это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
799116
Ознакомительный фрагмент работы:
Основные механизмы и инструменты государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций
Становление российского некоммерческого сектора пришлось на 90-годы 20 века и было связано с принятием нескольких федеральных законов, в частности, Федерального закона № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях» (1995 г.), Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (1996 г.), Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.).
Государство выполняет регулирующую функцию, устанавливая «правила игры» для всех некоммерческих организаций. Государственное регулирование некоммерческих организаций представляет собой систему взаимоувязанных методов, инструментов, механизмов и экономических рычагов, оказывающих воздействие на деятельность некоммерческих организаций. Для некоммерческого сектора экономики государственное регулирование является особенно важным, так как целью таких организаций не выступает получение прибыли и их деятельность не подвержена управлению посредством рыночных механизмов.
Выделяют институциональное и финансовое регулирование деятельности некоммерческих организаций. Институциональное регулирование представляет собой механизм, который образует институциональную среду и определяет формирование, осуществление деятельности институциональной единицей. Институциональная среда деятельности некоммерческих организаций сформирована системой источников законодательства. Данная система источников в России представлена общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, Конституцией, федеральными законами, законодательством субъектов Российской Федерации, подзаконными нормативно-правовые актами.
Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений в России.
В настоящее время в России действуют 22 независимые формы некоммерческих организаций и несколько десятков несамостоятельных форм некоммерческих организаций. Их деятельность регулируется 28 принятыми федеральными законами. Осуществление финансовой и хозяйственной деятельности некоммерческих организаций регулируется Налоговым и Гражданским кодексами.
Государственное регулирование некоммерческих организаций осуществляется на микро и мезороуровнях, причем федеральный уровень регулирования – это макроуровень, а региональный уровень - мезоуровень.
Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций
Механизмы и инструменты государственного регулирования некоммерческих организаций на региональном уровне
Механизмы и инструменты государственного регулирования некоммерческих организаций на федеральном уровне
- налоговая, финансовая, кредитная политика;
- стимулирование инновационной среды развития некоммерческих организаций;
- прогнозирование и макропланирование, разработка федеральных программ и концепций социально-экономического развития
- разработка льгот на имущество и земельные ресурсы субъекта РФ;
- разработка региональных планов, стратегий и программ взаимодействия с некоммерческими организациями;
- определение размера и порядка выделения ресурсов некоммерческих организаций и контроль за их использованием;
- региональная налоговая политика.
Рисунок 1.- Механизмы и инструменты государственного регулирования некоммерческих организаций
Кроме этих двух уровней государственного регулирования существует еще и микроуровень (правовая база муниципальных образований). На этом уровне происходит формирование льгот на аренду муниципального имущества и земли, разработка порядка выделения и контроля ресурсов, которые предоставляются некоммерческим организациям.
Федеральный центр расширяет правительственное финансирование социальных проектов некоммерческих организаций и поощряет развитие нескольких направлений, которые стимулируют увеличение их роли в социальной сфере.
Среди таких правительственных мер можно выделить механизмы аутсорсинга, реформу бюджетной сферы, правительственные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Министерство экономического развития ведет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и обеспечивает нормативное и правовое регулирование и их финансовую поддержку в виде субсидий. Поддержка некоммерческих организации осуществляется на основе софинансирования с региональными властями. Государственная поддержка некоммерческих организаций осуществляется также посредством предоставления президентского гранта (в 2008 году было выполнено финансирование на сумму 63 млн. дол.).
Институциональная среда функционирования некоммерческих организаций в России характеризуется большим количеством и разнообразием организационных и правовых форм, которые дублируют друг друга и не используются в полной мере. В России нет логически построенной системы нормативного регулирования некоммерческих организаций и взаимодействия с ними государства на региональном и местном уровнях. Процедура регистрации занимает длительное время.
Финансовое регулирование представляет собой механизм прямого и косвенного влияния на отношения и процессы в экономике.
