это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
770135
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
БАСНЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
В нынешнем ноябре Благовещенск и всё литературное Приамурье отмечает 90-летие талантливого писателя и баснописца Николая Ивановича Фотьева.
Благовещенцам хорошо знаком этот прекрасный человек, чья трудовая жизнь, начавшаяся в далёком1955 году на Амурской земле, вплелась красной нитью в историю края.
Малой родиной Фотьева был Алтайский край, но именно в Амурском краю он реализовал свой прекрасный творческий талант.
Николай Иванович Фотьев, приехал в с. Новинка в качестве молодого специалиста после окончания Благовещенского сельскохозяйственного института. Вскоре выяснилось, что молодой зоотехник, помимо своей профессиональной деятельности, занимается ещё и литературным творчеством. Уже в 1956 году Амурское книжное издательство издаёт сборник произведений Николая Фотьева под названием «Басни и сатирические стихи».
Николай Иванович Фотьев, имевший за плечами суровый жизненный опыт военного детства и послевоенной юности, был чистым человеком и хотел, чтобы Россия была страной людей с чистыми душами. Он имел активную жизненную позицию и жадное стремление к улучшению жизни, утверждению лучших её идеалов. Работая в сельскохозяйственной отрасли, Фотьев на практике сталкивался, с косностью, грубостью, его возмущали методы руководства сельским хозяйством, бюрократия и зазнайство чиновников. Свои эмоции, по поводу возмущавших его душу явлений, поэт реализовал в баснях и стихах, проникнутых сатирой.
Известно, что Николай Иванович Фотьев, будучи ещё студентом, использовал литературный дар для обозначения и отстаивания своего гражданского взгляда на отдельные человеческие поступки и поведение. Когда он обнаружил, что один из преподавателей института унизился до плагиата, последовала реакция, выплеснувшаяся в басню «Индюк учёный», которая была напечатана в газете «Амурская правда». Это была басня поэта, которому суждено было стать знаменитым. Он потом делился воспоминанием о том, что сам преподаватель, прочитав басню, понял, что речь в ней идёт о нём самом. В институте на лекции он вынужден был похвалить студента за талант баснописца. Фотьев в то время даже опасался, что преподаватель, при случае, может ему отомстить, «завалив» на экзамене. Но всё обошлось – скорее всего, преподавателю больше не хотелось повторно стать героем следующей басни.
Новые сборники басен, один за другим, выходят в последующие 1957, 1962, 1963 годы. Басни, вошедшие в сборники «Басни», «Куриная карьера», «На законном основании» поднимали злободневные вопросы времени, в котором жил поэт.
Увлечение литературным творчеством привело Фотьева в журналистику, поэтому пришлось в 1961 году оказаться на курсах для журналистов при Московском Государственном университете. «Знания проблем сельского хозяйства оказалось недостаточно для того, чтобы быть толковым журналистом. В общем, четыре года Фотьев отдал этому нелёгкому, а зачастую, и неблагодарному труду. Но несмотря на это, газете бывший журналист был благодарен. Она расширила его жизненный кругозор, дала возможность поверить в себя. Потому-то и ушёл Николай Иванович в 1964 году на «вольные хлеба» – почувствовал уверенность» [1]
Николаю Ивановичу интересно было пробовать себя и в прозе. В своих повестях и рассказах он запечатлел свою любовь к людям, восхищение их лучшими качествами, красоту и богатство Амурской земли. Писал Фотьев и о своей малой родине – алтайской деревне, откуда он был родом, о своих прекрасных земляках, о детстве, омрачённом войной.
Литературное творчество Фотьева стало заметным явлением не только в родном государстве, к его басням проявили внимание библиотеки Конгресса США вместе с Гарвардским университом, которые делали запрос в Российскую национальную библиотеку с просьбой включить сборник басен «Зри в корень» в их фонды. Фотьев отталкивался в своём творчестве от классической российской литературы, и, в первую очередь, от басен Ивана Крылова. Басни в творчестве Николая Ивановича имели доминирующее значение и явились обновлённым басенным этапом двадцатого столетия.
Уместно сказать, что басня, со времён Древней Греции, где Гесиодом была написана притча о соловье и ястребе, по-прежнему является актуальной и востребованной читательской публикой. Басня – это нравоучительный жанр, в котором главные герои, в каком бы обличье они ни выступали, всегда дают важный урок людям, обучая их морали и философии жизни.
Когда у Николая Ивановича спрашивали о причине выбора жанра басенного творчества, самого редкого из российских литературных жанров, он отвечал, что он видит в ней сочетание поэзии и театра, который он страстно любил.
У Фотьева басенные герои часто выступают в образе животных. Объясняя этот свой выбор, писатель всегда ссылался на слова любимого им В.А. Жуковского, который рассматривал баснописцев, как сынов природы.
Николай Иванович, действительно был сыном природы, потому, что любовь к ней у него была привита с самого детства. Его отношение к животным можно было рассматривать, как трепетное. Баснописец способен был видеть в поведении животных разумное начало. Известно, что в жизни у него было много интересных случаев при встрече с животными, о которых он любил рассказывать.
Писателю Фотьеву нравилось поучать своими баснями людей в отношении лучших духовных человеческих качеств, основывающихся на добре, скромности, чести и других, самых достойных человеческих качествах. «Кроме того, басни Фотьева отличаются чрезвычайной злободневностью, социальной значимостью. Будучи писателем-реалистом, воспитанным на традициях русской классической литературы XIX века, Фотьев останавливает своё внимание на самых острых вопросах современности, не обходит стороной ни одного явления социальной действительности» [3].
