это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
792350
Ознакомительный фрагмент работы:
Вопрос пенсионного обеспечения является актуальным и активно обсуждаемым мировым сообществом на протяжении длительного периода времени, так как он является социально-значимым и затрагивает значительную долю населения.
За последние годы пенсионная система РФ пережила целый ряд существенных изменений и реформ, при этом процесс модернизации продолжается и сейчас.
На данный момент пенсионное обеспечение в России осуществляется по распределительно-накопительной системе, которая начала функционировать с начала 2002 года. После 2010 года пенсия стала состоять только из 2 частей – страховой и накопительной. По умолчанию управление и страховой, и накопительной частями пенсии находится у Пенсионного фонда России (ПФР). Однако также действующее законодательство предоставляет каждому человеку право управлять накопительной частью пенсии самостоятельно. Контроль над накопительной частью пенсии можно передать Негосударственным пенсионным фондам (НПФ).
В целом формирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависит от трудовой активности работника, поскольку размер будущей пенсии определяется такими параметрами как размер заработной платы, объем уплаченных страховых взносов, продолжительность страхового стажа. В то же время наличие накопительной части должно было стимулировать работника к активным действиям не только в направлении увеличения собственного заработка, но и в качестве участника инвестиционной деятельности.
Согласно данным, представленным на сайте ПФР, на 31 декабря 2016 года средний размер страховой пенсии составлял 12725 руб., при этом средний размер накопительной пенсии – 802 руб.
Рассмотрим демографическую ситуацию в стране, используя актуальные статистические данные, представленные в Российском статистическом ежегоднике 2016 года (Рис. 1).
Рисунок 1. Численность пенсионеров
Таким образом, статистические данные подтверждают обсуждаемую тенденцию роста так называемой «пенсионной нагрузки» на трудоспособное население, которая проявляется в том, что существующая система, в том числе, предполагает пенсионные выплаты за счет поступающих пенсионных взносов работающего населения. При этом численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, постепенно снижается: в 2010 году данный показатель составлял 1,71 человек, в 2015 – 1,62.
Рассмотрим бюджет ПФР, информация о котором представлена в годовом отчете Фонда (Рис. 2).
Рисунок 2. Бюджет ПФР
Таким образом, начиная с 2014 года расходы бюджета превышают его доходы. Согласно комментариям, представленным в отчете, данное превышение связано с переводом гражданами своих пенсионных накоплений в НПФ.
Особо стоит отметить, что часть доходов (3355 млрд руб. или 44% всех доходов ПФР) составили средства, переданные Фонду из федерального бюджета. С точки зрения теории государственных финансов данные трансферты противоречат основополагающему принципу отсутствия межбюджетных трансфертов во внебюджетные фонды, которым является ПФР. Часть суммы данного трансферты объясняется возложенными на ПФР функциями по социальным выплатам, предоставлению материнского капитала и т.д.
Перейдем к пенсионным накоплениям, которые могут управляться как ПФР, так и НПФ.
Согласно информации, представленной в том же Годовом отчете ПФР, на конец 2016 года пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования формировались у 76,4 млн граждан, из них 46,5 млн граждан формировали пенсионные накопления через Пенсионный фонд России.
Все страховые взносы на накопительную пенсию поступают в ПФР, который затем передает эти средства в управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды в соответствии с выбором гражданами страховщика. Инвестирование пенсионных накоплений граждан, которые выбрали ПФР своим страховщиком, осуществляют государственная управляющая компания «Внешэкономбанк» и 32 частные управляющие компании (по состоянию на 31.12.2016 г.). Пенсионные накопления в них формируют, как уже было сказано раннее, 46,5 млн человек, а общая сумма средств в управляющих компаниях составляет 2 010 млрд рублей.
Все поступающие на накопи тельную пенсию взносы передаются Пенсионным фондом России в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды для дальнейшего инвестирования этих средств. В силу законодательно установленного регламента формирования пенсионных накоплений эта передача происходит не сразу, а с определенным промежутком. По этой причине Пенсионный фонд временно инвестирует поступающие средства пенсионных накоплений, что в основном происходит через размещение на депозитах российских банков.
