это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
741501
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Мне кажется очевидным, что современная концепция преподавание русского языка и литературы Российской Федерации требует особых подходов, особых моделей обучения и особых учебных материалов, разработанных с учетом потребностей и особенностей культуры учащихся тех или иных регионов, с учетом возможной языковой интерференции и путей ее преодоления. Подобные подходы и материалы должны быть разработаны не только с учетом достижений современной лингвистики, литературоведения и методики их преподавания, но и теории межкультурной коммуникации, когнитивистики, психологии и социологии.
Разработка единой концепции преподавания русского языка и литературы обусловлена, в первую очередь, как мне кажется, содержанием обучения русскому языку и литературе в соответствии с федеральными стандартами, которые определяются направленностью на формирование у учащихся следующих видов компетенций: коммуникативной, языковой, читательской, лингвистической и литературоведческой, культуроведческой и некоторых других. При этом ведущая роль отводится именно коммуникативной компетенции.
Отметим, что требования по освоению данных стандартов, предъявляемые обучающемуся, едины и не делают поправку на языковые, культурные или социальные особенности ребенка. То есть универсальная программа обучения должна готовить универсального гражданина современного общества.
Несмотря на то, что мысль разработать единый подход к преподаванию русского языка и литературы не является для нашей школы новой, современные образовательные стандарты, с одной стороны, достаточно существенно расширяют и углубляют возможности для создания подобной концепции за счет введения в Фундаментальное ядро образования новых понятий, ранее не рассматриваемых в школьном курсе или не выделяемых в качестве отдельных дидактических единиц, а с другой - требуют усиленной работы на практике, то есть должна быть ориентированность не только на овладение определенными знаниями, но на формирование прочных умений и навыков, касающихся тех или иных компетенций.
Именно эта – практическая – сторона вопроса создает самые важные, на мой взгляд, проблемы преподавания русского языка и литературы в школе.
Так, например, в связи с тем, что федеральные стандарты образования предполагают существенное обновление его организации и использования новых форм и методов обучения, требования к современному учителю-практику русского языка и литературы в настоящее время значительно возрастают. При этом человеческий фактор в расчёт не берется. Кроме того, по моему мнению, в настоящее время профессиональная поддержка учителей-словесников не имеет системного характера, и в этом плане она, безусловно, должна быть усовершенствована.
Одной из важнейших проблем, требующих безотлагательного решения в целях совершенствования преподавания русского языка в России в целом и в субъектах Российской Федерации, является проблема подготовки высокопрофессиональных кадров учителей, где неоднозначными являются вопросы оптимального соотношения теоретической и практической подготовки будущего учителя-словесника, а сама подобная подготовка нередко отстает от требований современной школы.
К разряду нерешенных научно-методических проблем общего характера можно отнести, прежде всего, проблему отбора текстов для учебников русского языка и литературы (такие тексты должны быть, мне кажется, разных функциональных типов и жанров, а их состав, без всякого сомнения, должен формироваться с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей обучающихся), а также проблему создания качественных нормативных словарей русского языка для школьников, в которых бы четко прописывались и план содержания словесного знака, и его нормативно-стилистические характеристики, в том числе соответствие или несоответствие нормам русского литературного языка в целом и нормам русского языка как государственного, предназначенного для официальных сфер общения.
Также отметим недостаточную разработанность некоторых понятий, принципиально важных для современной школы, например, в лингвистике, таких, как «формы существования национального русского языка», «русский литературный язык и его разновидности», «русская разговорная речь», «нормы русского литературного языка», «стилистическая система русского языка» и др.
Наиболее значимыми проблемами, имеющими отношение к совершенствованию преподавания русского языка в современной России, являются проблемы социокультурного характера. Одна группа таких проблем связана с особенностями развития российского общества на рубеже XX-XXI вв. и особенностями современной лингвокультурной ситуации, которая характеризуется общим снижением культуры речи, массовыми нарушениями норм русского литературного словоупотребления, разрушением стилистической системы русского языка и существенными изменениями в языковом сознании его носителей. Мне представляется очевидным, что отрицательная языковая среда ни в коей мере не способствует выработке у школьников правильного представления не только о нормах русского литературного словоупотребления, но и о красоте и богатстве русского языка, его выразительных возможностях, о русском языке как хранилище духовного богатства русского народа. Названная проблема является очень болезненной и весьма сложной, и ее решение видится прежде всего в утверждении в обществе идеи престижности владения высоким уровнем культуры русской речи и русским языком во все его многообразии.
