это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
798712
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Французский философ Огюст Конт - основоположник социологии как
самостоятельной науки. Он прожил 59 лет, его годы жизни: 19 января 1798
года — 5 сентября 1857 года.
Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в семье
католиков. Его отец был сборщиком податей и стремился дать сыну хорошее
образование. Конт получил образование в Парижской высшей
политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
В 1818-1824 годах Огюст Конт становится личным секретарем
социалиста-утописта, французского философа и социального реформатора
Анри Сен-Симона. Это был основоположник утопического социализма в его
классическом варианте. На наш взгляд это был правильный шаг на пути к
науке: от него 20-летний Огюст Конт в некоторой степени перенял идеи о
классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и
познавательного, а также само понятие «позитивизм». После этого научное
мышление Конта стало приобретать структурированный характер.
Сен-Симон считал, что прежнюю «гадательную» философию о
человеке необходимо возвести в степень наук, основанных на
наблюдении «и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях
физики». Когда в 1825 году он умер, Огюст Конт продолжил формирование
философии позитивизма.
Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации
наук. Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом
Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека
(воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти
способности применяются одновременно и во всех науках.
Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от
предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация
2
включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика,
физиология, социальная физика и мораль.
Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к
метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден,
что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы —
это слиться с биологией и физиологией. На наш взгляд этот взгляд великого
ученого был правильным, поскольку современная психология просто
переполнена различными противоречивыми и лженаучными теориями, в
которых не могут разобраться и сами ученые-психологи. В современной
России их число превышает все мыслимые пределы, a квалификация
является предельно низкой. Реальных результатов, в полном соответствии c
идеями Конта, достигают только те ученые, которые обосновывают свои
открытия биологией и физиологией, a не парапсихологи и подобные им
лжеученые.
Главным достижением Огюста Конта стало реализованное им
стремление построить позитивную науку об обществе — социологию.
Работая над этим, он в 1842 году становится автором термина
«социология». Именно он ввел в научный оборот термин «социология»,
который первоначально означал «обществоведение».
В ряде своих трудов, таких как «Курс позитивной философии» (1842),
«Дух позитивной философии» (1844), «Позитивистский катехизис» (1851),
«Система позитивной политики» (1854) и др., Конт выявлял специфику
социологии как науки, основывающейся на фактах. Им предлагалось
исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно
тому, как это принято в науках естественных. Он считал, что это позволит
уйти от умозрительных философских абстракций и поможет положительно
решать многие острые проблемы жизни общества.
По мнению О. Конта, в позитивистском подходе к изучению общества
должны применяться все основные естественнонаучные методы –
наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и др. Наблюдение должно
3
опираться на теорию – чтобы ученый не запутался в бесконечном
многообразии фактов.
Однако сама теория, определяющая методологические рамки
исследования, должна постоянно перепроверяться с помощью новых
наблюдений, на основе более широкого фактического материала. Он писал:
«Если, с одной стороны, всякая позитивная теория необходимо должна быть
основана на наблюдениях, то, с другой – для того, чтобы заниматься
наблюдением, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории».
Социология, как новая наука, по мнению Конта, вмещала в себя три
главных учения об обществе:
Учение об условиях существования общества (которое он также
называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные
институты (семья, государство, церковь).
Учение об изменении социальных систем (также, «социальная
динамика») — ведущим выделяется представление об общественном
прогрессе.
Программа социального действия (или «социальная политика») —
заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в
религию всего человечества.
На наш взгляд важнейшее место в учении Конта занимает социальная
динамика, которая по его убеждению, должна изучать общество как развитие
и переход от одного качественного состояния к другому.
