это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
663002
Ознакомительный фрагмент работы:
В истории философской мысли существует множество работ, которые освещают основные вопросы устройства внутреннего мира человека, его побуждений и переживаний, конфликтов между вожделениями личности и ее разумом, между долгом и чувствами. Философы пытались определить причины душевных переживаний, эфемерных представлений человека, относящихся к себе, окружающим, пытались разделить в нас сознательное и бессознательное. Эти вопросы стояли перед философами Античности. Так, например, уже в диалогах Платона присутствуют высказывания о бессознательном, философ называет его «неосознанным знанием человека». К рассмотрению проблемы человека обращались и мыслители Нового времени. Например, Р. Декарт провозгласил тождество сознательного, отмечая, что в психике не может быть выделено ничего, кроме процессов, сознательно протекающих («я мыслю, следовательно, я существую»).
Однако настоящий прорыв в понимании природы человека был совершен в ХХ веке в работах австрийского врача-невролога, психиатра и философа Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. Среди философов, размышления которых о человеке мотивировали формирование учения Фрейда, могут быть названы имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др. Однако Фрейд создает свою модель происхождения психики человека, связывая две несовместимые ранее категории на основании психологического параллелизма: личность развивается так, как развивался до нее весь человеческий род. Для того, чтобы это осуществлялось, а не выглядело голой теорией, Фрейд выделяет три основные психологические структуры, описывающие внутренний мир человека. Первой будет «оно» - структура, описывающая мир бессознательного, относящаяся к сфере инстинктов человека, аккумулятор жизненной энергии. Эта необычная психическая реальность контролирует наше сознание. И хоть Фрейд утверждает, что «бессознательное не порождается бытием, а само есть бытие», но все же дает возможность и простым людям ощутить его. А происходит это во сне, так как сон – форма реализации бессознательного. Возможно, это делается для того, чтобы человек мог понимать свое бессознательное, которое мотивирует его дальнейшие поступки, иначе, если скрытые стремления не будут реализованы наяву, то пострадает здоровье психики человека.
Вторым компонентом, выступающим посредником между структурами психики, Фрейд называл «Я» - это индивидуальное сознание человека, выступающее посредником между структурами психики. А контролирующим в структуре Фрейда будет «Сверх-Я», именно этой структуре философ приписывает функцию социального фильтра, «загоняет» в бессознательное все лишнее, что, как отмечает Фрейд, рождает большое количество комплексов, один из которых всем известный «Эдипов комплекс».
Мне кажется, что даже предложенная трехчастная структура психики человека была величайшим открытием для того времени, несомненно, сразу нашлись почитатели и критики теории Фрейда, однако это не остановило философа от дальнейших размышлений и открытий в области человеческого сознания. Он предположил, что психикой человека руководит не сознание, как считалось ранее, а факторы удовольствия и вытеснения. Это происходит следующим образом: асоциальные и сексуальные идеи вытесняются и подвергаются сублимации, то есть преобразовываются в более высокие виды социальной деятельности и культуры. Человек, таким образом, оказывается тесно связан с культурой, точнее, культура становится одним из антагонистических начал, которое, наряду с природным (бессознательным), борется в человеке. Однако это явление, несущее в современном мире только положительные оценки, у Фрейда становится репрессивным, так как многое запрещает и подавляет человека. Фрейд приходит к актуальному в наше время выводу, о том, что чем лучше развита цивилизация, тем большим стрессам, депрессиям и психозам подвергается общество. Еще в начале XX века философ установил, то что общество может существовать только «при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном же случае будет разрушено изнутри». Выход из этого положения следующий: человек должен стать свободным, если он осознает свое индивидуальное бессознательное и будет созидать самосознательное «Я».
Эти открытия, которые в XIX веке кажутся нам достаточно очевидными, подводили философскую и научную базу под одно из кризисных явлений в культуре XX века. Все, что было неприемлемым в поведении человека, по мнению Фрейда, становится лишь этапом в развитии либидо, но никак не извращением. А вот культурная жизнь, напротив, является результатом «противоестественного» перенаправления сексуальной энергии.
Очевидно, что понимание человеческой сущности в философии фрейдизма весьма противоречиво и имеет двойственное значение, но именно она обрела своих последователей, представивших направление неофрейдизм, которое, на мой взгляд, расширило границы понимания сущности человека.
