это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
663654
Ознакомительный фрагмент работы:
Катастрофа 1917 года глазами русских философов (Отношение русских философов к революции 1917 года)
XX век в истории России – время потрясений и трагических событий, которое еще будет оценено историками и философами. Несомненно, и Первая мировая война, и Великая Отечественная воина были переломными моментами для нашей страны, но в своем эссе я бы хотела остановиться на Революции 1917 года, которая, как мне кажется, была значительным потрясением для русского народа. Историками замечено, что в кризисное время возрастает интерес к интеллектуальному наследию: активизируются писатели, философы, появляется большое количество работ, очерчивающих перспективу развития России. Как общество отнеслось к возникшим изменениям, каким видели дальнейшее развитие государства наиболее просвещенные его представители? Именно эти вопросы освещаются в работах философов начала ХХ века (Бердяев, Ильин, Струве и др.).
Проблемы смысла русской революции были главными в идейной жизни современников этих событий, они хотели дать свою оценку происходящему в России. Поэтому вопрос о целесообразности и значимости русской революции являлся в то время главным, так как ответ на него показывал политическое кредо, общественную позицию высказывающегося, демонстрировал отношение к политическим процессам в России. Мне кажется, что наиболее полно отношение русских философов было отражено в сборнике «Из глубины», где объединились авторы, мнение которых всегда будет представлять значительный интерес для философов и историков. Это статьи С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Иванова, А.С. Изгоева и др. Этот сборник, ценный сам по себе, очень важен еще как крупная веха в истории умственного и политического развития русской интеллигенции, указующая также и путь в будущее. Этот путь, по мнению большинства философов, тупиковый, так как революция разрушила «прежнюю» Россию, лишила ее самобытности. Так, например, С.А. Аскольдов («Религиозный смысл русской революции») останавливается на строении души русского народа, с распадом которой он связывает возникновение революции, для которой, «святое» и «дьявольское» доступнее и привычнее «полезного». Это торжество зверя.
Вячеслав Иванов («Наш язык») говорит о том, что революция уничтожает язык, такой богатый и самобытный. Философ протестует против тех разрушений, которые язык претерпел в революции и мог претерпеть от подготовлявшейся тогда языковой реформы.
Размышляя над причиной катастрофы, А.С. Изгоев («Социализм, культура и большевизм») приходит к выводу, что главная причина неудачи экономической и всякой иной политики социализма и большевизма заключается в их ложном и лживом учении о человеке, о его духовных стремлениях и о материальных стимулах его деятельности.
Обвиняет и С.А. Котляревский («Оздоровление»), однако, по его мнению, в совершении революции виновна русская интеллигенция, ее морализующий субъективизм. Его точку зрения разделяют и П.И. Новгородцев («О путях и задачах русской интеллигенции»), и И.А. Покровский («Перуново заклятье»), они полагают, что рационалистический утопизм интеллигенции привел к кризису интеллигентского сознания, говорят об отсутствии здорового правосознания в русской интеллигенции, русском народе и русской власти. Выход из кризиса они видят в правовом начале.
Как мы можем видеть, значительная часть современников решительно отказывали в перспективах русской революции, видели в ней трагедию: . она привела к полному развалу жизнь страны, способствовала. Так, И.А. Ильин считал, что революция была катастрофой, которая разрушила российскую государственность. Такая позиция сформировалась у философа не сразу: в первое пореволюционное время ученый воспринимал изменения позитивно, это была форма общенациональной борьбы за справедливый правопорядок, способная переформатировать российскую политическую систему [2, 80]. Позднее он утратил веру в созидательный потенциал революции, выражал крайнее неприятие советского варианта модернизации, который был предложен после революционных событий большевиками: русская революция была «катастрофой и безумием», не только в истории России, но и в истории всего человечества…» [3, 287]. Как считал философ «революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет» [3, 286].
Катастрофу и кризис сознания видел в революции П.Б. Струве, который пытался соотнести понятия «революция» и «реакция». С его точки зрения в России произошла не революция, так как это «переворот, поднимающий жизнь на высшую ступень, ее обогащающий и совершенствующий», а реакция – «изменение, тянущее народ и государство к низу, ведущее и к хозяйственному оскудению и к культурному упадку» [7, 224].. Россия была подвергнута изменениям, которые будут иметь катастрофические последствия. Согласно мнению П.Б. Струве, история назовет время пребывания большевиков у власти «эпохой коммунистической реакции против национальной России» [7, 224].
