это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5954285
Ознакомительный фрагмент работы:
Основная проблема, которую ставит Герберт Блумер в своей работе «Общество как символическая интеракция», заключается в критическом переосмыслении доминирующих социологических подходов к пониманию социального взаимодействия и его роли в формировании социальной реальности. Г. Блумер противопоставляет механистические и детерминистские модели, характерные для структурного функционализма и бихевиоризма, подходу, основанному на символическом интеракционизме. Он поднимает вопрос о том, насколько адекватны традиционные парадигмы в изучении динамичного, меняющегося и субъективно окрашенного социального мира. Проблема заключается в поиске альтернативной методологии, которая позволяла бы уловить активную роль индивида, интерпретационные процессы и значимость символов в конструировании социальной действительности.
Значимость поднятой Блумером проблемы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, доминирующие в то время социологические парадигмы (структурный функционализм и бихевиоризм) рассматривали социальную реальность как некую объективную данность, жестко структурированную и детерминированную. Человеческое поведение при этом трактовалось как пассивный ответ на внешние стимулы или социальные нормы. Такой подход, по мнению Г. Блумера, игнорировал активную роль индивида, его способность к рефлексии, интерпретации и конструированию собственного понимания мира. Во-вторых, проблема заключалась в том, что традиционная социология была нацелена на изучение макроуровня социальной жизни (социальных структур, институтов, норм), упуская из виду микроуровень (повседневные взаимодействия между индивидами), где, как считал Г. Блумер, и формируется социальная реальность. «Их ошибки, на мой взгляд, заключаются в том, что они отказываются от роли смыслов в человеческих группах». В-третьих, проблема заключалась в необходимости преодолеть разрыв между теорией и практикой, поскольку механистические модели не давали адекватного объяснения реальным социальным процессам и социальным изменениям. Автор, таким образом, ставил перед социологической наукой задачу создания методологии, способной охватить субъективные смыслы, интерпретации и динамические процессы, лежащие в основе социального мира.
Герберт начинает свой текст с критического обзора двух ключевых социологических направлений, доминировавших в первой половине XX века: структурного функционализма и бихевиоризма. Он отмечает, что оба подхода, несмотря на различия в методологии, имеют общую слабость — они «отказываются от роли смыслов в человеческих группах». Структурный функционализм, с его акцентом на социальных структурах и их функциях, не обращает внимания на то, как индивиды интерпретируют эти структуры и как эти интерпретации влияют на их поведение. Бихевиоризм, сосредоточенный на изучении стимулов и реакций, игнорирует сложный процесс интерпретации, который лежит в основе человеческого взаимодействия.
Г. Блумер предлагает альтернативный подход, опираясь на принципы символического интеракционизма, который исходит из того, что «людские существа действуют по отношению к вещам на основе тех смыслов, которые эти вещи для них имеют». Он утверждает, что поведение человека обусловлено не столько объективными свойствами окружающего мира, сколько тем, как он интерпретирует эти свойства. «Значение возникает в ходе социального взаимодействия, а не до него». Значения, по мнению Герберта, не являются чем-то раз и навсегда заданным, а постоянно создаются и пересматриваются в процессе социального взаимодействия. Он подчеркивает, что эти значения являются не просто продуктами индивидуального восприятия, но продуктами коллективной деятельности.
Далее Блумер выделяет три ключевых принципа символического интеракционизма: «Значение: «Предметами, которые создают мир человеческих существ, являются не сами предметы, а их значение». Этот принцип означает, что человек взаимодействует с объектами и явлениями не как с физическими сущностями, а как со смысловыми конструктами. Например, стул – это не просто предмет с определенной формой и материалом, а символ места для сидения, который может иметь разные значения в зависимости от ситуации. Комментируя этот принцип, автор подчеркивает, что именно значение определяет наше поведение в отношении объекта.
«Социальное взаимодействие: «Значение предметов не является чем-то раз и навсегда установленным, а вытекает из интеракции человеческих существ». Этот принцип утверждает, что значения формируются в процессе социального взаимодействия. Это значит, что смыслы не являются индивидуальными, а создаются коллективно в ходе коммуникации и обмена символами. Язык, жесты, символические действия – все это инструменты, посредством которых люди договариваются о том, что означает тот или иной объект. Герберт Блумер указывает на динамичный и изменчивый характер значений, которые постоянно пересматриваются и модифицируются в ходе социальных взаимодействий.
«Интерпретация: «Смысл не просто применяется во взаимодействии, но может пересматриваться в его ходе». Этот принцип подчеркивает активную роль индивида в процессе социального взаимодействия. Человек не просто использует заученные значения, а активно интерпретирует ситуацию, оценивает действия других, корректирует свои собственные представления и, тем самым, влияет на ход взаимодействия. Герберт показывает, что интерпретация не является статичным процессом, а динамичным и меняющимся в зависимости от контекста.
Для обозначения процесса обмена символами и их интерпретации Блумер вводит понятие «символическая интеракция». Он подчеркивает, что именно в этом процессе формируется и воспроизводится социальная реальность. «Человеческие действия не являются результатом воздействия каких-то внешних сил. Их возникновение и проявление – это результат того, как человек сам создает себе линию поведения».
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!