это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
625598
Ознакомительный фрагмент работы:
В статье рассмотрен учёт и аудит операций с основными средствами. Приведены цели, источники информации, учёт и аудит основных средств.
Ключевые слова: основные средства, аудит, этапы аудита, финансовая отчётность, стоимостная оценка.
Вступление. Экономический развитие России зависит от эффективности функционирования сфер народного хозяйства. Важное значение уделяется основным средствам как главного элемента материально-технической базы предприятия. Аудит основных средств является неотъемлемой частью общего аудита субъекта хозяйствования, поскольку основные средства занимают большую долю в имуществе предприятия, чем другие необоротные активы.
Постановка задачи. В этом аспекте возникает актуальность аудита основных средств и вопросы повышения эффективности проведения. Ведь при рыночных условиях хозяйствования усиливаются требования к деятельности аудиторов и аудиторских фирм и обусловливают необходимость проведения научной разработки методологий в условиях автоматизированной обработки учётной информации по вопросам основных средств.
Исследованию основных средств и их аудита значительное внимание в своих работах уделяли такие учёные, как Ф. Ефимова, Г. Давыдов, Н. Дорош, Л. Кулаковская, В. Савченко и другие.
Результаты исследования. Прежде всего следует вияснить определение основных средств. Сегодня в экономической литературе часто встречаются отождествления понятий «основные средства» или «основные фонды», замена одного понятия другим. Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации [1].
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приёмки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности [2].
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приёмки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нём монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах [3].
Приёмку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ — по договору и фактическую) [4, с. 55].
Аналитический учёт основных средств. Основным регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приёмке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, реконструкции и модернизации объекта.
Синтетический учёт поступления основных средств. Законченные строительством здания и сооружения; приобретенное оборудование, не требующее монтажа; завершённые работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку [5, с. 122].
Учёт объектов долевой собственности ведётся каждым участником на счёте 01 «Основные средства» в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счёт так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности пропорционально их долям.
Синтетический учёт выбытия основных средств. Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации. В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных форм первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.
Для учёта выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчёт «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счёта 01 «Основные средства».
Целью аудита основных средств является подтверждение достоверности данных о стоимости основных средств, отражённых в финансовой отчётности. Основные средства отражаются в балансе в первом разделе актива – «Необоротные активы». Созданы (построены) или приобретённые основные средства в балансе отражаются по их первоначальной стоимости, которая состоит из таких элементов:
— сумм уплаченных средств подрядным организациям за выполненные строительно-монтажные работы и поставщикам за приобретённые объекты (без налогов);
— регистрационных сборов, государственной пошлины и подобных платежей, свидетельствующих право собственности на объект;
— сумм ввозной пошлины;
— расходов по страхованию риска доставки объектов;
— расходов на установку, монтаж, наладку объектов;
— других расходов, которые связаны с доведением объекта до состояния, в котором его можно эксплуатировать [6, с. 93].
Первоначальная стоимость безвозмездно получённых основных средств равна их справедливой стоимости на дату получения с учётом расходов. Первоначальная стоимость основных средств показывает стоимость каждого объекта в момент его ввода в эксплуатацию. Данные о стоимости объекта записываются в акте приёмки основных средств, а также в инвентарной карточке, откуда и происходит название этой стоимости - инвентарная. Износ определяется бухгалтером исходя из срока и норм амортизации.
Основными задачами аудита основных средств являются:
1) проверка документального обеспечения операций с основными средствами;
2) подтверждение правильности и своевременности отражения в учёте операций с основными средствами;
3) сопоставление данных аналитического с данными синтетического учёта основных средств;
4) выявить дату проведения последней инвентаризации основных средств;
5) удостовериться, что бухгалтерия ведёт картотеку основных средств и инвентарные списки;
6) установить, в какой степени бухгалтерия субъекта хозяйствования обеспечена действующими нормативными документами.
Источниками информации для аудита основных средств являются:
Баланс (форма № 1).
Отчёт о финансовых результатах и их использовании (форма № 2).
Отчёт о финансово-имущественном состоянии предприятия (форма № 3).
Аналитические и синтетические регистры учёта основных средств (Главная книга, Журнал-ордер № 4, ведомости аналитического учёта капитальных инвестиций).
