это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
787100
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. В контексте рассмотрения Конституций важным является вопрос о периодизации Великой Французской революции, так как представляется возможным связать основные этапы развития революции с принятием Конституций как главного законодательного акта каждого из рассматриваемых этапов. В истории Великой Французской революции могут быть выделены основные этапы развития:
I этап (1789-1792 гг.) может рассматриваться как стадия конституционной монархии. Основной движущей силой являлась крупная аристократическая буржуазия. На данном этапе была принята Конституция 1791 года.
II этап (1792- 1793 гг.) - жирондистский период.
III этап. (1793 г. - 1794 г.) - период якобинской диктатуры. Была принята Конституция 1793.
IV этап (1794-1799 гг.) является периодом правления Директории. Была принята Конституция 1795 г. Данный этап завершился в 1799 г. ликвидацией Директории, установлением личной власти Наполеона и принятием Конституции 1799 г.
Целью данной работы является изучение и анализ Конституций Великой Французской революции.
Для достижения данной цели потребовалось решить ряд задач:
Изучить Конституцию Франции 1791 г.
Рассмотреть Конституцию Франции 1793 г.
Исследовать Конституцию Франции 1795 г.
Проанализировать Конституцию Франции 1799 г.
Данные задачи определили структуру работы. Статья состоит из введения, основной части, включающей в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
§ 1. Конституция 1791 г.Конституция 1791 г. является первой из революционных Конституций Франции и представляет собой ключевой итог первого периода революции. Конституцию предваряла Декларация прав человека и гражданина 1789 г., что стало традицией не только для французского, но и мирового конституционализма. Тексту самой Конституции предшествовала преамбула, где был детализирован и получил развитие ряд положений Декларации 1789 г. относительно отмены сословных привилегий и дворянских титулов, ликвидации ремесленных корпораций и цехов и прочих феодальных принципов.
В сравнении с Декларацией 1789 г. Конституция 1791 г. значительно расширила политические и личные права и свободы. Так, предусматривалась свобода собраний («сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов»), передвижения, обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свобода вероисповедания и право выбора служителей культа.
Политический компромисс буржуазных и феодальных сил первого этапа революции выразился, в первую очередь, в закреплении монархической формы правления, но в форме конституционной монархии.
Законодательная власть принадлежала однопалатному Национальному Законодательному собранию, избираемому сроком на два года. Король не имел права роспуска Законодательного Собрания. Члены Законодательного собрания не могли подвергаться преследованиям за выраженные мысли или за действия, совершенные при исполнении представительских обязанностей.
Только Законодательное собрание обладало правом принятия законов, законодательной инициативы, объявления войны. Законодательное собрание устанавливало государственные налоги, министры были обязаны отчитываться перед ним в расходовании государственных финансов. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и конституции», что делало министров в некоторой степени ответственными перед Собранием.
Исполнительная власть принадлежала королю, который царствует «ишь в силу закона» и присягает «на верность нации и закону».
Король являлся верховным главнокомандующим, осуществлял дипломатические связи, назначал на высшие военные, дипломатические и прочие государственные должности, утверждал объявление войны, единолично назначал и увольнял министров. Королевские указы требовали обязательной контрасигнации соответствующего министра, что в определенной степени освобождало короля от политической ответственности, перенося ее на правительство. Король имел право вето (кроме законодательных актов конституционного и финансового характера).
Судебная власть осуществлялась судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены только по причине совершения преступления и в строго определенном порядке. Предусматривалось участие присяжных заседателей в судебном процессе.
Политическая умеренность Конституции состояла в сохранении деления граждан на пассивных и активных, признав только за последними право участия в выборах в Законодательное собрание. Данное положение противоречило установлениям Декларации 1789 г., объявлявшей равенство всех граждан.
Конституция 1791 г. несла в себе неразрешимые противоречия. Хотя она утверждала право нации «изменять свою Конституцию», устанавливался затрудненный порядок внесения в нее дополнений и поправок. По мнению исследователей, «Это делало Конституцию “жесткой”, не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена».
Следовательно, Конституция Франции 1791 г. отразила тенденцию первого этапа революции к политическому компромиссу буржуазных слоев, пришедших к власти королевских сил. Конституция закрепляла конституционную монархию. Законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, а исполнительная - королю. Король не имел права роспуска Законодательного Собрания. Судебная власть не могла осуществляться ни Законодательным собранием, ни королем, что было обусловлено соблюдением принципа разделения властей. Конституция предусматривала слишком сложный порядок внесения поправок, что делало ее «жесткой» и нежизнеспособной.
