это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
678885
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе по работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»
Проблема поиска истины – центральная в философии. Многие ученые и мыслители пытались определить, значение и значимость этой категории. Существует множество точек зрения на определение того, что можно называть истиной, они меняются с течением времени, исторической эпохи, политической ситуации. Я бы хотел рассмотреть, что есть истина в философии экзистенциалистов. Для этого я хотел бы обратиться к работам одного из основоположников этого направления в философии – Ж.-П. Сартра, имя которого неразрывно связано с понятием экзистенциализма. Из всех философов, которых причисляют к этому направлению, лишь он уверенно называл себя экзистенциалистом. Он же был одним из его основоположников. Но что же, в сущности, представляет собой экзистенциализм, и какое место в нем занимает понятие «истина»? Посмотрим, как сам Сартр отвечал на этот сложный вопрос. Для этого я обратился к работе Жана-Поля Сартра, которая называется «Экзистенциализм – это гуманизм».
В тексте исследования автор заявляет, что субъективность и будет истиной. Этот постулат и является исходным пунктом его работы: «всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность» [1]. Подтверждает Сартр эту мысль, обращаясь доказательствам. Он говорит, что его учение основывается на абсолютных истинах, начало которым было положено в философии Р.Декарта, говорившего: «Я мыслю – значит существую...», - следовательно, человек – мера истины.
Однако Сартр указывает, что понимание «человека» в философии экзистенциалистов, как и в его работах специфическое: «Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам» [1]. Условно говоря, философ имеет в виду, что каждый делает себя.
Мне близко положение, которое выдвигает Сартр. Развивая эту мысль, он утверждает, что существование предшествует сущности, а понятие «человек» в разуме бога подобно понятию «нож» у ремесленника. Бог творит человека, руководствуясь техникой и замыслом, точно так же как и ремесленник производит нож, «сообразно с его определением, технологией производства».
Человек вначале рождается, а потом он определяется. «Человек, по существу, не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он желает стать» [1]. Такое понимание и является тем, что люди называют «субъективностью». Как я понимаю, Сартр говорит, что человеком индивид становится лишь потом, впоследствии действий, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Философ делает вывод, что нет такого понятия как «природа человека», как не существует и бога, который бы ее задумал. «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать» - это и есть первый принцип экзистенциализма [1]. «Мы хотим сказать, что человек, прежде всего, существует, что человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее....Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия» [1]. А этот проект, по мнению философу, каждый создает сам, именно поэтому судьба человека в его собственных руках и лишь он за нее ответственен, а не Бог.
Сартр утверждает, что экзистенциализм является синонимом гуманизма: он дает человеку право распоряжаться его бытием, «возлагает на него исключительную ответственность за существование» [1].
Поэтому людям можно просто существовать и стремиться к представлению себя, каким они хотят. Это и будет первым главным принципом экзистенциализма, который упрекают в субъективизме.
Философ пытается объяснить, чем вызывается данный субъективизм: человек — это прежде всего проект, который переживается субъективно, «а не мох, не плесень и не цветная капуста» [1].
Главное, что движет людьми - это желание. Чтобы не было двусмысленности, Сартр поясняет, что под желанием человек обычно понимает сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Человек может желать вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, мы возвращаемся к мысли, которую озвучили выше - экзистенциализм «отдаёт каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование и возникновение истины».
Абсолютная истина возникает в сознании, «постигающего самое себя» [1]. Если мы будем рассматривать человека вне этого момента постижения, это будет теория без истины, так как «вне картезианского cogito все предметы лишь вероятны, а учение о вероятностях, не опирающееся на истину, низвергается в пропасть небытия».Если истина субъективна и зависит от человека, то она легко достижима: «абсолютная истина проста... и доступна всем, она схватывается непосредственно»[1].
Развивая мысль о том, что абсолютная истина субъективна и возникает в человеческом сознании, Сартр, однако, не сводит свою теорию к индивидуализму, поскольку для истины нужны мнения и других людей: «субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, поскольку, как мы показали, в cogito человек открывает не только самого себя, но и других людей... Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого» [1].
