это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
796413
Ознакомительный фрагмент работы:
Повседневная жизнь взрослого человека характеризуется таким признаком, как «устоявшийся жизненный порядок». В контексте социальной и личностной психологии он может ассоциироваться со своеобразной зоной Психологического Комфорта, в которой ход мыслей, правила поведения и даже ощущения подчиняются неким общественным и личностным шаблонам. Это — ментальная и бытовая сфера жизни, в которой происходят во многом предсказуемые, привычные для нас явления, расписанные наперед как бы «по расписанию». Подобно, уютному и комфортному месту с креслом и мягким светом, в котором наше тело расслабляется автоматически, зона психологического комфорта, не предвещая никаких неожиданностей, расслабляет нашу психику, освобождая ее от возможностей возникновения стресса и фрустрации. Здесь мы можем позволить себе роскошь не напрягаться в поисках решений, в ответах на вызовы, но действовать механически, по привычным для нас (и для общества) шаблонам поведения (рутинно, буднично и т.п.). Зона психологического комфорта, таким образом, представляется той привычной областью жизненного пространства, куда мы стремимся попасть бессознательно, чтобы отдохнуть и расслабиться от стрессов и вызовов, с которыми жизнь постоянно сталкивает нас при погружении во внешний мир.
Что же стимулирует человеческую личность к росту и расширению сознания? Что может заставить человека выйти за флажки, которыми бессознательно ограничена зона его психологического комфорта, пережить неизбежный стресс и возвыситься над собой?
Очевидно, что внутренним мотиватором такого скачка должно служить состояние неудовлетворенности, желание обновления, наконец, природное любопытство и стремление к преодолению своих собственных внутренних барьеров. Внешним же толчком, как правило, служат экстремальные ситуации, которые выбивают человека из привычного, рутинного образа жизни, или заставляют его разрушить скорлупу зоны своего психологического комфорта и расширить ее границы.Поскольку человек, развиваясь физически и психически, меняет ориентиры, смысл его жизни не остаётся неизменным на протяжении времени. Так Эрик Эриксон считал, что в течении жизни происходит эволюция ее смыслов. Если в юности и зрелости наши мысли сосредоточенны преимущественно на развитии и укреплении своего эго, то ближе к старости локус внимания смещается за пределы собственного «я», а смысл существования человек видит уже не в сохранении своего эго, но в выходе за его пределы.
Важно выделить ключевую роль процесса в понимании смысла жизни. Получается, что удобное и приятное пребывание в зоне психологического комфорта противоречит природе человека. Возможно ли это? И если да, то что заставляет его вспоминать о своем предназначении и выходить из этого комфортного состояния, осуществляя свою главную миссию – актуализацию самости ? Можно утверждать, что на определенном этапе взросления, эту функцию на себя берут экстремальные жизненные ситуации.
Экстремальными ситуациями обычно обозначают события, которые выходят за пределы обычного человеческого опыта и нарушают привычные способы реагирования личности, т.е. шаблоны поведении.
На состояние и поведение человека в экстремальной ситуации, оказывают влияние такие её характеристики как нестандартность, внезапность появления, жесткость, неумолимость и т.п. Попадание в уникальную, незнакомую ситуацию вызывает учеловека ощущение ступора, когда он не знает, что делать. Вместе с тем, оценка ситуации, как экстремальной, во многом субъективна. Очевидно, что профессиональный альпинист или пожарный не ощутит никакой экстремальности от выхода на крышу дома и подхода к ее краю в то время, как обычный человек почувствует как минимум стресс, или даже испытает шок от страха высоты. Иными словами, одна и та же ситуация может восприниматься как угроза, как опасность, как испытание или, наконец, как обычное событие.
Что же такое психологический стресс и какова реакция на него человека? Стресс в широком смысле это внешнее воздействие (от английского stress — давление, нажим, напряжение). В приложении к человеческой психике в качестве стресса могут выступать любые внешние вмешательства, нарушающие его внутреннее равновесие (гомеостаз) и вызывающие неспецифичный отклик в виде учащенного дыхания, сердцебиения, повышения артериального давления и т.п.
