это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
681409
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема эссе «Социальный институт семьи» актуальность работы
заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов
рассматриваются роль семьи в современном обществе c учетом
социокультурной динамики.
Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов,
регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных
отношений и организующих их в систему ролей и статусов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием своих
признаков:
Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например,
в семье это будут правила поведения дома.
Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи –
уважение, любовь, привязанность.
Культурные символы. Например в семье – кольцо; иконы, святыни
передаваемые из рода в род.
Утилитарные черты культуры. В семье – квартира, посуда, мебель.
Наличие идеологии. В семье – семейное сотрудничество,
солидарность.
Семья как социальный институт имеет в социуме важные и
определенные функции. При этом научный анализ ее функций возможен
только в том случае, если она воспринимается именно как социальный
институт, при этом необходимо учитывать его явную форму и латентное
содержание (сущность). Явная форма — механизм воспроизводства
популяции и сохранение социально-профессиональной структуры общества,
латентное содержание воспроизводство рода.
Семья – это основа общества. Семья – это общество в миниатюре, со
всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья
2
переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Роль семьи в обществе всегда была высокой. Родители готовят своих детей к
жизни, и от воспитания, которое они дали, зависит то, кем станет этот
человек в дальнейшем. Супруги помогают друг другу, делят радости и
печали.
Однако функции семьи сохраняются в своей основе. Под функциями
семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или
отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В
настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи.
Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение
рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация
досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная
связь взаимозависимости, взаимодополняемость, поэтому какие-либо
нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. Поэтому на
сегодняшний день социальная государственная политика имеет своей целью
укрепление семьи как социального института. Эта цель является одним из
приоритетных направлений и носит фундаментальный, долговременный
характер.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена
тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на
личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в
3
семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто
вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют
своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему
поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у
своих детей и т.д.
Семья это основа преемственности поколений. В российском
социуме этот фактор представляет собой процесс ярко выраженного
мировоззренческого характера. Наиболее ярко это показали миллионы
россиян, прошедшие машем в рамках акции «Бессмертный полк» 9 мая 2017
года по улицам тысяч российских городов и показавших всему миру, каким
единым может быть российский народ и как он чтит своих предков - героев.
Это пример реальной преемственности поколений как фактора
социокультурной динамики в обществе, реальной реализации функций
семьи как социального института в деле передачи памяти о предках –
потомкам.
Роль семьи в социализации личности уникальна именно в силу
специфических функций семьи как социального института и малой
социальной группы обеспечивающей преемственность поколений. Глава
семьи – отец. Изучение роли в семье отца как главного актора в деле
преемственности поколений на основе социокультурной динамики,
подразумевает его как носителя необходимой для идентичности и
социализации личности идеи. В современной России при изменении
содержания многих понятий современного общества это представляется
4
фундаментальной основой для самого существования семьи и ее
взаимодействия с обществом и государством.
Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики
должна выражаться в сохранении той традиции, что в семье отец занимает
главное место как исполнитель властных функций, лицо, которому доверена
судьба жены/матери и детей. Его роль состоит в реализации властных
отношений в семье. У отца в большинстве случаев имеется власть
вознаграждения, власть принуждения, власть эксперта, власть авторитета.
При этом традиция предполагает руководство детьми со стороны отцов при
помощи власти авторитета. Это является важным фактором преемственности
поколений как фактора социокультурной динамики.
Именно в семье, максимально эффективно реализуется
преемственность поколений как фактор социокультурной динамики: человек
становится личностью, взрослея и приобретая свой собственный опыт,
основанный на потребностях, мотивациях и выполняя определенные ролевые
требования в предписанном ему семьёй как социальным институтом статусе.
Процесс социокультурной динамики становления личности в семье может
происходить длительное время и состоит из нескольких этапов. Первый этап
начинается с освоения нравственных и моральных норм. В это время человек
усваивает правила поведения в обществе. На втором этапе происходит
индивидуализация человека, когда происходит поиск средств и способов
обозначения собственного «я».