Первичные документы по учёту основных средств: инвентарные карточки, акты приёма-передачи, ввода в эксплуатацию, ликвидации, ведомости индексации балансовой стоимости основных средств.
Аудит основных средств целесообразно проводить по следующим этапам
Этапы Значение:
I этап Аудитор знакомится с:
нормативно-правовыми аспектами проведения операций с основными средствами на предприятии; решениями собственника на проведение операций с основными средствами; организацией бухгалтерского и налогового учёта основных средств.
II этап Осуществляется аудит наличия основных средств, который может быть произведён двумя способами:
через инвентаризацию (в случае небольшого количества средств) при условии определение в договоре на проведение аудита права присутствия аудитора при проведении инвентаризации; документальной проверкой; 2) заключается в том, что объект основных средств считают существующим, если существует документ, который подтверждает его приобретение, получение на безвозмездной основе, создании и т. п., акт приёмки-передачи (форма № 03-1), в реестрах учёта сделана соответствующая запись
III этап Делают аудит хозяйственных операций с основними средствами. Важной задачей аудитора является проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств. Особенно аудитору следует обратить внимание на те основные средства, которые были приобретены за счёт кредита. Стоит отметить, что все результаты осуществленных аудиторских процедур должны найти отражение в рабочих документах аудитора. Это объяснения и заявления работников по вопросам проверки основных средств; копии первичных документов о хозяйственные операции с основными средствами; акты, справки; инвентаризационные описи; регистры бухгалтерского учёта; бухгалтерская отчётность. Перечень рабочей документации аудита, которая прикладывается к актам аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку.
Аудит основных средств завершается анализом эффективности их использования. Определяют фондоотдачу, фондоёмкость, коэффициенты износа, годности основных средств. На итоговом этапе аудитор должен обобщить результаты проверки, сделать выводы и подготовить обоснованные предложения по устранению недостатков и использование выявленных резервов. Также составляется документ - аудиторская справка или аудиторское заключение. Он должен быть составлен на основе письменной информации аудитора, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учёте и отчётности, выделяться те ошибки и исправления, которые могут повлиять на вероятность отчётности ссылками на законодательные документы.
Выводы. Таким образом, основные средства любого предприятия является его материально-технической базой, которую нужно всё время пополнять и поддерживать. Основные средства предприятия - это совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Порядок отражения поступления основных средств в бухгалтерском учёте и формирования их первоначальной стоимости зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены. При проведении аудита основных средств на предприятии, основной целью является подтверждение достоверности данных о стоимости основных средств.
Список использованной литературы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07. 08. 01 г. № 119 ФЗ
Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26 н.
Андрущенко К. Л. Аудит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 385 с.
Керимов В. Э. Бухгалтерский учёт: Учебник, 3-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011. - 776 с.
Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт: учебник / Н. П. Кондраков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 656 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Доработать Контрольную работу
Контрольная, Основы инженерной геологии и гидрогеологии
Срок сдачи к 11 янв.
Уважаемые авторы! прошу решить рар по статистике творческое задание. часть 2. по критерию пирсона проверить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности.
Контрольная, Статистика
Срок сдачи к 16 дек.
«Технология выполнения женской стрижки и окрашивания волос с...
Диплом, Технологическая парикмахерского искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Выполнить лабораторные работы в системе Miro
Лабораторная, Проектирование безопасных систем, программирование
Срок сдачи к 17 дек.
Задание СРМ ( общая схема составления расписания)
Другое, Математическое моделирование
Срок сдачи к 15 дек.
Расчётно-графическое задание проектирование ЛВС
Контрольная, Телекоммуникационные системы. ИНФОРМАТИКА
Срок сдачи к 10 янв.
Сделать дневник по практике
Отчет по практике, Стоматология хирургическая, медицина
Срок сдачи к 30 дек.
Написать статью для публикации на тему "Удовлетворенность трудом персонала как фактор развития кадрового потенциала организации"
Статья, Управление персоналом
Срок сдачи к 19 дек.
Сделать презентацию и написать доклад к ней
Презентация, Спортивная дефектология
Срок сдачи к 17 дек.
Необходимо выполнить расчет , вариант 61.
Решение задач, Основы расчета строительных конструкций, строительство
Срок сдачи к 15 дек.
Выполнить и оформить работу в соответствии с требованиями.
Контрольная, Схемотехника
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!