романтизма, проявлены свои особенности творчества, и, чтобы изучить это явление в целом, следует ознакомиться с творчеством всех представителей течения. Учитывая выявленную проблему,
в первую очередь, следует ознакомиться с личностью и творчеством К. Н. Батюшкова, основоположника русского романтизма, что на фоне широкого контекста его литературного творчества откроет новые перспективы и в ознакомлении со спецификой русского романтизма. Анализ поэзии К.Н. Батюшкова позволит уточнить представления как о творчестве этого автора в целом, как системы, в которой нашли выражение «дух времени» и личность писателя, так и специфику русского романтизма и новые тенденции в русской литературе в начале 19 века.
Специфика творчества представителей русского романтизма, на примере творчества К.Н.Батюшкова
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855гг.) – писатель, литературный критик, участник кружка «Арзамас», одни из основоположников русской романтической традиции родился 29 мая 1787 года. Его творчество включает 119 стихотворений. Представляет интерес и его переписка с друзьями, особенно с Гнедичем, которому было написано Батюшковым 85 писем. Самыми популярными и оригинальными стихотворениями Батюшкова можно назвать следующие: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга », «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».
К. Н. Батюшков через свое творчество обращается к осмыслению своей жизни, размышлениям о радостях жизни, способности людей достигать более высоких материй и указывает на всё несовершенство мира. «Портретность» лирических произведений Батюшкова была подчеркнутой и откровенной. Романтический герой у него представлен чаще бунтарем, которым отрицается реальная действительность. Он может обладать незаурядными душевными качествами, но неуравновешен и конфликтует с обществом и самим собой. На отличительную черту лирики К.Н.Батюшкова указал он сам, своими словами: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы» [1].
Хотелось бы отметить, что восхищает то, что этому идеалу Батюшков остался верен в течение всей своей жизни. Поэзия Батюшкова, отличавшаяся искренностью, находилась в тесной связи с его личной жизнью. Поэтому именно в его судьбе и жизни следует искать истоки и специфику его романтической поэзии. К.Н. Батюшков в жизни – фигура двойственная, как и вся его жизнь, наполненная разными событиями и поворотами судьбы.
Родился он в Вологде, в знатной и богатой семье провинциального дворянина. Однако его детство не было счастливым: у отца был неуравновешенный характер, а матери не стало, когда Константину было восемь лет. У его матери было тяжелое наследственное психическое расстройство, которое впоследствии проявилось и у Константина.
Учеба его проходила в Петербурге, где в 1805 году он вступил в вольное общество словесности, наук и художеств. А затем, несмотря на запрет отца, начал военную карьеру. Батюшкову довелось участвовать в Русскофранцузской войне, против Наполеона, в сражениях в Пруссии, в Швеции, где он получил ранения. А затем, в 1813 году – принимал участие в
битве под Лейпцигом [4]. С 1818 до 1821 – находился на дипломатической
службе в Италии. В жизни Батюшкова сопровождало много трагических событий. Батюшков пережил романтическую любовь, но она не принесла ему счастья: возлюбленная А.Фурман ему отказала. Перешедшее от матери генетическое заболевание – душевное расстройство и ожидание этого недуга способствовали тому, что внешний мир казался тонкому лирику мрачным и враждебным. Пережитый ужас войны и смертей товарищей серьезно подорвали психическое здоровье Батюшкова и он, по его собственному признанию, стал «терять рассудок». В 1834 наследственность и сильная чувствительность Батюшкова привели к трагедии – он сошел с ума [4].
Таким образом, можно понять такое состояние человека, когда такие трагичные жизненные повороты, романтическое разочарование, недовольство современностью приводят к размышлениям над превратностями бытия, как это и случилось с К.Н. Батюшковым. Это и послужило толчком к тому, что в его поэзии проявились такие черты романтизма, как внимание к собственным переживаниям, обращение к внутреннему миру человека, конфронтация с устоявшимися порядками мира.
В лирику поэта проникли настроения глубокой разочарованности в ходе истории и в человечестве.
Об этом свидетельствуют его письма, адресованные, прежде всего,
поэту и переводчику Николаю Ивановичу Гнедичу. Они очень точно объясняют внутреннее состояние Батюшкова: «Я столько испытал новых горестей и к толиким приготовлен, что и жизнь мне в тягость» (июнь, 1808 года) [2], «Я пил горести, пью и буду пить» (сентябрь, 1809 года) [2], «настоящее едва ли существует, будущее для меня очень тягостно.» (декабрь, 1817 год)[2]. Тоской и безысходностью веет от таких строк. Острое восприятие дисгармонии в окружающем мире, ощущение внутреннего разлада с ним преследовали поэта на протяжении всей его непростой жизни.