Психологический стресс, по сути, есть ответ человеческой психики на стресс, интерпретируемый как экстремальная ситуация. Если понимать под психологическим гомеостазом зону психологического комфорта, то психологический стресс может рассматриваться, как осознанное или подсознательное стремление к возврату в зону психологического комфорта или созданию новой подобной зоны.
Человек, подвергшийся стрессу в экстремальной ситуации, адаптируется к ней не сразу. Скорость адаптации зависит как от индивидуальных природных качеств организма, так и от уровня психологической устойчивости, наработанной личностью с годами.
Изучив литературу по проблеме, я была приятно удивлена новыми исследованиями, что последние десятилетия в психотерапии и конфликтологии набирает популярность альтернативная концепция кризиса как источника развития личности. При таком подходе любая нестандартная и даже трудная жизненная ситуация рассматривается, как повод для осознания неизбежности развития, смены жизненных ориентиров и векторов развития.
В рамках гуманистической психологии, психологии развития личности экстремальная ситуация рассматривается прежде всего, как благоприятный барьер, преодолевая который личность обретает новый уровень самоактуализации и потенциал для дальнейшего роста. Для меня фраза Ницше «Все, что не убивает нас, — делает нас сильнее» передает смысл этой концепции в ясной и афористичной форме.
Такой, креативный взгляд на кризис и преодоление экстремальной ситуации хорошо согласуется с теорией развития личности, принятой в гуманистической психологии. Здесь важно отметить, что только приближение человека к пределам, за которыми для него не существует стереотипов поведения, мобилизует его внутренние силы к переходу на качественно новую ступень мировосприятия. Сам этот переход, невозможен в обыденной жизни, поскольку он никак не мотивируется в зоне психологического комфорта. И только экстремальная ситуация становится тем спусковым механизмом, который запускает, потенциальную энергию преобразования, хранящуюся внутри у каждого человека.
Сторонники гуманистической школы и креативного подхода к интерпретации и преодолению экстремальных ситуаций считают, что эмоции стресса мобилизуют, напряжение различного содержания, как тревога, страх, гнев, эйфория, участвуют в процессе приспособления, адаптации человека к кризисным ситуациям.
Важно подчеркнуть, что в этих современных подходах, человек, попавший в экстремальную ситуацию, уже не рассматривается как жертва обстоятельств, но напротив, — как творец своей судьбы. Важно, то как сам для себя человек определяет смысл экстремальной ситуации. Если – как кризис, крушение надежд, насильственный отрыв от благополучной и устоявшейся жизненной рутины, то человек неизбежно ощущает себя жертвой. Отсюда и его поведение и эмоциональная реакция на происходящее с ним событие – фрустрация, депрессия, потеря интереса к жизни и т.д. вплоть до суицидального синдрома.
Получается, экстремальная ситуация воспринимается человеком, как «желанный повод для борьбы и преодоления себя», — то и эмоциональный фон, и последствия стресса для такого человека безусловно будут благотворны.
Подводя итог всему сказанному, заключаем, что непрерывное расширение зоны психологического комфорта обусловлено природной потребностью человека в расширении своего сознания и ракурса самоактуализации. Разрешая жизненные проблемы, преодолевая препятствия на своем пути, мы одновременно «отвоевываем» у нашего бессознательного все новые «территории», новые смыслы. Одновременно и попутно с этим мы высвобождаем из психологических блоков свои страхи и зажимы, становясь все более свободными и осознанными личностями.
В этой связи, экстремальные ситуации просто необходимы для нашего внутреннего роста и самосовершенствования. Нужно учиться видеть положительные смыслы в происходящих меняющихся условиях своей жизни. Я вынесла для себя много смыслов экстремальной ситуации в жизни человека, в первую очередь, это открытие себя с новой стороны, во- вторую, это непередаваемый опыт как положительный, так и отрицательный, в-третьих, это саморазвитие, в-четвертых, снятие каких-то устойчивых стереотипов, барьеров, решения проблем и многого другого.