В ряду социокультурных проблем, имеющих непосредственное отношение к вопросам преподавания русского языка и литературы, следует назвать и резкое снижение интереса к чтению художественной литературы у современной молодежи, а также резкое снижение мотивации к чтению вообще, что приводит к несформированности навыков осмысленного восприятия текста, а далее – навыков выражения себя в слове. Отсутствие указанных навыков, а также навыков вступать в диалог с другими людьми, не только препятствует интеллектуальному развитию личности, но и делает невозможным существование полноценного общества. Решение названной проблемы пока не найдено, но, в моем представлении, оно связано прежде всего с поисками внутренней мотивации к чтению (и здесь у многих педагогов есть свои приемы, методы и рецепты, которые необходимо обсуждать, обобщать и распространять).
В отдельный и очень важный блок проблем преподавания названных дисциплин в современной России выделяются проблемы организации обучения русскому языку и литературе в условиях двуязычия и многоязычия. О данной проблеме я хотела бы рассказать подробнее.
Важность вопросов преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях многонационального Российского государства особенно остро встает в тех субъектах Российской Федерации, где родным языком населения является иной язык: адыгейский, башкирский, калмыцкий, осетинский, татарский, чеченский и многие другие. Если же русский язык является ещё и языком обучения, то его значимость еще более повышается. В таком случае русский язык становится инструментом для овладения новыми знаниями и основой для интеллектуального, а также духовного развития молодежи Это будет единственная основа в случае, если русский язык является родным, и дополнительная, но принципиально важная основа в тех случаях, когда русский язык является средством обучения билингвальной или полилингвальной личности.
В настоящее время большинством методистов оптимальной моделью организации процесса обучения русскому языку в субъекте РФ с ограниченной русскоязычной средой общения признается модель, предполагающая обучение детей на русском языке с углубленным изучением языков и культур народов России в рамках отдельных предметов. Я думаю, что реализация данной модели, в целом положительно зарекомендовавшей себя во многих субъектах Российской Федерации, может варьироваться в зависимости от уровня относительного билингвизма, характерного для тех или иных регионов.
Опора на родной язык и родную культуру, безусловно, способна оптимизировать обучение в целом, что не может не сказаться и на качестве постижения русского языка. Я считаю, что разработка подобных вариантных моделей ни в коем случае не противоречит мысли о создании единой концепции обучения русскому языку и литературе, ведь в условиях ограниченной русской языковой среды именно обучение на русском языке является основным условием освоения школьником русского языка как государственного и основой для достаточно успешного прохождения им итоговой государственной аттестации.
Не менее важной, но уже специальной научно-методической проблемой преподавания русского языка в современной российской школе является проблема подготовки учебников и словарей русского языка для детей-билингвов, создаваемых с учетом традиций отечественной лингвистики и лингводидактики, а также с учетом достижений современной когнитологии.
Таким образом, я считаю, что наличие единого языка межнационального общения и единого государственного языка, формирующего российскую идентичность, а также единое гражданское, культурное и образовательное пространство России, создает тот фундамент, на котором строится единое многонациональное Российское государство. Именно поэтому поддержка русского языка и литературы, защита их от тех угроз, которые связаны с глобализацией современного мира (вследствие которой русский язык испытывает агрессивное влияние иноязычной языковой стихии, а произведения зарубежной литературы оказывают всё более значительное влияние на русскую литературную традицию), ложно понимаемой демократизацией общества (следствием чего является огрубление и вульгаризация речи), а также поддержка русского литературного языка являются чрезвычайно важными вопросами языковой политики Российского государства. Данный вывод в полной мере касается также русского языка как эстетической ценности и формы существования русской литературы, которая способна играть огромную роль в развитии нравственных качеств личности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!