Басни Фотьева коротки, но в лаконичных строчках оригинального сюжета всегда бьёт мощным фонтаном авторский сарказм. Сюжетом известной басни «Артист» Фотьев взял театральное представление:
«На сцене у зверей однажды пьеса шла,И неожиданно беда случилась:В последнем акте статуя была,она упала и разбилась» [4].
Не мудрствуя лукаво, артисты заменяют статую осла живым ослом и, доиграв пьесу, получают аплодисменты благодарных зрителей. И вот короткий, но такой многозначительный урок басни Фотьева:
«Осёл всё это на свой счётИ важно кланялся налево и направо» [4].
Читатель понимает всю смехотворность поведения осла, уверовавшего в особенную важность сыгранной им роли, и, в душе, саркастчески улыбается, за компанию с самим автором.
Преувеличенное понимание своей значимости, некритичное отношение к самому себе, хвастовство, которое высмеял автор в этой басне, побудившие его к её написанию, по прошествии лет по-прежнему встречаются в нашем обществе и, несомненно, эта басня будет интересна ещё не одному поколению. Понятие «осёл», применительно к человеку, теперь всегда, однозначно воспринимается как характеристика личности недалёкой в своём осознании той или иной жизненной ситуации.
И. Назарова в своей статье о Н.И. Фотьеве написала: «Дар баснописца довольно редкий, ведь он должен быть одновременно и сатириком, и драматургом, и поэтом»[2]. Получается, что в литературной судьбе Николая Ивановича все звёзды совпали. Его, как баснописца, читательская публика признала сразу, и уже в 1959 году на странице «Амурской правды» красовался дружеский шарж:
Слегла овечка, захандрил ли крот – Любой симптом ему сейчас же ясен. Давно постиг он весь звериный род Как зоотехник и создатель басен[2].
Критики называли фотьевские басни оригинальными и относили их к лучшим образцам басенного жанра. Читатели воспринимали выходившие сборники басен Фотьева «на ура» -- например, пятнадцатитысячный тираж 1969 года моментально разлетелся с полок книжных магазинов.
В отношении заголовков своих басен Фотьев выходит за рамки традиции и создаёт для своих басен такие названия, что они легко запоминаются своей яркостью и выразительностью.
Интригует название одной из басен Фотьева «Вещун». Главное место здесь, как и во всех его баснях, занимает сатирический рассказ. Петуха обвиняли в «том, что он и днём, и ночью, без разбора кричал чепуху». Его просили подумать о целесообразности постоянных криков, на что петух простодушно ответил, что кричать он обязан, подтверждая свою роль вещуна. В окончании басни – её мораль, выраженная саркастическим замечанием автора о том, что, действительно: кричать и думать одновременно – невозможно.
Часто баснописец озаглавливает свои басни в виде категоричной оценки происходящего в ней: «Каждому своё», «Своим путём» и т.д.
В басне «Своим путём» автор представляет юмористический рассказ о цыплёнке, который, едва оперившись, стал кричать о том, что он -- орёл и царь пернатых. Никто не воспринимал эти заявления всерьёз. Цыплёнок подумал и решил ходить на голове. После такого приёма к нему стали присматриваться, а потом начали рассматривать его оригинальничанье, как талант, а сам цыплёнок был уже уверен в том, что это – настоящее искусство. Кончилось всё внезапно тем, что курчёнок сломал шею. Мораль басни – в её названии: не стоит идти «своим путём» только для того, чтобы доказать, что ты не такой, как все. Здесь сатирический эффект басни создается между заголовком и основным текстом.
Едкой сатирой баснописец борется с неприглядными явлениями страны социализма. При помощи эзопова языка Фотьев Николай Иванович показывает общественнные мотивы поведения героев, различные мелкие человеческие недостатки характера и пороки, не обходя вниманием своим ни одну сторону общественной жизни.
Басни Фотьева привлекательны своим лаконизмом и ценностью их образов. Н. Фотьев всё внимание концентрирует на главном действии басни, не описывая подробности, поэтому она так ярко впечатляет читателя.
Басни Фотьева можно назвать баснями на все времена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амурские сезоны / Первый литературный портал // http://геоамур.рф/sources/peoples/culture/culture-x=25.phpНазарова И. Фотьев Николай Иванович /Первый литературный портал // http://геоамур.рф/sources/peoples/culture/culture-x=25.phpПоэтика жанров в творчестве Н.И. Фотьева /Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // http://www.dissercat.com/content/poetika-zhanrov-v-tvorchestve-ni-foteva#ixzz4wYaVyz3tФотьев Н. Басни / Samatanya // http://samatanya.livejournal.com/39635.html
Автор отмечает, что среди выделенных разновидностей моральных поучений, мораль-вопрос характерна только для басен Н. Фотьева. Причины частого использования подобной «морали» видятся исследователю в особенностях общественно-политической ситуации в стране. Будучи едким сатириком, Н. Фотьев вскрывал суть самых безобразных явлений советской действительности, о которых он не всегда мог заявить прямо. Автор работы предполагает, что такая форма морали является одним из проявлений «эзопова языка», тем более что в сборниках, опубликованных во второй половине 80-х годов, отмеченных «гласностью», количество таких басен значительно уменьшается.
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/poetika-zhanrov-v-tvorchestve-n-i-fotieva#ixzz4wf7GfK7X
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!