это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
753385
Ознакомительный фрагмент работы:
АННОТАЦИЯ. В данной статье акцентируется внимание на профессиональной компетентности студентов вуза как психолого-педагогическом феномене, определяется ее значение для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов. В работе подчёркивается взаимосвязь профессиональной компетентности и конкурентноспособности молодых специалистов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, профессиональная компетентность, компетенции студентов вуза, профессиональная подготовка будущих специалистов.К выпускнику современного высшего учебного заведения предъявляются высокие требования. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования представлена целая система общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист.
Эти изменения, несомненно, кроме повышения качества образования вызывают и противоречивое отношение к этому процессу. Это связано с тем, что «с реализацией компетентностного подхода в образовании все большее значение приобретает потребностный подход для оценивания качественной стороны формирования компетенций молодых специалистов» [1, с.60-63]. В основе реализации этих двух подходов лежит принцип индивидуализации обучения, то есть фундаментом ценностного содержания деятельности для социально-профессионального становления молодых специалистов является процесс удовлетворения ими своих индивидуальных потребностей в ней. Нельзя не согласиться с точкой зрения С.В. Кривых, что «именно культура потребностей студентов вуза с учетом их социально-психологических свойств развития определяет цели, условия и результаты современного образования (ключевые компетенции специалистов)» [4, с. 115-138].
В связи с этим активизируется необходимость теоретического анализа психолого-педагогических проблем оценки сформированности компетенций студентов вуза в педагогической теории и практике.
Говоря о профессиональной компетентности студентов вуза как психолого-педагогическом феномене, отметим, что анализ психолого-педагогической литературы выявил различные подходы к пониманию категории «компетенция» (Э.Ф. Зеер, С.В. Кривых, Ф.У. Кисреева, А.Т. Телегина, И.А. Стернин, М.А. Бушуева, М.Д. Ильязова и др.).
Мы пришли к выводу, что социально-психологические особенности механизма формирования компетенции, обусловлены, в первую очередь, конкретными психическими новообразованиями в ее структуре, и которая сопоставляется с понятием «потенциальная активность» [2]. Активизация этого состояния осуществляется на основе определенной готовности и стремления молодых специалистов к профессиональной деятельности, т.е. это потребностно-мотивационная основа коммуникативной активности, включающая комплекс социально-профессиональных качеств необходимых для совместной профессиональной деятельности - усвоенные знания, умения, навыки, социокультурный и чувственный опыт, цели и способы деятельности, соответствующие определенному уровню сформированности их социально значимых потребностей (в самоутверждении, общении, познании и самовыражении).
В действительности, особенности механизма формирования компетенции не сводятся только к вышеизложенным его системно-деятельностным характеристикам. В основе развития педагогических систем, в том числе формирование компетенций студентов вуза, прежде всего, лежит процесс педагогического воздействия в соответствии с заданной системой условий по достижению данной педагогической цели. Система определенных условий, успешно реализуемых педагогом в процессе формирования студентов вуза, является одним из основных элементов формирования высокой компетентности специалиста. Оговоримся, что это далеко не единственное условие успешного формирования профессиональной компетентности студента, но, на наш взгляд, одно из первостепенных.
Важной практической характеристикой молодых людей, начинающих трудовую деятельность (попадающих в условия конкуренции) является конкурентоспособность как одна из составляющих профессиональной компетентности. Поэтому «конкурентоспособность» становится предметом целенаправленного формирования и развития у студентов в вузе. Результатом этого процесса является конкурентоспособный специалист, стремящийся к достижению наилучших результатов. Поэтому можно сказать, что конкуренция является движущей силой развития молодого специалиста, совершенствования его эффективности. По словам Д.В. Чернилевского, «конкурентоспособность студента вуза обуславливается актуализацией уже усвоенных компетенций и восприимчивостью к внедрению различных новшеств» [7].
«Конкурентоспособный специалист - это, прежде всего, личность, субъект профессиональной деятельности. Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, но и от системы мотивов в выбранной профессии» [6, с. 93-100].