Так, одним из последователей идей психоанализа можно назвать К.Г. Юнга, который, однако, негативно отнесся к взглядам Фрейда на природу бессознательного и формам адаптации человека к окружающему миру. Он отвергал мысль о том, что вся европейская культура – результат индивидуальной сублимации человека, кроме того, философ считал, что все импульсы «Оно» не могут сводиться к сексуальности. Чтобы уйти от дихотомии Фрейда, Юнг придумывает свою, состоящую из коллективного бессознательного и субъективного, находит объяснение всего в мифологии. В психику каждого человека включены архетипы, находящие воплощение в фольклоре, сновидениях. Человек же все это ассимилирует и таким путем самореализовывается, достигает личностной целостности и неповторимости.
Как мне кажется, главным недостатком представления о человеке Юнга можно считать трудность для понимания и невозможность подвергнуть эмпирической проверке. Однако его мистические идеи в последнее время очень популярны на Западе, а его идеи о типах личности обладают большой научной ценностью.
Другой последователь ортодоксального фрейдизма – Эрих Фромм – тоже отказывается от идей Фрейда, создав свое учение. В своих работах он вводит понятие социального бессознательного, убирая индивидуальное (У Фрейда) или коллективное (Юнг). Общество, по мнению Фромма, лишило человека осознания своего бессознательного, применив «фильтры»: язык, логику, социальные табу.
Я бы сказала, что происходят процессы социологизации психики и психологизации социального. Возможно, поэтому Фромм считал, что человек – противоречие, так как принадлежит к животному миру, но, одновременно, отдален от него. Такое противоречие делает проблему существования человека как такового, единство культурных и биологических факторов находит отражение в социальном характере: их Фромм выделяет пять. Например, рецепривный тип ждет счастья извне, поэтому пассивный и доверчивый. Или рыночный тип, который может быть оценен как товар, поскольку может мимикрировать под любую ситуацию, предлагая «покупателю» то, что он хочет видеть, любую маску и др.
Мне кажется, что теория человеческих типов Фромма лишь подчеркивает проблему, которая найдет свое отражение в работах философов экзистенциалистов, - отчуждение человека от человеческой сущности, личностный эгоизм, поиски «себя» в этом мире. Принцип обладания и принцип бытия, которые не могут совместиться в душе человека, проходят «красной нитью» через все произведения Фромма.Импонирует тот факт, что Фромм, хоть и является последователем идей Фрейда, отвергает представления об изначальной порочности природы человека и уверен в неотвратимости универсального всепланетного гуманизма. Человек, основываясь на гуманистическом психоанализе, может осознать неподлинность своего существования и реализовать свою сущность, восстановить гармонию между личностью и обществом, индивидом и природой, которая даже не мыслиться в работах Фрейда. Мне близка цель человечества, которую провозглашает Фромм – создание гуманистического общества, основанного на любви.
Подводя итого своим размышлениям о проблеме человека в философии фрейдизма и неофрейдизма, хочу отметить, что открытия, сделанные представителями этих направлений были бесценны для того времени и имеют огромное значение для науки, медицины и илософии и по сей день. Многие аспекты теорий в настоящее время кажутся спорными, например, я считаю, что главным недостатком теории Фрейда было то, что он преувеличивал роль сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек у него понимается как биологическое существо, находящееся в состоянии постоянной войны с обществом. Наиболее близкой мне оказалось учение Фромма, который делает акцент на положительном идеале человека. Однако при критическом рассмотрении даже эта мысль может быть признана фикцией, так как была сконструирована философом без учета исторического опыта, который вовсе не является оптимистичным: конфликты и войны, которые, в какой-то мере являются двигателем прогресса, - неизбежность нашего мира, они не дают человеку жить в гармонии и любви.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать курсовую работу.
Курсовая, Организация деятельности департамента маркетинга
Срок сдачи к 8 янв.
Выполнить практическую работу
Другое, Метрология, стандартизация и сертификация
Срок сдачи к 21 дек.
Выполнить курсовой. Проектирование ресурсного обеспечения деятельности логопеда. Р-00151
Курсовая, Педагогика
Срок сдачи к 5 янв.
«Формирование у школьников интереса к различным видам...
Курсовая, Теория и методика физического воспитания
Срок сдачи к 22 дек.
Подготовить данные и описать процесс создания модели ML для прогноза трудоустройства.
Другое, Машинное обучение
Срок сдачи к 27 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!