Разноречивость критических суждений о литературной позиции Батюшкова вызвана противоречивостью в характере его творчества, создание которого проходило на переходном этапе развития русской поэзии.
Конец XVIII – первые годы XIX в. – это был период расцвета русского
сентиментализма, начальная стадия формирования романтического направления в русской литературе [7]. Для данного периода характерно присутствие переходных явлений, в виде появления новых тенденций, и сохранения и влияния все еще действующих эстетических норм классицизма.
Кроме этого и сама творческая личность Батюшкова, как и в жизни, была подвержена кризисности мироощущения, двойственности.
Поэзию К.Н. Батюшкова можно разделить на два периода, которые, в общем то, не имеют четких и конкретных границ:
1. Ранняя поэзия Батюшкова. Здесь проявляется своеобразие его лирического героя, где он предстает, как: певец уединения, «маленький человек», выражающий чувственную радость, философ.
2. Поэзия Батюшкова после Отечественной войны 1812 года – рубежа в творчестве – появляется новое мироощущение, необходим уже новый лирический герой, так как невозможно сохранять радости жизни на «обломках». В его поэзии: «К другу», «Тень друга», «Умирающий Тасс», «К Дашкову» – отмечается проявление морали, основанной на истинах христианства, православия, но уже чувствуется нарастающее напряжение, мрачность и тягостные ощущения в его размышлениях.
Батюшков в своей ранней лирике основывается на античности, на идеале гармонии личности и мира, Для него античность – является воплощением мечты, переплетением условностей и простых реалий.
Можно предполагать, что не найдя гармонии в современном ему обществе – ни внутри человека, ни в собственных отношениях с реальностью, – Батюшковым создается эта гармония силой поэтической фантазии. В общем то, это не удивительно, так как людям, в большинстве свойственно стремление к гармонии, но ее достижение получается не у каждого. Наверное можно гармонию, в какой то мере, приравнять к счастью.
Если проследить весь его жизненный путь, то можно ясно увидеть отсутствие этого счастья в его жизни. И, если раннее его творчество отражает, что он был в ожидании счастья, то по мере достижения творческих успехов, таяли надежды на счастливое будущее, и в его стихах стала проявляться горечь от этого. Однако, стойкость перед всеми жизненными препятствиями и жестокостью судьбы великого поэта – достойна уважения. Позднее его творчество удивляет искренностью, глубиной, мудростью.
Ничто так не характеризует личность Батюшкова-поэта, особенно в первой половине его творческой жизни, как мечтательность. Сквозным лейтмотивом проходит она через всю его лирику, начиная с первых стихотворных опытов («Мечта», 1802–1803):
«И горесть сладостна бывает:
Он в горести мечтает.
Стократ мы счастливы мечтаньем скоротечным!» [1].
«Мечта наш щит» [1], – провозглашается поэтом, тем самым усиливая романтический эскапизм – склонность к уходу от реальной жизни с её проблемами и сложностями в безопасный мир фантазий, что позволяет временное отвлечение от тревожных мыслей и негативных эмоций. Формируется и особенный тип романтического героя, в основе которого лежит идеал личной независимости и стремление к абсолютной свободе.
В стихотворениях раннего Батюшкова можно уже видеть не совсем достоверное отражение житейского его человеческого портрета, но все же близкий к этому, художественно обобщенный духовный облик лирического «я». Можно уверенно утверждать, что в своей поэзии Батюшковым воспеты и эстетизированы собственные помыслы, желания, собственные идеалы. То есть в них была часть его самого. И в этом смысле, в лирическом портрете героя его поэзии – отражается его лирический портрет, который психологически правдив, в нем есть истина, его душа.
Такое отношение к своему творчеству поэта восторгает, так как у каждого человека в этом мире достаточно смелости раскрывать свою душу,
оголять свои тайные мысли. У Батюшкова для этого было достаточно мощное средство – это его поэзия и через своего лирического героя он мог представить обществу свои размышления. Возможно его жизнь была настолько полна трагизмом, переживаниями, что все это выплескивалось в его посланиях этому миру, в виде его стихов. Его творчество и жизнь были неразделимы, они настолько переплелись, что стали его объективной реальностью.