В дальнейшем преемственность поколений как фактор
социокультурной динамики решается уже не только в семье, но и в обществе.
Очень важный этап в формирование личности – это принятие человека в
обществе, где происходит применение собственных индивидуальных
способностей. В процессе принятия и усвоения опыта прежних поколений
как фактор социокультурной динамики гражданин получает профильный
статус с набором ролей в обществе. Этот процесс становление личности
тесно связан с социализацией. Общественные институты, которые влияют на
5
формирование мировоззрения каждого человека, формируют взаимодействие
человека в семье, на работе и в обществе в целом. При этом происходит
преемственность ценностей и опыта предыдущих поколений. В этом
проявляется социокультурная динамика.
Таким образом, человек становится личностью в обществе, приобретая
свое место в нем, формируя ценности и приоритеты на основе опыта
прежних поколений. Основные составляющие качества личности
формируются c учетом опыта предыдущих поколений. Приобретая опыт
взрослея, человек формирует свои собственные индивидуальные
характеристики, которые и являются уникальными именно для этого
человека.
Социальная роль семьи в современном обществе значима и велика.
Семья, как способ существования человечества прошла проверку временем,
свой эволюционный путь. В разных странах, на разных континентах, при
разных общественных и экономических формациях, политических
катаклизмах, существование семьи не было прервано. Можно
констатировать, что это обеспечила преемственность поколений как фактор
сохранения семейных ценностей. Смена поколений это не зависящий от
человека объективный фактор общественного прогресса. Смена поколений -
это, прежде всего, процесс, который обеспечивает преемственность в
развитии человеческого рода. Благодаря этому сегодня семья в смысле
воспитывающей системы - идеальна, особенно когда несколько поколений
живут вместе.
Семья - ячейка общества. Именно такой социальный институт как
семья, служит для социализации личности. В семье закладываются нормы
морали и поведения. По материалам работы можно сделать вывод, что роль
семьи в социализации личности очень высока.
На сегодняшний день, к сожалению, отношение молодых людей к
семье является зачастую легкомысленным, это отражается и на воспитании
детей. К тому же семья в смысле экономической системы в современном
6
мире изживает себя. В семье передается опыт (и положительный и
отрицательный), семья моделирует многие аспекты жизни. Представление о
семье в современном обществе меняется. Но одинокий человек по-прежнему
вызывает жалость и сочувствие окружающих.
При этом современная семья на основе сохранения основных
нравственных ценностей, расширяет границы своей ежедневной социальной
непосредственной практики, духовно укрепляется, формирует
положительное отношение молодого поколения к своей Родине.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
7
Список литературы
1. Анурин В. Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей
социологии./ В. Ф. Н. Анурин. - Новгород: 2008.- 435 с.
2. Добреньков В.И. Фундаментальная социология: в 15 т./ В.И
Добреньков, А.И. Кравченко. Т. 1. Теория и методология. М.: ВШ,
2003. – 765 с.
3. Иванов И.И. Философия / И.И. Иванов. — М.: Наука, 1985. — 167 с.
4. Козырева Л.Д. Формирование институтов гражданского участия в
современной России./ Л.Д. Козырева. – М.: МГУ, 2016. – 375 с.
5. Кравченко А.И. Социология./ А.И. Кравченко. - Екатеринбург: УГУ,
2016. С. 435 с.
6. Кузин С.И. О реализации государственной семейной политики в
современной России // Вестник ГУУ. 2017. №1.С.5-9.
7. Топчиев М.Д. Влияние института семьи на трансгрессирующее
общество.// Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU.
2016. №123.С.55-59.
8. Социальная философия / под ред. П.П. Петрова. — М.: Высшая школа,
1993. — 125 с.
9. Сухарева А.М. Функционирование социально-правовых институтов
как фактор политической стабильности российского общества./ А.М.
Сухарева. – СПб.: Нева, 2017. 344 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!