это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
811487
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеВ своем эссе мне бы хотелось написать о сущности власти в обществе, ее формах и порядке действия, а также о роли власти в общественном развитии.
Конечно, власть всегда оказывала решающее воздействие на жизни людей. Проблемы того кто должен править, какие средства необходимо использовать для установления и «удержания» власти, как можно воздействовать на властные отношения всегда интересовали людей.
Проблема власти актуальна на протяжении всей истории философской и политической мысли. Этой проблеме посвящено много работ и в отечественной литературе.
Различные отрасли знания по-разному определяют понятие власти, что доказывает сложность и неоднозначность содержания этого термина. Одни рассматривают власть как инструмент, позволяющий управлять кем-либо или чем-либо (человеком или государством), другие говорят о ней как об исключительном праве управлять страной.
Феномен власти охватывает практически всю сферу социальных отношений и, в значительной степени, обуславливает внутреннюю сущность самого человека. Проявления данного феномена в социальной реальности многогранны и имеют широкий диапазон задействованных в них субъектов.
Во властных отношениях принимают участие в той или иной форме практически все члены общества. Власть оказывается масштабным общественным феноменом, влияющим на судьбу каждого человека. Таким образом, номинальная власть в обществе оказывается лишь внешней оболочкой более сложного в своей сущности явления. Новые подходы к феномену власти вызывают потребность в создании актуальной теоретической модели властных отношений.
Власть как объект теоретико-правового исследованияНачнем с определения власти.
Итак, власть во всех своих многочисленных проявлениях - это необходимый для жизнедеятельности общества атрибут социального бытия.
Весь исторический опыт наглядно подтверждает это.
Начиная с первобытных времен и по настоящее время, структура общества, а значит и структура власти постоянно усложняются. Поэтому власть - это сложнейшее социокультурное явление социально-политического бытия.
Надо сказать, что «власть» может пониматься как нечто, принадлежащее всему обществу, либо как то, что внутри самого общества декларируется обозначением «власть». Властью можно называть как господство, доминирование, так и влияние, определенную степень воздействия.
На мой взгляд, наиболее адекватно понятию власти соответствует следующее определение: власть - это реализуемая в практической деятельности способность субъекта (социальной группы, организации) осуществлять социальное управление.
Анализ власти как важнейшего социально-политического института позволяет выявить ее главные формы проявления: управление, организация, регламентация, насилие.
Далее перечислим сущностные характеристики власти как реализуемой способности к социальному управлению:
- легитимность власти (добровольное признание и поддержка власти большинством общества);
- целеустремленность власти (способность к целеполаганию и целедостижению на основе общественного согласия либо корпоративного консенсуса);
- концептуальная определенность власти по целям и способам их достижения;
- эффективность власти (способность достичь заданную цель при минимизации затрат ресурсов власти);
- способность к прогнозированию последствий своих решений и действий как функциональная особенность власти.
К тому же у власти имеются различные элементы: ресурсы, объекты, субъекты. Любой их указанных элементов может быть использован при основании типологии власти.
Какими же бывают виды власти?
Наиболее содержательной классификацией власти выступает деление в соответствии с ресурсами, на которые она основывается: духовную, принудительную, социальную, экономическую, политическую.
В зависимости от субъектов можно различать: профсоюзную, партийную, государственную, семейную и т.п.
По широте выделяют мегауровень – это международные организации (ООН, НАТО и т.д.) и макроуровень – органы государства, мезоуровень – областные и районные центры, которые подчинены центру, микроуровень – власть в малых группах.
Также возможно классифицировать власть по функциям ее органов: законодательная, исполнительная, судебная власти.
По способам взаимодействия объекта и субъекта – авторитарная или демократическая власть.
Содержание властных отношений сопряжено с такими понятиями как господство, мощь, сила, владение, принуждение, манипуляция, авторитет и это далеко не полный перечень, отражающий различные аспекты власти. Выявляются различные ресурсы власти, позволяющие устанавливать и реализовать властные отношения.
В истории человечества ресурсы власти определяли характер социального развития и обуславливали способ существования обществ.