В 2016 году проведено 17 депозитных аукционов, по результатам которых заключено 38 договоров. Ставки по депозитам находились в пределах от 9,61% до 11,75%, сроки размещения – от 17 до 129 дней. Совокупный объем средств во временном размещении в течение года составил 311,3 млрд рублей, фактически полученный доход – 2,98 млрд рублей.
Таким образом, ПФР, используя срочные депозиты банков, в том числе, временно предоставляет им ликвидность.
Рассмотрим более подробно распределение застрахованных лиц и пенсионных накоплений между пенсионными фондами по результатам переходной кампании 2016 года (Рис. 3):
Рисунок 3. Распределение застрахованных лиц и пенсионных накоплений
Можно сделать вывод, что большая часть застрахованных лиц не принимали решения о переводе своих пенсионных накоплений в НПФ, однако в среднем сумма средств, приходящаяся на одного человека, принявшего решение о переводе своей накопительной части в НПФ, составляет 66860 руб. против 42155 руб. в отношении лиц, хранящих свою накопительную часть в ПФР.
Перейдем к анализу деятельности НПФ.
Согласно определению, представленному в ФЗ N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).
Можно выделить следующие принципы деятельности НПФ:
заинтересованность в результатах деятельности;
открытость - деятельность НПФ должна быть максимально прозрачна и понятна не только для контролирующих и проверяющих органов, но и для населения;
делегирование обязательств - согласно законодательству, средства, полученные НПФ в части обязательного пенсионного страхования, должны передаваться в распоряжение Управляющей компании. Поэтому деятельность НПФ должна быть направлена на постоянный анализ и мониторинг эффективности деятельности выбранных в качестве партнеров управляющих компаний, и исходя из этого предоставлять больший объем ресурсам наиболее успешным УК;
сохранность вложений - работа НПФ направлена на обеспечение защиты пенсионных накоплений и резервов от негативных факторов (например, инфляция);
непрерывность оценки и мониторинга - непрерывный анализ внешних и внутренних факторов деятельности НПФ, проводимого с целью обеспечения оперативного регулирования работы фондов, а также формирования и осуществление стратегии развития фонда;
контроль соответствия деятельности НПФ поставленным функциям и целям;
ответственность за результат деятельности - НПФ покрывают понесенные убытки за счет имущества для обеспечения уставной деятельности.
социальная ответственность - фонды несут социальную ответственность перед гражданами за результаты инвестирования пенсионных резервов и размещения пенсионных накоплений: уровень эффективности деятельности отражается на величине пенсии.
Особо стоит выделить посредническую функцию НПФ в рамках функционирования экономической системы государства, так как НПФ выступает посредником, например, в отношениях между населением и государством в части обязательного пенсионного страхования, населением и инвестиционным рынком и т.д.
Рассмотрим действующие в РФ НПФ. Согласно данным ЦБ РФ на 17.11.2017 года выдано 67 лицензий негосударственным пенсионным фондам.
Таблица 1. Рейтинг надежности НПФ на 18.11.2017, составленный рейтинговым агентством Эксперт РА
НПФ Рейтинг Доходность с начала года на 30.06.2017, %
АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» ruAA8,27
Алмазная осень ruAA10,69
НПФ «Альянс» ruAA10,60
АО «НПФ Согласие» ruA+ 7,01
АтомгарантruAA0
НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ» ruAAA0
НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ ruAAA0
БОЛЬШОЙ ruAA- 10,38
Владимир ruA- 9,52
НПФ ВТБ Пенсионный фонд ruAAA10,54
ГАЗФОНД ruAAA0
Доверие ruBBB- 4,52
Национальный НПФ ruAA12,09
НЕФТЕГАРАНТ ruAAA8,27
НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления ruAAA2,89
НПФ "Первый промышленный альянс" ruA10,16
НПФ «САФМАР» ruA- 3,44
НПФ РГС ruBBB+ 8,47
НПФ Сбербанка ruAAA10,13
НПФ «Социум» ruAA- 9,41
АО «НПФ «Сургутнефтегаз» ruAA9,38
Ханты-Мансийский НПФ ruA- 9,27
Доходность с начала года на 30.06.2017 представлена на сайте Investfunds - проекта информационного агентства Cbonds.ru, а также на сайте ЦБ РФ. При этом доходность инвестирования средств пенсионных накоплений представлена за минусом вознаграждения управляющим компаниям, специализированному депозитарию и фонду.
