это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
677069
Ознакомительный фрагмент работы:
Омар Хайям – поэт, философ, математик
Наследие всемирно известного классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма актуально во все времена: к его стихам обращаются и в настоящее время, используя в качестве афоризмов и мудрых изречений. Однако мало кто знает, что помимо поэзии Омар Хайям увлекался астрономией, физикой, философией и математикой. Именно философское и математическое наследие поэта я бы хотела рассмотреть в своей работе.
Омар Хайям (полное имя - Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури) родился около 1048 года в городе Нишапуре, где и получил начальное образование. Далее он получал знания в Балхе, Самарканде – крупнейших центрах науки того времени. Первый трактат Омар Хайям написал в Самарканде - «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 году он возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. К 1077 году Омар Хайям завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Вместе со своими сотрудниками он в 1079 году вводит в действие календарь.
После закрытия обсерватории (в 1097 году) Омар Хайям работает врачом и создает трактат на фарси «О всеобщности бытия». В конце жизни (последние 10-15 лет) Хайям сторонится общения, проводит это время очень тяжело в Нишапури, мало встречается с людьми и много читает. По словам исследователей биографии поэта, перед смертью он читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Когда он дошел до раздела «О единстве и всеобщности» данного философского труда, то положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Несомненно, я уверена, что творчество Омара Хайяма имеет огромное значение не только для истории культуры народов Средней Азии и Ирана, но и для всего человечества. Его работы, включающие в себя открытия в области математики, физики, астрономии, были переведены на многие языки мира, они имеют огромное историческое значение.
Это, на мой взгляд, связано с вечной актуальностью работ ученого, философа и поэта. Например, его стихи до сих пор поражают своей предельной лаконичностью, емкостью, образностью, простотой изобразительно-выразительных средств, гибким ритмом.
Философия Омара Хайяма близка к философии гуманистов эпохи Возрождения, достаточно вспомнить фразу: «Цель творца и вершина творения – мы». В своих стихотворениях показывал ненависть к существующим порядкам и старался их обличить. Выступал против религиозных догм и пороков, царили в то время в обществе.
Однако в его произведениях мы можем обнаружить тенденции, свойственные и философии Средневековья, связанные с тем, что земной мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались точки зрения, что вечную жизнь и блаженство можно найти исключительно после смерти. Однако, как я уже отметила, Омар Хайям также любил и реальную жизнь, стремился сделать ее лучше, поэтому протестовал против ее несовершенства и призывал наслаждаться каждым ее мигом, невзирая нравы и инквизицию.
Для выражения своих мыслей Омар Хайям выбирает народную форму стихов, которая в настоящее время существует в поэзии персов и таджиков – это рубаи. У поэта это не просто стихотворение – своеобразная миниатюра, где в четырех строках заключается целая жизнь, огромное человеческое переживание, наполненная мыслями о судьбе человека в этом мире: «…Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?// Не трать их попусту, благоразумен будь», «Мы — источник веселья — и скорби рудник, // Мы вместилище скверны — и чистый родник», «Человек — словно в зеркале мир, — многолик…»,
Я могу видеть, что поэзия Хайяма наполнена стремлением к радостям земной жизни. Он прославляет человеческие чувства и подлинный, смелый и все постигающий разум. Справедливость, доброта, свобода, честность - вот идеалы для Хайяма.
В своих бессмертных стихах поэт воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обращаясь к Богу, Хайям пишет о несправедливости на земле: «Небо! Жалуешь ты почему подлецов?». Выступал он и против догм официальной религии: «Душой ты безбожник с Писаньем в руке…», « Без толку ты оземь башкой ударяешь…», «Я презираю лживых, лицемерных //Молитвенников сих, ослов примерных».
На самом же деле великий ученый был глубоко верующим человеком. Его истинная вера выражалась в его стихах: «Мусульманин, еврей иль язычник ты есть — Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть».
Когда я читаю стихи Омара Хайяма, то понимаю, что он был глубоким философом, гуманистом, любил жизнь, стремился быть независимым, несмотря на преследования и трагическую судьбу.
Далее я бы хотела обратиться к анализу математических сочинений, дошедших до наших дней, которые характеризуют Омара Хайяма как выдающегося ученого своего времени, который сыграл большую роль в создании алгебры и ее развитии. Вот что он говорит об алгебре: «Алгебра есть научное искусство. Ее предмет — это абсолютное число и измеримые величины, являющиеся неизвестными, но отнесенные к какой-нибудь известной вещи так, что их можно определить…» [].Предложенное Омаром Хайямом определение алгебры означает, что алгебра - это наука, определяющая неизвестные величины, состоящие в некоторых отношениях с величинами известными. Определение неизвестных осуществляется с помощью составления и решения уравнений.
Первым математическим трактатом Омара Хайяма является «Трудности арифметики», он пока не найден. Другие работы философа говорят, что это произведение содержит информацию о общем приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем «методом индийцев», который был им самим и разработан.
Ученые, основываясь на известных фактах, полагают, что именно Хайям открыл формулу возведения двучлена a+b в степень n. Но прославила философа и ученого, как алгебраиста, теория геометрических решений алгебраических уравнений, которая была изложена им в трактате «О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы».