Ресурсами власти выступали сакральные ценности, так, жрецы, императоры были выразителями священных законов, реализуя, волю бога на земле. Весьма эффективным и очень спорным является такой властный ресурс как насилие.
Мощные армии, совершенное оружие являются достаточным основанием для установления власти.
Вместе с тем весьма аргументированной является позиция, согласно которой необходимость в применении насилия демонстрирует не силу власти, а ее отсутствие.
Богатство как ресурс власти - власть денег, власть экономического капитала, владение средствами производства также выступает основанием для господства. Изменения социального развития сопряжены со сменой ресурсов власти.
Следует отметить, что в современном мире возникает и начинает преобладать такой ресурс власти как знание, владение информацией.
2. Роль и функционирование современной власти в обществеСовершая исторический экскурс, можно отметить, что начиная со времени образования древних государств, власть стремиться к демонстрации собственной мощи и силы.
Формами демонстрации власти являлись и публичные казни, выезды державных особ, воздвижение дворцов и так далее. Власть демонстрировала свое величие, подчеркивая собственную осведомленность, повсеместность и эффективность.
Безусловно, всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.
Любое общество, являясь всеобъемлющим коллективом в государственных границах, имеет свою внутреннюю структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.).
Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития общества в нем появляются определенные структуры, которые и занимаются этими вопросами.
В связи с этим, в обществе предполагается наличие субъекта и объекта управления и существование между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование о степени выполнения приказа).
В отличие от других существующих форм управления государственная власть носит публичный характер. Особенность публичной власти состоит в том, что она возникает не в любом коллективе людей, как-то семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными отношениями.
Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для достижения своих целей, главной из которых является борьба за власть.
Через политику общество достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое государство может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.
Фундаментальной основой политики считается потребность общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и найти разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.
В условиях современных, процессов глобализации, власть проявляется в высокоскоростном режиме существования, власть мобильна и направляет свои усилия не на утверждение собственных директив, а на лишение других возможности принимать важные организационные решения.
Интересно, что парадоксальность становящихся властных отношений заключается в том, что власть не берет на себя ответственность по принятию решений, она ссылается на существование деперсонифицированных сил, которые оказывают решающее и, как правило, трудно прогнозируемое влияние на существующее положение дел.
Демонстрация вытесняется стремлением власти быть «непрозрачной», недоступной для понимания большинства. Власть не стремиться утверждать себя через установление порядка, путем организации, установления контроля и дисциплины.
Прим этом, ресурсом власти становится неопределенность, постоянная изменчивость, непредсказуемость социального мира. Непредсказуемость – лучшая форма контроля. Власть оставляет человека перед лицом сложных проблем, предоставляя ему свободу действий. Индивидуализация – это еще одна характерная черта современного социума.
Можно заметить, что власть не навязывает порядка, она не принуждает к дисциплине, она (власть) оставляет человека в ситуации постоянного выбора, не предоставляя оснований для его совершения. Формами проявления современной власти становятся не директивы и приказы, а формирование символов, симулякров (копий за которыми нет никакого подлинника), демонстрирующих успешную жизнь, выражающуюся в возможности «владеть миром».
Таким образом, детерриторизация власти проявляет себя еще и в том, что «власть имущие» владеют привилегиями, дающие им возможность не нести ответственности за то пространство (физическое и социальное), в котором правят.
Особым проявлением современных властных отношений является то, что большинство людей, лишенных «свободы передвижений», имеющих одно место проживания, также не стремятся к преобразованию, улучшению собственной жизни в рамках существующего пространства. Для них привязанность к месту, «оседлость» рассматривается как положение, которое необходимо преодолеть. Необходимо переместиться туда, где существует достойная, обустроенная жизнь, а не преобразовывать собственную жизнь в данных условиях.
Таким образом, власть переходит к политике более гибкого управления, она не создает больше паноптикумов, напротив, теперь объектом наблюдения и пристального внимания является жизнь людей, обладающих властью. В древности Конфуций провозгласил тезис о том, что император должен быть примером для нарда – какой император, такой и народ.