Как вся показывает отечественная и мировая практика от Конта до
нашего мира третьего тысячелетия, задача социальной динамики состоит в
том, чтобы раскрыть универсальные законы развития человечества. К
сожалению, на наш взгляд, проблема периодизации развития не решена до
сих пор – Карл Маркс предлагал одно (социально-экономические формации),
a Дэниел Белл другое (теорию постиндустриального общества). На наш
взгляд это представляет собой научную проблему в разной степени
характерную для всех поколений ученых. Сегодня существует еще
4
множество вариантов. Однако заслугой О. Конт является открытие стадий
эволюции общества. Он выделяет теологическую, метафизическую, и
позитивную стадии. Одновременно размышляя о генезисе науки, он
сформулировал научную теорию, обуславливающую изменения в развитии
науки. Это был закон О. Конта о 3-х стадиях.
Огюст Конт, будучи основателем позитивизма в философии считал, что
развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе
научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление,
метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон
согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в
своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие
явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ,
ангелов и др.).
Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой
характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире.
Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что
объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных
первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.
Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от
теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути
накопления положительного знания, полученного частными науками.
По его мнению, первая стадия связана с периодом до 1300 г.
(безраздельное господство религиозного сознания), вторая –
продолжалась с 1300 по 1800 г. (застойное, окостеневшее состояние,
предшествующее новому времени), третья – начинается с XIX в.
По гениальной догадке основоположника социологии сущность этой
новой, позитивной эпохи заключается в коренном преобразовании
человеческого мышления, которое отныне будет фиксировать
5
внимание не на сверхъестественном и необъяснимом, а на законах,
представляющих собой наблюдаемые связи явлений. «В позитивном
состоянии, – писал Конт, – человеческий разум, признав невозможность
достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования
происхождения и назначения Вселенной и от познания внутренних причин
явлений и всецело сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и
наблюдение, на изучении действительных законов».
По мнению О. Конта, для научного взгляда на общество необходима
достоянная и строгая эмпирическая проверка всех рассматриваемых
теоретических положений. Он считал, что социальный ученый должен
руководствоваться в своем исследовании тремя основными принципами:
эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. Конт писал, что «эпиризм
означает, что единственным источником истинной науки о мире является
опыт. Позитивизм – что предметом его являются только факты. Физикализм
– что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала
физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание».
Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение, то научное знание, по
его мнению, является преимущественно описательным. В истории
философии наиболее ярким примером методологической связи социальной
философии и естествознания стал позитивизм. Огюста Конта. При этом,
главную функцию науки он видел в предвидении. На наш взгляд это великое
предвосхищение появления футурологии как науки о будущем.
По материалам эссе можно сделать вывод, что научные открытия
Огюста Конта в части создания позитивизма как философского учения и
направления дали направление развитию науки, реально работающему и в
ХХI веке. Классическим примером методологической связи социальной
философии и естествознания стали концепции О. Конта, а сам позитивизм
придал основную тенденцию развитию современных социально-
гуманитарных наук – от абстрактных суждений к объективному
изучению социальной реальности.
6
Список литературы
1. Асмус В. Ф. О. Конт // Вестник АН СССР. – 1957. № 9.С.55-59.
2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.
Ответственный редактор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.:
Издательство НОРМА, 2001.
3. Конт О. Общий обзор позитивизма : пер. с фр. – М., 2016.
4. Матюхин А. В. Естествознание и рождение философии позитивизма. //
Вестник Российского экономического университета имени Г.В.
Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2017. – № 2. – С. 48-53.
5. Милль Дж. Ст. Огюст Конт и позитивизм. – М.: ЛКИ, 2016.
6. Осипова Е. В. Огюст Конт и возникновение позитивистской
социологии // История буржуазной социологии XIX-начала XX века. –
М.: Наука, 1979.
7. Смирнов П. И. Возвращение к позитивизму в теоретической
социологии: необходимость и возможность // Дискурс. – 2016. – № 2. –
С. 133–141.
8. Смирнов П. И. Возможно ли возрождение и обновление позитивизма в
теоретической социологии? // Социологические исследования. – 2017. –
№ 3. – С. 14–23.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!