Это подтверждается и словами Батюшкова, который говорил, что «он жил так, как писал, а писал так, как жил» [3]. Эти его слова относились, прежде всего, к его душевной жизни. Но ведь его духовная жизнь не существовала отдельно от его поэтического творчества, в которое Батюшков вкладывал огромное количество сил. Он читал, изучал много фактического материала, прежде, чем написать то или иное произведение и поэтому они требовали большого труда, размышлений. Так, например, перед написанием произведения «K Taccy» в 1808 году, Батюшкову пришлось изучить и отобрать много фактического материала, относящегося к жизни и биографии итальянского поэта. Именно эта проделанная им работа и выявленная схожесть в трагических моментах жизни, отношении к жизни героя и собственных взглядов, позволили ему отобразить в своем творчестве «многие свои затаенные думы» о собственной жизни, судьбе, личных
трагедиях[2].
В середине весны 1817 г. Батюшковым была закончена большая элегия
«Умирающий Тасс». Представляя Вяземскому замысел элегии, Батюшков
отмечал: «Кажется мне, лучшее мое произведение… А вот что Тасс: он умирает в Риме. Кругом его друзья и монахи. Из окна виден весь Рим, и Тибр, и Капитолий, куда папа и кардиналы несут венец стихотворцу. Но он умирает и в последний миг желает еще раз взглянуть на Рим, …на древнее Квиритов пепелище. Солнце в сиянии потухает за Римом и жизнь поэта… Вот сюжет» [2].
В элегии «Умирающий Тасс» преобладает обращение автора к романтическому мотиву судьбы, приводящему к давлению власти роковых сил на личность. Индивидуальную судьбу героя автор показывает в контексте проблемности бытия, предполагая oбpaз «cтpaдaльцa», «изгнaнникa», «cтpaнникa», кoтopoмy нeт «нa зeмлe пpиcтaнищa» [2].
В произведении чувствуется нарастающий драматизм, как следствие конфликта между героем и действительностью, и ожидание трагической развязки. В данной романтической теме Батюшков раскрывает личную тему своего пути страданий и скорбей, выражая психологические переживания лирического героя.
Лирический герой элегии «Умирающий Тасс» у Батюшкова – является набожным христианином-католиком и гражданином Рима. Характеризуя героя элегии, Батюшков наделяет его такими чертами, как: впечатлительность, благоговейное отношение к славе, умение любить. Торквато Тассо не отрекался от земных наслаждений, но всю его жизнь сопровождает цепь беспримерных страданий. Однако, как указывает автор: он «и в узах… душой не изменился» [2]
Здесь однозначно можно провести параллели между жизнью самого Батюшкова и описанной им жизнью данного романтического героя и в их отношении ко всем проявлениям судьбы.
Как у христианина, у Тассо присутствует вера в загробный мир, во
встречу с возлюбленной Элеонорой, а земную жизнь представляется ему, как скорбное преддверие перед вечным блаженством бытия. Он жаждет триумфа, честолюбив и ожидает, что «ему венец бессмертья обречен, Рукою муз и славы соплетенный» [2.] Религиозно-философское настроение Тассо явно близко самому Батюшкову: ему, как и его герою, свойственны твердость, мужество и терпение, что и позволяло вынести горести, посланные «злой судьбиной» [2].
Итогом размышлений поэта становится переход в его творчестве к осмыслению пережитого исторического опыта.
Новаторство творчества Батюшкова можно отметить в том, что через
чувство разочарования он раскрывает философско-историческую тему о безрадостных превратностях безжалостной бытия и судьбы. Так, в лирике Батюшкова, появляются исторические и философские темы, с такой отличительной особенностью мировосприятия поэта, как трагизм. Говоря о разочаровании в действительности, поэтом указываются не моральные причины, а ход истории, что в рамках романтизма, так как представлено как предопределенное свыше и фатальное. В частности это касается таких стихотворений, как: «На развалинах замка в Швеции» и «Судьба Одиссея».
Трагичность отмечена им не только в истории, но и в судьбе отдельного человека. В стихотворении «Судьба Одиссея» в «богобоязненном страдальце», легко угадывается собственное «я» поэта, который, также, как и лирический герой, преодолевал многие испытания, препятствия и проявил стойкость. Ничто не потрясло «души высокой» героя произведения, пока он не добрался «до милых родины давно желанных скал». И тут «рок жестокий» измыслил ему коварное наказание: прибыв на родину, он «отчизны не познал» [1]. Так, показал Батюшков трагизм положения человека в мире и его судьбу, которой управляют роковые силы. Батюшков искал и не мог найти решение всех этих сложных загадок бытия, укрепляясь в мысли о необходимости преодоления исторических обстоятельств и различных препятствий судьбы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!