Современная форма существования власти создает символы благополучной жизни, становящиеся примером для большинства. К сожалению, одной из важнейших черт, которая присуща власти и воспринимается большинством – это нежелание брать на себя ответственность.
В обыденной жизни и на уровне принятия государственных решений, люди все чаще ссылаются на то, что в предлагаемых обстоятельствах они за последствия своих действий ответственности не несут. Отказ от ответственности нежелание принимать решения и организовывать условия своей жизни, или жизни целых народов, в условиях глобализирующегося мира могут привести к необратимым разрушающим последствиям.
Поскольку изменение пространственно временных рамок ведет к возникновению единого мирового пространства, в котором возникает много новых видов связей.
К сожалению, взаимозависимость в настоящий момент обретает такие формы, при которых действия рядового человека могут повлечь за собой последствия глобального масштаба, создавая угрозу жизни и существования, как отдельным людям, так и целым народам.
ЗаключениеИтак, подведем итоги: власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар.
Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект (субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта). Отсутствие единого определения подтверждает многоаспектность этого явления.
Понимание роли феномена власти внутри социума на протяжении всей истории философской мысли постоянно расширялось, захватывая все новые сферы социального бытия. Власть оказывается интегрирована практически во все области человеческой жизни. Таким образом, властные отношения оказываются весьма сложными и многосторонними.
Сущность власти в условиях современного глобализирующегося мира проявляется в совершенно иных формах и ставит перед собой другие цели и задачи.
Традиционная задача и функция власти, заключающаяся в установлении контроля, порядка, основанного на определенных нормах, заменяется полным отказом от контроля, власть устранилась («детерриторизировалась») от необходимости решать важные социальные проблемы, предоставляя человеку полную свободу выбора в поиске стратегий выживания. Индивидуализм и свобода выбора неизменно сопряжены с риском, который и становится основной функцией управления.
Подводя итоги, хочется сделать акцент на то, что власть действительно важна. Только она позволяет поддерживать порядок в обществе, которое всегда нуждается в управлении. Организация – важный элемент развития, без нее наступает хаос.
Список использованной литературыБаев В.Г., Пугина О.А. Власть как юридическая категория: интерпретация власти в правовой науке // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 40-44.
Бочаров В.В. Российская власть в политико-антропологической перспективе // Полис. – 2011. - № 6. – С. 92 – 103.
Гейер, А.Г. Краткий очерк по философии права / А.Г. Гейер. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 152 c.
Михалкин Н. В., Михалкин А. Н.. Философия права. Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат. 2014. – 393 с.
Пантыкина М.И. Власть в правовой жизни: феноменологический опыт преодоления семантической неопределенности понятий // Правоведение. 2013, № 2. С. 61-64.
Попов В. Г. Феномен власти // Вестник ВятГУ. 2013. №3 (1). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-vlasti
Сущность государственной власти. / Никифоров А.А. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С. 86-90.
Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Головистикова А.Н., Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. - М.: Юрайт-издат, 2013. - 761 с.
Хрестоматия по теории государства и права. Т.Н. Радько. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2013. - 720 с.
Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Задание: На основе полученной в ходе курса информации
Другое, Цифровая трансформация отраслей экономики и бизнеса
Срок сдачи к 29 июля
Тема: «Уголовно-правовые средства борьбы с мелким взяточничеством в сфере таможенного дела»
Диплом, Таможенное дело
Срок сдачи к 15 авг.
Проблемы развития логистических цепей поставок сельскохозяйственной...
Другое, Отраслевая экономика
Срок сдачи к 1 сент.
Переделать отчет по практике
Контрольная, Учебно-ознакомительная практика,программирование
Срок сдачи к 30 июля
Курсовая по спортивной медицине (Анкетирование клиента, программа питания, программа тренировок)
Курсовая, фитнес,физическая культура
Срок сдачи к 29 июля
Необходимо решить тест и дать развернутый ответ на 2...
Контрольная, история россии
Срок сдачи к 27 июля
расчетно-графическая работа рецензия судебной землеустроительной...
Контрольная, судебная землеустроительная экспертиза, право
Срок сдачи к 30 июля
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!