Не только эти открытия в алгебре сделали популярным имя Хайяма. Еще он, например, впервые выдвинул предположение о том, что уравнения третьей степени нельзя решить с помощью «свойств круга» (используя циркуль и линейку), Омар Хайям подчеркивал, что решение возможно только с использованием конических сечений. Первый в истории развития алгебраической мысли Хайям предложил полную классификацию кубических уравнений, которые имеют положительные корни. Он выделил 19 классов; из которых 5 сводятся к линейным и квадратным. Для оставшихся 14 классов он предложил особый метод решения с использованием конических сечений – равносторонней гиперболы, параболы, окружности.
Известны и исследования Омара Хайяма в области геометрии. Так, знаменит его трактат, «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» состоящий из трех частей. Первая его часть посвящена исследованиям, касающимся теории параллельных линий. Хайям стремился доказать пятый постулат Евклида и сформулировал принцип, лежащий в основе доказательства: «Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно чтобы прямые расходились в направлении схождения». Ещё в этом трактате рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Хайям проводил исследование по измерению величины двух других углов четырехугольника. Рассуждая таким образом, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал пятый постулат.
Вторая и третья части трактата О.Хайяма посвящена анализу античной теории отношений и учения о числе. Надо сказать, что ученый внес большой вклад в создание понятия действительного числа. Таким образом, понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным.
Примером обращения к наследию Античности будет трактат «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле». В нем Хайям рассматривает известную задачу Архимеда.
Сам Хайям так отзывался о своем увлечении науками: «Я познание сделал своим ремесло…». Это высказывание и будет лозунгом, который этот образованный человек пронес через всю жизнь. Омар Хайям не только стремился к научным открытиям, он еще активно делился ими с другими. Так, он работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде, Исфахане, Бухаре, где его сопровождала слава великого математика. Поэта и ученого приглашали ко двору многие властители Востока. Он заслужил право сидеть рядом на престоле с правителем Бухары, это было знаком наивысшего уважения.
Однако он не смог поступиться со своими принципами, отказался от власти над родным городом Нишапуром, Хайям говорил, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».
Несомненно, как и многие исторические личности Хайям может иметь противоречивую оценку, поскольку его высказывания были вольнодумными и расходящимися с традиционной точкой зрения. Так, например, В. Жуковский дал ему такую характеристику: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он – безбожник и материалист; он – правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый….он – скептик; он – персидский Абу – ала, Вольтер, Гейне»Мы должны понимать, что труды Омара Хайяма принесли огромную пользу самым разным наукам, а его рубаи и в наше время покоряют читателей своей лаконичностью, емкостью, простотой.
Все исследователи сходятся во мнении, что Хайям всегда хотел переустройства мира, для этого он делал все, что в его силах: занимался астрономией, открывал законы природы, пытался проникнуть в тайны мироздания, освобождал людей от оков духовного рабства.
Я считаю, что в настоящее время Омара Хайяма можно назвать по праву оценивают как одну из самых самой видной фигурой в истории мировой поэзии и науки. Не зря он сам сказал о себе: «Пока этот мир будет жить,// Людям имя твое и твой след не забыть».
Список использованной литературы
Глейзер Г.И., История математики в школе. М., 1982.
Хайям. О. Рубай - сборник стихов. / Сост. III. Шамухамедов. Институт рукописей им. Х.С. Сулейманова АН УзССР, 1983.
Хайям О.Трактаты. М., 1962.
Юшкевич. А.П. История математики в средние века. [Электронный ресурс] http://bookre.org/reader?file=1515286.
Юшкевич А.П. О. Хайям и его «Алгебра». М., 1948.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Внецентренное сжатие стержня большой изгибной жесткости
Решение задач, Сопротивление материалов
Срок сдачи к 24 дек.
Выполнить отчет по практике. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Р-00139
Отчет по практике, бухгалтерский учёт
Срок сдачи к 26 дек.
«даная» рембрандта и тициана. сравнительный анализ
Курсовая, История визуально-пространственных искусств
Срок сдачи к 28 дек.
Национальная кодификации любовной лирики и романтических отношений в...
Статья, Кросс-культурные исследования творчества, искусство
Срок сдачи к 21 дек.
Система для учета питания в высших учебных заведениях, индустриальных комбинатах питания, обеспечивающих поставку питания многим организациям-потребителям на базе 1С 8.3
Курсовая, Программирование 1С 8.3
Срок сдачи к 20 дек.
Mathcad или Exel + Word/Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий
Решение задач, Теория принятия решений
Срок сдачи к 26 дек.
Учет денежных средств организации и направление его совершенствования
Курсовая, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 20 дек.
Методы анализа и верификации цифровых подписей в компьютерной экспертизе
Доклад, Компьютерная экспертиза
Срок сдачи к 22 дек.
Воспитание двигательно-координационных способностей обучающихся...
Диплом, Физическая культура и спорт
Срок сдачи к 19 янв.
тема: Проектирование учебно-методических материалов дисциплины...
Диплом, Музейная педагогика
Срок сдачи к 16 янв.
Выполнить реферат + презентация. Информационные технологии. Р-00138
Реферат, Информатика
Срок сдачи к 26 дек.
Mathcad или Exel + Word/Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
Задано: исполнительный двигатель с его паспортными данными и режимы...
Курсовая, Электроника
Срок сдачи к 25 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!