Стоит отметить, что разброс доходности достаточно большой, а также не всегда высокий рейтинг надежности соответствует низкой доходности, как могло бы показаться исходя из традиционного правила финансов: «большему уровню риска соответствует больший уровень доходности».
Также можно предположить, что нулевая доходность некоторых фондов, возможно, отражает недостаточность информации или же отсутствие деятельности НПФ.
Особо стоит отметить, что многие действующие фонды являются фондами конкретных компаний, что является достаточно распространенной практикой в мировом сообществе.
При анализе деятельности организаций по управлению капиталом, в данном случае – пенсионных накоплений, важным вопросом является то, достаточную ли доходность приносит данный фонд для застрахованных лиц. Логичным требованием является превышение доходности фонда над инфляцией за анализируемый период времени.
Однако за период с 2012 по 2016 гг. включительно только четыре пенсионных фонда из топ-17 по активам обогнали по доходности инфляцию и результаты государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБа, говорится в данных «Эксперт РА», рассчитанных по запросу РБК. Это НПФ «Согласие» (накопленная доходность за 2012–2016 годы — 63,7%), НПФ «Газфонд пенсионные накопления» (57,4%), НПФ «Нефтегарант» (51,8%) и НПФ ВТБ (51,4%). Накопленная инфляция за этот период составила 50,5%, а накопленная доходность государственной управляющей компании — 49,7%.
Пятилетний период для анализа был выбран исходя из следующих соображения:
Во-первых, этот период не включает в себя восстановление доходности рынка пенсионных накоплений в посткризисные периоды (с 2009 по 2011 год), которые бы завышали результаты;
Во-вторых, именно в последние пять лет рынок пенсионных накоплений стал достаточно большим, чтобы ежегодные новые притоки не приводили к его перекройке, а «стартовая» сумма накоплений, к которой применяется расчет накопленной доходности, уже достаточно значима.
Критические замечания в ответ на это исследование в основном были основаны на том, что в отношении пенсионных фондов все же стоит рассматривать более длительный период времени, а также факт частого присоединения одного фонда к другому, что достаточно сложно «правильно» оценить с точки зрения расчета доходности за длительный период времени.
Несмотря на оговорки некоторых фондов и нюансы методологии, выводы, полученные по результатам исследования, соответствуют реальным итогам работы фондов, признают участники рейтинга. Исследование также демонстрирует, что НПФ с более консервативными стратегиями удается обгонять инфляцию и результаты государственной управляющей компании, но таких НПФ единицы.
Рассмотрим определенные ограничения, которые установлены для деятельности НПФ законодательно.
НПФ, как правило, имеет консервативную стратегию управления активами. Однако он может придерживаться инвестиционной тактики, заключающейся в периодическом изменении риска портфеля в зависимости от ситуации на рынке. Так, при растущем рынке акций фонд может увеличить долю акций в портфеле, что повысит суммарный риск портфеля.
При этом инвестиционная деятельность НПФ регулируется, в первую очередь, Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 63.
Основные ограничения инвестиционной политики могут быть сформулированы следующим образом:
Пенсионные резервы НПФ (ПР) можно размещать (иначе - инвестировать) в федеральные государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты, недвижимость, торгующиеся на биржах акции и облигации предприятий, паи ПИФов (см. прил. 1)
Нельзя размещать пенсионные резервы в казначейские обязательства РФ и ее субъектов, производные ценные бумаги, фьючерсы, ценные бумаги управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария НПФ, в любые займы (кредиты), интеллектуальную собственность и многое другое.