§ 2. Конституция 1793 г. В ходе развития революции по восходящей линии Конституция 1791 г. была отменена 22 сентября 1792 г. решением Конвента, в руководящие позиции в котором занимали жирондисты. Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стояли деятели Парижской коммуны, привело к изгнанию из Конвента жирондистов и положило начало периоду правления якобинцев, представлявших собой леворадикальную политическую группировку.
24 июля 1793 г. Конституция была принята Конвентом и одобрена на плебисците (Конституция 1 года республики или якобинская Конституция).
Конституция 1793 г. отличается большим демократизмом в политическом смысле. Она ликвидировала разделение на пассивных и активных граждан как несовместимое с идеями равенства, узаконила избирательное право для мужчин, достигших 21 года.
Национальное собрание, осуществлявшее законодательную власть, избиралось сроком на один год, с правом «издавать декреты и предлагать законы». Если законопроект Национального собрания в 40-дневный срок не будет опротестован десятой частью первичных собраний в половине общего числа департаментов плюс один, то он получал статус закона. В противном случае должны были собираться первичные собрания, на которых народ может только голосовать «да» или «нет».
Исполнительная власть осуществлялась Исполнительным советом из 24 лиц, назначаемых Национальным собранием из кандидатов, представленных департаментскими собраниями. Совет нес ответственность перед Законодательным корпусом «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях».
Для пересмотра Конституции было необходимо желание только одной десятой части первичных собраний в половине общего числа департаментов плюс один.
Следовательно, Конституция 1793 г. представляет собой наивысшую точку развития революции на стадии якобинской диктатуры. Она установила всеобщее избирательное право для мужчин, широкие политические свободы. Законодательная власть принадлежала Национальному собранию, а исполнительная - Исполнительному совету. Конституция 1793 г. отвергла принцип разделения властей, как противоречащий идее суверенитета народа, представляющего собой единое целое.
§ 3. Конституция 1795 г.В результате Термидорианского переворота Конвентом была принята Конституция 1795 г. (Конституция III года республики). Конституирование новой власти требовалось для разрыва как с роялистскими кругами, так и с революционным террором предшествующего этапа революции.
Конституция включала в себя 372 статьи. Сохраняя принцип разделения властей, Конституция предоставляла законодательную функцию Законодательному корпусу. При этом впервые во Франции Законодательный корпус формировался на двухпалатной основе. Он включал в себя Совет старейшин (250 членов, избираемых из граждан от 40 лет) и Совет пятисот (из граждан от 30 лет). Право законодательной инициативы имел только Совет пятисот, но требовалось одобрение Совета старейшин для того, чтобы решение стало законом. Решение о создании двух палатного законодательного органа было связано с политической осторожностью и опасностью возникновения тирании национального представительства,
Исполнительная власть была представлена Директорией, состоящей из пяти членов, избираемых посредством тайного голосования законодательным корпусом. Директория ежегодно обновлялась посредством переизбрания одного члена. Директория назначала министров, которые при этом не составляли правительство. «Директория обязана ежегодно представлять каждому совету письменный отчет о произведенных расходах, состоянии финансов».
«Псевдодемократические государственные формы, введенные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соотношения политических сил, не могли обеспечить экономической и правовой стабильности», - считают исследователи.
Следовательно, Конституция 1795 г. была принята новыми властями для дистанцирования как от роялистов, так и от якобинцев. Новаторским решением было создание двухпалатного Законодательного корпуса, состоявшего из Совета старейшин и Совета пятисот. Право законодательной инициативы имел только Совет пятисот, но требовалось одобрение Совета старейшин для того, чтобы решение стало законом. Исполнительная власть перешла к Директории, состоявшей из пяти членов, обновлявшейся посредством ежегодного переизбрания одного члена.
§ 4. Конституция 1799 г.9-10 ноября (18-19 брюмера) 1799 года произошел переворот, в ходе которого Законодательный корпус был разогнан войсками, Директория упразднена. Власть перешла к трем консулам (П.Р. Дюко, Э.Ж. Сийес, Наполеон), а фактически сосредоточилась в руках Наполеона. Как отмечает Ж.Тюлар, «новая конституция стала шедевром двусмысленности. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Первого Консула, хотя его и окружали два других консула и четыре законодательные палаты. Народ ничего не выиграл в результате этого переворота. Не приняв участия в формировании новой власти, он был отстранен и от ее деятельности».
Конституция была обнародована 13 декабря 1799 года и одобрена народом на плебисците VIII года Республики.
Формально было восстановлено всеобщее избирательное право, но выборов как таковых не было. Вместо них осуществлялись выдвижения выборщиков, которые выдвигали из своего состава каждого десятого, чьи имена вносились затем в списки нотаблей коммуны. Эти нотабли в аналогичной пропорции выдвигали нотаблей департаментов и т.д.