Литература
Ананьев В. А. 2006. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, — 384 сЛассан Л.П., Малыхина Я.В. В.А. 2010. Ананьев — ученый, учитель, ученик. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. № 3.
Лебедев В.И., 1989. Личность в экстремальных условиях. М: Политиздат.- 303с.. Малкина-Пых И. Г., 2005. Возрастные кризисы взрослости. М.: Изд-во Эксмо,– 416 с.Маслоу А., 2008. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. Издательство: СПб.: Питер, 352с.Осухова Н.Г., 2005. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., Академия, — 288с.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — 319 с.Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: 1996. — 592 с.Селье Г., 1960. Очерки об адаптационном синдроме, Медгиз, – 255 с.Франкл В., 1990. Человек в поисках смысла: Сборник / пер. с англ. М.: Прогресс, — 368 с. Склярова Т. В., 2010. Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Толли Б., 2005. Экстремальная духовность Потрясающее путешествие за внутренние границыХоллис Дж., 2009. Перевал в середине пути, Перевод с английского, «Когито-центр», 208с.Конспект
Василюк Ф.Е. Пережить горе из книги О человеческом в человеке,
Москва, 1991.
- Что такое горе?
- Фазы горя.
- Случай из практики Фрейда
- Случай из практики автора, его разбор по фазам.
- Эксперимент для читателя.
3. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память. Цель автора донести читателю, что горе это памятование, а не забвение.
Начальная фаза горя – шок и оцепенение. Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство "здесь-и-теперь" застревает в этом "до", объективном прошлом, а настоящее со всеми его события ми проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности. То есть, не случившееся трагическое событие не впускается в настоящее, а само оно не впускает настоящее в прошедшее.
фаза поиска – это нереалистическое стремление вернуть утраченного и отрицание не столько факта смерти, сколько постоянства утраты.
Третья фаза – острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. По-другому можно назвать, периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии. В период острого горя его переживание становится ведущей деятельностью человека
Четвертая фаза горя называется фазой "остаточных толчков и реорганизации" (Дж. Тейтельбаум). На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения.
Последняя фаза – "завершение". Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).
В сотнях западных трудов описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева темы – горе патологическое и "хорошее", "отложенное" и "предвосхищающее", техника профессиональной психотерапии и взаимопомощь пожилых вдовцов, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т. д., и т. д. Но почти всюду проступают знакомые черты схемы З. Фрейда, данной еще в "Печали и меланхолии" (См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. С. 203-211).
Обратимся снова к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали. Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он указал не на способ его осуществления, а на "материал", на котором работа проводится, - это "воспоминания и ожидания", которые "приостанавливаются" и "приобретают повышенную активную силу".( Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. С. 205.)
П. Жане описал клинический случай девочки, которая долго ухаживала за больной матерью, а после ее смерти впала в болезненное состояние. Девочка не испытывала горя, потому что полностью жила в прошлом, где мать была еще жива. Этот случай позволяет назвать психологическое время шока "настоящее в прошедшем". Здесь над душевной жизнью безраздельно властвует гедонистический принцип избегания страдания. И отсюда процессу горя предстоит еще долгий путь, пока человек сможет укрепиться в "настоящем" и без боли вспоминать о свершившемся прошлом.
Память есть подход точки зрения ценностной завершенности; в известном смысле память безнадежна, но зато только она умеет ценить помимо цели и смысла уже законченную, сплошь наличную жизнь" ( Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 94-95).
Автор хотел донести до читателя, что утрата близкого – сложнейшее событие, затрагивающее все стороны жизни, все уровни телесного, душевного и социального существования человека. Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний.