Иначе оценивал русскую революцию Н.А. Бердяев, который принимал любую освободительную идею, но не насильственную, не революционную. «Революция, - писал он, - всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь, осуществляющих больше правды. Революция есть кара, посылаемая людям за то, что они не обнаружили творческой духовной силы, не творили лучшей жизни… Желать можно лишь положительного творчества, лучшей жизни…, лишь духовно-социального обновления и возрождения…, революция есть болезнь, катастрофа, прохождение через смерть» [3, 183]. Н.А. Бердяев считал, что власть, которая противостоит народу, преступна. «Коммунизм в этой форме, в какой он явился в России, есть крайний этатизм. Это есть явление чудовища Левиафана, который на все накладывает свои лапы. Советское государство… есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство» [1, 120]. Новая Россия, по мнению философа, не будет «...цельной по своему духовному облику. В ней будут резко разделены и противоположны христианские и антихристианские начала. Антихристианские духи революции родят свое темное царство» [1, 137]. А возрождение и излечение страна сможет найти только «во внутреннем изобличении этой революционной лжесвятости и в освобождении от ее обаяния» [1, 205]. Революция, в том виде, в котором она совершилась, связана была с тем, что человеческая природа хотела достигнуть высшей жизни чисто внешними, материальными средствами. Однако революционеры остались такими, какими были созданы - обычными, обуреваемыми страстями людьми. Им не удалось изменить даже собственную природу, и опять же потому, что они были обычные люди. Революция воспринимается автором как катастрофа еще и потому, что действиями революционеров руководила лишь жажда наживы и власти, они не заботились о будущем: «Бессмертные образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются в революционной России… они подобрались к самым вершинам власти» [1, 245].
Увидеть положительные изменения, которые несет революция России попытался С.Н. Булгаков («На пиру богов. Про и контра. Современные диалоги»), в классической форме диалогов, в которых участвует шесть человек: общественный деятель, боевой генерал, дипломат, известный писатель, светский богослов и беженец, философ сосредоточивается на вопросе о роли, сыгранной в русской революции народом, интеллигенцией, войной и церковью. Столкновение различных точек зрения завершается почти всеобщим примирением спорящих, которых объединяет вера в грядущее воскресение России и русского парода.
Таким образом, мы можем видеть, многие философы считают, что в России произошла катастрофа, она «ниспала в темную бездну» [1]. Причины этой катастрофы можно искать в правителях, которые не поняли потребностей народа, а это, следовательно, привело к тому, что «ничтожная кучка вожаков была поднята волной народных страстей и вожделений» [7, 14], Все это привело к появлению противоречий, усиленных глубочайшим внутренним конфликтом в обществе, разрушительный потенциал которого неуклонно возрастал вследствие сознательного и бессознательного его игнорирования носителями власти.Список литературы
Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918. СПб., 1998.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5.
Ильин И.А. О сроке созыва Учредительного собрания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1999. Т. 5.
О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5.
О царской власти. Протокол заседания Братства во имя св. Софии Премудрости Божией 13/XI н. ст. 1924 г. (Прага) // Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. М.; Париж, 2000.
Смирнов И.А. И.А. Ильин о духовном обновлении России // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. М., 1992. Т. 1.
Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910. М., 1991.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
1. «Норма и отклонение в развитии личности» 2. «Теория личности как область научного знания, основные характеристики теории личности»
Презентация, Психология и педагогика
Срок сдачи к 21 дек.
Сделать презентацию с докладом на тему ящериц, а именно гекконов
Презентация, Палеонтология
Срок сдачи к 22 дек.
Путём предварительного сканирования, в отчёт вставляется тонированная карта участка работ с нанесёнными изолиниями и контурами аномальных зон
Контрольная, Науки о Земле
Срок сдачи к 27 дек.
доработать проект в имеющейся курсовой работе
Другое, «Проектная деятельность в сфере государственного и муниципального управления»
Срок сдачи к 25 дек.
Порядок действий водителя при совершении дтп
Реферат, Правила дорожного движения
Срок сдачи к 24 дек.
Написать курсовую работу по теме "Особенности прав потребителей в дистанционной купле-продаже"
Курсовая, Правовое регулирование защиты прав потребителей
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!