Законодательная власть состояла из четырех палат. Законотворческой инициативой обладало только правительство: проекты законов разрабатывались Государственным советом численностью от тридцати до сорока членов, назначаемых и возглавляемых Первым Консулом. Затем эти проекты направлялись на рассмотрение Трибуната из ста членов с ежегодной ротацией. Трибунат обладал правом обсуждать их и выносить свою оценку путем одобрения или отклонения. Далее проекты передавались в Законодательный корпус, состоявший из трехсот членов, одна пятая которых ежегодно обновлялась. Последний без обсуждения приступал к голосованию. Сенат в количестве шестидесяти членов не моложе сорока лет, не имевших права избираться на другие должности, назначал членов Трибуната и Законодательного корпуса, отбирая кандидатуры из списка нотаблей. Сенат мог аннулировать представляемые ему Трибунатом законодательные акты. Это был сложный механизм, обеспечивавший паралич парламентской власти.
Исполнительная власть, в отличие от беспомощной законодательной ветви, концентрировалась в руках первого консула (Наполеона), назначаемого сроком на десять лет.
Министры были подотчетны консулам. Система министерств отличалась запутанностью и дублированием функций. Оценивая конституцию 1799 года, исследователи отмечали, что «ни слова не сказано о свободе печати, а либеральный характер носили только статьи, гарантирующие личную безопасность (ст. 76-82). Самым существенным было то, что признавая народ носителем суверенной власти, она лишала его права выбирать депутатов».
Следовательно, Конституция 1799 г. фактически устанавливала диктатуру первого консула Наполеона, но прямо не провозглашала её. Законодательная власть состояла из четырех палат. Усложненный механизм законодательной власти способствовал возрастанию личной власти Наполеона. Восстановленное формально всеобщее избирательное право фактически не было реализовано.
Заключение. Проанализировав Конституции Французской революции, можно сделать ряд выводов.
Конституция Франции 1791 г. отразила тенденцию первого этапа революции к политическому компромиссу буржуазных слоев, пришедших к власти королевских сил. Конституция закрепляла конституционную монархию. Законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, а исполнительная - королю. Король не имел права роспуска Законодательного Собрания. Судебная власть не могла осуществляться ни Законодательным собранием, ни королем. Конституция предусматривала слишком сложный порядок внесения поправок, что делало ее «жесткой» и нежизнеспособной.
Конституция 1793 г. представляет собой наивысшую точку развития революции на стадии якобинской диктатуры. Она установила всеобщее избирательное право для мужчин, широкие политические свободы. Законодательная власть принадлежала Национальному собранию, а исполнительная - Исполнительному совету. Конституция 1793 г. отвергла принцип разделения властей, как противоречащий идее суверенитета народа.
Конституция 1795 г. была принята новыми властями для дистанцирования как от роялистов, так и от якобинцев. Новаторским решением было создание двухпалатного Законодательного корпуса, состоявшего из Совета старейшин и Совета пятисот. Право законодательной инициативы имел только Совет пятисот, но требовалось одобрение Совета старейшин для того, чтобы решение стало законом. Исполнительная власть перешла к Директории, состоявшей из пяти членов, обновлявшейся посредством ежегодного переизбрания одного члена.
Конституция 1799 г. фактически устанавливала диктатуру первого консула Наполеона, но прямо не провозглашала её. Законодательная власть состояла из четырех палат. Усложненный механизм законодательной власти способствовал возрастанию личной власти Наполеона. Восстановленное формально всеобщее избирательное право фактически не было реализовано.
Список использованных источников и литературы::
Конституция Франции 1791 г. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1791.htmКонституция Франции 1793 г. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htmКонституция Франции 5 фрюктидора III г. (1795 г.) Электронный ресурс. Режим доступа http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1795.htmКонституция французской республики 22 фримера VIII года (1799 г.) Электронный ресурс. Режим доступа http://larevolution.ru/Constitution99.htmlЛитература:
Егер О. Всемирная история. В 4-х томах. Том 4. Новейшая история. - М.: АСТ, Полигон, 2002. – 624 с.
История Нового времени: 1600-1799. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. / Под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
Виппер Р.Ю. История Нового времени: Учебный курс. - Киев: Ника-Центр, 1997. - 600 с.
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.: Издательство НОРМА, 2001. – 624 с.
История XIX века (1800-1815 гг.)/ Под ред. проф. Лависса и Рамбо. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.runivers.ru/bookreader/book9679/#page/69/mode/1upРевуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. – 536 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!