Основная цель автора, его сверхидея состоит в попытке сменить парадигму "забвения" на парадигму "памятования" и в этой новой перспективе рассмотреть все ключевые феномены процесса переживания горя
Горе – это психическое состояние человека, которое проходит определенные стадии, или фазы на своем развитии. Горе имеет некую конструктивную структуру. Но для каждого человека она сугубо личная, неповторяющаяся в точности, а лишь имеющая общие очертания.
Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Чего же именно? - Двух новых "я" и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними. Получается, для каждого человека горе неизбежно, оно является фактором зарождения чего-то нового…
«Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?» Хочется знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.
«Затем наступает третья фаза – острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии. Сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции – затрудненное укороченное дыхание: астения: мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле: повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.» Для меня самая страшная фаза, наверное для любого человека. Просто, прочитав эту книгу начинаешь задумываться о том, как я буду переживать горе, что со мной произойдет, смогу ли я стать прежней? И прочитав книгу, понимаешь, что прежней уже не стать…В тебе зародится что-то новое, для каждого свое.
«Выделяют специфический комплекс процессов, который составляет сердцевину острого горя. Только зная его, можно надеяться найти ключ к объяснению необыкновенно пестрой картины разных проявлений как нормального, так и патологического горя». Для меня показалось сложным выделить весь комплекс из приведенного примера Фрейда. Но я поняла, что самое важное в исполненном акте острого горя: не сам факт этого болезненного отрыва, а его продукт. «В этот момент не просто происходит отделение, разрыв и уничтожение старой связи, как полагают все современные теории, но рождается новая связь. Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Чего же именно? - Двух новых "я" и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними.»
«Поэтому, когда в акте острого горя человеку удается сначала полно погрузиться в частичку его прежней жизни с ушедшим, а затем выйти из нее, отделив в себе "героя", остающегося в прошлом, и "автора", эстетически наблюдающего из настоящего за жизнью героя, то эта частичка оказывается отвоеванной у боли, цели, долга и времени для памяти».
Для меня смысл в том, что в памяти человека остается эмоциональная, очень устойчивая связь с ушедшим. И здесь я вижу роль компенсации организма человека: он прячет свои воспоминания, связанные с ушедшим в другую реальность, делая свою жизнь параллельной, тем самым отделяет себя от боли в настоящем. В этом мне помог эксперимент, предлагаемый автором. Я действительно ощутила боль и некое состояние горя, пройдя процедуру эксперимента.
В целом, книга оказалась интересной, она затрагивает ту тему, о которой говорить не хочется, но надо. Нужно иметь представление о тех вещах, о которых не хочется знать, но рано или поздно каждый из нас ощутит это на себе. Василюк, четко подметил фазы горя, описал их, даже где-то указал периоды по дням или неделям. Также я увидела некую связь психологии и традиций народов. Люди говорят, что траур – 1 год, и, Василюк, подтверждает, что последняя фаза горя заканчивается примерно через год, когда память постепенно отпускает воспоминания в другую параллельность, когда боль об утрате снижается, забывается. Также хочется отметить, что почти все фазы автор подтвердил яркими историческими примерами, где четко описано, что переживается на каждой фазе. Книга объемом текста небольшая, но как много смыслов она содержит для меня. Я никогда не задумывалась о том, что горе имеет какие-то стадии, фазы, специфические особенности. Но теперь поняла, что в основном, горе связано с нашей памятью, нашими воспоминаниями об ушедшем человеке, с эмоциональной связью, которая на само деле не обрывается вместе со смертью, а продолжается только в другом каком-то параллельном мире. И мы должны принимать это и понимать, что горе изменит каждого из нас.
1. Можно ли психологически подготовиться к такому состоянию как, горе?
2.Есть ли взаимосвязь между понятиями горе и стресс?
3. Одинаково ли проходят фазы горя у людей? Может ли не быть какой-то фазы?
4. Какой отпечаток на личности человека может оставить пережитое им горе?
5. Переживание горя и психологические особенности личности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!