Я склонен согласиться с этой мыслью философа, так как очень часто мы воспринимаем мир сквозь призму не только собственного мнения, но и восприятие других, причем чужое мнение чаще оказывается важнее. В таком случае в нашем сознании формируется образ, который мы, согласно Сартру, можем признать истинным. Именно так м познаем себя, мир и окружающих –понимаем, кем являемся сами и кем являются другие по отношению к нам. Но, поскольку понятие и образ формулируем мы сами, мы не можем сказать, что мнение других влияет на наше восприятие образов и предметов прямо, скорее это происходит опосредовано.
В этом я вижу противоречие: с одной стороны истина субъективна, индивидуальна, а с другой – учитывает совокупность чужих мнений, но не напрямую, а в нашей интерпретации, следовательно, субъективность становится условной величиной. В своей теории для преодоления этого Сартр вводит термин «интерсубъетивность», однако синонимом ему становится «целый мир», в котором человек и решает, чем является он, и чем являются другие. Таким образом, очевидно, что, по Сартру, истина рождается в сознании одного человека, но не совсем понятно, как она коррелируется с истинами (мнениями) других.
Соглашусь с философом в том, что для определения истины среди множества мнений имеет важное значение «нечестность» как заблуждение – это, очевидно, ложь, ибо утаивает полную свободу действия.
На мой взгляд, такое отношение к истине (субъективизму) делает допустимой вседозволенность, так как человек может делать все, что угодно, выбирая постоянно. Сартр сравнивает человека с художником, который не знает точно, какую картину нарисует, все ценности создаются в процессе написания. Но это, как мне кажется, не отрицает мысли о том, что написанное будет хорошим.
Несмотря на выделенные противоречия, мне близко понимание истины в трактовке экзистенциалистов, однако можноосмелюсь предположить, что первым представителем данного направления можно считать Сократа, который впервые поставил в центр философской мысли человека со всеми внутренними противоречиями. Так рождается истина-самопознание и знаменитое высказывание: «Познай самого себя». Эта мысль гораздо позже стала разрабатываться и в работах экзистанциолистов. Только философия с ее умением размышлять может установить истину, в то время как наука может преподнести лишь теоретические знания, которые носят прикладной характер. Еще Ясперс отмечал, что «философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина». Из этого следует мысль, что сущность человека невозможно понять вне философии и наоборот, философии не понять без человека. Еще один философ-экзитенциалист – Хайдеггер – писал, что истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. А это присутствие сбывается в свободе».
Таким образом, я попытался рассмотреть, какие проблемы ставит в своей работе «Экзистанциализм – это гуманизм» Сартр и пришел к следующим выводам: во-первых, я думаю, что понимание субъективизма как истины может породить феномен вседозволенности.
Во-вторых, восприятие мира через призму и мнения другого человека снимает мысль о субъективности, так как, учитывая точки зрения других, мы уже можем изменит свои, подкорректировать их.
Но в целом позиция Сартра мне близка, так как она не абстрактна и не основывается на точных научных знаниях. А мысль о том, что только сам человек ответственен за свое будущее, актуальна сегодня как никогда.
Список использованной литературы
1. Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм [Электронный документ]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_545/html. – Загл. с экрана.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
1. «Норма и отклонение в развитии личности» 2. «Теория личности как область научного знания, основные характеристики теории личности»
Презентация, Психология и педагогика
Срок сдачи к 21 дек.
Сделать презентацию с докладом на тему ящериц, а именно гекконов
Презентация, Палеонтология
Срок сдачи к 22 дек.
Путём предварительного сканирования, в отчёт вставляется тонированная карта участка работ с нанесёнными изолиниями и контурами аномальных зон
Контрольная, Науки о Земле
Срок сдачи к 27 дек.
доработать проект в имеющейся курсовой работе
Другое, «Проектная деятельность в сфере государственного и муниципального управления»
Срок сдачи к 25 дек.
Порядок действий водителя при совершении дтп
Реферат, Правила дорожного движения
Срок сдачи к 24 дек.
Написать курсовую работу по теме "Особенности прав потребителей в дистанционной купле-продаже"
Курсовая, Правовое регулирование защиты прав потребителей
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!