Нижеперечисленные компоненты, по мнению Т. А. Сливиной, связаны между собой и находятся в определенном соподчинении. Так, мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности студентов вуза характеризует направленность конкурентоспособной личности. Направленность включает в себя внутренние побудительные силы личности — взгляды, убеждения, идеалы, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психолого-педагогической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.
Интеллектуальный компонент профессиональной компетентности включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает специалист и которые он использует для достижения целей, мотивированных компонентом направленности. Личность с психолого-педагогической точки зрения характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.
Поведенческий (деятельностный) компонент профессиональной компетентности включает совокупность действий, объединенных единой профессиональной целью. Сущность деятельности состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается в рамках выбранной специализации.
Таким образом, выделение структурных компонентов в системе профессиональной компетентности студентов с педагогической точки зрения позволяет понять, что надо формировать (развивать) у студентов в образовательном процессе в вузе.
В связи с вышесказанным, отметим, что важной тенденцией образования является повышение роли психологических знаний в основных сферах жизни человека. В личной сфере психологическая подготовка рассматривается как основа, обеспечивающая успешность профессиональной деятельности, личностное развитие специалиста, достижение самоактуализации, подготовленность к решению психологических проблем, развитие стрессоустойчивости и сохранение здоровья. Под психологической компетентностью будущего специалиста понимается профессионально-значимое личностное образование, обеспечивающее готовность мыслить и действовать в учебно-познавательной, реальной профессионально-педагогической деятельности [5, с. 147-152].
В психологической компетентности педагога, по аналогии с педагогическими компетенциями, выделяют интеллектуальный (когнитивный) компонент (психологическое знание и мышление), практический компонент – собственно психологические умения и навыки [3, с.137-144].
Таким образом, профессиональная компетентность студентов вуза выражает интегральную деятельностную характеристику субъекта профессиональной деятельности, обусловленную развитием аксиологической, когнитивной, личностной и профессиональной компонентов, которая позволяет ему осуществлять эту деятельность эффективнее других. При этом теоретическая сформированность профессиональной компетентности студента вуза должна пройти проверку на практике демонстрацией конкурентноспособности специалиста.
Список использованной литературы:
1.Ермакова Н. И. Этапы становления компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании / Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. - 2008. - С. 60-63.
2.Ильязова М. Д. О структуре компетентности будущего специалиста [Электронный ресурс] // Сyberleninka. URL: - http://cyberleninka.ru/article/n/o-strukturekompetentnosti-buduschego-petsialista (дата обращения: 9.10.2017).
3.Кваша И. Н. Формирование психологической компетентности специалиста в системе высшего профессионального образования / Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. - 2008. - С. 137-144.
4.Кривых С. В. Инновационные процессы проектирования изменений педагогического образования в контексте реализации компетентностного подхода // Образование и современность: коллективная монография / под науч. Редакцией Н.Н. Суртаевой, О.В. Ройтблант, Н.Г. Миловановой. - СПб.: Тюмень: ТОГИРРО, - 2012. - С. 115-138.
5.Романцов М. Г., Поднебесных Е. Л. Расширение профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в рамках психологии образования // Проблемы современной науки и образования. - Олимп (Иваново). - 2016. - № 6 (48). - 147-152.
6.Сливина Т. А. Конкурентоспособность специалиста как психолого-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11. - С. 93-100.
7.Чернилевский Д. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Специалист. - 1997. - №1.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Решение задач по предмету «математические методы исследование операций»
Решение задач, математические методы исследование операций
Срок сдачи к 17 дек.
приготовить презентацию о фильме "Куиз по джунглям"
Презентация, Английский язык
Срок сдачи к 17 дек.
У меня такая проблем, если у меня уже написана и сдана курсовая работа
Курсовая, Медицина
Срок сдачи к 17 дек.
Методика для повышения умственной и физической...
Курсовая, Физическая культура
Срок сдачи к 17 дек.
тема курсовой : Инжиниринг как метод управления в организации
Курсовая, Мировая экономика
Срок сдачи к 27 дек.
Особенности обслуживания гостей различных категорий и национальностей
Курсовая, Мдк
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!