Прямое воздействие - это финансовая поддержка некоммерческих организаций государством (выделение финансовых ресурсов в виде субсидий, грантов и последующий финансовый контроль за рациональным и целевым использованием средств). К инструментам прямого воздействия относится также предоставление льгот на аренду земли и имущества, которое находится в федеральной и муниципальной собственности. Косвенное воздействие государство осуществляет путем налогового администрирования (налогообложения некоммерческих организаций и их доноров).
Недостатки финансового регулирования некоммерческих организаций состоят прежде всего в том, что бюджетные средства и имущество предоставляются на льготной основе тем некоммерческим организациям, которые считаются «социально ориентированными» и нормативный документ, который регламентирует присвоение некоммерческой организации подобного статуса на уровне регионов отсутствует.
В России отсутствует методика оценки финансового состояния организации в момент выделения ей бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются на основании субъективной оценки комиссии и экспертов без привлечения экономических показателей. Механизм предоставления имущества некоммерческим организациям на льготной основе отсутствует. В России нет единой формы заявок, отчетов для получения бюджетных средств. Финансовые ресурсы из бюджетов разных уровней получают из года в год одни и те же некоммерческие организации, другим организациям помощь не доступна.
В России отсутствуют льготы для некоммерческих организаций, их доноров и получателей услуг.
Все перечисленные факторы существенно снижают экономическую эффективность деятельности некоммерческих организаций. Некоммерческие организации во всем мире отлично себя зарекомендовали и являются двигателем общественного прогресса.
С целью совершенствования государственного механизма регулирования деятельности некоммерческих организаций необходимо законодательно закрепить значительно меньшее количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Это упростит регистрацию предприятий и систему предоставления отчетности. Необходимо отходить от привычной бюрократизации этого сектора экономики и как можно больше облегчать им жизнь.
Действенными государственными инструментами стимулирования деятельности некоммерческих организаций должны стать публичные дебаты и консультации, четкие правила и нормативно-правовая база, предоставление налоговых льгот как для некоммерческих организаций, так и для их доноров. Некоммерческие организации должны использоваться в качестве партнеров в реализации программ и проектов. В современных условиях некоммерческие организации могут стать экспериментальным площадками тестирования инновационных технологий в социальной работе для последующего тиражирования государственными учреждениями.
Необходимо построить прочный коммуникационный канал взаимодействия общественности посредством некоммерческих организаций. Государство должно выступать поощрителем деятельности некоммерческих организаций и ни в коем случае не доминировать в них. Задача государства – выделение средств и заключение контрактов для поощрения деятельности некоммерческих организаций в приоритетных областях народного хозяйства и способствование их самостоятельности.
В современных условиях государство должно поощрять развитие гражданского общества и искоренять коррупцию на всех стадиях взаимодействия власти и некоммерческих организаций. Для некоммерческих организаций нужен специальный налоговый режим.
Основными механизмами государственной поддержки некоммерческих организаций, которые будут стимулировать их деятельность, являются налоговые льготы, целевые гранты, государственные контракты, простота регистрации организаций, развитие инфраструктуры.
Государственное финансирование некоммерческих организаций в России почти не используется ввиду непрозрачности и неразвитой информационной среды.
Необходимо наращивать финансовую государственную поддержку и передать как можно больше социальных услуг на реализацию некоммерческим организациям, это поможет перейти России на новый этап развития некоммерческого сектора – достижение лучших мировых практик. Эксперты говорят о необходимости семикратного увеличения финансирования некоммерческого сектора в России. Это поможет эффективному функционированию некоммерческих организаций и позволит выйти на новый уровень общественного развития.
Список использованной литературы
1. Тарасенко А. Некоммерческий сектор в странах Европейского Союза и России в контексте трансформации государства благосостояния. – СПб.: Норма, 2015.- 224 с.
2. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : докл. к XII Междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л. И. Якобсон ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 56 с.
3. Парфенова, Л. Б. Особенности государственного регулирования некоммерческих организаций в России / Л. Б. Парфенова, Н. В. Семенова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2012. - № 1. - С. 115-119.
4. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. Министерство экономического развития России. 2011.- 29 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!