В какой-либо один объект (вид ценных бумаг) нельзя размещать более 10% пенсионных резервов, в акции и облигации предприятий нельзя размещать по совокупности более чем по 70% пенсионных резервов и так далее.
Таким образом, общим направлением многочисленных преобразований в сфере пенсионного обеспечения населения России является усиление ее страховой составляющей и повышение ответственности нынешних работников за свое будущее материальное благополучие в период нахождения на пенсии.
Перспективным направлением развития системы негосударственного пенсионного страхования должно стать привлечение средств населения. Первый шаг в этом направлении уже сделан - система страхования вкладов распространена и на пенсионные накопления, что должно повысить доверие населения к ним.
Как уже было сказано раннее, часть населения действительно изъявила желание о переводе своей накопительной части пенсии в НПФ, при этом можно говорить о том, что это «более обеспеченные» слои населения.
Однако стоит учитывать результаты исследования, которые, в целом, говорят о недостаточной эффективности большей части фондов, доходность которых за исследуемый период была ниже инфляции и доходность государственной управляющей компании.
С точки зрения дальнейшего развития НПФ в РФ стоит отметить несколько моментов.
Во-первых, инфляция в данном году значительно снизилась, возможно, при сохранении данной тенденции доходность многих фондов действительно будет привлекательной для застрахованных лиц.
Во-вторых, так как деятельность НПФ имеет меньшее количество ограничений по сравнению с государственной управляющей компанией, потенциально НПФ должны приносить больший уровень доходности в долгосрочной перспективе. Однако отдельно стоит отметить, что имеющиеся ограничения, порою, критикуется профессионалами рынка.
В-третьих, НПФ, в том числе, создают «конкурентный рынок», который при прочих равных продуцирует лучшие результаты, в данном случае, по управлению активами (пенсионными накоплениями).
В-четвертых, НПФ, являясь, как уже было сказано раннее, посредников во многих взаимоотношениях косвенно повышает инвестиционную активность и активность рынка в целом.
Отдельно стоит рассмотреть аспект «архитектуры выбора», на предмет которого была написана книга «Nudge» последним нобелевским лауреатом по экономике – Ричардом Талером. В своей книге он поднимает вопрос «опции по умолчанию» при выборе населением пенсионного фонда. В России, как и во многих странах, данной опцией является государственное управление. Однако, по мнению автора, более разумным является выбор наиболее эффективной опции из возможных, например, пропорциональное распределение средств между тремя лучшими фондами.
Безусловно, результаты, представленные в статье РБК, говорят о том, что управление государственной компанией оказалась более эффективным, чем большинства фондов, однако такое направление мысли (о выборе «стандартной» опции из НПФ) является достаточно интересным и, теоретически, усилит «конкуренцию» на данном рынке.
Используемые источники информации
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О негосударственных пенсионных фондах"
Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"
Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением (утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 63)
Андросова, Л. Д. "Рынок пенсий в Российской Федерации и проблемы его развития." Инновационная наука 1, N. 4. – 2017 г.
Мамий, Е. А., Новиков А. В. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции. - Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016. – С. 116.
Российский статистический ежегодник, 2016 (URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078)
http://www.pfrf.ru/opendata/ (Дата обращения: 17.11.2017 г.)
http://cbr.ru/ (Дата обращения: 18.11.2017 г.)
https://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 18.11.2017 г.)
https://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 18.11.2017 г.)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Необходимо написать дипломную работу вся информация в приложенных...
Диплом, Телекоммуникации
Срок сдачи к 31 дек.
решить две задачи в конце лекции
Решение задач, электрические и электронные аппараты
Срок сдачи к 1 нояб.
Выполнить задачу по Теоретическая механика. М-02589
Решение задач, теоретическая механика
Срок сдачи к 1 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!